Определение типов и свойств ортодоксальных шахматных фигур.




Валерий Трубицын

Т А Й Н А Ш А Х М А Т

Настоящая публикация является кратким научно-популярным изложением шахматных материалов из магистерской диссертации (работы) автора "Теория игровых структур и её применение в комбинационных играх высшего класса" в 2-ух томах, 460 стр, рукопись, СПб, 1994 г.

НЕ ГЕОМЕТР – ДА НЕ ВОЙДЁТ!

Платон

«Самое поразительное в нашей науке – это то, что она возвращается к пифагореизму».

Бертран Рассел

"Каждый из нас – лишь человек, лишь нечто куда-то движущееся. Но двигаться он должен туда, где находится совершенство."

Г. Хессе, "Игра в бисер."

"Можно мыслить понятиями и словами –

А можно кубами, шарами и даже мирами."

Олег Григорьев

 

Часть I

Историческая справка. Постановка проблемы. Классификация шахматных фигур по способу их происхождения. Перечень постулатов Общей шахматной теории (ОШТ). Формирование главного ряда правильных стуруктурообразующих элементов. Экзофигуры. Зарождение основного шахматного принципа. Параметры ОШТ.

К наиболее популярным шахматным играм относятся общеизвестные международные шахматы – а также их восточная ветвь: китайские (сянци), корейские (чанги) и японские (сёги). В научной и популярной литературе всё ещё продолжаются споры о том, где и когда именно была изобретена эта увлекательная настольная игра, была ли она изобретена одномоментно – или развивалась эволюционным путём. И если это так, то где находится первоисточник? В итоге долгих споров и по мере поступления новых фактов сторонники научной теории возникновения шахмат вынуждены признать, что письменные источники не позволяют определить возникновение шахмат ранее 5-го века н.э., а археологические данные относятся к куда более поздним векам.

Что касается места возникновения шахмат, то большинство историков отдают пальму первенства Индии.

Не будет лишним уточнить, что в пылу полемики многие авторы забывают прояснить существенные детали. Например, о какой именно стране и о каких шахматах идет речь? По утверждению И. Линдера период становления шахматной игры происходил на территории Кушанского царства и затем (до 6-го века) государства эфталитов, которые простирались далеко за пределы Индии и впитали в себя не только индийскую культуру. То есть речь идет о том, что на самом деле колыбель шахмат - это вся Центральная Азия, являющаяся одним из важнейших перекрестков древних цивилизаций.

Другой аспект проблемы состоит в том, что мы даже сегодня не можем (или не хотим?) дать строгое определение современной шахматной игры. (И тем более – древним её вариантам. Некоторые авторы договариваются до того, что чатуранга с бросанием игральной кости – вообще не шахматы. Другие заявляют, что днём рождения шахмат можно объявить лишь тот день, когда в Западной Европе появились быстрые шахматы.) То есть от нашего понимания определений игры зависит и её возраст.

Существует и проблема одномоментности её изобретения. Тут всех авторов прежде всего можно разделить на тех, кто придерживается эволюционной теории (эволюционисты), и на тех, кто её отрицает. Так называемые антиэволюционисты в свою очередь не представляют единого лагеря. Прагматики утверждают, что любое изобретение может родиться только в одной голове, в определенном месте, в определенное время. А все остальное – это уже развитие идеи, которое может осуществляться бесконечно долго. Вплоть до повторного открытия забытых истин. (Что мы, собственно, и наблюдаем в реальной жизни.) Но существуют ещё и романтики, которые не видят смысла в том, чтобы верить в естественный ход событий. Уж если верить – так во что-нибудь этакое…сногсшибательное. По их мнению, шахматы мог придумать только Высший Разум.

Не могу умолчать и еще об одной категории людей, от которых прямо или косвенно зависит не только история шахмат, но и судьбы вполне реальных любителей и профессионалов этой удивительной игры. Я бы их назвал ретроградами. Как правило, они являются либо спортивными чиновниками, либо спортсменами, но иногда опасный вирус фельдфебельского запретительства поражает и простых смертных. Вся эта братия в один голос заявляет, что общеизвестный вариант так называемых международных шахмат, культивируемый практически уже почти во всех странах, является единственно правильной игрой - и потому единственно допустимой для широкой популяризации. А все остальные шахматные (и не только шахматные) игры надо запрещать и не пущать.

Автор этой книги придерживается эволюционной теории. Скорее всего, мы никогда не узнаем точной даты и места возникновения шахмат. Но это вовсе не означает, что мы не способны разгадать их тайну рождения, их замысел. Ну а что касается эволюции, то она более чем наглядна. Вся почти двухтысячелетняя история шахмат неопровержимо доказывает их поступательное развитие от примитивных игр с костями и едва зарождающимися свойствами фигур к современному их виду, безусловно являющемуся шедевром коллективного многовекового творчества евразийских народов. Но не единственно возможным!

Следующая проблема заключается в том, что до сих пор существует путаница в определении ортодоксальных и неортодоксальных шахмат. Например, все шахматные игры на других досках автоматически относились к неортодоксальным шахматам. По сути ортодоксальной игрой считались лишь международные шахматы. Но это неверно. Разделение должно осуществляться по другим признакам. Даже цилиндрические шахматы следует считать ортодоксальной игрой, если игра происходит в рамках классических правил. Неортодоксальные (сказочные) шахматы не вписываются в классический свод основополагающих правил в предлагаемом нами общем виде. Это прежде всего касается типов игрового пространства, типов фигур и их сочетания. То есть автор новой сказочной игры в своих фантазиях ничем не ограничен. Это, разумеется, развивает фантазию, но что получится в итоге – это большой вопрос. Например, в ОШТ конь для всех 70-ти структур описывается одним общим правилом: он ходит на все ближайшие недосягаемые пункты для ферзя. При этом рисунок его ходов зачастую на взгляд кажется фантастическим, а на самом деле – нет, это всего лишь строгий геометрический закон. Зато ходы сказочных фигур не требуют никакого обоснования (вот хочу ходить так или сяк – и хожу).

Существует немало легенд о происхождении шахмат. В одной из них рассказывается, что шахматы были придуманы для утешения индийской царицы, тосковавшей по умершему сыну (Фирдоуси, «Шахнаме», Х в). В другой - о том, как индийский царь послал шахматы шаху Ирана с тем, чтобы тот разгадал сущность игры (Пехлевийская рукопись «Книга о чатранге», около 600 г н.э.)

Эти и другие легенды вполне устраивали многих людей, получивших в наследство прекрасную игру, которая с течением веков обрастала множеством сопутствующих явлений в различных областях человеческой культуры. Но всегда находились люди, абсолютно уверенные в том, что у великой игры должна быть великая тайна. И они эту тайну всегда искали с величайшей изобретательностью.

Нам представляется вполне удовлетворительным объяснение древнейших индийских шахмат (чатуранги), приведенное в шахматном энциклопедическом словаре под редакцией экс-чемпиона мира А. Карпова (М., 1990, с.1328). В этом названии заключено двойное совпадение: четыре отряда фигур имеют четыре вида оружия, представленных соответствующими фигурами (боевые слоны, боевые колесницы, кавалерия и пешие воины). Некоторые авторы предполагают, что игра была парной: красные и желтые фигуры сражались против чёрных и зеленых, игра лишь моделирует военное сражение, что интересно само по себе. И никаких других объяснений здесь не требуется. Тем более, что фигуры чатуранги, стоящие на доске, вполне соответствуют характеру военной игры. Но некоторые исследователи пытаются найти в шахматах какой-то скрытый смысл, объясняющий их происхождение.

В 1825 году в Париже Ф. Вийо опубликовал трактат об астрономо-кабалистических источниках шахматной игры, в котором он утверждает, что шахматы были созданы египетскими жрецами. Однако его комбинация магических систем чисел и фигур, которые он связывает с астрономическими символами египетских календарей, не претендуют на строгое доказательство. Е. Гижицкий сравнивает труд Ф. Вийо с эксцентрическим фокусом.

С похожими идеями 137 лет спустя выступил в 1962 году английский китаист Д. Нидэм, опубликовавший в Кембридже свой труд "Наука и цивилизация в Китае". Заявив о тесной связи между магнетизмом и шахматами, между шахматами и астрологической символикой, Д.Нидэм определяет шахматы как любой набор небольших символических моделей, отождествляемых с животными или небесными телами (и даже с зодиакальными созвездиями). Указанные символические модели в шахматной игре могут представлять собой части армий.

"Такая посылка, - указывает известный шахматный историк Исаак Линдер, - позволяет автору делать самые невероятные сопоставления игр, разных по форме и своей сущности". Чего, например, стоит составленная Д. Нидэмом "Схема, изображающая родственные связи игр и средства предсказания в зависимости от развития магнитного компаса". В Китае действительно в 569 году была изобретена астрономическая игра, которая совместно с ранее известными системами гаданий на линейных структурах могла оказать формальное влияние на создание китайских шахмат (сянци). Но и в этом случае глубоких связей не прослеживается, так как сянци является всего лишь моделью военного сражения с изрядной долей произвольных правил.

Куда более сильное влияние системы гаданий на линейных досках оказали на уэй-чи (вейчи), возникшем в Китае. Ведь по своему характеру эта игра довольно статична, так как игровые фишки в ней вообще не передвигаются по доске. Но астрономическая игра возникла намного позже уэй-чи. И наверняка не раньше чатуранги. Один из крупнейших авторитетов в области истории шахмат английский математик Джеймс Мэррей называет примерную дату изобретения чатуранги: 570 г. А современные исследователи относят эту дату к 4-5 векам н.э. и даже раньше.

Над этим аспектом происхождения шахматной игры работал и югославский профессор Павле Бидев. Например, в публикции 1951 года он произвел анализ четырёхчленной структуры чатуранги, которая символизировала борьбу 4-х стихий: воздуха, огня, земли и воды. А также ассоциировалась со сменой четырёх времён года (37:12). И поэтому, утверждает Бидев, фигуры своими ходами вычерчивают на шахматной доске геометрические контуры символов отдельных стихий, почерпнутых из религиозных ритуалов:

Рассказавший об этом Е. Гижицкий полагает, что такой подход может способствовать перемещению даты рождения чатуранги в более ранний период, то есть в первое тысячелетие до нашей эры. Более трезво к увлечению П. Бидева астрологией относится И. Линдер, который внимательно следил за его дальнейшими публикациями. И что же?

В журнале "Македонски шах" (1971,№ 3) П. Бидев заявил буквально следующее: "Шахматы возникли в 569 г. в Китае как астрологический инструмент предсказаний". Далее идут ссылки на работу Нидэма и на опубликованный Бидевым документ под названием "Введение канцлера Ван Бао к шахматной книге императора У Ди, который в 569 году изобрел астрономические шахматы". В1972 году П.Бидев развивает эту идею в своей книге "Шахматы - символ космоса. (Развитие шахмат от китайской астрологии до индийской мистики)". Подробно разбирая доводы П.Бидева, И. Линдер убедительно доказывает искусственность его логических построений. Скорее можно говорить о влиянии шатранджа на сянци, а не о происхождении чатуранги от китайских шахмат.

Факты, приведенные выше, всё более убеждают нас в том, что шахматы возникли помимо астрологических концепций как модель военного сражения. Причём наиболее совершенный вариант шахматной игры явился результатом коллективного творчества многих народов Азии и Европы. На протяжении двух тысяч лет человечество шаг за шагом интуитивно нащупывало истину, отбрасывая надуманные правила, не вытекающие из свойств шахматного игрового пространства. Праматерь шахматных игр (чатуранга) была несовершенной игрой:

1. Игровая "доска" чатуранги была одноцветной.

2. Ферзь отсутствовал.

3. Слон прыгал через клетку по диагонали.

4. Игра велась с помощью игральной кости.

5. Выигрыш достигался путем уничтожения сил соперника, включая королей.

6. Шахматная нотация отсутствовала.

Совершенно ясно, что на этой стадии создания игры основополагающий шахматный принцип не был до конца выявлен. Поэтому чатуранга, как это ни странно, была неортодоксальной игрой. Дело усугублялось тем, что она принадлежала к многосторонним шахматным играм, теоретическая база которых практически отсутствует до сих пор. Обозревая историю создания общеизвестной шахматной игры, прежде всего приходится констатировать, что основополагающий шахматный принцип был в полной мере выявлен только во второй половине ХV в. при переходе на динамичную шахматную игру (испанск. – de la Dama) – но так до конца и не осмыслен. Раскрашивание шахматного игрового поля произошло на 5-6 веков раньше, но его многоцветность так и не была понята в полной мере - как универсальное свойство всех других правильных шахматных структур.

Только в ХVIII-ХIХ веках шахматы были окончательно избавлены от надуманных правил:

- от королевского прыжка (право короля один раз на протяжении партии прыгнуть через клетку на любой ближайший игровой пункт доски)

- от трёх типов матов (пат, уничтожение всех фигур или шах королю, от которого нет защиты)

- от правила обязательного объявления шаха, если он возможен

- от запрета "ферзь не бьет ферзя"

- от разнобоя в правилах двойного хода пешки и в правилах её превращения

- от свободного истолкования правил рокировки.

Сегодня общеизвестный вариант шахматной игры не содержит никаких следов мистики. Он является абстрагированной моделью конфликтной ситуации между двумя соперниками, позволяющий последовательно решать комбинаторные и стратегические задачи с большим количеством вариантов, что и делает игру увлекательной.

Вызывает удивление следующее заявление Леонида Юдасина: «Постулат единого центра создания шахмат (из распространения из рук в руки) крайне сомнителен – уже из-за десятков предположительных родителей» - (с. 34) Как же десятки родителей, разнесенные в пространстве и времени, ухитрились зачать единственного ребёночка? Это исключено! Значит, Юдасин предполагает, что шахматы интуитивно познавались сразу во многих частях света самостоятельно – как, скажем, таблица умножения. И ничего невозможного в этой версии нет. Просто её автору следует предъявить доказательства. А широкому читателю давно ясно, что арабы, передавшие шахматы испанцам, получили их «из рук в руки» в свою очередь как хорошие ученики у персов или других народов Центральной Азии (а не у ацтеков - и не в Китае). Величайшие шахматисты средневековья аль-Адли и ас-Сули тоже не случайно жили на предполагаемой родине шахмат.

Приведённая цитата из Л. Юдасина – лишь фрагмент его массированных доводов о многозначности и сложности возникновения шахматной игры: «Шахматы возникали неоднократно… порой – независимо, в другой раз воссоздавались по малым деталям, как мамонт Кювье…» Затем говорится, что место шахмат – структура разума, даже архетип духа, производящего разум как свою частную манифестацию… Доказана вещественными доказательствами полуторатысячелетняя история шахмат, но культурный анализ этот возраст удваивает… И, наконец, обозначен идеологический водораздел между главными теориями происхождения шахмат: «Каждый, глубоко уйдя в свою область исторического знания (фантазирования? – Л. Ю.) отыскивает корни шахмат и мотивы их появления. Прогрессисту (то есть мне – В. Т.) трудно принять связь нематериальную», а «увлеченному оккультисту (например, Ю. Рыжкову, Е. Баранову?) или этнологу (И. Линдеру?), что его философия» не единственна. «Перед нами – архетип. Полное логическое описание архетипа невозможно в принципе (Юнг), ибо его реальность выше «только рацио» и содержит субстациональную тайну». – (с. 45). Вот именно: ТАЙНУ! Без тайны – ну никак. Не хотели эзотерику – получите архетип.

И вот, как усталое откровение: «Простые геометрические тела и символы, малые числа и элементарные действия (!) ближе к духу, лучше соответствуют внутренней природе универсума – чем трёхэтажные формулы.» - (с. 52). И тем более – чем эзотерический бред. И вот уже Л.Юдасин цитирует тайну шахмат из Хафиза, не понимая, как и Хафиз, её смысла:

«Черным циркулем судьбы круг начертан вкруг меня.

В этом круге точка – я. Пешка шахматной доски».

 

Адский труд закончен – а тайна выпорхнула, как синица из рукава. Между тем, тайна шахмат заключена именно в круге.

В настоящей публикации всё же нет необходимости подробно разбирать множество ошибочных версий и гипотез по простой причине: искали не там, хотя и высказывали догадки о том, что шахматные фигуры создает сама структура шахматной доски. Нет также и необходимости пересказывать великолепные работы крупных отечественных исследователей шахмат (и прежде всего Д. Саргина, И. Линдера и Ю. Авербаха – тем более, что два последних уже хорошо представлены на нашем сайте /fishka-spb.ru/, а о неоднозначных доводах Д.Саргина планируется специальная статья). Фантастическое предположение нашего коллеги и постоянного автора В. Чащихина о том, что чатуранга произошла от египетских шахмат, бездоказательно. Ведь ссылка на поверхностные суждения А. Д. Петрова повисает в воздухе, так как сами египетские шахматы до сих пор не найдены. Что не так уж и удивительно, если вспомнить, что древнейшие цивилизации сошли с исторической арены задолго до появления шахмат.

Что касается Дальнего Востока и Индии, то там по традиции история шахмат всё ещё носит легендарный характер, но мы готовы увидеть, наконец, хотя бы один научный труд, доступный пониманию европейцев. Не является ли работа индийца H.S. Jyotishacharya о математической природе шахмат первой ласточкой? Но она нам недоступна. (С другой стороны, к стыду нашей шахматной федерации и директоров публичных библиотек, Россия так и не приобрела даже факсимильных копий давно изданных крупнейших западных монографий по истории шахмат).

Итак, что мы имеем в остатке?

Множество версий и легенд вперемешку с национальным патриотизмом всех стран, который в исторической перспективе выглядит удручающе. На самом деле именно в момент появления шахмат в Европе там наступило средневековое мракобесие, для которого шахматы стали очень удобной мишенью при поиске врагов. (Официальный запрет на игру в шахматы в России существовал вплоть до 17 века, а первая книга Ивана Александровича Бутримова о европейских шахматах появилась лишь в 1821 году. Я отнюдь не исключаю, что славные воины киевского князя Святослава в походах на Хазарию вместе с другими культурными ценностями жгли на кострах и шахматные фигурки...). Остается лишь с удовлетворением констатировать, что за последние два века Россия не только достигла ошеломляющих успехов в спортивных баталиях, но и внесла ощутимый вклад в шахматную науку – в том числе и в историю шахмат.

При обозрении обширной шахматной литературы создаётся впечатление, что мы никогда не узнаем имя автора игры. Но, быть может, великая тайна шахмат заключена вовсе не в этом?

Собственно говоря, о каких шахматах идёт речь? Ведь за время своего существования игра изменилась неузнаваемо, не говоря уже о том, что игра на Западе и Дальнем Востоке дала в итоге достаточно различные модификации. Скорее всего, шахматная идея кочевала из века в век по странам и эпохам. Разве не ясно, что мы уже видим не одномоментное изобретение гениальной игры, а многовековое интуитивное постижение шахматных объективных законов - как и великих тайн природы? Ведь окончательные правила европейского варианта игры были сформированы лишь в конце XIX века. После чего мы и должны были воскликнуть: «Вот наконец-то человечество путём долгих поисков и создало совершенную шахматную игру!»

Но не тут–то было: жизнь без чудес скучна. Вот и громоздятся горы книг о том, что шахматная идея заложена в структуре Вселенной, что эта идея могла быть придумана только Высшим Разумом, что этой тайной могут обладать только посвящённые чародеи для управления толпой, что шахматы на Землю занесли пришельцы – и так далее, и тому подобное… А ты, человек, даже рождён был по недосмотру инструктора райкома или бракоделов медицинской промышленности. Ты никогда ничего не сможешь придумать гениального, а только способен на жалкое копирование и подражание… Или нет?

Всей чепухи не перечесть, но ведь она всегда будет иметь тот или иной успех у суеверной толпы. И поэтому чепуха бессмертна. Да и шут бы с ней, если бы её апологеты чепуху называли чепухой. Но все свои мистические версии они непременно называют единственно верной и давно доказанной истиной. И, разумеется, глубоко зашифрованной (уж таков стиль у всех конспирологов, арифмологов, религиозных фанатиков и официально лицензированных чародеев, которые даже в высших структурах власти ухитряются получать официальные должности для борьбы с нечистой силой). Но сами сторонники указанных версий ничего вразумительного о тайне шахмат сказать не могут – даже самые просвещённые из них. (Подробнее об этом – на сайте www.fishka-spb.ru в разделе «Наши рецензии». Указанные статьи вышли и отдельной книгой: В. Трубицын "Громкое молчание пирамид"- СПб, 2005, 75 с.).

Итак, шахматы впервые появились в северо-западной части Индии в I-V веках в виде чатуранги и быстро распространились в Центральной Азии и в северовосточном Иране на территории бывшей Бактрии, во владения которой входила и часть Индии. Именно здесь - родина древнейших цивилизаций, расположенных в самом центре Евразии (куда не случайно направляли свою экспансию великие завоеватели Запада и Востока). Поэтому вполне понятно, что о других путях распространения шахмат в самый ранний период их возникновения говорить не приходится. Именно здесь, в обширном районе Центральной Азии, и произошли первые радикальные реформы шахматной игры. Не позднее VI века здесь появился шатранг – игра для двух игроков, а во второй половине VII века Сасанидский Иран и Центральную Азию завоевали арабы и ещё более успешно модернизировали игру, распространив затем шахматы по всему свету (разумеется, в тогдашнем представлении о его масштабах). Таков вкратце общепринятый научный взгляд на раннюю историю шахмат.

Китай, получивший шахматы скорее всего через Великий шёлковый путь, дал игре своё толкование на основе традиции широкого применения в комбинационных играх досок линейного типа, что, на мой взгляд, значительно исказило игру, специально созданную для плоскофигурных досок. По сути древнему Китаю осталась неизвестной даже та истина, что шахматная доска немыслима без многоцветной мозаики, создаваемой ходами невстречающихся слонов. Об этом, кстати, не подозревали и первые создатели игры, и её реформаторы вплоть до XI века в других странах, но они хотя бы видели на своей одноцветной доске двух невстречающихся слонов и в конце концов поняли, что их доска должна быть двухцветной. (Забегая вперёд, скажу, что на самом деле в других шахматных структурах доска может быть раскрашена ходами слона даже в 6 цветов).

Что касается России, то шахматы проникли в Россию … до России. Ибо о какой России идёт речь? Мы как-то забываем, что в конце прошлого тысячелетия русские княжества только начинали создавать свои конгломерации, а Восток – самый настоящий и достаточно беспокойный – находился буквально за нашим порогом и не однажды облагал Русь данью (хазары – на 200 лет, монголы – на 240). В «европейский Восток» тогда входили всё нижнее и среднее Поволжье, низовья Дона и Cеверного Донца, вся причерноморская степь южнее Киева. Там же проходили великие торговые пути: Великий шёлковый путь из Западной Европы в Китай, пересекающийся в Хазарии с Великим волжским путём, который имел протяжённость вплоть до Старой Ладоги. Этот «европейский Восток» пересекал и торговый путь «из варяг в греки» по Днепру. Археологическая находка шахматной фигурки слона в хазарской крепости Саркел неопровержимо доказывает, что хазары знали шахматы не позже IX века. Находящийся рядом с нею на шёлковом пути Хорезм знал шахматы гораздо раньше и вполне мог передать их хазарам. Но ещё раньше хазары могли познакомиться с шахматами через Дербентские ворота как от самих сасанидов, так и от их завоевателей арабов, пришедших в Закавказье в 640 году. Не зря же Мовсес Хоренаци, написавший «Историю армянского народа», сообщал, что толпы хазар ещё до V века совершали набеги в Закавказье с территории нынешнего Дагестана. Другими словами, на протяжении всей ранней истории шахмат во второй половине первого тысячелетия именно хазары были тем коридором, через который они проникали в Восточную Европу.

 

Сегодня считается доказанным, что вся Европа - и Восточная, и Западная - уже была знакома с шахматами с Х века. Поволжье получило шахматы через Хорезм и хазар, вероятно, уже в VIII веке, то есть раньше, чем Киев и Великий Новгород – ведь они географически были дальше. Это абсолютно понятно, так как Поволжье в ту пору и было частью Востока. Поэтому шахматы народами Поволжья не могли восприниматься как нечто совсем чужеродное, это была близкая им игра. Теперь уже ясно, что шахматы на Русь приходили в разные эпохи несколько раз: и из Хорезма, и через Дербентские ворота, и из Византии через Черное море, и из Западной Европы. То есть Восточная Европа знает шахматы вот уже более тысячи лет, но это не значит, что история шахмат в этом регионе была усыпана розами.

Первую половину этого срока шахматы благодаря мракобесию православной церкви вообще были запрещённой игрой. К этому следует добавить и мрачные века монгольского нашествия, вряд ли способствовавшие процветанию нашей национальной культуры. По сути лишь последние пять веков шахматы на Руси были уже хорошо известной игрой, но первый российский фундаментальный труд о шахматах А. Петрова появился лишь 183 года тому назад.

- Ну и что? – спросил меня очкастый оппонент. – Где же археологические находки и древние письменные источники, доказывающие индийское происхождение шахмат? Кроме легенд ничего нет! Именно ваш строгий научный метод и доказывает, что при такой ситуации любые другие гипотезы вы никогда не сможете опровергнуть, не так ли?

- И да, и нет! Именно эта публикация позволяет найти выход из логического тупика. Нет никакого смысла искать в пыли веков имя автора первого крайне несовершенного варианта шахматной игры – тем более, что их могло быть несколько. Мы должны лишь попытаться логически проследить сам процесс зарождения идеи, для чего вполне достаточно просто представить себя создателем такой игры. И попытаться воспроизвести обоснование первых параметров игры, постижение её внутреннеё логики, структурной организации, динамизма, стратегии и тактики – и многое другое. Представьте, что Вы – автор игры. Возьмите карандаш и придумайте игру на чистом листе бумаги. Тогда Вы сразу задумаетесь:

1. А какой должна быть доска? Почему мы уверены в том, что она непременно должна состоять из 64-х правильных квадратных ячеек? Только потому, что они нам более понятны? А что говорит геометрия? Что плоскость можно разбить на 1270 различных структуры (см. Классификацию двух-изовариантных мозаичных размещений поверхности Дельгадо - Хьюсона - Заморзаевой, репринт 1990). Неужели среди такого обилия структур нет ничего более интереснее примитивных квадратных решёток? Древние, конечно, об этом изобилии не подозревали, и всё же средневековая орнаменталистика смогла создать Альгамбру. Но у нас-то выбор на порядок выше!..

2. Какой принцип мы заложим в формирование типов фигур (именно прежде всего в порядок их передвижения и взаимодействия, а не в театральный антураж)? Почему в чатуранге было так мало типов фигур, сколько же их существует всего? Почему так долго творцы шахмат ограничивали дальнодействие слона и ферзя? (А ферзь, как мы помним, в первых вариантах игры вообще отсутствовал). Другими словами: существует ли какой-то порядок создания и преобразования шахматных фигур – или мы их свойства будем высасывать из пальца? (Надо ли этот принцип искать – или мы установим форму Земли с помощью голосования? Кто, например, за то, что Земля имеет форму чемодана?)

3. Возможно ли с помощью математики обосновать суть шахматной игры и её основополагающий принцип?

Увы, даже на эти предварительные вопросы ничего вразумительного не ответили ни великие шахматные чемпионы, ни великие учёные – а кое-кто из них был и тем и другим. (Ау, где вы – Эйлер, Э.Ласкер, Менделеев, Яниш, Ботвинник?… Неужели для постижения конструкции шахматной игры не хватило даже вашего гения? Какие же такие особые таланты надо для этого иметь?)

Отвечаю: достаточно знать математику в объёме средней школы, быть любознательным и претендовать на независимость суждений. Тайна шахмат вполне доступна простому любителю шахматной игры – что и было доказано в С-Петербурге в конце прошлого века. Читатель, как я надеюсь, уже понял, что правильно поставленный вопрос – это половина успеха. Но много ли желающих задавать острые вопросы? Во всяком случае многие авторитеты предпочитают отмалчиваться – тем более, если такая позиция оплачивается той или иной корпоративной структурой или хозяином, кем бы он ни был.

Вот мы и подошли к изложению основного текста. Главным критерием автор решил избрать широко известный в науке принцип «бритвы Оккама»: зачем привлекать на помощь нечистую силу или магические квадраты (не говоря уже о зашифрованных откровениях и предсказаниях), если есть возможность всё объяснить с помощью циркуля и линейки?

Обратимся теперь к общеизвестной шахматной игре, ставшей популярной на Западе и называемой сегодня международными шахматами. Но лучше было бы называть эту игру в отличие от дальневосточных шахматных игр индоевропейскими шахматами? В указанной игре мы легко выделим три типа шахматных фигур: базовые, производные и дополнительные.

Производными фигурами являются ферзь, король и пешка. Ферзь является геометрической суммой ладьи и слона, король – миниферзем, пешка – это ведь король с секторальным ограничением и с одновременным разделением свойств его лучей активности (передвигается пешка как ладья, а угрожает как слон - разумеется, на один шаг).

Дополнительной фигурой является конь, призванный прежде всего попытаться противостоять чудовищно мощному ферзю. (А уж потом – пощекотать шпагой короля). Для чего конь, естественно, должен угрожать ферзю с ближайших недосягаемых для него пунктов доски. Таких пунктов на общеизвестной доске 8, они расположены вокруг ферзя в виде правильной фигуры - восьмиугольника. При этом траектория хода коня не только не имеет ничего общего с траекторией фигур линейного действия, но и вообще удивительным образом выходит в третье измерение! Для удобства запоминания мы часто говорим, что конь ходит «буквой Г», но на самом деле это лишь метафора, явно недостойная включения в энциклопедические определения (как и многие другие ляпсусы, о которых речь пойдёт ниже). Фигуры, которые «ни от кого не произошли и никого не дополняют», логично было бы назвать базовыми.

Базовыми фигурами являются ладья и слон. Именно они формируют основополагающий шахматный принцип и дают начало всем остальным фигурам посредством шести типов преобразований. Именно они передвигаются и угрожают только по базовым направлениям в любой ортодоксальной шахматной структуре.

Ладья – одна из двух базовых фигур в ортодоксальных шахматных системах (играх), которая перемещается и угрожает по ортогональному базовому направлению игрового пространства через середины двух противоположных сторон игровой ячейки - и обязательно при правильном чередовании цвета ячеек во время хода.При этом её траектория может быть волнообразной и даже круговой.

Слон – одна из двух базовых фигур в ортодоксальных шахматных системах (играх), которая перемещается и угрожает по диагональному базовому направлению игрового пространства через два противоположных угла игровой ячейки – и обязательно по ячейкам одного цвета. При этом его таректория может быть дискретной или волнообразной.

Возникает вопрос: а почему в ортодоксальных игровых структурах только два базовых направления: ортогональное и диагональное? Ну а куда бы мы ещё могли провести траекторию передвижения фигуры в многоугольнике? В любую часть его стороны? Но тогда исчезнет всякая основа структурной гармонии взаимодействия фигур. Хаос, конечно, - это тоже реальность, но к разумным играм человека или природы он не слишком явно применим. (Хотя, конечно, и является необходимой компонентой в теории самоорганизации).

Теперь настало время уточнить термин: ортодоксальная шахматная игра. Старый термин давно устарел. Прежде это понятие относили только к общеизвестному варианту игры, а все остальные назывались неортодоксальными. На самом деле это неверно

Ортодоксальные шахматные системы – это системы, соответствующие основополагающему шахматному принципу и образующие единую пространственно-логическую систему. При этом шахматные системы должны основываться на ряде постулатов, исключающих произвольное истолкование шахматных законов и правил. Все остальные шахматные игры относятся к сказочным шахматам. Приводим перечень постулатов:

1. Постулат главного ряда плоскофигурных структурообразующих элементов (СОЭЛ).

2. Постулат об основополагающем шахматном принципе (ОШП).

3. Постулат типологии ортодоксальных шахматных фигур (с шестью типами их преобразований).

4. Постулат многоцветности ортодоксальных шахматных игровых пространств (досок).

5. Постулат о мощности, дальнодействии и силе ортодоксальных шахматных фигур.

6. Постулат пешечного равновесия.

7. Постулат изначальной плотности шахматной игры.

8. Постулат количественного равенства лёгких фигур (коней и слонов).

9. Постулат количества игроков.

10. Постулат ортодоксальности шахматных игр.

Теперь перейдём к рассмотрению структуры игрового пространства. Почему шахматная игра достигла совершенства именно на доске, составленной из правильных квадратных ячеек? Только потому, что для древних изобретателей она была простой и понятной. А дальше уже сработала традиция. Лишь совсем недавно математики наконец-то решили задачу разбиения плоскости на максимально полное количество правильных и неправильных плоских фигур. Таких структур оказалось 1270, но только небольшая часть из них (а именно 70) оказалась шахматными. Для этого автор брал ладью и слона и пытался определить их ходами базовые направления той или иной структуры. (Желающие могут повторить этот эксперимент, он всем доступен: не только великим магам или Каспарову, но и школьникам 6-го класса. Это, как нам представляется, и есть наука. Первое сообщение об этом эксперименте автор сделал на Фёдоровской сессии в горном институте (техническом университете) 25 мая 1993 года.)

Что касается общих свойств игровых пространств, то они подробно описаны в моей Теории игровых структур, некоторые аспекты которой в области шахмат и излагаются в настоящей статье. Среди них – ограниченность, структурность, однородность, непрерывность, изотропность, многоцветность, элементная и периметральная правильность, ахиральность – и противоположные им понятия. (Плоскость симметрии, т.е. зеркало, неспособно преобразовать ахиральную фигуру - например, круг, – таким образом, как оно способно преобразовать хиральную левую ладонь в правую). Равнозначный термин - хиральность.

Нас прежде всего должна заинтересовать валентность структурообразующих элементов (СОЭЛ), т.е. их классификация по количеству сторон. Итак, перечисляем: треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник и восьмиугольник. Это и есть максимум валентности СОЭЛ, так как составление игровых структур и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: