С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма




Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Начало позитивизма…………………………………………………..4

2. С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма……………………5

2.1. Экзистенция и поиск «Повторения»…………………………...6

3. А.Шопенгауэр – родоначальник «философии жизни»…………...7

4. Ф.Ницше и «философия жизни»…………………………………….9

Заключение………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………12


Введение

В XX в. философия развивается по разным направлениям, в разных философских контекстах. Понятно, что неклассическая философия не явилась на свет, как джин из бутылки. В качестве одной из тенденций она присутствовала в недрах широко понятой философской классики. В античную эпоху это умонастроение явным образом выражали софисты и киники, в средние века – английские номиналисты, в Новое время – эмпирик Д.Локк и скептик Д.Юм. Оно присутствует даже у И.Канта. Но только в XX веке это умонастроение стало господствующем. И такая смена основной тенденции дает повод говорить об особом неклассическом периоде в развитии философии.

Ситуация формирования неклассической философии чрезвычайно интересна, поскольку совпадает с расцветом философской классики. Одними из основных философских течений XX века являются: позитивизм, экзистенциализм и «философия жизни».


Начало позитивизма

Позитивизм есть очень широкое и многообразное философское течение XIX – XX столетий, основанное французом О.Контом (1798 – 1857). Философским течением можно называть позитивизм только условно, поскольку позитивизм отрицает всю традиционную, всю классическую философию и ставит на ее место «позитивную науку».

Позитивизм в учении Конта – позитивная или научная стадия, которая заменяет метафизическое объяснение научным. Учение Конта основано на отрицании метафизики. В этом заключается основная специфика позитивизма.

Особенность позитивизма в том, что он всю философию отождествляет с метафизикой и отбрасывает ее всю как ложную форму сознания.

На место «метафизики» позитивисты ставят «науку». Но не ту науку, о которой идет речь в «Наукоучении» Фихте, «Науке логики» Гегеля, в марксизме и которую марксизм тоже противопоставляет философии. Наука здесь понята в соответствии с той традицией, которая идет от английского эмпиризма – как наука чисто эмпирическая. Позитивизм отрицает по существу всякую теорию как «метафизику». А значит, он отрицает существенную часть самой науки.

Отрицая философию, позитивизм отрицает всякую теорию, он отрицает теоретическое мышление. Именно на теоретическом мышлении сходится серьезная философия и наука.

Позитивистская социология Конта была не чем иным, как реакцией на Великую французскую революцию. И она была той «стабилизационной» общественно-политической теорией, которая допускала социальные изменения только по воле начальства.

Назначение своей «позитивной философии» Конт видит в том, чтобы «самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и мышления».[1] Иначе говоря, задача этой философии – отнять у человека мышление и сознание, чтобы избавить его от всех волнений и сомнений.


С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма

 

 

Серен Кьеркегор, обладает опытом экзистенциальной философии.

Данный метод философствования провоцирует видеть в личной судьбе и своей духовной организации призму для рассмотрения судьбы другого и всего человечества. Кьеркегор пользуется термином «экзистенциальный», заимствовав его у выдающегося норвежского поэта-романтика Вельхавена. Именно последнему мы должны быть обязаны этим термином, подхваченным Кьеркегором и ставшим символом одного из значительных явлений в культуре XX века.[2]

В свете его «экзистенциального» метода особую роль в творчестве Кьеркегора, сказавшемся на облике всей неклассической философии, сыграла не только знаменитая меланхолия, но и другой известный факт его биографии.

Русский философ Лев Шестов, анализируя книги и дневники Кьеркегора, делает вывод о том, что «жалом в плоть» для того стала невозможность «быть мужчиной». Но если и существовало такого рода отклонение, то безусловна его связь с душевной организацией Кьеркегора. Шестов приводит его дневниковую запись, в которой говорится: «Я в настоящем смысле слова – несчастнейший человек, с ранних лет, пригвожденный всегда к какому-либо доводящему до безумия страданию, связанному с какой-то ненормальностью в отношении моей души к моему телу…»[3]

Ненормальность во взаимоотношении души и тела Кьеркегора можно связать с его чрезвычайно развитым воображением.

Впоследствии уже взрослый Кьеркегор будет чувствовать себя в мире фантазий, художественных образов и философских рассуждений куда увереннее, чем в обычной жизни. Внутренний мир станет главным миром, в котором будет находиться Кьеркегор. И это скажется на взаимоотношениях его души и тела.

Но Кьеркегор мог превратить и превращал свои недостатки в достоинства. И «жало в плоть» - это не только беда, но и движущая сила его духовной работы. Более того, он начинает видеть в этой своей особенности свидетельство богоизбранничества.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: