Философия научного познания.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1. В чем состоит значение эпистемологии для научного познания?
2. Как соотносятся между собой наука, философия, религия, искусство?
3. В чем состоит специфика научного знания? Что такое «проблема демаркации»?
4. Каковы основные критерии научности знания в позитивистской концепции?
5. В чем заключается различие верификационизма и фальсификационизма?
6. Почему позитивизм не считает социально-гуманитарное знание научным?
7. Составьте аналитическую таблицу для текстов: О. Конта, Р. Карнапа, К. Поппера, Т. Куна, П. Фейрабенда, М. Полани, Г.-Г. Гадамера.
8. В чем состоит специфика познавательной деятельности в области образования?
9. Что такое парадигма, согласно Т. Куну?
10. Что такое понятийный аппарат науки?
11. Что такое понятие, в чем заключается специфика научных понятий?
12. Какие виды определений существуют? В чем особенность определений социально-гуманитарного знания?
13. Какова структура доказательства и аргументации? В чем состоит специфика научной аргументации?
14. Какова роль вопросно-ответных процедур в науке?
15. Каковы основные элементы научного знания? Что такое проблема, гипотеза, теория?
16. Для чего вводится различение эмпирического и теоретического уровней научного знания?
17. Каковы основные формы и методы исследования эмпирического уровня знания?
18. Каковы основные методы и формы познания теоретического уровня?
19. Что такое научная картина мира и каковы ее исследовательские возможности?
20. Что такое научная рациональность?
21. Что такое рационализация и иррационализация в науке? Приведите примеры из области педагогического образования
22. Какова роль понятия истины в науке? В чем специфика трактовки истины в социально-гуманитарном знании?
23. Какова роль языка в познании?
24. В чем заключается особенность современного этапа в развитии науки? Как меняются научные представления о человеке?
25. В каком смысле можно говорить о современной философии науки как о форме социального критицизма и гуманитарной экспертизы?
26. Что такое STS (наука – технологии – общество)?
Анализ и аннотирование источников
Методика (критерии) оценивания.
Анализ и аннотирование источника – одной из наиболее эффективных форм работы с текстами является составление аналитических таблиц. Аналитическая таблица составляется следующим образом: в первом столбике - выписываются основные понятия, задающие специфику данного текста (что-то вроде ключевых слов к статье, согласно современным правилам), во втором - не менее трех вопросов, раскрывающих содержание текста; в третьем - дается краткая аннотация текста (но не менее 2000 знаков); в четвертом – записываются ассоциации, комментарии, размышления (в том числе и в связи с будущей профессией) и т.п. Особое внимание следует обратить на написание аннотации текста. Это наиболее трудный раздел таблицы, поскольку требует в рамках короткого текста представить проблему, краткое содержание и выводы аннотируемого текста. Аннотацию не следует путать с рефератом, простым пересказом и рецензией.
Данный вид работы позволяет также проверить сформированность умения пользоваться логико-методологическим инструментарием науки
Выявление всех основных понятий, определяющих специфику анализируемого текста | 2 балла |
Информативность и корректность вопросов к тексту источника | 2 балла |
Полнота и адекватность аннотации анализируемому текту | 3 балла |
Установление связи проблем анализируемого текста с будущей профессией | 2 балла |
Максимальный балл | 9 баллов |
Рецензия (эссе) на монографию, статью.
Методика (критерии) оценивания.
Рецензия – критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного или научного произведения. Рецензирование может быть дополнено публичной презентацией рецензии.
Объективность в изложении философской позиции автора книги (статьи) | 1 балл |
Соотнесение позиции автора книги (статьи) с философской дискуссией по проблеме, которой посвящена книга (статья) | 1 балл |
Корректность и аргументированность основных выводов рецензии (эссе) | 1 балл |
Внутренняя логика рецензии (эссе) | 1 балл |
Полнота отображения проблем, поднятых в книге (статье), в рецензии (эссе) | 1 балл |
Максимальный балл | 5 баллов |
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой.
1. Философия научного познания в структуре философии науки
2. Наука как познавательная деятельность
3. Наука как социальный институт
4. Дилемма сциентизма и антисциентизма
5. Проблема объективности знания
6. Основные формы социальной организации науки
7. Основные познавательные способности человека: чувства и разум. Их специфика и взаимодействие.
8. Эмпирический уровень познания и его структура
9. Понятие научного факта.
10.Наблюдение, измерение, эксперимент
11.Теоретический уровень познания и его структура
12.Понятия научной гипотезы и научной теории.
13.Понятие закона науки
14.Понятие метода научного познания
15.Индукция и дедукция
16.Индуктивные методы установления причинных связей
17.Аналогия
18.Анализ и синтез
19.Моделирование
20.Формализация. Понятие искусственного языка.
21.Основные концепции философии науки: общая характеристика
22.Позитивистская концепция науки
23.Концепция фальсификационизма К.Поппера
24.Верификация и фальсификация: сравнительный анализ
25.Концепция развития науки Т.Куна.
26.Понятие парадигмы в философии науки Т.Куна
27.Эпистемологический (методологический) анархизм П.Фейерабенда
28.Особенности современного этапа развития философии науки. Философия науки как форма социального критицизма и гуманитарной экспертизы.
Перечень основной учебной литературы
1. Воронков Ю.С. История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 489 с. – 5 экз.
2. Горелов Н.А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов, О.Н. Кораблёва. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 365 с. – 15 экз.
3. История и методология науки: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под. ред. Б.И. Липского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 441 с. – 5 экз.