Философия Нового времени ( XVII – XVIII вв.)




Философия Средневековья

Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме – принципе, согласно которому все в мире определено богом.

Основные этапы средневековой философии – патристика и схоластика. Представителем первой был Августин Аврелий, второй – Фома Аквинский.

Патристика (II- VIII вв.):

Представляет собой учение "отцов церкви" – первых христиански мыслителей, создавших философское обоснование догматов.

Августин Аврелий (св. Августин Блаженный). Основные идеи – духовное развитие личности. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни.

В работе "о граде божьем" Августин противопоставляет "град земной" – государство и "град божий" – церковь. Первый воплощает любовь к себе, второй – к богу. В борьбе "градов" должна победить церковь и вера, которая подчинит себе государство. В этом цель развития исторического процесса.

Схоластика (с ХI в. до конца средневековой эпохи):

Характеризуется значительным формализмом и догматизмом.

Фома Аквинский использовал труды Аристотеля для систематизации богословских идей. В центре его исследований – проблема соотношения веры и разума. И вера, и разум ведут к истинному знанию, однако в случае противоречия меду ними следует отдавать предпочтение вере ("философия – служанка богословия"). Так, при помощи разума можно доказать то, что бог существует и он един. Догматы религии должны быть доказаны разумом.

Учение Фомы Аквинского известно как томизм.

 

 

Философия эпохи Возрождения

 

В фокусе философии Возрождения находятся проблемы соотношения человека и природы, политического устройства и творчества.

Основные черты философии Возрождения:

Ø антропоцентризм – принцип, согласно которому в центре мироздания находится человек;

Ø гуманизм – обоснование самоценности человека, его прав и свобод;

Ø эстетизм – ведущая роль искусства;

Ø свободомыслие – освобождение от догматического средневекового мышления.

 

Основные направления философии Возрождения отсылают к греческим и римским образцам.

Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса.

Николай Кузанский выдвигает идею пантеизма – отождествляет природу и бога. Это повлияло на дальнейшее развитие науки – исследование Вселенной получило свое оправдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.

Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.

 

Скептицизм явился реакцией на религиозную догматику и формой проявления творческого свободомыслия. Девизом французского мыслителя Мишеля Монтеня были слова: "Точно известно, что ничего точно не известно". Свой скептицизм Монтень выразил в работе "Опыты": "В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание".

 

Политическая философия Возрождения представлена в разных вариантах.

Мечты Платона об идеальном государстве находят свое продолжение в традиции утопизма. У ее истоков стоит Томас Мор, автор книги "Утопия" ("несуществующее место"). Здесь он описывает несуществующее государство, где все основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Никколо Макиавелли в работе "Государь" представляет иную традицию. Если Платон не отделял этику от политики, то Макиавелли полагает, что при возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами – вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть использована ради корыстных целей. Ее цель – укрепление государства, обеспечение его интересов и в конечном счете – народное благо. Позднее термин "макиавеллизм" стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике "цель оправдывает средства".

 

 

Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)

Эпоха Нового времени начинается с зарождения капиталистических отношений. Основные черты философии Нового времени:

Ø эмпиризм – опора на опыт;

Ø рационализм – опора на разум;

Ø высокая роль науки – наука как способ улучшения жизни человека и общества;

Ø социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах.

 

Фрэнсис Бэкон стоит у истоков эмпиризма Нового времени. Лозунгом философа была знаменитая фраза "Знание – сила". Индукция (от частного к общему) – главный способ получения новых знаний. Ф.Бэкон обосновывает роль опыта в получениинаучного знания. Помимо опыта в науке важен и разум.

Эмпиризм - направление, признающее чувственный опыт основой познания.

 

Базовым компонентом эмпиризма Нового времени является сенсуализм – направление, согласно которому ощущения и восприятия – основа достоверного познания.

Дж. Локк один из представителей сенсуализма, исследовал происхождение разума, его роль в получении достоверного человеческого знания. Его высший принцип гласит: " Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах".

 

Рене Декарт (Картезий), французский философ и математик, стоит у истоков рационализма Нового времен. Рационализм – направление, признающее разум основойпознания. Ход рассуждений Декарта можно представить следующим образом:

1. Во всем – явлениях, вещах, знаниях – можно сомневаться.

2. Сомнение существует.

3. Нельзя сомневаться, не мысля.

4. Окончательный вывод: " Мыслю, следовательно, существую ".

Р. Декарт в основание философии кладет разум и мышление, а не опыт. Метод Декарта – это дедукция (от общего к частному).

В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание равноправные и взаимосвязанные начала.

 

К XVIII в. идеи, заложенные Декартом и Бэконом, начали приобретать все большую популярность. Философы этого времени, названного эпохой Просвещения, поставили своей целью распространение ценностей научности и рациональности, а также их применение к общественной жизни.

Вольтер критиковал религиозные предрассудки с позиции разума. Он выступал как ярый поборник свободы слова и мнения: "вольтерьянство" считалось синонимом свободомыслия. По отношению к религии Вольтер обосновал философскую позицию – деизм. Деизм – признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. Такая позиция позволяла свободно заниматься наукой, не учитывая при этом бога (хотя и не отменяла веру в него).

Жан Жак Руссо поддерживал теорию общественного договора, согласно которой люди первоначально существуют в "естественном состоянии" – без какой-либо внешней власти и насилия над собой. Для того, чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь, свободу и т.д., народ передает часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Таким образом, власть дана не богом, а народом, следовательно, народ имеет право отобрать ее, если монарх не выполняет соглашения.

Философия Просвещения отстаивает идеи свободомыслия и социального равенства, призывая к устройству общества на разумных началах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: