ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ




Вопрос №1

Предмет МЧП- это часно-правовы отношения осложненные иностранным элементом

не властные отношения осложненные иностранным элементом в которых участники этих отношений реализуют свои частные интересы в сфере международного сотрудничества.

два признака

1)это отношения международные,

2) это отношения частно- правовые отношения.

 

Вопрос №2-4

Состав норм МЧП: в соответствии с двумя способами регулирования состоя из 2-х групп норм разного характера:

1 группа Коллизионные нормы- это номы посредствам которых осуществляется коллизионо правовой метод регулирования преодаливают коллизионную проблему путем выбора права особенность этих норм в том что они не содержат прямого определения прав и обязанностей участников отношений, а указывают права какаго государства надо применить для определения этих прав и обязанностей еще эти нормы называют отсылочными.

1.1 Внутренние коллизионные нормы- это нормы, которые государство разрабатывает принимает в пределах соей юрисдикции. Они содержаться во внутренних законодательных актах соответствующего государства в ч, 3 гл Гр, кодекса и семейном кодексе РФ.

1.2 Договорные коллизионные нормы- это едино образные коллизионные нормы, создаваемые на основе меж государственных соглашений как результат воли договаривающихся государств. Отличие принятие через международные договоры.

2 группа Унифицированные материальные частноправовые нормы, по средствам которых осуществляться материально- правовой способ регулирования преодаливают коллизионную проблему путем создания едино-образних норм частного права различных государств, что устранят саму причину возникновения коллизии права. В отличии от коллизионных норм права, материально правовые нормы непосредственно устанавливают правила поведения для участников частноправовых отношений осложненных иностр. эл-ом такие нормы называют- прямыми –минуя коллизонную стадию по сути являются договорными

 

Вопрос №3

Система МЧП это система институтов состов данную отрасль

 

Общая: Особенная:

Регулирует общие вопросы Вещные права;

для всех институтов МЧП обязательственное право

методы способы и форм-ы авторское и патентное право

правового регулирования семейное право

трудовое право

наследственное право

гражданский процесс и др.

Вопрос №5

Источники права – это те формы, в которых находят свое выражение нормы права.

Все источники МЧП можно разделить на международные (договор, обычай, решение межд. организаций) и внутригосударственные (закон, обычай, прецедент).

Для МЧП характерны следующие основные источники:

· Международные договоры

· Внутреннее законодательство

· Судебная и арбитражная практика

· Обычаи

В РФ к таким источникам относят конституция 3часть ГК СК, ГПК, АПК К.ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ ТК ФЗ «об иностранных инвестициях» ФЗ подзаконные акты и указы президента и ведомств.

 

Вопрос №6

Коллизионная норма (лат. collisio - столкновение) - правило определения права, применимого для регулирования отношения, осложненного иностранным элементом.

Коллизионные нормы международного частного права представляют собой инструмент для определения конкретного национального правопорядка, который будет регулировать отношение по существу.

Особенности: сома по себе не дает ответа на вопрос каковы права и обязанности сторон данного правоотношения, а лишь указывает на компетентный право порядок определяющий пр-ва и обязанности сторон

· Гипотезу (объем) – указание на те отношения, к которым должна применяться коллизионная норма.

· Диспозицию (привязка) – указание, на подлежащее применению право (международное, своей страны или иного государства).

Из сути коллизионной нормы вытекает отсутствие в ней санкции, которая должна содержаться в тех материальных нормах, к которым отсылает коллизионная.

Можно выделить 5 видов коллизионных норм:

1. национально-правовые и международно-правовые, направленные на достижение международной унификации.

2. диспозитивные, императивные и относительно-императивные.

3. односторонние и двусторонние.

4. основные(генеральные) и дополнительные(субсидиарные).

5. нормы, содержащие отсылку не к праву какой-либо определенной страны, а положениям соответствующего международного договора, устанавливающего унифицированную коллизионную привязку по конкретному вопросу.

Виды коллизионных привязок:

· Закон гражданства лица (lex patriae) и закон места жительства (lex domicilii).

· Личный закон юридического лица (lex societatis).

· Закон места нахождения вещи (lex rei sitae).

· Закон места совершения акта (lex loci actus).

· Закон места заключения договора (lex loci contractus) и закон места исполнения договора (lex loci solutionis).

· Закон страны места выполнения работы (lex loci laboris).

· Закон места совершения правонарушения (lex loci delicti commissi).

· Закон места заключения брака (lex loci celebrationis).

· Закон флага (lex flagi).

· Закон, регулирующий существо отношений (lex causae).

· Закон суда, рассматривающего спор (lex fori).

· другие формулы привязок…

 

 

Вопрос №7

Двусторонняя коллизионная норма предусматривает возможность применения права любого государства, в том случае, если оно подпадет под условия привязки. Примером двусторонней коллизионной нормы является правило ст. 1205 ГК РФ: Содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится.

 

Односторонняя коллизионная норма содержит указание на право конкретного государства, которое будет регулировать отношение, указанное в объёме. Естественно, что этим правом будет являться право страны, к которой принадлежит эта коллизионная норма. Пример: К договорам в отношении находящихся на территории Российской Федерации земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества применяется российское право. (ст. 1213 ГК РФ).

Вопрос №8

По форме выражения воли законодатели подразделяют на тир вида

1. Императивные нормы - это нормы которые содержат категорические предписания касающиеся выбора пр-ва и которые не могут быть изменены по усмотрению сторон частного права отношения п.1 ст. 1224 ГК РФ.

2. Диспозитивные нормы - это нормы которые устанавливая общее правило о выборе пр-ва оставляют сторонам возможность отказаться от него, и заменить другим правилом. Диспозитивные нормы действуют лишь тогда когда стороны сом соглашении не договорились об ином правеле.

3. Альтенотивные номы - это нормы которые предусматривают несколько правил по выбору права для данного частного правотнашения указывают в объеме этой нормы

Простая альтернативная коллизионная норма –в ней все привязки равнозначны может использоваться любая.

Сложная альтернативная норма – в ней все альтернанативные привязки сопрежинены.

Вопрос №9

Генеральная- (основная)-привязка формирует общее главное правило выбора предназначенное для приемущиственного выбора пр-ва предназначенного для приемушественнго применения пр-ва «закон места сов сделки»

Субсидиарная-(дополнительная)- привязка которая еще одно или несколько правил выбора права тесно связанных с главным оно примениться тогда когда главное правило оказывается недостаточным для выбора конкретного правопорядка.

 

Вопрос №10

Обратная отсылка это такая юр. ситуация при которой исходящая коллизионная норма указывают на применения иностранного права, а иностранно правовая система на оборот указывает на применение исходно правовой системы. Может быть решена 2-мя спосабоми

1. Признать обратную отсылку т.е. признать исходную правовую систему

2. Не признавать обратную отсылку т.е применить иностранное пр-во.

Отсылка к праву третий стороны это юр, ситуация при которой исходно правовая система указывает на применение иностранного пр-ва, а иностранное право отсылает к праву третий строны.

 

 

Вопрос №11

Оговорка о публичном порядке - означает невозможность применения иностранного права т.к это будет противоречить системе публичного порядка

Применяемые нормы иностранного не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка

Публичный порядок- это устои правой системы и конкретные интересы общ-ва и гос-ва основы их морали и менталитета существует два вида оговорки

1. Позитивная она исходит из того что какие-то принципы и нормы национального права имеют особое позитивное значение для гос-ва.

2. негативная в отличии от позитивной исходит из содержания иностранного права: иностранное право которое следует применить по предписанию нац коллизионной нормы не должно применяться т,к. оно или его отдельные нормы не совместимы с публичным правопорядком гос-ва.

В РФ используют три формулы оговорки о публичном порядке:

1. Основы право порядка

2. Суверенитет и безопастность

3. Публичный порядок закреплена в Комерч. Мжд. абтраже

 

Вопрос №12

Личный закон физического лица (Lex personalis)- это закон физических лиц и поэтому используеться прежде всего для определения правого положения физ. л субектов частных пр-во отношений: право- дееспособности, личных прав(права на имя и место жительства на честь итп) широко применяться в сфере семейно-брячных и наследственных отношениях в частности по поводу движимого имущества

суш. два варианта

1. Национальный закон или закон гражданства означает применение права того гос-ва гражданином которого являться участник право отнашения.

2. закон теста жительства означат применение того государства на территории которого участник частного правоотношения проживает.

 

Личный закон юридического лица (lex societatis)-формула прикрепления широко используется при решении коллизий законов связанных с правовым положением иностранного юр. л. Она предусматривает примение права того гос-ва которому принадлежит юр. л

 

Закон места нахождения вещи (Lex rei sitae) применения права того гос-ва, на территории которого находиться вещь, являющиеся объектом частных право отношений раньше эта формула прикрепления применялась только к недвижиему имуществу теперь можно применить и к движиему имуществу. Определяет может данная вещь являться часной собтвеностью юк квалификация вещи (движ недвиж. Делмая не дилимая отчуждаемая не отчуждаемая и.т п.) изменения и прекрашения права собственности и иных вещных прав.

 

Принцип автономии воли (lex voluntatis)- означат применение права того гос-ва. Которое выберут сами стороны- участники частного правоотношения. Такой способ выбора права используется лишь в одной группе частных правоотношений – в договорных обязательствах это формула прикрепления возникла отнасительно недавно конец 19 века.

 

Закон места совершения акта - ф. п. означаюшия применения права того государства, на территории которого совершен честно правой акт (составлено завешание, выписына доверенность заключен брак и.т.д)

 

Закон места заключения договора (lex loci contractus) – ф. п. означат примения права того гос-ва где заключен договор используется данная привязка для регулирования следующих обязательств вытикающих из частноправовых договоров: купля-продажи подряда мены.

Закон места исполнения договора (lex loci solutionis)- означает применения права того гос-ва, где обязательство, вытекающее из договора, подлежит исполнению.

 

Закон места заключения брака применится закон гс-ва на территории которого сов. Брак

Закон места причинения вреда означает применения права того гос-ва на территории которого был причинен вред.

Закон страны продавца применения пр-ва того гос-ва которому пренадлежит продавец

Закон наиболее тесной связи применение пр-ва того гос-ва, с которым данное тесное правоотнашение тесно связано

Закон суда суд или иной правоприменительный орган должен руководствоваться правом соей страны несмотря на наличие иностранного элемента в составе частного правоотношения. Так выражением закона суда яв. Коллизионные нормы иногда двух сторонние коллз. Нормы

 

Закон места работы применять пр-во гос-ва на территории которого осушествляиться трудовая деятельность.

 

Закон флага право гос-ва, флаг которого несет судно. Применяться для решения вопросов в сфере торгового мореплавания.

 

Вопрос №13

 

Методы Мчп – это совокупность конкретных приемов, способов и средств юр. воздействия, направленного на приодоленния коллизии права разных государств

присуши два метода регулирования

1. Коллизионно- правовой метод регулирования- в настоя шее время осуществляться в двух формах: 1.2 национально-правовой (посредствам национальных коллизионных норм, разработанных каждым в своем праве самостоятельно) отсылочный способ.

2. Материально правой метод регулирования -осушетпляиться в международно правой форме.обязательным услов. Унификации материального частного пара являться как способа регулирования являться использования международно правовых форм(главным образом международного договора) назыв примым способом регулирования унифицированные отношения прямо минуя коллизионную стадию. Закрепляться толь в унифицированных формах.мжд договорах.

 

Вопрос №14

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ

При определении особенностей правового положения граждан РФ в иностранном государстве необходимо, прежде всего, установить имеется ли международный договор, заключенный РФ и иностранным государством, а затем рассмотреть иностранную правовую систему (включая законодательство, систему прецедентов, обычаев и других источников права, признаваемых в соответствующем государстве).

Защиту российских граждан в иностранном государстве обеспечивают представители дипломатических представительств и консульских учреждений РФ в соответствии с международными конвенциями о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношениях 1963 г., а также Консульским Уставом СССР 1976 г. Согласно ст. 23 Устава, обязанность обеспечения мер защиты российских граждан возлагается на консула.

На практике встречаются случаи ущемления иностранными государствами прав российских граждан, основная масса которых носит политический характер. В большинстве случаи связаны с ограничением административных прав (невозможность безвизового въезда), трудовых прав (отказ в приеме на отдельные виды работы), иногда – имущественных (ограничения в праве собственности). Одним из методов воздействия в подобных случаях является установление российским государством реторсии.

Вопрос №15

Иностранный гражданин – это лицо особую правовую связь те гражданство с опред государством на гражданина находящегося за приделами своего государства распостраняються две правовые системы своего и иностранного гсударства на территории которого он находиться

Гражданская правоспособность лица- это способность иметь гражданские права и обязанности возникаюшия с момента рождения и устанавливаемая законом.

Иностр гр. Прибываюшие на территории других стран, обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Приемушественно это осушетвляится на основе принципа национального режима.

В соответствии с Федеральным Законом “О правовом положении иностранных граждан в РФ” к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъявляются два требования: 1) чтобы они не были гражданами РФ и 2) не принадлежали к иностранному государству.

Понятие “иностранные лица” содержится также в Федеральном Законе “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Для целей регулирования внешнеторговой деятельности этим понятием применительно к физическим лицам обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Совокупность прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в стране пребывания образуют их правовой статус. Правовой статус физических лиц зависит от:

o вида правовой связи лица с государством;

o времени пребывания в стране;

o цели пребывания;

o наличия иммунитетов и привилегий.

Статус физических лиц в МЧП практически полностью подчиняется законодательству места пребывания. В зависимости от характера правоотношений на физических лиц может распространяться и действие законодательства государства их гражданства или места их постоянного жительства, и дву- и многосторонние международные соглашения. Проанализируем российское законодательство в вопросе определения право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Такое положение закреплено в российском законодательстве и выражает принцип национального режима. Однако закон закрепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа. Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь определенные права (в том числе, имущественные). Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, капитанами морских и воздушных судов, работать на определенных объектах, связанных с безопасностью страны.

Такое положение закреплено в российском законодательстве и выражает принцип национального режима. Однако закон закрепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа. Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь определенные права (в том числе, имущественные). Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, капитанами морских и воздушных судов, работать на определенных объектах, связанных с безопасностью страны.

Гражданская правоспособность иностранцев определяется их личным законом (ранее российским законодательством), также как и их гражданская дееспособность определяется личным законом за исключением некоторых изъятий, установленных законодательством. Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую деятельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства). Для лиц без гражданства гражданская дееспособность устанавливается по праву постоянного места жительства.

Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую деятельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства). Для лиц без гражданства гражданская дееспособность устанавливается по праву постоянного места жительства.

Как отмечалось выше, в российском законодательстве определены ситуации, при которых гражданская дееспособность иностранцев и лиц без гражданства будет определяться не личным законом, а только по российскому праву. Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ, если вторая сторона не знала и не могла знать об отсутствии у лица полной дееспособности. Это означает, что иностранец заключая в России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, соответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке. Во-вторых, российский законодатель подчинил российскому праву решение вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.

Вопрос №16

Субъекты МЧП деляться на 2 группы:

1.Основные: физ. и юр. лица. Особенности: не суверенны, равны между собой в отношениях, являються непосредственными участниками отнашений в МЧП.

2. не основные субъекты МЧП:гос-ва, государство подобные образования, нации борющиеся за независимость мжд. Организации,

 

Вопрос №17

 

Личный закон физического лица (Lex personalis)- это закон физических лиц и поэтому используеться прежде всего для определения правого положения физ. л субектов частных пр-во отношений: право- дееспособности, личных прав(права на имя и место жительства на честь итп) широко применяться в сфере семейно-брячных и наследственных отношениях в частности по поводу движимого имущества

суш. два варианта

1Национальный закон или закон гражданства означает применение права того гос-ва гражданином которого являться участник право отнашения.

2закон теста жительства означат применение того государства на территории которого участник частного правоотношения проживает.

 

Вопрос №18

1. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом определяется российским законодательством, которым должны руководствоваться юридические лица, осуществляющие свою деятельность вне пределов страны, внутренним законодательством страны, в которой они осуществляют свою деятельность, а также международными договорами.

Все российские лица - участники оборота (в том числе и юридические лица) независимо от форм собственности вправе осуществлять за рубежом самостоятельно внешнеторговую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ. Они могут заключать сделки и несут ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Деятельность по экспорту или импорту лишь отдельных товаров, на которые установлена государственная монополия, может осуществляться на основе лицензирования. Лицензии на такую деятельность выдаются только государственным унитарным предприятиям. Имеются особые правила об экспортном контроле, согласно которым определена система обязательного лицензирования в отношении операций с контролируемыми товарами и технологиями. Установлен также особый порядок военно-технического сотрудничества, согласно которому определен круг тех организаций, которым разрешено заключать контракты.

По общему правилу, коммерческие организации, согласно ГК РФ, наделены общей, а не специальной (целевой) правоспособностью: они могут иметь гражданские права, необходимые для осуществления любых видов деятельности (ст. 49 ГК РФ). Из этого правила сделано исключение для унитарных предприятий.

Таким образом, общее для всех российских субъектов международного частного права в области внешнеэкономической деятельности состоит в том, что они являются юридическими лицами, несущими, как правило, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. (В особом положении находятся лишь федеральные казенные предприятия, поскольку собственник казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.)

Все учрежденные в России организации являются российскими юридическими лицами, их личный статут определяется российским правом. Положения российского права об ответственности должны применяться и за рубежом, т.е. иметь экстерриториальное значение.

Если подходить к российскому объединению (предприятию) с точки зрения критериев, используемых чаще всего в иностранных государствах при определении национальности юридических лиц (напомним, что обычно применяется критерий либо места учреждения юридического лица, либо места его нахождения), то личным законом объединения (предприятия) всегда будет российский закон. Личным законом будут определяться правоспособность юридического лица, его внутренняя структура, решение о его ликвидации.

Таким образом, применение норм российского законодательства имеет ограниченное значение.

2. Главную роль призвано играть внутреннее законодательство страны, в которой российские юридические лица осуществляют свою деятельность. Все вопросы, касающиеся порядка осуществления деятельности на территории иностранного государства, допуска юридического лица к соответствующей деятельности, условий такой деятельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует российское юридическое лицо, и в соответствии с положениями договора, заключенного Россией с данным государством.

Этот принцип международного частного права признается нашим законодательством. Так, согласно ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью создание обществом филиалов и представительств за пределами территории РФ осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором.

В отношении применения к деятельности российских юридических лиц за рубежом местного законодательства следует иметь в виду, что в каждом государстве действует свое законодательство, обладающее определенными особенностями, в том числе в отношении положений, касающихся допуска иностранных юридических лиц к осуществлению хозяйственной деятельности.

Поэтому, например, если в Испании или в Бельгии создается компания с участием российских юридических лиц или общество, полностью принадлежащее российским юридическим или физическим лицам, то условия его деятельности будут определяться не российским правом, а испанским или бельгийским законодательством. Если же речь идет о российском юридическом лице, то в отношении его учреждения и ликвидации, а также внутренней структуры подлежит применению российское право. Другие вопросы, касающиеся порядка осуществления деятельности на территории иностранного государства, допуска юридического лица к соответствующей деятельности, условий такой деятельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует российское юридическое лицо, и в соответствии с положениями договора, заключенного Россией с данным государством.

В конце XX в. для российских юридических лиц определенное практическое значение приобрело создание в так называемых офшорных зонах компаний с участием российского капитала. Эти компании, которые часто именуют компаниями международного бизнеса, как правило, не могут осуществлять хозяйственную деятельность внутри таких территорий или государств, где они учреждены и зарегистрированы и где находится их центр управления (офис, дирекция). Эти компании созданы для деятельности в других странах, в том числе в России. Так, на Бермудских островах была создана и зарегистрирована компания "Каспийский трубопроводный консорциум" ("КТК") для реализации проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации трубопровода для транспортировки сырой нефти из Казахстана. Ряд компаний был создан в других офшорных зонах (Кипр, Лихтенштейн, острова Мэн, Джерси, Антильские и др.). Естественно, что при создании таких компаний в полном объеме должно применяться весьма детальное местное законодательство о компаниях (например, закон о компаниях Бермудских островов или закон о компаниях о. Джерси), а такие компании с точки зрения прежде всего их налогообложения, а также с позиций международного частного права должны рассматриваться как юридические лица соответствующего государства или территории.

Правовое положение российских юридических лиц за рубежом будет также определяться соответствующими международными соглашениями. В отношении европейских государств - членов ЕС важную роль призвано играть Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., вступившее в силу в 1997 г. Согласно этому Соглашению в отношении условий, касающихся учреждения компаний на территории ЕС и, соответственно, России, предоставляется режим, не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый любой третьей стране. Такой же режим предоставляется дочерним компаниям и филиалам (ст. ст. 28 - 35). В отношении юридических лиц стран СНГ следует иметь в виду, что положения Минской конвенции 1993 г. применяются к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством договаривающихся сторон. Положения Кишиневской конвенции 2002 г. применяются также к юридическим лицам (п. 4 ст. 1). Особое значение для обеспечения всем хозяйствующим субъектам стран - участниц СНГ равных возможностей для защиты своих прав и законных интересов имело заключение Соглашения 1992 г. Под хозяйствующими субъектами в этом Соглашении понимаются все предприятия, их объединения и организации любой организационно-правовой формы, созданной в соответствии с законодательством каждой страны-участницы.

К юридическим лицам применяются также соответствующие двусторонние договоры о правовой помощи, действующие в отношениях России с другими странами.

3. С вопросом о правовом положении юридических лиц связан также комплекс вопросов, касающихся правовых форм совместной хозяйственной деятельности.

Интернационализация международной хозяйственной жизни приводит к использованию различных организационных форм совместной деятельности субъектов из разных государств. Это могут быть чисто договорные формы, при которых отношения сторон определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении определенного объекта деятельности. Но это могут быть и более глубокие организационные формы, приводящие к созданию юридических лиц (смешанные общества, занимающиеся, как правило, торговой деятельностью, совместные предприятия и др.).

Организационные формы совместной деятельности отличаются большим разнообразием. Однако общим для них, как правило, является то, что происходит объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, осуществляется совместное управление с целью достижения определенного результата, имеет место совместное несение рисков и убытков.

Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциумы создавались на договорной основе для реализации, как правило, крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций (на практике применялись, в частности, банковские консорциумы при получении кредитов, консорциумы для участия в торгах при переговорах о строительстве объектов за рубежом). Известны различные виды консорциумов.

Консорциумы, создаваемые для отношений временного характера с иностранными партнерами. В международной практике известны два вида таких консорциумов: закрытый и открытый. В первом случае контракт с иностранным заказчиком подписывается одной организацией, принявшей на себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте. Во втором случае контракт с иностранными заказчиками подписывается всеми партнерами по консорциуму, и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.

Если раньше, до проведения реформ во внешнеэкономической области, могли создаваться только консорциумы закрытого типа, то после предоставления всем предприятиям права внешнеэкономической деятельности все они могут выступать в качестве стороны в отношениях с иностранными заказчиками.

Такого рода консорциумы юридическими лицами не являются.

Консорциумы, создаваемые иностранными инвесторами. Такая организационно-правовая форма получила широкое распространение при заключении иностранными инвесторами соответствующих соглашений для реализации крупных инвестиционных проектов в области нефти и газа с Россией и рядом государств СНГ. Заключая временное соглашение о совместной деятельности по реализации проекта, участники консорциума сохраняют полную независимость в других, не охваченных их соглашением сферах деятельности. В российском законодательстве использование этой формы предусмотрено в Законе о соглашениях о разделе продукции 1995 г. (ст. 3).

В этом Законе под консорциумом как одной из сторон в соглашениях о разделе продукции понимаются "создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных или привлеченных средств (имущества и/или имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения".

 

Вопрос №19

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.

Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса:

"1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо".

Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении "национальности" юридического лица из критерия инкорпорации

Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г. (ст. 2) относит к иностранным лицам, в частности, юридическое лицо или не являющуюся юридическим лицом по праву иностранного государства организацию, которые не являются российскими лицами, а под российским лицом понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ. Таков общий подход российского законодательства. Однако в некоторых специальных областях (в налоговом, валютном, банковском законодательстве), а также в соответствующих международных соглашениях в качестве основного критерия применяется критерий местонахождения юридического лица, в соответствии с которым определяются "резиденты" и "нерезиденты" (о применении этого критерия для определения права, подлежащего применению к внешнеторговым сделкам, см. в гл. 9).

2. Следует обратить внимание на то, что в части третьей ГК содержится перечень вопросов, которые должны определяться на основе личного закона юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 1202 на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

"1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: