Изучение родного края является одной из важнейших задач географии в школе: эколого-географические закономерности, факторы размещения производства, проблемы охраны окружающей среды становятся наиболее близки и понятны учащимся при изучении самого близкого и доступного — определённой местности своего региона. Именно эколого-географические знания, интегрированные с народными экологическими знаниями о малой родине, вызывают у детей интерес учёного-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина, личность.Краеведческие материалы дают возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о природе, экономике, культуре, общественно-политической жизни, историческом прошлом и настоящем своего края. Учащиеся городских школ, в отличие от деревенских, отстранены от природных реалий. Чрезмерный рост городов препятствует самоочищению природной среды и способствует разрушению природных компонентов и их загрязнению. Большой город вынуждает детей объединяться и собираться в группировки. Это своего рода традиционная защита и социальный протест.Нездоровая среда большого города травмирует молодой организм. Шум, загрязнение атмосферы и воды, исчезновение зелёных пространств вызывают у молодого человека психофизиологические расстройства. Разрушение зелёной зоны в черте и на периферии больших городов наносит эстетический ущерб. Детей необходимо возвращать к природе, вовлекая их в краеведческую и туристическую работу. В последнее десятилетие в школах и во многих других образовательных учреждениях нашей республики резко возрос интерес к изучению региона. Краеведение способствует духовному обогащению учащихся, формированию у них экологической культуры. Краеведческая работа стала неотъемлемой частью педагогической работы учителей-краеведов. Чтобы компенсировать оторванность городских учащихся от естественных природных условий, необходимо их привлекать к изучению деревенской жизни. Учителя-экспериментаторы организуют общение, взаимодействие городских детей с жителями деревень. Формирование экологической культуры школьников вне природы, только на уроках естественно-научных предметов невозможно, необходимы занятия на природе. Важнейшим педагогическим условием экологического образования и воспитания, наряду с теоретическим обучением в классе, является организация разнообразных видов деятельности детей на природе. Для этого создаётся определённая территория — учебная экологическая тропа. При подготовке экскурсий на природу и создании экологической тропы перед учителями стоят следующие задачи:
— определение целей и задач экскурсий и походов с учётом педагогических и экологических знаний народа;-выбор маршрута экологической тропы, ознакомление с ним на местности;— изучение экологических особенностей и проблем экологической тропы; - учёт воспитывающих факторов экологической тропы в формировании экологической культуры учеников;
— определение количества и местоположения остановок на экологической тропе, определение методов работы с детьми с учётом этнопедагогики и этноэкологии;
- составление индивидуальных и бригадных домашних заданий, связанных с использованием материалов народной педагогики по охране окружающей среды;
Учителя-экспериментаторы, кроме стационарных исследований, организовывают с учащимися и туристические походы. Туризм — один из видов активного отдыха. Ныне существуют многочисленные виды и формы туризма. По характеру организации туризм различается организованный и неорганизованный, индивидуальный или групповой.По затраченному времени виды туризма подразделяют на кратковременные и продолжительные. В настоящее время имеет место тенденция к сокращению доли продолжительных путешествий и увеличению краткосрочных. Для учебно-воспитательной работы выбирают экологические походы и экскурсии по родному краю, формирующие экологическую культуру детей. Школьники в экологических походах учатся ориентироваться на местности, наблюдать природу, делать сопоставления и выводы.Особо популярны экологические игры. Это форма экологического образования, основанная на стимулировании школьников мотивациями посредством участия в играх типа «Поле экологических чудес», «Угадай татарскую народную песню о природе», «Путешествие по природным и социальным объектам Татарстана» и т. д.
В изучении географии стержнем школьного образования является национально-региональный компонент образования, а программы отражают содержание «от близкого — к далёкому, неизвестному, от родного порога — к другим регионам и странам». Педагогические и экологические знания о своей малой родине вызывают у школьников большой интерес учёного-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина России.Эколого-исторические, эколого-оздоровительные лагеря также вносят достойный вклад в формирование у школьников экологической культуры (историко-экологический лагерь «Тан-батыр»). Эколого-оздоровительный лагерь «Каенкай» организуется ежегодно в деревне Карадуван Балтасинского района Республики Татарстан. В лагере учащиеся получают педагогические и экологические знания о народах края, знакомятся с экологическими традициями, обычаями.
Большую роль в достижении целей краеведческого образования играет целенаправленная внеклассная и внешкольная экологическая работа, а также связь с социальной средой: старшим поколением, родителями, учреждениями экологии и охраны природы, способными помочь учащимся в освоении социальной, культурной и природной среды края.Основная социально-образовательная задача экскурсий и походов по родному краю заключается в создании условий, при которых личность начнёт не только пополнять багаж географических и экологических знаний и умений, размышлять о себе, о своей семье, об окружающем мире, городе и республике, но и будет осознанно строить планы на будущее.