Понятие о природе воображения




План

Введение.

1. Понятие о природе воображения.

2. Виды воображения.

3. Воображение и творчество.

4. «Техника» воображения.

Заключение.

Список литературы.


Введение

«Воображение это…великий дар, так много содействовавший развитию человечества». К.Маркс, Ф.Энгельс.

Образы, которыми оперирует человек, включает в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет не только на Земле, но и во Вселенной. Именно эти образы, преобразуют, видоизменяют человеческий опыт. Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке.

В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.


Понятие о природе воображения

Воображением называется такая деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имеющиеся у него ранее, представления, опираясь на образы, сохранившееся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их. Образы, которыми оперирует человек, не ограничивается воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой – то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображение. Воображать – это преображать. Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что – то новое. Поэтому прав был А.М.Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимает человека над животными» - вымысел прежде всего как замысел. Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Поскольку, с одной стороны, воображение всегда оперируется в какой – то мере на прошлый опыт, а с другой стороны – образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой – то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различия. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношение к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти – сохранять в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразование. В высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к действительности, и притом отношение, диаметрально противоположное тому, которое характеризуется память в ее высших сознательных формах. Для памяти в ее высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается в этом отношении к нему как его воспроизведении. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному отграничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования. Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. Всякое воображение порождает что – то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразится, во – первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о папанинцах побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у Северного полюса. Это еще совсем не специфическая форма воображения. Воображение может далее, предвосхищая будущее, создавая образ, картину того, чего вообще не было. Создавая в своем воображении какой – либо образ, человек не может вообразить нечто абсолютно новое, что не было бы в той или другой степени ранее воспринято им из окружающего мира. Например, путем воображения древние ассирийцы создали представление о никогда не воспринимавшемся ими в реальной действительности существе – крылатом быке. Но отдельные элементы этого продукта воображения (тело быка, человеческая голова, крылья птицы) были восприняты ранее из окружающей действительности. Процесс воображения всегда протекает на основе сохранившихся в памяти человека представлений; он есть не что иное, как деятельность сознания, состоящая в изменении и преобразовании этих представлений. Он возможен только потому, что представления отличаются лабильностью, способностью изменяться.

 

Виды воображения

 

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов. В самых низших и примитивных своих образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого- либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотном состояниях, в сновидениях. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором – об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности. Различают также воображение воспроизводящее и творческое, или преобразующее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но он может банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием. Есть, далее, основание различать воображение, заключающееся в воссоздании заданных (например, в художественном тексте) образов и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения - более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения являются различием тех образов, которыми оперирует воображение.

Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами - схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов. Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустотой «мечтательностью», которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслонится от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать – значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Специализация различных видов воображения является не только предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: