Утверждаю
Декан школы «Общая медицина»
Шопаева Г.А._________________Ф.И.О.
«____» _____________20__г.
Образовательная программа | Бакалавриата | ||
Шифр и наименование специальности | 5В130100 – «Общая медицина» | ||
Цикл дисциплины | БДВ | ||
Код дисциплины | В.18-Оfarm | ||
Наименование дисциплины | Основы фармакологии | ||
Курс | Семестр | ||
Кредиты KZ | Кредиты ECTS | ||
Общий объем часов | Аудиторных | ||
СРОП | |||
СРС | |||
Кафедра/курс | Кафедра фармакологии | ||
Язык обучения | Русский | ||
Форма итогового контроля | Экзамен |
Алматы 2018
Нормативные ссылки
Силлабус составлен в соответствии с:
1. Приказ и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 июля 2015 года № 647 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям»
2. Образовательной программой, утвержденной на заседании Университетского совета от 14 августа, протокол № 12
Разработано: | подпись | Ф.И.О. |
Доцент | Сатбаева Э.М. | |
Доцент | Кадырова Д.М. | |
Доцент | Ананьева Л.В. | |
Обсуждено: | ||
Ответственный за дисциплину | Кадырова Д.М. | |
Заведующая кафедрой | Сатбаева Э.М. | |
Дата и № протокола заседания кафедры | Протокол №1 от 15.08.2018 г. | |
Председатель КОП факультета | Нуфтиева А.И. | |
Дата и № протокола заседания КОП | Протокол №1 от 04.09.2018 г. | |
Ст. методист ОУМР | Сегизбаева Ж.У. |
Введение
Цель дисциплины: сформировать у студентов системные знания по разделам общей фармакологии и основам фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств для направленного воздействия на соответствующие патологические процессы. |
Краткое описание дисциплины: фармакология является наукой, изучающей воздействие лекарственных средств на организм больного человека. Основными задачами дисциплины являются: · изучение общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики, факторов, влияющих на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств; · изучение фармакологических свойств лекарственных средств; · изучение мер предупреждения, корреции побочных эффектов и взаимодействия лекарственных средств; · ознакомление с лекарственным формуляром, фармаконадзором, стандартами лечения и принципами доказательной фармакологии; · освоение навыков работы с электронными базами по поиску сведений о лекарственных средствах. |
Пререквизиты –анатомия, физиология, молекулярная биология, медицинская генетика, биохимия, химия, микробиология |
Компетенции Общие компетенции: Профессиональная деятельность. Студенты смогут проявлять профессиональное поведение: действовать честно и соблюдать этические обязательства, быть инициативным, уметь достичь цели, демонстрировать навыки работы в команде Применение достижений биомедицинских наук Фармакология является базовой дисциплиной при подготовке врачей всех специальностей. Основные разделы фармакологии, содержащие сведения по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных средств, тесно связаны с базовыми дисциплинами - анатомией, нормальной физиологией, биохимией, микробиологией, медицинской генетикой Эффективно использовать информационные технологии в области медицины Студенты смогут использовать компьютерные технологии для поиска достоверной информации по лекарственным средствам с точки зрения доказательной медицины в различных информационных базах (KNF.kz, Dari.kz, Pubmed, Elsevier, FDA и др.). Способность применять научные принципы, методы и знания в медицинской практике и исследованиях Студенты смогут применять методы и знания в медицинской практике и исследованиях, основанные на научных принципах доказательной фармакологии |
Результаты обучения: По завершении данной программы ожидается, что обучающийся будет способен: -демонстрировать знания механизмов действия лекарственных средств и навыки определения взаимосвязи механизмов с фармакологическими эффектами; -выбирать лекарственные средства с учетом фармакологических характеристик при определенных патологических состояниях; -демонстрировать навыки расчета разовой дозы лекарственных препаратов; -определять режим дозирования с учетом кратности и длительности приема; -выбирать путь введения в зависимости от состояния организма и характера патологического процесса; -распозновать и коррегировать возможные нежелательные эффекты лекарственных средств, а также оценивать взаймодействие лекарственных средств; -проводить поиск и сбор, переработку информации о лекарственных средствах из различных информационных источников в соответствии с принципами доказательной фармакологии. |
|
|
План изучения дисциплины
|
№п/п | Наименование темы дисциплины | Контактные часы | Часы самостоятельной задаиние | |||||
Практические занятия | лабза | СРОП конс | СРО | Задания | ||||
пр.занятия | семинары | тренинги | ||||||
1. | Введение в фармакологию. Лекарственные формы. | Индивидуальная работа: 1. Дать определение цели и задачам фармакологии Работа в малых группах: 1. Заполнить таблицу по сравнительной характеристике различных лекарственных форм. 2. Представить схематично этапы разработки лекарственных средств. Самостоятельная работа: 1. Продемонстрировать навыки оформления рецептурных прописей в соответствии с нормативно-правовые акты. | ||||||
2. | Фармакокинетика лекарственных средств | 2 | 2 | 2 | Работа в малых группах: 1. Составить алгоритм взаимосвязи показателей фармакокинетики лекарственных средств с режимом дозирования. 2. Дать определение и объяснить значение нижеперечисленных параметров фармакокинетики лекарственных средств для рационального применения: биодоступность, период полувыведения, клиренс, константа скорости элиминации. Самостоятельная работа: 1.Проанализировать зависимость действия лекарственных средств от фармакогенетических особенностей организма (представить в виде таблицы). | |||
3. | Фармакодинамика лекарственных средств. | 2 | 2 | 2 | Индивидуальная работа: 1. Объяснить значимость общих закономерностей фармакодинамики лекарственных средств для их рационального применения. Работа в малых группах: 1. Описать факторы, влияющие на фармакодинамику лекарственных средств. Самостоятельная работа: 1. Представить пример фармакоэкономического расчета препаратов, применяемых при ИБС (ABC-, VEN-анализы и т.д). | |||
4. | Побочное действие ЛС. Взаимодействие ЛС | 2 | 2 | 2 | Работа в малых группах: 1.Составить таблицу, отражающую характеристику развития побочных эффектов и привести примеры (согласно классификации). 2.Оценить возможные взаимодействия лекарственных средств (решение задач). 3.Обсудить основные цели и задачи формулярной системы. Самостоятельная работа: 1.Представить эссе на тему «Основные принципы доказательной фармакологии». | |||
5. | Средства, влияющие на афферентную иннервацию | 2 | 2 | 2 | Работа в малых группах: 1. Составить таблицу по классификации местных анестетиков согласно химической структуре, длительности действия, токсичности и клиническому применению. 2. Решение ситуационных задач по теме занятия Индивидуальная работа: 1. Провести фармакологический разбор следующих препаратов: ксикаина, артикаина. Самостоятельная работа: 1. Представить таблицу включающую фармакологические эффекты и механизм действия раздражающих средств. | |||
6. | Средства, влияющие на периферическую нервную систему. Холинергические средства | 2 | 2 | 2 | Работа в малых группах: 1.Продемонстрировать схематично взаимосвязь фармакологических эффектов холинергических средств с воздействием на рецепторы. 2. Сопоставить фармакологические эффекты с возможностью клинического применения. 3.Решение тестовых заданий на казахском языке по оценке возможности развития побочных эффектов и их коррекции; выбору антидотов при отравлении. Индивидуальная работа 1. Провести фармакологический разбор и рассчитать разовую дозу пилокарпина гидрохлорида, атропина сульфата и неостигмина сульфат. Самостоятельная работа: 1. Представить графологичес-кую структуру по теме «Влияние никотина на организм человека» | |||
7. | Средства, влияющие на адренергические рецепторы | Работа в малых группах: 1. Проиллюстрировать схематично взаимосвязь фармакологических эффектов адренергических средств с воздействием на разные типы рецепторов. 2.Сопоставить фармакологические эффекты с возможностью клинического использования. Индивидуальная работа: 1.Решение тестовых заданий, в том числе на английском языке по теме занятия. 2. Провести фармакологический разбор адреналина гидрохлорида, мезатона, сальбутамола, доксазозина, метопролола. Самостоятельная работа: 1. Составление ситуационных задач по теме «Средства, влияющие на дофаминовые рецепторы». | ||||||
8. | Рубежный контроль №1по темам с №1-7 | Подготовка к рубежному контролю по темам занятий №1-7 | ||||||
9. | Противомикробные средства. Химиотерапев-тические средства. Антибиотики. Основные принципы антибактериальной терапии. | Работа с литературой по теме: «Противомикробные средства. Химиотерапевтические средства. Антибиотики. Основные принципы антибактериальной терапии» Работа в малых группах: 1. Составить таблицу «Сравнительный анализ бета-лактамных антибиотиков, согласно механизму, типу, спектру действия. 2. Решение ситуационных задач по теме занятия. 3. Работа с глоссарием на английском языке. Индивидуальная работа: 1. Провести фармакологический разбор хлоргексидина, амоксициллина, цефтриаксона и рассчитать суточную дозу. Самостоятельная работа: 1.Представить таблицу с указанием вида антибиотико-резистентности, причины развития. | ||||||
10. | Химиотерапевтические средства. Антибиотики | Работа в малых группах: 1. Составить таблицу «Сравнительный анализ антибиотиков, кроме бета-лактамных», согласно механизму, типу, спектру действия, побочным эффектам. Индивидуальная работа: 2. Провести фармакологический разбор азитромицина, амикацина, доксициклина, клиндамицина и рассчитать суточную дозу. Самостоятельная работа: 1.Представить таблицу, отражающую фармакологическую характеристику антибиотиков, применяемых для лечения сифилиса | ||||||
11. | Синтетические антибактериальные средства. Противотуберкулезные средства. | Работа в малых группах: 1. Составить таблицу «Сравнительный анализ синтетических антибактериальных средств разного химического строения», согласно механизму, типу, спектру действия. Индивидуальная работа: 1. Провести фармакологический разбор левофлоксацина, рифампицина, изониазида и рассчитать суточную дозу. Самостоятельная работа: 1. Представить в виде схемы механизм действия Ко-тримоксазола. | ||||||
12. | Противовирусные средства. Противогельминтные средства. | Работа в малых группах: 1. Составить схемы механизмов действия противовирусных и противогельминтных средств. 2. Решение ситуационных задач на казахском языке по теме занятия. Индивидуальная работа: 1. Провести фармакологический разбор интерферона, ацикловира, осельтамивира, мебендазола. Самостоятельная работа: 1.Составить таблицу «Сравнительная характеристика препаратов групп ингибиторов обратной транскриптазы, и ингибиторов ВИЧ-протеаз». | ||||||
13. | Противогрибковые средства. Противопротозойные средства. | Работа в малых группах: 1.Составить таблицу «Сравнительный анализ противогрибковых препаратов, применяемых при системных микозах и дерматомикозах», согласно механизму, типу, спектру действия. 2.Решение ситуационных задач по теме «Противопротозойные средства». Индивидуальная работа: 1. Провести фармаколо-гический разбор флуконазола, метронидазола, фуразолидона. Самостоятельная работа: 1. Представить в виде схему «Основная направленность действия противоамебных средств». | ||||||
14. | Противобластомные средства.Принципы таргетной терапии опухолевых процессов. Применение биосимиляров в клинической практике. | Работа в малых группах: 1. Провести сравнительный анализ противобластомных средств согласно механизму действия и побочных явлений. Индивидуальная работа: 1.Схематично представить принципы таргентной терапии опухолевых процессах. 2. Провести фармакологический разбор метотрексата, ритуксимаба, L-аспарагиназу, паклитаксела. Самостоятельная работа: 1. Представить таблицу «Сравнительный анализ биосимиляров и дженериков». | ||||||
15. | Рубежный контроль №2 по темам с № 9 по 14. | Подготовка к рубежному контролю по темам занятий №9-14 | ||||||
Всего: |
Методы оценки
Результат обучения | Метод преподавания | Метод оценки |
1 | 2 | 3 |
будет способен: -выбрать лекарственные средства с учетом фармакологических характеристик при определенных патологических состояниях; -демонстрировать навыки расчета разовой дозы, определения режима дозирования с учетом кратности и длительности приема; -выбирать путь введения в зависимости от состояния организма и характера патологического процесса; -распозновать и коррегировать возможные нежелательные эффекты лекарственных средств, а также оценивать взаймодействие лекарственных средств. | -Электронные лекции -Практические занятия -Консультация-TBL | -Собеседование-Письменные задания (фармакологический разбор препаратов, тестовые задания, решение ситуационных задач) |
-проводить поиск и сбор, переработку информации о лекарственных средствах из различных информационных источников в соответствии с принципами доказательной фармакологии. | - Анализ основной и дополнительной учебной литературы при подготовке к занятиям; - Работа на информационных сайтах (KNF.kz, Dari.kz, Pubmed, Elsevier, FDA и др.) | -Устный опрос-Письменные задания (тесты, ситуационные задачи) |
- будет способен демонстрировать навыки работы в команде, владения профессиональной терминологией, комментирования своих действий, эффективные письменные, устные и технологические навыки в контексте изучаемой дисциплины. | -практические занятия-Работа в малых группах:TBL, CBL | -Устный опрос-Письменные задания (тесты, ситуационные задачи) |
Вид контроля | Удельный вес оценки | Методы оценки | Сроки оценивания | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Текущий | 40% ОРД | 60% ОИК | Собеседование (устный опрос по вопросам темы) – 50%Оценка умения демонстрации практического навыка и /или выполнения практических работ на занятиях (по чек-листам)– 50%. | По окончанию изучения темы. |
Рубежный контроль | 60% ОРД | Рубежный контроль: устный опрос, фармакологический разбор препаратов, расчет разовой дозы.Оценка знания студентов, полученных в течение изучения одного раздела: обучающийся должен понимать теоретические вопросы и применять их для решения ситуационных задач.Студент допускается к рубежному контролю при выполнении всех заданий на практических занятиях, СРОП и СРО. | 2 рубежных контроля по завершению изучения каждого раздела. | |
Итоговый | 40% ОИК | Письменный экзамен | Согласно чек-листу |
Список литературы
Обязательная:
1. Харкевич Д.A. Фармакология: учебник / Д.А. Харкевич. – 11- е изд, испр. и доп. - M.: ГЕОТАР-Медиа, 2015.-760 с.
2. Бертрам Г. Катцунг «Базисная и клиническая фармакология» том 1, изд. – М.:Бином Диалект, 2008. - 648с. Бертрам Г. Катцунг «Базисная и клиническая фармакология» том 2, изд. – М.:Бином Диалект, 2009. - 784с.
Электронные источники
1. Сайты knf.kz.www. dari.kz
2. Clical learning, Medscape.com, Medscape video.
Дополнительная литература
1. Л.В. Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» - Издательство «Мегаполис» Харьков 2015.-с.782
2. Фармакология: учебник / под ред. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2013. – 832 с.
3. Craig Davis, Steven R. Harris USMLETM. Step 1 Pharmacology. Lecture Notes.- Kaplan, Inc., 2013
4.Машковский М.Д. Лекарственные средства.- 16-е изд., перераб., испр. и доп. - М., 2012. – 1216 с.
5. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров.- Учебное пособие – ГЭОТАР-Медиа. 2012. - 726 с.
6. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. М.: «ГЭОТАР-МЕД». 2012.- 400 с.
7.Под редакцией проф., д.м.н. А.Е. Гуляева. Формулярная система – основной инструмент рационального использования лекарственных средств, Астана, 2012, с.40
8.Лужников Е.А. «Острые отравления у взрослых и детей». М.: Эксмо, 2009. – 560 с.
9. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2008, 414с.
10. Lynn Wecker Brody s Human pharmacology molecular to clinical.2005g. 688p.
12. Сайты knf.kz., www. dari.kz
13. Clical learning, Medscape.com, Medscape video.
Приложения
1. Календарно-тематические планы (приложение №1)
2. Методические рекомендации (приложение №2)
3. Оценочные листы (приложение №3)
4. Перечень экзаменационных вопросов (приложение №4)
Сведения о преподавателях
№ п/п | ФИО сотрудника кафедры (полностью) | Должность | Ученая степень | Квалифика-ционная категория | Научные интересы | Наименование, адрес клинической базы, № кабинета | Контактная информация: № телефона E-mail |
Сатбаева Эльмира Маратовна | Зав. кафедрой | к.м.н., ассоцир.профессор | Фармакоэкономика Фармакокинетика | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.508 | 8 707 212 28 66 E.Satbaeva@mail.ru | ||
Кадырова Диляра Мулдашевна | Доцент | к.м.н., доцент, профессор КазНМУ | Скрининговые и углубленные исследования местноанестезирующей активности вновь синтезируемых соединений | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.514 | 8 707 160 89 74 Kadyrova-41@mail.ru | ||
Ананьева Лариса Викторовна | Доцент | к.м.н., доцент | Рациональное применение антибиотиков, антибиотикорезистентность | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.514 | 8 778 970 01 75 lvananyeva@gmail.com | ||
Сейталиева Аида Мурзекеновна | Доцент | к.м.н. | Изучение фармакокинетических параметров лекарственных средств | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.514 | 8 777 124 64 95 seitalieva@mail.ru | ||
Есетова Камажай Утениязовна | доцент | к.м.н. | Антиаритмические средства | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.514 | esetova. k@kaznmu.kz | ||
Изатова Айгуль Есенгельдиновна | доцент | д.м.н. | Антигипертензивные средства | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.514 | izatova.a@kaznmu.kz +77075953068 | ||
Ким Ирина Ивановна | доцент | к.м.н., доцент | Общая фармакология | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.514 | kim.i@kaznmu.kz +77059004226 | ||
Смагулова Гульмира Советбековна | Ст. преп. | к.м.н. | Изучение местноанестезирующей активности | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.514 | 8 778 927 01 37 Zhamiko.09@mail.ru | ||
Батагоева Замира Жамалбековна | Ст. преп. | магистр по специальности «Общественное здравоохранение» | Изучение местноанестизирующей активности | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.507 | batagoeva87@mail.ru | ||
Амиркулова Маржан Куляшевна | Ст. преп. | Изучение местноанестезирующей активности | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.507 | 8 702 399 44 47 maarrj@mail.ru | |||
Мырзабек Бота Тегісқызы | Ст. преп. | Магистр по специальности «Медицина» | Изучение фармакокинетических параметров лекарственных средств | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.507 | myrzabek.b@kaznmu.kz +77017239656 | ||
Жуйко Нелли Васильевна | ст.преп. | к.м.н. | Экологическая патофизиология | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.507 | zhuyko50@mail.ru +77772848205 | ||
Сердалиева Дания Маратқызы | Преп. | Магистр по специальности «Медицина» | Доклиническое изучение безопасности новых синтезированных химических веществ | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.508 | Serdalieva.dm@yandex.ru +77077920930 | ||
Хайитова Малика Давранбековна | Преп | Магистр по специальности «Медицина» | Изучение противоаритмической активности мембраностабилизирующих средств | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.50. | Malika21.01.91@mail.ru | ||
Кантуреева Гульзахира Тасыбаевна | Преп | Антигипертензивные средства | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.508 | kantureeva.g@kaznmu.kz +77756092657 | |||
Мамашева Гульмира Мухтаровна | Преп | Гемостатические средства | Ул. Жамакаева, 99. 8 учебный корпус, каб.508 | mamasheva.g@kaznmu.kz+77770173053 |