В конце 20-х годов XX в. обострились экономические, политические и социальные проблемы большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. Она основывалась на необходимости вмешательства государства в экономику и регулирования ее циклического развития.
Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основным инструментом реализации такой финансовой политики становятся государственные расходы, которые были направлены на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.
В целом в 30-60-х годах XX в. такая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. Она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.
Планово-директивная финансовая политика
Планово – директивная финансовая политика проводилась в странах с административно-командной системой управления, позволяющей осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни общества.
Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Основной задачей финансового механизма являлось создание инструментов, с помощью которых осуществлялось изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Средства изымались у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Такая финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах.
Планово-директивная политика государства была эффективна в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время проведение такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2. создание адекватного финансового механизма;
3. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Важнейшей целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение уровня реальных доходов на душу населения в стране, в том числе на уровне каждого региона.
Задачами финансовой политики являются:
§ - обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
§ - установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
§ - организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;
§ - выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма. Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.
Элементы финансового механизма:
1) Финансовые методы. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.
К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы.
2) Финансовые рычаги (прибыль, доход, дивиденды, процент, дисконт).
4) Нормативное обеспечение. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют: законы, постановления, инструкции; нормативы; нормы; тарифные ставки; методические указания и разъяснения и т. п.
5) Информационное обеспечение. Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс непрерывного подбора информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.