ВЫСШИЙ РАЗУМ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО




Какими же будут последствия проявления Высшего Разума в земном существовании для человечества, для этой расы; рожденной в мире невежества и бессознательности, но способной к восходящей эволюции сознания и Света, Силы и Блаженства духовного бытия и Духовной природы? Нисхождение в земную жизнь такой высокой творческой Силы, как Высший Разум, и его Истинное сознание не может быть только новой чертой или фактором, добавленным к этой жизни, выдвинутым на передний план, но не имеющим иной важности, не приносящим с собой результатов, глубоко воздействующих на остальную природу. Они не могут не оказать огромного влияния на человечество в целом, не вызвать радикальной перемены в аспекте и перспективе его существования, даже если эта сила не окажет никаких капитальных изменений в материальном мире. Невозможно не прийти к выводу, что это явление, эта перемена будет далеко идущей, даже огромной, она не только утвердит Высший Разум и Супраментальную расу существ на Земле, но может привести к возвышающей и трансформирующей перемене в самом уме и, как неизбежное следствие, в сознании человека, ментального существа и равным образом вызовет радикальную и трансформирующую перемену в принципах и формах, способах действия во всей структуре и направлении его жизни. Она, безусловно, должна открыть человеку доступ к Супраментальному сознанию и Супраментальной Истине, поскольку нужно полагать, что именно такой трансформацией будет создана раса Супраментальных существ, так же, как сама человеческая раса возникла путем менее радикального, но все же значительного повышения и расширения сознания, обращения телесных механизмов и развития ментальных и духовных способностей и сил из первичного животного состояния. Но даже и без полной трансформации Истинный принцип мог бы заменить существование начального невежества, ищущего знания и достигающего его только частично. Мы видим сейчас, что человеческий ум мог бы стать силой Света и Знания, а не бредущим в полумраке слугой и помощником невежества, поставщиком смеси истины и заблуждения. Ум даже может стать в человеке тем, чем он является по своему происхождению — подчиненным, ограниченным и специализированным проявлением Высшего Разума, достаточно просветленным приемником Истины, по крайней мере, все ложное должно уйти из его действий.

Можно возразить, что при этом изменится весь эволюционный порядок и баланс, а в его полноте останется трещина, появится непроходимая пропасть между человеком и животным, и не будет никакого способа преодолеть ее в движении сознания от животности к Божественности. Можно утверждать, что истинный процесс эволюции должен добавить новый принцип, ступень или стадию к уже существующему порядку, и не делать каких-либс изменений в том, что уже установилось. Появился человек, но животное осталось животным и не продвинулось по пути к получеловеку; все незначительные изменения сознания, способностей или привычек домашних животных, вызванные жизнью с человеком или обучением, только слабые изменения его разума. В еще меньшей степени могут продвинуться растения к животному сознанию, или грубая Материя, хотя бы в самой слабой степени осознать себя, стать отзывчивой или реагирующей. Фундаментальные различия остаются неизменными в космическом порядке. Но это возражение предполагает, что все новое человечество должно находиться на одном уровне, однако в нем, возможны градации сознания, которые сократят дистанцию между его наименее развитыми элементами и высшими животными, которые хотя и не могут перейти в получеловеческое состояние, все же достигнут более высокой разумности, потому что, как показывают некоторые эксперименты, они не совсем лишены способности к развитию. Эти градации будут служить целям перехода так же, как и менее развитые люди в их нынешнем состоянии не подвергнутся разрыву слишком широкому, чтобы не нарушить эволюционный порядок в универсуме. Можно видеть значительный скачок, разделяющий разные порядки: материю и растения, растения и низшие животные, одни виды животных и другие, так же, как и всегда существующий и достаточно большой разрыв между высшим животным и человеком. Поэтому в эволюционном порядке не будет ни непреодолимого разрыва, ни такой дистанции, как между человеческим умом и животным, между новым типом человеческого существа и старым, животным уровнем, который нельзя было бы преодолеть или который мог бы стать препятствием для перехода наиболее развитой Души к наименее развитому типу новой человечности. Скачок будет, так же как он есть сейчас, но не между животностью и Божественностью, от животного ума к Высшему Разуму, а от наиболее развитого ума, стремящегося к совершенствам, потому что без этого невозможен переход к пробуждающемуся, но еще не полному осуществлению более высоких нереализованных способностей.

Одним из результатов вхождения Высшего Разума в земную природу, нисхождения Высшей творческой Силы Истины может быть изменение закона эволюции, его метода и организации, он должен быть более широким элементом и через знание войти в силы материального универсума, расшириться в новом творении и все больше воздействовать на порядок, который сейчас полностью является эволюцией в невежестве, берет свое начало в абсолютном незнании бессознательного и движется к тому, что, даже в высших достижениях, может рассматриваться как меньшее невежество, потому что это скорее представление о знании, чем прямое и полное обладание им. Если бы человек начал развивать силы и средства более высокого знания достаточно полно, если бы развитое животное открыло двери своей ментальности началам сознательной мысли и даже рудиментарного разума — а в своих высших достижениях оно от этого не так уж и далеко — если бы растение развило свои первые подсознательные реакции и достигло определенного рода примитивной нервной чувствительности, если бы материя стала больше ощущать сокрытые в ней силы, с большей готовностью раскрывала тайный смысл вещей, оккультные реальности; которые она не проявляет, например, события прошлого, даже в своей немой бессознательности или действии свернутых в ней и невидимых движений, открывающих в материальной природе аспекты более тонкому восприятию новой человеческой разумности, это стало бы огромной переменой, обещающей еще большее развитие в будущем, но означало бы только возвышение, а не нарушение универсального порядка. Эволюция развивалась бы при этом, а не разрушалась или погибала.

Нам трудно понять в теории или признать практическую возможность трансформации человеческой ментальности, о которой я говорил как об изменении, которое должно произойти естественным образом под руководством Супраментального Истинного сознания, потому что наши представления об уме укоренились из бессознательного, проходят вначале через почти полное незнание и медленно уменьшающееся невежество и достигают высокого по уровню, но всегда неполного по объему и несовершенного по методу только частичного знания, которое не может полностью обеспечить потребности сознания, все время стремящегося к своему все еще безмерно далекому Абсолюту. Видимые несовершенства и ограниченность ума на современной стадии его эволюции мы

считаем частью его природы, но на самом деле границы, в которые он все еще заключен, только временные пределы и мерки полного эволюционного развития; дефекты методов и средств — это недостатки его незрелости. и они не соответствуют конституции его бытия; а достижения в трудных условиях ментального существа, ограниченного в земном теле своими инструментами, хотя и необычайны, но все же гораздо ниже того, что станет возможным в светлом будущем. Потому что ум по своей природе не изобретатель ошибок, отец лжи, прикованный к этой способности, привязанный к своим несовершенствам, руководитель сомнительной жизни, как это слишком часто бывает сейчас благодаря нашим человеческим недостаткам; по своему происхождению он принцип света, инструмент, вышедший из Высшего Разума, и хотя вынужден действовать в пределах и создавать их, все же они — просветленные границы специального действия, принятые добровольно и с определенной целью, работа конечного, все время расширяющаяся перед глазами бесконечного. Такой характер ума раскроется в контакте с Высшим Разумом и сделает ментал помощником и инструментом Супраментального знания. Он, не ограниченный больше интеллектом, сможет стать способным к своего рода ментальному гнозису, просветленному воспроизводству Истины в уменьшенном действии, распространяя силу Света не только на своем собственном, но и на более низких уровнях сознания в движении к самотрансценденции. Сверхразум, Интуиция, Просветленный ум то, что я назвал Верховным умом, эти и другие уровни одухотворенной и освобожденной ментальности смогут отражать в возвышенном человеческом уме, его очищенном чувстве, жизненной силе и действии какие-то из своих способностей и подготавливать восхождение Души на "плато и пики" существования. В этом сущность изменения, которое можно считать результатом нового эволюционного порядка; оно означает значительное расширение прогрессирующего поля и отвечает на вопрос о воздействии на человечество пришествия Высшего Разума в земную природу. Хотя ум, по своему происхождению от Высшего Разума, является его силой, принципом Света и Знания, специализированный в своем действии для вторичных целей, он все же принимает другой аспект, и все больше и больше отделяет себя от Супраментального принципа, от непосредственной власти и поддерживающего просветления. И когда он все дальше уходит в этом направлении от Истины, то становится творцом или родителем невежества и Высшей силой в его мире, подчиняется ему и, кажется, может достигнуть только частичного и несовершенного знания. Причина такого падения в том, что Высший Разум использует ум для разделения, которое необходимо, если требуется творение, есть эта способность проявления Единого во Множестве и Множества в Едином, но Единое никогда не забывается и не теряется в своем Множестве, которое всегда сознательно зависит и никогда не доминирует над вечным Единством. В уме же, наоборот, получает преимущество различие, множество; сознательное ощущение единства теряется, и отдельная часть, кажется, существует сама по себе и для себя, как достаточное самоосознающее целое, или в неодушевленных предметах как бессознательное целое. Нужно, однако, заметить, что мир или план ума не обязательно царство невежества, где должны быть ложь, заблуждение или незнание; он может быть добровольным самоограничением знания. Это мир, где все возможности, определенные умом, проявляются в последовательности времени и находят Истинную форму и поле действия, свой выразительный образ, способности саморазвития, определенную самореализацию, самораскрытие. И мы действительно актуально это видим, когда прослеживаем в психическом переживании линию нисхождения, по которой проходит инволюция, заканчивающаяся созданием материального универсума. Это не планы или миры нисхождения, где ум и жизнь могли бы сохранить что-то от своей истины, от света Духа, от реального бытия, здесь мы видим изначальную бессознательность и борьбу жизни, ума и Духа за то, чтобы выйти из этой материальной бессознательности, найти себя в последующем невежестве и расти в сторону полноты своих способностей и высшего существования. Если ум достигнет успеха в этом усилии, ничто не помешает ему восстановить истинный характер и снова стать принципом и силой Света и даже по-своему помогать в работе совершенного и полного знания. В высшей точке он мог бы выйти из своих границ в Супраментальную Истину, стать частью и функцией или, по крайней мере, служить для второстепенной работы разделения в консенсусе Супраментального знания, на более низкой ступени, чем Высший Разум, являться ментальным гнозисом, Духовным или одухотворенным восприятием, чувством, действием, ощущением, которые делают работу знания, а не невежества; а на еще более низком уровне светлым проходом, ведущим от света к Свету, от истины к Истине, а не кружением в лабиринтах полунезнания. Все это невозможно в мире, где нетрансформированный человеческий ум, обремененный неспособностью, будет продолжать оставаться лидером или высшим достижением эволюции; но с Высшим Разумом как ведущей и господствующей силой это вполне возможно, даже может рассматриваться как результат его нисхождения в мир и контакт с умом человечества.

Как далеко это зайдет, будет ли затронуто все человечество или только часть, готовая к перемене, должно зависеть от того, что предусмотрено или возможно в устойчивом порядке универсума. Если старый эволюционный принцип и порядок должны сохраниться, тогда только часть расы пойдет дальше, а остальные сохранят прежнюю человеческую позицию, уровень и функционирование в восходящем порядке. Но даже и здесь должен быть проход или мост между двумя уровнями или порядками бытия, по которым эволюция совершит переход от одного к другому, ум будет способен к контакту с Супраментальной Истиной и изменению ее и, таким образом, станет средством восхождения Души. Должно быть, состоянию ума, который способен к восприятию и росту в сторону Высшего Разума, но не достигает его, как это часто происходит, сияние Высшей Истины пошлет вниз лучи для освобождения и поднятия Души из невежества. Высший Разум скрыт здесь за занавесом и хотя и не организован для своего характерного действия, все же является истинной причиной всего творения.. силой роста, знания и восхождения Души к реальности. Но в мире, где Высший Разум проявился, он едва ли сможет быть отдельным фактором, изолированным от всего остального, и неизбежно, он не только должен создать супермена, но и возвысить человека. Тотальное изменение ментального принципа, о котором говорилось, не может быть отвергнуто как невозможное.

Ум, каким мы его знаем, имеет совершенно иную силу сознания, чем Высший Разум, силу, не полученную непосредственно от него, связанную и зависимую от него, практически полностью отделенную от своего просветленного источника; он отмечен несколькими характерными чертами, которые мы считаем признаками природы, но некоторые из них принадлежат Высшему Разуму, и отличие заключено в способе и масштабе их действия, а не в их веществе или принципе. Разница в том, что ум не есть сила всего знания, и только когда он начинает выходить за пределы самого себя, становится каналом, воспринимает лучи истины, но не живет в их источнике, видит через завесу, и его знание ограничено инструментами; он не может смотреть невооруженным глазом, занять позицию в солнечном центре или где-нибудь в сияющем теле, или даже на светящейся периферии орбиты совершенной Истины, и обрести в ее привилегии безошибочное или абсолютное знание. Только в том случае, если он был бы уже близок к свету Высшего Разума, он смог бы жить где-нибудь вблизи Солнца в сиянии его лучей, в полном и прямом блеске Истины, но человеческий ум, даже в своих высших достижениях далек от этого; в лучшем случае, он может жить в ограниченном круге, в каких-то незначительных началах чистого инсайта, прямого видения, и ему потребовалось бы много времени, даже если он превзойдет самого себя, чтобы достигнуть подражательного и фрагментарного отражения мечты об ограниченном всезнании и всемогуществе, являющихся привилегией делегированной Божественности, Бога, демиурга. У него есть способность творить, но экспериментальная и неопределенная; достигающая успеха в случае удачи или благоприятного стечения обстоятельств; если же она определяется какой-нибудь силой практической способности или гения, то подвержена изъянам и окружена непреодолимыми границами. Высшее знание ума часто абстрактно, ему не хватает конкретности, и он вынужден использовать случайные и ненадежные средства, полагаясь на рассуждение, аргументацию, обсуждение, догадки, применять методы индуктивной и дедуктивной логики, достигая успеха только при наличии полных и правильных данных, и даже тогда, на основании одних и тех же источников приходить к разным результатам и разным выводам; он вынужден использовать средства и принимать последствия рискованных методов, претендующих на определенность, в которых не было бы нужды, если он имел прямое или Супраинтеллектуальное Знание. Нет надобности продолжать это описание, все это сама природа нашего земного невежества, и тень его падает даже на мысль и видение мудреца и пророка, и может исчезнуть только после того, как принцип Истинно Сознательного Супраментального Знания сойдет вниз и возьмет на себя управление земной природой.

Следует заметить однако, что даже на дне инволюционного нисхождения, в слепом затмении сознания а материи, в поле действия самого Бессознательного есть признаки работы непогрешимой Силы, движения скрытого сознания и его импульсов, как будто бессознательное тайно направляется и принуждается Силой с прямым и абсолютным знанием; акты его творения надежнее, чем произведения нашего человеческого сознания при наилучшем или нормальном действии Жизненной Силы. Материя или скорее Энергия в материи, кажется, обладает более определенным знанием и более точным действием, и можно полагаться на то, что ее механизм, однажды приведенный в движение, в большинстве случаев сделает свою работу хорошо и точно. Благодаря этому, человек может, овладевая материальной энергией, использовать ее для своих целей и полагаться на то, что при определенных условиях она сделает его работу. Самотворящая Жизненная Сила, удивительно богатая изобретательностью и фантазией, кажется, в большей степени подвергается дефектам, неточностям и неудачам, как будто ее сознание несет в себе большую способность к заблуждению. И все же это прослеживается достаточно определенно: когда в формах и проявлениях жизни сознание растет, и особенно когда появляется ум, нарушения возрастают, как будто рост сознания несет не только более богатые возможности, но и большую способность ошибаться, терпеть неудачу. В уме человека мы, кажется, достигаем вершины этой антиномии; величайшим, высочайшим и широчайшим достижениям сопутствует наибольшее количество неопределенности, дефектов, заблуждений и неудач. Это, как мы можем предположить, происходит потому, что в бессознательной природе действует истинная энергия, которая безупречно следует своему закону, может идти с завязанными глазами и не спотыкаться, потому что в ней есть автоматический закон, действующий без отклонений и ошибок, если, конечно, нет внешнего вмешательства или вторжения. Этот закон обычно есть во всех автоматических процессах существования, даже в теле свое невыразимое знание, точный инстинкт действия в определенных пределах, и он, если ему не мешают жизненные желания и умственные заблуждения, может действовать с известной точностью и надежностью. Но только один Высший Разум полностью обладает Истинным Сознанием, и, когда он спускается вниз и вступает в действие, ум, жизнь и тело тоже могут достичь полной Истины и полного совершенства. Несомненно, это произойдет не сразу, но эволюционное движение может начаться и идти со все увеличивающейся скоростью. Все люди не смогут достичь этого еще долго, но все же, человеческий ум, усовершенствовавшись, сможет занять позицию Света, и новое человечество займет свое место как часть порядка.

Эту возможность мы и должны рассмотреть. Если ей суждено исполниться, если человек не обречен всегда оставаться вассалом невежества, недостатки человеческого ума, о которых мы говорили, не должны быть непреодолимыми и вечными. Он сможет создать более высокие средства и инструменты, перейти через последние барьеры невежества в более высокое знание, стать слишком сильным, чтобы животная природа не смогла перетянуть его обратно. Это будет освобожденный ум, бежавший из невежества в свет, осознающий свое родство с Высшим Разумом, естественный его агент, способный нести Супраментальное влияние в нижние части существа, творец, исследователь глубин, свет во мраке, помогающий лучам скрытого Сверхсознания проникнуть в бессознательное. Это будет новое ментальное существо, способное не только стоять в сиянии Высшего Разума, но и сознательно подниматься и восходить в него, обучая жизнь и тело отражать и удерживать часть Супрамен-тального света, силы и блаженства, стремясь освободить скрытую Божественность в самопознании и самореализации, устремляясь к восхождению в Божественное, иметь способность воспринимать и выдерживать нисхождение Истинного сознания и силы, готовясь стать сосудом Божественного света.

ВЫСШИЙ РАЗУМ В ЭВОЛЮЦИИ

Новое человечество должно быть расой ментальных существ на Земле и в земном теле, но свободных от современных условий царства космического Невежества в такой степени, чтобы обладать совершенным умом Света, который подчинен действию Высшего Разума или Истинного сознания и, во всяком случае, обладает всеми возможностями работать, как приемник Истины и, по меньшей мере, как ее вторичное проявление в мысли. Он может стать частью Божественной жизни на Земле, началом эволюции в знании, а не полностью или главным образом в невежестве. Как далеко это зайдет, охватит ли это в конце концов все человечество или только его продвинутую часть, будет зависеть от цели самой эволюции, от цели космической или трансцендентной Воли, направляющей движения универсума. Мы предположили не только нисхождение Высшего Разума на Землю, но и его воплощение в Супраментальной расе и тотальное действие со всеми естественными последствиями, в которых человечество найдет свое полное развитие и займет прочное место в новом порядке.

Но ясно, что все это может произойти только в результате эволюции, выходящей далеко за пределы современных границ и переходящей в радикальное движение, управляемое новым принципом, в котором ум и человек должны стать подчиненными элементами, а не так, как сейчас, когда ум высшее достижение, а человек глава или лидер. Эволюция, которую мы видим сейчас, не такого рода, и она, можно сказать, проявляет мало признаков этой возможности, так мало, что разум, сегодня наш единственный надежный руководитель, имеет все основания не верить в нее. Земля, та Земля, которую мы видим, с ее жизнью, глубоко погруженной и основанной на невежестве и бессознательности, не создана для развития и не способна выдержать такое пришествие; материальность и ограниченность вынуждают ее быть полем гораздо более низкого порядка. Можно также сказать, что для такого порядка должно быть какое-то другое место, и даже если Высший Разум не просто необоснованное измышление, а конкретная реальность, нет надобности и нет места для его воплощения здесь. Ум, означающий полноту действия знания, возможного в невежестве, должен иметь свое поле где-то в другом месте, и оставить Землю естественным процессам было бы лучшим содействием механизму космической Природы. Материалистическая философия не признает возможности Божественной жизни в материи, но даже философия, признающая Душу, Дух или Духовную цель эволюционного движения, вполне могла бы отрицать способность Земли к Божественной жизни: такое существование может быть достигнуто только через уход с Земли и из тела. Даже если космическое существование не иллюзия, Майя, Божественное или полностью Духовное бытие, вероятно, возможно только в другом, менее материальном мире или только в чистом Духе. Во всяком случае, с точки зрения земного разума, обстоятельства весьма не благоприятствуют материализации на Земле чего-либо Божественного.

Кроме того, если делать слишком большой упор на нынешний или видимый характер эволюции в том виде, как она представлена нам физической наукой, можно утверждать, что нет никаких оснований для ожидания или проявления на Земле более высокого принципа, чем человеческий ум, или жизни Сверхчеловеческого существа в мире материи. Сознание зависит от материи и материальных агентов в своем появлении и действиях, и непогрешимое Истинное сознание, каким мы считаем Высший Разум, противоречило бы этим условиям и должно быть отброшено как химера. В принципе, физическая наука рассматривает эволюцию как развитие форм и виталь-пой активности; развитие более широкого и более способного сознания есть побочный результат жизни и формы — а не главная или существенная характеристика или обстоятельство — и не может выйти за пределы, определенные материальным происхождением. Ум показал себя способным на многие необычайные достижения, но независимость от материальных органов, физических условий или способность к таким вещам, как прямое и абсолютное знание, не приобретается материальными средствами и находится за пределами, установленными природой. Поэтому в определенной точке эволюция сознания уже не может идти дальше. Даже если нечто определенное и независимое, что мы называем Душой, существует, оно ограничено природными качествами, где материя базис, физическая жизнь условие, ум высший возможный инструмент; у сознания нет никакой возможности действовать отдельно от тела или превзойти эту физическую, витальную или ментальную Природу. Этим определяются границы нашей эволюции.

Можно также предположить, что пока что-либо четко распознаваемое, вроде Высшего Разума, не проявится с достаточной определенностью и полнотой, или не спустится и не овладеет нашим земным сознанием, мы не можем быть уверены в том, что оно существует, а до тех пор ум будет занимать место главного арбитра и будет полем проверки всякого знания; но он не способен к определенному или абсолютному знанию, вынужден сомневаться во всем, все проверять, и даже тогда не может быть уверен в своем знании ил" достижениях. Это неизбежно подтверждает неизбежность такого принципа, как Высший Разум или Истинное Сознание в любом осмысленном универсуме, потому что без этого нет ни цели, ни смысла жизни, и сознание не может полностью постигнуть свою высшую цель, оно закончит бессмыслицей или фиаско. Осознать Истину главная цель существования, но пока приходится идти к ней и Знанию через невежество и в невежестве, необходимо достигнуть или развить в себе способность, природа которой в том, чтобы знать, видеть, уметь управлять инструментами. Это мы называем Высшим Разумом, и если признать его, все остальное становится понятным. Но пока это не произойдет, мы в сомнении; можно согласиться, что если даже признать Высший Разум реальностью, нет никакой уверенности в его приходе и воцарении. Недостаточно также пребывания Высшего Разума наверху, возможности его нисхождения или планов на будущее в природе. У нас нет уверенности в реальности этого нисхождения, пока оно не станет объективным фактом земного бытия. Свет часто пытался спуститься на Землю, но этот Свет остается нереализованным и неполным; человек может отвергать его, ибо мир все еще полон мрака, и пришествие представляется не более чем шансом; такое сомнение в известной степени оправдывается актуальностями прошлого и все еще существующими возможностями будущего. Оно может исчезнуть только в том случае, если Высший Разум будет признан надлежащей частью мирового порядка, и если эволюция идет от материи к Высшему Разуму, он должен прийти в нее, со всеми неизбежными последствиями.

Все волнения относительно этой неопределенности вытекают из того факта, что мы не видим всю Истину мира непосредственно такой, как она есть, и не делаем из нее правильного вывода о том, каким должен и может быть мир. Этот мир, без сомнения, базируется на материи, но его вершина Дух, и восхождение к Духу должно быть целью и оправданием его существования, показателем его смысла и целенаправленности. Но естественный вывод из главенства Высшего существования Духа, затемнен ложной или несовершенной идеей Духовности, созданной интеллектом в невежестве посредством слишком примитивного знания. Дух был понят не как что-то, проникающее везде и не как скрытая сущность нашего бытия, а только как нечто, глядящее на все с высоты и тянущее нас вверх, прочь от всего остального существования. Так мы пришли к идее космического и индивидуального бытия как к великой иллюзии, а уходу из нее и угасанию в нашем сознании индивидуального космоса как к единственной надежде, единственному освобождению. Так же мы создали идею Земли, как мира невежества, страдания и мучений, и наше единственное будущее как бегство в запредельные небеса; здесь нет для нас никакой Божественной перспективы, никакой возможности реализации, даже при максимальной эволюции в теле, никакая успешная трансформация, никакая Высшая цель не достижимы в земном существовании. Но если Высший Разум существует, если он спускается, если ои становится руководящим принципом, все, что кажется уму невозможным, становится не только реальным, но и неизбежным. Если мы посмотрим внимательно, мы увидим, что на своем высшем уровне ум и жизнь стремятся к совершенству, к Божественной реализации, к своему Абсолюту. Это, а не только что-то запредельное, есть Истинный признак, смысл постоянной эволюции и усилий рождения и перерождения, спирального восхождения Природы. Но только через нисхождение Высшего Разума и реализацию ума в жизни путем их самопревышения это скрытое в вещах предназначение, тайное значение Духа и Природы, может раскрыться и реализоваться полностью. В этом эволюционный аспект и значение Высшего Разума. Он вечный принцип, скрыто существующий даже в материальном универсуме и поддерживающий все творение; это он делает появление сознания в кажущемся бессознательном мире возможным и неизбежным и заставляет его подниматься в Природе к высшей Духовной Реальности. Фактически, он вечно существующий план бытия, узел Духа и Материи, удерживающий и определяющий в своей истине и реальности весь смысл и цель универсума.

Все изменится, если мы отбросим сегодняшние представления об эволюции, если будем считать Сознание, а не жизнь и форму, фундаментальным и сущностным принципом, а его появление и полное развитие возможностей — целью эволюционного стремления. Бессознательность материи не может быть непреодолимым препятствием, потому что в этой бессознательности находится скрытое сознание, которое должно эволюционировать, жизнь и ум — ступени и инструменты этой эволюции, целенаправленное движение и действие бессознательной материальной Энергии в то, что можно приписать присутствию свернутого сознания, автоматического, не пользующегося, как ум, мыслью, а управляемого импульсом, похожим на унаследованный материальный инстинкт, практически безошибочный во всех своих действиях, удивительно творческий, но еще не осознающий. Полностью и изначально просветленное Истинное сознание, которое мы приписываем Высшему Разуму, та же самая реальность, но проявляющаяся на другой стадии эволюции, полностью развернутая, овладевшая всей своей естественной полнотой и совершенством, автоматически просветленная и безошибочная, а не свернутая или развернутая частично и несовершенно и потому подверженная невежеству и заблуждению в жизни и уме. Тогда все возражения против этой реализовавшейся эволюционной возможности отпадут, и, наоборот, она станет неизбежным следствием не только в материальном проявлении, но и в природе в целом.

При таком взгляде на вещи универсум раскроется в своей тотальности как проявление единого бытия, природа как его способность реализоваться, эволюция — как процесс постепенного самооткровения в материи. Мы увидели бы Божественные последовательности миров, как лестницу восхождения от материи к Высшему Духу, открылась бы перспектива возможности Высшего проявления путем Сознательного, не скрытого и загадочного, нисхождения Духа и его сил во всей их полноте в самый нижний мир Материи. Загадка универсума раскрылась бы, сомнительная тайна вещей избавилась бы от своей таинственности и двусмысленности, запутанные письмена стали бы четкими и понятными. В этом откровении Высший Разум должен занять свое естественное место и перестать быть сомнительным для интеллекта, подавленного сложностью мира; он должен явиться неизбежным следствием реализации ума, жизни и материи, их смысла, внутреннего принципа и тенденций, неизбежным совершенством, вершиной, на которую необходимо подняться, выражением Божественного существования, сознания и блаженства, к которому он ведет, и окончательным результатом рождения вещей с высшей целью того прогрессирующего проявления, которое мы увидим в жизни.

Полное проявление Высшего Разума может быть выражено его суверенным нисхождением в земное сознание и быстрым распространением его сил, раскрытием форм и созданием Супраментальной расы и жизни; таким должен быть действительно полный результат его действия. Но обычаи эволюционной Природы на Земле в прошлом были иными, и вполне может быть, что Супраментальная эволюция тоже установит свою периодичность, хотя она и не может быть во всем подобна развитию, свидетелем которого Земля была до сих пор. Но раз уж она началась, все должно проявиться неизбежно и совершенно, и порождения Природы должны двигаться в сторону наибольшего возможного совершенства. Эта уверенность заставляет нас думать, что человечество и его ум тоже будут продвигаться к реализации; которая далеко превзойдет наши сегодняшние мечты. Ум света заменит смятение и тревогу земного невежества; вероятно, даже та часть человечества, которая не сможет достигнуть этого, все же осознает такую возможность и будет идти к ней; жизнь человечества будет освещена, возвышена, направлена, гармонизирована светоносным принципом, и даже тело станет менее слабым, темным и животным в своих свойствах и способным к новому, гармоничному совершенству. Вот та возможность, которую мы должны увидеть и которая будет означать новое человечество, поднявшееся к Свету, способное к Духовному бытию и действию, открытое власти Истинного сознания, способное даже на ментальном уровне и в своем собственном порядке на то, что мы могли бы назвать началом Божественной жизни.

УМ СВЕТА

Новое человечество означает для нас появление, развитие типа или расы существ, принципом ментальности которых уже не будет ум в невежестве, ищущий знания, но даже в знании привязанный к нему, искатель света, но не его естественный обладатель и обитатель, еще не совершенный инструмент, истинно сознательный и освободившийся от невежества. Вместо этого оно будет обладать Умом Света, умом, способным жить в Истине, быть сознательным и проявлять в своей жизни вместо несовершенного прямое знание. Ментальность будет инструментом Света, а не невежества. В высшей точке она сможет перейти в Высший Разум, и из новой расы будет отобрана раса Супраментальных существ, которые должны стать лидерами в эволюции земной природы Совершенные проявления ума Света были бы уже инструментами Высшего Разума, его частью или проекцией, выходом за пределы человека в Сверхчеловечность Супраментального принципа. Кроме того, обладание умом Света дало бы человеческому существу возможность подняться за пределы норм нынешнего мышления, чувства и бытия к тем способностям ума, которые находятся между нашей ментальностью и Высшим Разумом и могут считаться ступенями, ведущими к более великому и светлому принципу. Этот процесс, как и все другие в эволюции, не может быть достигнут и, естественно, не будет достигнут одним прыжком, но он с самого начала неизбежен; давление Высшего Разума сверху, создающего из самого себя ум Света, сделает такой окончательный результат реальным. Первые проблески нового Света будут нести в себе семя высшего горения, даже в их проявлениях будет ясна неизбежность высших сил, потому что такова история всякого эволюционного явления; принцип высшего совершенства скрыт инволюцией, которая делает необходимой эволюцию скрытого.

Через всю историю развития проходят два взаимодополняющих аспекта, которые составляют действие и необходимы для его полноты; есть скрытая в инволюции природы тайная сила и принцип бытия, который лежит под завесой, наброшенной на него материальной природой, и есть содержащаяся в самой этой природе неизбежная сила принципа, побуждающая процесс проявления свойств и сущностных черт, которые составляют его реальность. Две пос<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: