Перечень основной учебной литературы




Философия научного познания.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

 

1. В чем состоит значение эпистемологии для научного познания?

2. Как соотносятся между собой наука, философия, религия, искусство?

3. В чем состоит специфика научного знания? Что такое «проблема демаркации»?

4. Каковы основные критерии научности знания в позитивистской концепции?

5. В чем заключается различие верификационизма и фальсификационизма?

6. Почему позитивизм не считает социально-гуманитарное знание научным?

7. Составьте аналитическую таблицу для текстов: О. Конта, Р. Карнапа, К. Поппера, Т. Куна, П. Фейрабенда, М. Полани, Г.-Г. Гадамера.

8. В чем состоит специфика познавательной деятельности в области образования?

9. Что такое парадигма, согласно Т. Куну?

10. Что такое понятийный аппарат науки?

11. Что такое понятие, в чем заключается специфика научных понятий?

12. Какие виды определений существуют? В чем особенность определений социально-гуманитарного знания?

13. Какова структура доказательства и аргументации? В чем состоит специфика научной аргументации?

14. Какова роль вопросно-ответных процедур в науке?

15. Каковы основные элементы научного знания? Что такое проблема, гипотеза, теория?

16. Для чего вводится различение эмпирического и теоретического уровней научного знания?

17. Каковы основные формы и методы исследования эмпирического уровня знания?

18. Каковы основные методы и формы познания теоретического уровня?

19. Что такое научная картина мира и каковы ее исследовательские возможности?

20. Что такое научная рациональность?

21. Что такое рационализация и иррационализация в науке? Приведите примеры из области педагогического образования

22. Какова роль понятия истины в науке? В чем специфика трактовки истины в социально-гуманитарном знании?

23. Какова роль языка в познании?

24. В чем заключается особенность современного этапа в развитии науки? Как меняются научные представления о человеке?

25. В каком смысле можно говорить о современной философии науки как о форме социального критицизма и гуманитарной экспертизы?

26. Что такое STS (наука – технологии – общество)?

 

Анализ и аннотирование источников

Методика (критерии) оценивания.

Анализ и аннотирование источника одной из наиболее эффективных форм работы с текстами является составление аналитических таблиц. Аналитическая таблица составляется следующим образом: в первом столбике - выписываются основные понятия, задающие специфику данного текста (что-то вроде ключевых слов к статье, согласно современным правилам), во втором - не менее трех вопросов, раскрывающих содержание текста; в третьем - дается краткая аннотация текста (но не менее 2000 знаков); в четвертом – записываются ассоциации, комментарии, размышления (в том числе и в связи с будущей профессией) и т.п. Особое внимание следует обратить на написание аннотации текста. Это наиболее трудный раздел таблицы, поскольку требует в рамках короткого текста представить проблему, краткое содержание и выводы аннотируемого текста. Аннотацию не следует путать с рефератом, простым пересказом и рецензией.

Данный вид работы позволяет также проверить сформированность умения пользоваться логико-методологическим инструментарием науки

 

Выявление всех основных понятий, определяющих специфику анализируемого текста 2 балла
Информативность и корректность вопросов к тексту источника 2 балла
Полнота и адекватность аннотации анализируемому текту 3 балла
Установление связи проблем анализируемого текста с будущей профессией 2 балла
  Максимальный балл 9 баллов

 

Рецензия (эссе) на монографию, статью.

Методика (критерии) оценивания.

Рецензия – критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного или научного произведения. Рецензирование может быть дополнено публичной презентацией рецензии.

 

Объективность в изложении философской позиции автора книги (статьи) 1 балл
Соотнесение позиции автора книги (статьи) с философской дискуссией по проблеме, которой посвящена книга (статья) 1 балл
Корректность и аргументированность основных выводов рецензии (эссе) 1 балл
Внутренняя логика рецензии (эссе) 1 балл
Полнота отображения проблем, поднятых в книге (статье), в рецензии (эссе) 1 балл
  Максимальный балл 5 баллов

 

Вопросы для подготовки к зачету с оценкой.

1. Философия научного познания в структуре философии науки

2. Наука как познавательная деятельность

3. Наука как социальный институт

4. Дилемма сциентизма и антисциентизма

5. Проблема объективности знания

6. Основные формы социальной организации науки

7. Основные познавательные способности человека: чувства и разум. Их специфика и взаимодействие.

8. Эмпирический уровень познания и его структура

9. Понятие научного факта.

10.Наблюдение, измерение, эксперимент

11.Теоретический уровень познания и его структура

12.Понятия научной гипотезы и научной теории.

13.Понятие закона науки

14.Понятие метода научного познания

15.Индукция и дедукция

16.Индуктивные методы установления причинных связей

17.Аналогия

18.Анализ и синтез

19.Моделирование

20.Формализация. Понятие искусственного языка.

21.Основные концепции философии науки: общая характеристика

22.Позитивистская концепция науки

23.Концепция фальсификационизма К.Поппера

24.Верификация и фальсификация: сравнительный анализ

25.Концепция развития науки Т.Куна.

26.Понятие парадигмы в философии науки Т.Куна

27.Эпистемологический (методологический) анархизм П.Фейерабенда

28.Особенности современного этапа развития философии науки. Философия науки как форма социального критицизма и гуманитарной экспертизы.

 

 

Перечень основной учебной литературы

1. Воронков Ю.С. История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 489 с. – 5 экз.

2. Горелов Н.А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов, О.Н. Кораблёва. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 365 с. – 15 экз.

3. История и методология науки: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под. ред. Б.И. Липского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 441 с. – 5 экз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: