ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ПО ЭТИКЕ. Составитель: Н.Г. Федорова.
V1: Категории этики как науки о морали
I:
S: Можно ли утверждать, что мораль составляет ядро культуры:
+: Да
-: Нет
I:
S: Что такое нравственность?
+: Идеальное поведение людей
-: Реальное поведение людей
I:
S: Что означает понятие «императивность морали»
+: Обязательность, повелительность
-: Наличие цели
-: Наличие идеального положения вещей
I:
S: Что является этическим принципом:
+: Гуманизм
-: Добро
-: Ревность
I:
S: Когда возникла мораль?
+: В первобытном обществе
-: В рабовладельческом обществе
-: В средневековом обществе
I:
S: Что является основным показателем нравственности?
-: Любые отношения между людьми
+: Отношение к человеку не как к вещи, а как к ценности
I:
S: Как понимал этику И. Кант
-: Как науку о культуре
+: Как науку о долге
-: Как науку о нравственности
I:
S: Что означает понятие «стихийность морали»
-: Моральные нормы создаются каждым человеком отдельно
+: Моральные нормы формируются непосредственно в общественной жизни как выражение насущных потребностей
-: Моральные нормы создаются специальными органами, стихийно созванными
I:
S: В каких двух видах существует мораль:
+: Как характеристика личности
+: Как характеристика групповых, в целом общественных отношений
-: Как характеристика институциональных отношений
I:
S: Могут ли реализовываться моральные требования в результате насильственного воздействия?
-: Да
+: Нет
I:
S: Что является этической категорией?
+: Добро
-: Материализм
-: Деонтология
I:
S: Что не входит в состав этики, как науки, согласно взглядам современных отечественных ученых
-: Прикладная этика
+: Метаэтика
-: Деонтология
I:
S: К какой функции морали относится умение человека делать предъявляемые к нему требования своими личными мотивами поведения?
-: к регулятивной
-: оценочно-императивной
+: воспитательно-гуманистической
-: познавательной
-: прогностической
I:
S: Где и в чем прежде всего проявляются санкции морали?
-: в специально организованных институтах
+: в общественном мнении
I:
S: Где имеет место моральная регуляция?
+: в семье
+: в науке
-: в политике
I:
S: Существуют ли универсальные моральные принципы?
+: Да
-: Нет
I:
S: К какому типу моральной регуляции относится моральная саморегуляция?
-: К обычному варианту моральной регуляции
+: К высшему типу моральной регуляции
I:
S: К какой функции морали относится установление моральной ценности различных явлений действительности?
-: к регулятивной
+: оценочно-императивной
-: воспитательно-гуманистической
-: познавательной
-: прогностической
I:
S: Каков наиболее авторитетный субъект моральной оценки?
-: Индивид
-: Группа
+: Общественность
I:
S: Взаимозависимы ли мотив и результат действия?
+:Взаимозависимы
-: Невзаимозависимы
-: В большинстве случаев взаимозависимы, но есть примеры расхождения мотива и результата
I:
S: Что (кто) является объектом моральной оценки
+: Индивиды
-: Сферы общественной жизни
-: Явления природы
I:
S: Существуют ли случаи неадекватной моральной самооценки?
+: Да
-: Нет
I:
S: К какой функции морали относится постижение человеком своего призвания в мире?
-: К регулятивной
-: Оценочно-императивной
-: Воспитательно-гуманистической
+: Познавательной
-: Прогностической
V2: Общетеоретические основы этики и морали
I:
S: Что такое нравственный идеал личности?
+: Воплощение идеи морально безупречного человека
-: Гуманистический идеал
-: Воплощение всех известных добродетелей
I:
S: Кто из представителей нижеприведенных направлений отрицал свободу?
+: Фаталисты
-: Волюнтаристы
I:
S: Какие человеческие характеристики способствуют постижению философского понятия свободы?
+: Уровень образования
+: Уровень культуры
-: Квалификация
-: Состояние здоровья
I:
S: Какое из нижеприведенных суждений верно?
-: Счастье зависит от объективных условий
+: Счастье зависит от внутреннего мира человека
-: Субъективное ощущение счастья должно быть объективно обусловлено
I:
S: К какой моральной категории близко понятие «долг»?
+: Ответственность
-: Совесть
-: Стыд
I:
S: К какому моральному понятию очень близко понятие «стыд»?
-: Честь
+: Совесть
-: Ответственность
I:
S: В каком виде чаще всего выражается справедливость?
-: Как проблема равенства
+: Как проблема свободы
I:
S: Как формулируется правило талиона («золотого принципа нравственности»)
+: Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе
-: Око за око, зуб за зуб
I:
S: Какой этический принцип противоположен «золотому принципу нравственности»?
-: Не отвечай злом на зло
+: Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую
I:
S: Аксиология – область этических знаний, которая изучает….
+: Ценности
-: Нормы
-: Проблемы свободы
I:
S: Дескриптивная этика – область этических знаний, которая изучает….
-: Проблемы должного и долга
-: Ценности
+: Нравы, обычаи и мораль конкретного этноса
I:
S: Деонтология – область этических знаний, которая изучает….
-: Ценности отдельных народов
-: Общегосударственные нормы
+: Проблемы должного и долга
I:
S: Что такое толерантность?
+: Терпимое отношение, стремление уважать взгляды других
-: Справедливость в отношениях с людьми
-: Субординация в отношениях с другими
I:
S: Как соотносятся понятия «духовность» и «религиозность»?
-: Обозначают приблизительно одно и то же
+: Понятие «духовность» шире понятия «религиозность» и включает его в себя в качестве одного из компонентов
-: Понятие «религиозность» шире понятия «духовность» и включает его в себя в качестве одного из компонентов
-: Оба понятия обозначают принципиально разные вещи
I:
S: Менталитет – это…..
-: То же, что и мораль
+: Совокупность взглядов на мир, мировосприятие, мироощущение
-: Совокупность взглядов на свободу и закон
-: То же, что и толерантность
I:
S: Что такое гуманизм?
-: Доброта
-: Совестливость
+: Человечность
I:
S: Этика – это философская дисциплина, изучающая
-: культуру и искусство
-: развитие человеческого общества
+: мораль и нравственность
-: внутреннюю природу человека
I:
S: Термин «этика» имеет происхождение
+: древнегреческое
-: русское
-: немецкое
-: латинское
I:
S: Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные
-: особенностями личности руководителя
-: требованиями повышения эффективности профессиональной деятельности
-: личными взаимоотношениями в коллективе
+: спецификой профессиональной деятельности
I:
S: Что такое мораль?
+: Совокупность правил и норм поведения
-: Само поведение людей
-: Отношения между людьми
I:
S: Что такое нравственность?
+: Идеальное поведение людей
-: Реальное поведение людей
I:
S: Перечислите три важные составляющие духовного идеала
+: Истина
+: Красота
+: Добро
-: Свобода
-: Честь