на тему «Социально-психологические факторы формирования мотивации достижения студентов колледжа»




Аннотация к выпускной квалификационной работе

Выполненной бакалавра 5 года обучения, заочной формы обучения,

Елисеевой Людмилой Станиславовной

направление подготовки 37.04.01 «Психология»

профиль «Практическая психология»

на тему «Социально-психологические факторы формирования мотивации достижения студентов колледжа»

Актуальность исследования. В настоящее время особое значение приобретает проблема мотивации студентов, которая тесно связывается с успешностью деятельности. При отсутствии у человека должного мотивационного уровня успешность выполняемой им деятельности весьма проблематична. Молодые люди, мотивированные на избегание неудач, часто не находят самостоятельно такую сферу активности, где можно было бы реализовать свои потенциальные возможности. Перестраивая деятельность через создание ситуации успеха, можно обеспечить изменение внутриличностной мотивации, что будет способствовать определенной перестройке на уровне личности. Такая личность сама способна включиться в деятельность, стремясь добиться успеха.

Исследования многих авторов, таких как Д. Аткинсон, Д. МакКлеланд, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, Х. Хекхаузен и др., говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации.От них, как считают исследователи, во многом зависит судьба и положение человека в обществе. Однако нельзя забывать, что если мотивация – состояние, отображающее уровень стремления субъекта к реализации определенных мотивов, то и социально-психологические факторы также могут определять мотивацию.

Проблема изучения мотивационной сферы становиться особенно актуальной в процессе обучения в колледже, поскольку одной из важнейших задач обучения является развитие личности студентов в процессе формирования будущего специалиста-профессионала.

Процесс обучения должен способствовать становлению студента как активного субъекта своей деятельности, способного преодолевать трудности, стремящегося к успеху, к высококачественному выполнению деятельности. Поскольку мотивация влияет на успешность обучения, выполнения профессиональной деятельности, определяет личностью активность студентов в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности, представится актуальным проанализировать социально-психологические факторы формирования мотивации достижения студентов колледжа, чтобы можно было управлять процессом обучения.

Вопросы содержания и структуры мотивации достижения, ее социальная обусловленность рассматривались в концепциях К.Левина и его школы, Д.МакКлелланда, Дж.Аткинсона, Х.Хекхаузена. В настоящее время в зарубежной психологии существуют теории, которые изучают эмоциональные и когнитивные компоненты мотивации достижения (Дж.Роттер, А.Бандура, Б.Вайнер, М.Салигман, К.Двек, Э.Скиннер и др.). В отечественной психологии характеристика процесса и структуры мотивации достижения представлена в работах М.Ш.Магомед-Эминова, Т.О.Гордеевой и др.

Актуализация мотивов успеха и избегания происходит под влиянием определенных ситуаций достижения, к которым относится учебная профессиональная деятельность. Роль мотива достижения в мотивационной сфере личности, а также его влияние на профессиональную деятельность и успешность обучения изучались А.А.Реаном, Т.В.Корниловой, М.В.Куприной, К.Муздыбаевым, Л.П.Дмитриенковой и др. Механизмы и динамика развития мотивов достижения в учебной деятельности рассматривалась А.К.Марковой, О.С.Гребенюк, А.Б.Орловым, Ю.М.Орловым и др. Однако, существует малое количество работ по исследованию мотивации достижения у студентов среднего профессионального звена, что отражает малую разработанность данной проблематики.

Студенты колледжа являются одной из важных социальных групп нашего общества, проблемы социализации которой крайне важны. Кроме того, именно специалисты со средним специальным образованием становятся наиболее востребованными на сегодняшний день.

Однако, для многих студентов колледжа характерно отсроченное профессиональное самоопределение в силу раннего и психологически необоснованного выбора учебно-профессионального учреждения. Именно поэтому направленность на успех в овладении профессией может инициировать процесс профессионального самоопределения и стать важной характеристикой социально-психологической зрелости личности студентов колледжа. В ситуации заданного учения и в условиях снижения учебной мотивации к выпускным курсам, что отличает современных студентов, мотивация достижения оказывается едва ли не основной мотивацией учения. Формирование мотивации достижения у студентов является необходимым условием образовательного процесса в колледже.

В отечественной науке существует небольшое количество исследований, направленных на изучение социально-психологических факторов мотивации достижения в учебной деятельности студентов колледжа. Недостаточно разработаны и вопросы взаимосвязи направленности мотивации достижения на успех или избегание с адекватностью выбора профессии, условиями социализации и с социально-психологическими качествами личности студентов, влияния локуса контроля. Также не решены практические задачи формирования мотивации достижения в процессе обучения и социализации студентов в средней профессиональной школе. Решение данной проблемы предполагает поиск путей оптимизации формирования мотивации достижения у студентов колледжа.

Актуальность, научная и практическая значимость проблемы и определили выбор темы нашего исследования.

Цель исследования заключается в выявлении социально-психологических факторов мотивации достижения у студентов колледжа в условиях учебной профессиональной деятельности, а также определении путей оптимизации исследуемого феномена.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования мотивации достижения личности в психологической науке.

2. Осуществить анализ мотивации достижения студентов колледжа в процессе учебной профессиональной деятельности.

3. Выявить социально-психологические факторы мотивации достижения студентов колледжа в процессе учебной профессиональной деятельности.

4. Разработать программу формирования мотивации достижения студентов колледжа.

Объект исследования - студенты колледжа.

Предмет исследования - социально-психологические факторы мотивации достижения студентов колледжа в учебной профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования - предполагается, что мотивация достижения студентов колледжа имеет связь с социально-психологическими чертами личности и оказывает влияние на эффективность обучения.

Методологическая основа исследования составили труды ученых, исследовавших психическое развитие личности в онтогенезе (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Е.П.Ильин, К.Левин, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Маслоу, Г.Мюррей, Ж.Ньюттен, Г.Олпорт, Б.Ф.Скиннер, З.Фрейд, Х.Хекхаузен, М.Чиксентмихали, В.Д.Шадриков и др.); структуру и содержание мотивации достижения, ее социальную обусловленность (Дж.Аткинсон, Б.Вайнер, Т.В. Корнилова, К.Левин, М.Ш.Магомед-Эминов, Д.МакКлелланд, Дж.Роттер, Х.Хекхаузен и др.); теории учебной деятельности студентов (В.В Давыдов, К.Двек, В.А Иванников, Е.П. Ильин, А.К Маркова, А.А Реан, С.Д. Смирнов, Р.Стернберг, В.Д.Шадриков и др.); социализацию личности студентов в учебной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Бандура, В.В.Марченко, Дж.Мид, Р.Л.Мугинов, В.В.Новиков, Г.Тард, Т.Парсонс, К.К.Платонов, Н.С.Пряжников и др.); социально-психологические механизмы и факторы формирования мотивации достижения студентов в условиях учебной деятельности (Д.Мак-Клелланд, А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов, Х.Хекхаузен и др.); концепции личности в социальной психологии (Г.М.Андреева, В.Новиков,Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов, Е.В.Шорохова).

Методы исследования:

- теоретические методы: обобщение и анализ научной литературы по проблеме исследования;

- эмпирические методы: беседа, наблюдение, опрос, тестирование, методы математической обработки данных.

Научная новизна состоит в том, что впервые в рамках выпускной квалификационной работы определены социально-психологические факторы направленности мотивации достижения (на успех или избегание) студентов колледжа в процессе учебной деятельности, выявлена взаимосвязь мотивации достижения с психологическими чертами личности, в качестве основных социально-психологических условий и факторов формирования мотивации достижения у студентов колледжа.

Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы руководителями учреждений среднего профессионального образования по приведению в соответствие образовательного процесса с идеями личностно-развивающего подхода; педагогами-психологами в работе по оптимизации формирования мотивации достижения у студентов в системе среднего специального образования и для оказания практической помощи студентам и преподавателям в эффективной организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия.

Выводы.

1. В результате проведенного теоретического анализа работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме исследования удалось выделить различные критерии классификации подходов к рассмотрению природы данного явления: 1) процессуальные и содержательные модели; 2) реактивное или активное взаимодействие организма со средой; 3) локализация детерминации поведения (внутренняя и внешняя). В целом, современная психология мотивации понимается как когнитивно-аффективный процесс, направленный на стимулирование и поддержание поведения, имеющего некоторую цель.

В качестве одной из главных социальных мотиваций человека многие психологи называют мотивацию деятельности достижения. Мотив достижения обладает сильной связью с субъективным уровнем поведения и играет роль личностной черты, инициирующей намерения. Люди различаются между собой по стратегии поведения, соответствующей мотиву успеха или мотиву избегания неудач. Различия в мотивах проявляются в поведении только при соответствующем побуждении, мотивации.

Со структурных позиций мотивация достижения представляет совокупность факторов личности и среды: мотив достижения как устойчивое социально-психологическое свойство личности; сложность задания, ценность успеха и субъективная вероятность успеха как ситуационные факторы. Процесс мотивации достижения рассматривается как взаимодействие ценностных, когнитивных и эмоциональных компонентов личности и средовых факторов. Основные компоненты и соответствующие предикторы мотивации достижения составляют единую систему, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: 1) ценносто-целевой блок является ведущим и характеризуется уровнем притязаний, привлекательностью цели, уровнем и содержанием внутренней и внешней регуляции, ценностными диспозициями и интересами личности; личностные ценности; 2) когнитивный блок определяется представлениями о контролируемости процесса и результата деятельности и включает следующие компоненты - «воспринимаемый контроль», «самоэффективность», «вероятность достижения успеха» и соответствующие предикторы - каузальные атрибуции, имплицитные теории способностей, стиль объяснения успехов и неудач, локус контроля; 3) эмоциональный блок характеризуется переживанием удовольствия от усилий, связанных с достижением результата и эмоциональной реакцией на неудачу. Эмоциональные состояния, возникающие под влиянием когнитивного и ценностно-целевого блоков, выступают как предикторы мотивации достижения - экзаменационная тревожность, депрессия и выученная беспомощность, оптимизм-пессимизм и др. 4) поведенческий блок включает настойчивость к достижению цели, интенсивность усилий, стратегии преодоления (активность или избегание), выбор задач оптимального уровня сложности. Учебно- профессиональная деятельность соответствует критериям ситуации достижения и актуализирует мотивы успеха и избегания.

2. Анализ мотивации достижения студентов колледжа в процессе учебной профессиональной деятельности показал, что для современных студентов колледжа характерно отсроченное самоопределение и снижение интереса к учебе у выпускных курсов. В данных условиях высокий уровень мотивации достижения играет значительную роль в успешном овладении профессией.

Учебная деятельность в студенческом возрасте приобретает профессиональную направленность. Этап социализации студенчества имеет свою специфику, значительную по сравнению со средней школой и трудовой стадией. Учебно-профессиональное заведение выступает основным институтом социализации. На разных этапах адаптации студента к обучению его успеваемость детерминирована разными факторами - когнитивными, мотивационными, социальными. При изучении эффективности профессионального обучения необходимо знание структуры мотивов учебной деятельности. Большой интерес современная психология проявляет к проблеме интеллектуальных способностей в учебной деятельности. Особенно дискуссионной является проблема содержания и соотношения эмоционального, социального и общего интеллекта.

Мотив достижения имеет высокий индекс в структуре учебной мотивации студентов, обладает определенной динамикой в процессе обучения, в условиях низкой познавательной потребности может оказаться основой мотивации учения, играет значительную роль в процессе профессионального становления личности. Практическая и акмеологическая ценность мотивации достижения в профессиональном образовании обусловлена повышением ее значимости в процессе развития профессиональной Я-концепции на этапе обучения, корреляцией потребности достижения с потребностью самореализации, влиянием на показатели успеваемости студентов в процессе учебной деятельности.

В процессе профессионального обучения наблюдается динамика потребности достижения, мотив успеха занимает важное место в социально-профессиональной направленности личности.

3. В результате проведенного эмпирического исследования были установлены следующие социально-психологические особенности мотивации достижения студентов колледжа:

- эмпирическое распределение студентов колледжа характеризуется значительным преобладанием среднего уровня мотивации в общей выборке студентов, мотив избегания неудачи доминирует у большего числа студентов, чем мотив успеха. Мотив успеха в большей степени определяется социально-экономическими условиями и особенностями социализации, чем мотив избегания неудач;

- отсутствуют статистически значимые различия в уровне мотивации достижения студентов с разной профессиональной специализацией и по гендерному признаку;

- существуют особенности соотношения мотивов успеха и избегания в группах студентов с разной профессиональной специализацией. Мотив избегания соответствует низкому уровню учебно-профессионального самоопределения.

- студенты с доминирующим мотивом успеха и доминирующим мотивом избегания различаются между собой по личностному профилю. Общими особенностями личностного профиля студентов колледжа независимо от уровня мотивации достижения являются: активность и открытость в общении, развитое воображение, чувствительность, стремление к конформизму, радикализм. Также общим для всех студентов колледжа является расслабленность, леность, излишняя удовлетворенность;

- студенты колледжа, мотивированные успехом, статистически достоверно отличаются от студентов колледжа, мотивированных избеганием, более высокими показателями успеваемости. Успеваемость студентов со средним уровнем мотивации выше, чем у низкомотивированных, но ниже, чем у высокомотивированных студентов.

Таким образом, гипотеза о том, что мотивация достижения студентов колледжа имеет связь с социально-психологическими чертами личности и оказывает влияние на эффективность обучения, нашла свое подтверждение.

4. На основании результатов исследования разработана программа формирования мотивации достижения студентов колледжа, состоящая из семинаров и тренинговых занятий, направленных на формирование стратегий успеха у студентов колледжа.

 

Студент(ка) / Елисеева Л.С. /

 

Научный руководитель ___________/Сагилян Эмма Михайловна, канд. психол. наук, доцент/

 

Зав. кафедрой __________________/ Крипон Н.С., канд. пед. наук, доцент /

 

«____» __________ 201__ год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: