Советы СМИ: основные виды, функции и полномочия.




 

 

Наиболее важными и признанными в международном масштабе механизмами саморегулирования являются профессиональные кодексы этики, независимые советы СМИ, а также институт пресс-омбудсмена.

Советы СМИ — внутрикорпоративные журналистские общественные организации, осуществляющие этическое регулирование сферы СМИ. Долгое время они функционировали лишь в виде советов прессы, но с появлением электронных СМИ в ряде стран появились аналогичные структуры, занимающиеся внутрикорпоративным, в том числе этическим регулированием этой сферы. Поэтому, на наш взгляд, правомерно объединить все подобные организации под общим названием советов СМИ.

Для того чтобы советоказался саморегулирующейся организацией, он должен быть независимым от политической и юридической систем. Вот почему какая-либо организация, входящая в государственную структуру, не считается советомСМИ.

Первые такие советыбыли созданы в начале прошлого столетия. В это же время появились и первые кодексы этических норм. Шведский «Суд чести» был создан еще в 1916 году, а за ним последовали в конце двадцатых годов аналогичные органы в Финляндии и Норвегии. После Второй мировой войны процесс создания советовпережил настоящий бум и достиг своего апогея в шестидесятые годы, когда несколько из уже существующих советовначали пересматривать свою структуру и деятельность.

При том, что между различными медийными советаминаблюдаются большие различия, они, тем не менее, обладают многими общими чертами. Все они ставят перед собой двуединые задачи. Так, советыв первую очередь призваны защищать права общественности (аудитория, источники информации, ответственность за содержание) от недобросовестности СМИ. Предоставляя общественности возможность жаловаться на случаи неудовлетворительной работы журналистов или на несоблюдение ими этических норм, советы дают общественности возможность высказать свое мнение, а порой и подать свой голос в определении линии поведения СМИ. Советможет рассматривать жалобы населения и делать заявления, что тот или иной орган СМИ нарушил определенные этические нормы, но может и обязать этот орган выступить с извинениями. Второе, чем занимаются советы, это защита самих СМИ. Здесь речь идет в основном о защите от государственных органов и общественных организаций, а также от отдельных лиц и различных групп по интересам. Таким образом, саморегулирование предоставляет журналистам и издателям возможность продемонстрировать ответственность СМИ без какого-либо дополнительного вмешательства со стороны официальных органов. Многие советы, включая первый совет в Швеции, были созданы в результате давления со стороны общественности.

Большинство независимых медийных советовбыли созданы журналистами или независимо от издателей, или вместе с ними. Обычно они состоят из представителей этих групп, назначаемых соответствующими национальными ассоциациями журналистов и издателей. В состав медийных советовчасто включают и представителей общественности.

Советы СМИ в РФ:

В РФ 1994 году начала работать Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (СПИС). Она представляла собой скорее квазисудебный орган. Основными направлениями работы было повышение качества работы средств массовой информации и защита свободы слова и прав журналиста. Имея право выступать с заявлениями по поводу рассмотренных споров, СПИС не располагала собственными механизмами принуждения, однако, с ее подачи такие механизмы могли быть запущены: СПИС имела право вносить в суд предложение о прекращении деятельности провинившегося СМИ; направлять материалы рассматриваемых дел в прокуратуру, если в ходе рассмотрения споров были выявлены факты уголовного преступления со стороны СМИ или государственного чиновника; направлять предложения в соответствующие органы о вынесении письменных предупреждений учредителю и (или) редакции СМИ. Эти полномочия, вкупе с обязанностями СМИ и государственных органов отвечать в установленные законодательством сроки на запросы СПИС, позволили сделать работу СПИС достаточно эффективной. Решения СПИС печатались в правительственной «Российской газете». За годы своей работы СПИС вынесла 180 решений, но в 2000 г. была упразднена в ходе формирования администрации нового президента РФ В.В. Путина.

В 1998 г. на очередном съезде Союза журналистов РФ было создано Большое жюри, куда вошли известные журналисты и издатели, а также представители общественности. Решения Большого жюри публиковались на его официальном сайте и в профессиональных изданиях «Журналист» и «Журналистика и медиарынок». Но им не велась деятельность по сообщению о своей работе широкой общественности, что отражалось в малом количестве жалоб, поступавших в жюри, и общей неосведомленности о его существовании не только членов гражданского общества, но и самих работников медиаиндустрии. БЖ ежегодно рассматривало 6-8 конфликтов, что для такой большой страны, как Россия, с учетом численности населения и количества зарегистрированных СМИ, не является сколько-нибудь убедительным показателем существования национального органа саморегулирования.

В 2005 г. Большое жюри было реорганизовано в связи с созданием Общественной коллегии по жалобам на прессу. При этом его основные функции были переданы новой организации, а Большое жюри переквалифицировалось в дисциплинарную комиссию Союза журналистов РФ. В 2008 г. было изменено Положение о БЖ и, таким образом, оно прекратило свою деятельность как совет СМИ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: