Родительское собрание.
Цель: ознакомить родителей с причинами агрессивности, содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.
Ход собрания.
"Семья - есть своего рода "и посредник" общества, поэтому
в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер,
который затем станет основой его адаптации к обществу
и решения различных социальных проблем" Э.Фромм
Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.
Семья играет огромную роль в формировании модели агрессивного поведения детей. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, психологов и педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.
Существуют две теории появления агрессивности: теория врожденной агрессивности и теория социального научения агрессии.
Важно помнить об основных причинах появления агрессивного поведения у детей в целях ее предупреждения:
|
- копирование поведения родителей
Ребенок – это зеркальное отражение атмосферы в семье, взаимоотношений и поведения родителей: проявляют ли родители агрессию при взаимоотношениях друг с другом, как случайную, так и устойчивую. Ребенок наблюдает и учится независимо от самого себя. Не хотите, чтобы ребенок рос агрессивным, не давайте агрессии укорениться в семье.
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка
- уровень семейной гармонии и дисгармонии.
- стиль воспитания в семье и др.
Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Авторитарность родителей, особенно в подростковом возрасте вызывает у ребенка бунт, нарушение поведения против воли родителей. В итоге появляется повышенная агрессивность. Попустительский стиль воспитания, то есть невнимание к детям, безнадзорность, также идет к появлению агрессивности у детей. Помните, что когда в семье нет единых требований в воспитании, нет эмоционально-положительной атмосферы, это приводит к нарушениям в поведении детей. Когда в общении с ребенком присутствует мягкость, он окружен заботой и вниманием, такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказания, которое обычно применяют родители в ответ на появление гнева у своего чада. Исследования показали, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих детей, особенно сыновей, тогда эти дети в позднем подростковом и во взрослом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.
|
Научение агрессии появляется в процессе непосредственного приобретения негативного опыта. Это происходит, если ребенок или подросток сам включается в агрессивное взаимодействие (с родителями, братьями, соседями, друзьями). Если его участие вовремя не было замечено, не получило верную оценку, то в следующий раз в подобной ситуации это повторится. Если он ощутил нейтральное отношение к собственному поведению, агрессивность пустит корни еще на сантиметр-другой. Более мощный стимул к агрессии он получит, если будет позитивное подкрепление такого поведения. Например: «если хочешь, чтобы тебя уважали, бей всех подряд!», или «обидели, дай сдачи!».
Закрепление агрессивности в перспективе приведет к ее появлению уже как личностной черты характера. Она станет основным способом контакта с миром и, может быть, на всю жизнь.
Отметим сразу, что порой агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию.
. Довольно часто агрессивное поведение демонстрируют дети с повышенной моторной активностью, и наилучшей рекомендацией в этом случае может быть поиск заменяющей деятельности, на которую ребенок мог бы направить свою неутомимую энергию.
Детская агрессивность имеет возрастные проявления. Например, в период подросткового возраста повышается уровень агрессивности.
Источником детской агрессии может быть подавленность, напряженность, стресс, неуверенность. С точки зрения психологов, такая агрессия серьезнее и неприятнее. Агрессия в данном случае – нецивилизованная защита от чувства тревоги.
Есть, например, дети, которые боятся собак – и дразнят их. Убегают от сильных и бьют слабых. Их оборона заключается в нападении. Их внутренняя неуверенность заставляет остальных детей держаться подальше от них. Они не могут ни с кем подружиться, но требуют внимания, признания, дружбы силком, навязываются, выставляются, обижают других, дерутся. Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, не всегда понятна. Необходимо обследование психологов. Нередко при этом обнажается скрытый семейный конфликт: либо школьные перегрузки, груз родительских амбиций, либо скрытое чувство вины за допущенный ребенком поступок, в котором он не может признаться. В этом случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги, в обретении новой уверенности.
|
Есть еще один источник детской агрессивности. Это эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод. Такие дети находят удовлетворение, к примеру, в замкнутости, в причинении боли другим без причин, издеваются над ними, ябедничают, оскорбляют словесно и действием. Как будто домогаются любви или мстят за свою заброшенность. Последние открытия в психологии засвидетельствовали, что эмоциональный дефицит общения в семье может пагубно повлиять на становление человеческого характера (это и криминальное будущее, и проблемы в будущей семейной жизни, в общении с будущими детьми). Если в семье возникает атмосфера эмоционального холода и полного отсутствия интереса друг к другу, то она закономерно поражает и детей. Эти дети отстают в душевном развитии.
Эмоциональное оскудение всегда грозит тем детям, в семьях которых ребенок «в тягость», где заботы ограничиваются тем, как накормить и одеть его, где не проявляют искреннего интереса к проблемам, индивидуальным потребностям ребенка.
Чрезмерное увлечение видео, телевизором, компьютерными играми, о которых мы уже говорили выше, также таит в себе угрозу заразить ребенка агрессией. Установлено, что все эти источники обеспечивают сильный канал развития агрессивности у личности. В этом направлении основная превентивная мера – отслеживание теле- и видеоматериала, компьютерных игр, с которыми имеет дело ребенок.
Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребенка богатый положительными эмоциями окружающий мир:
– внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю, отношение к ребенку;
– искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;
– совместный досуг, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей;
– уход за домашними животными;
– занятия в спортивных секциях.