Костные рыбы
Покровы тела - чешу, покрытая слизью.
Органы зрения – глаза имеют шаровидный хрусталик и плоскую роговицу. Различают форму и цвет. Веки отсутствуют.
Органы слуха – имеется только внутреннее ухо, среднее и наружное отсутствуют.
Органы обоняния – слепые мешки (отходят от ноздрей). Обоняние очень тонкое.
Органы вкуса – чувствительные клетки (во рту и по всему телу).
Боковая линия – воспринимает направление и силу тока воды, некоторые рыбы имеют в области боковой линии очень чувствительные электрорецепторы.
Особенности размножения – раздельнополые. Самка выметывает икру в воду, а самец покрывает её семенем (молоками), т.е. оплодотворение наружное. Имеются личиночные стадии.
Земноводные
Покровы тела – кожа голая, влажная, участвует в дыхании. Кожне железы постоянно выделяют увлажняющую слизь.
Органы зрения – глаза имеют веки, выпуклую роговицу, линзообразный хрусталик.
Органы слуха – кроме внутреннего, имеется среднее ухо с барабанной перепон кой, внутри-слуховая косточка – стремечко.
Органы обоняния – наружныеноздри, ведущие в обонятельные капсулы.
Органы вкуса – чувствительные клетки (в орту и по всему телу).
Боковая линия – у личинок и у хвостатих амфибий.
Особенности размножения – раздельнополые. Самки откладывают икру в воду, а самцы покрывают её семенем, т.е. оплодотворение наружное. Личинки напоминают мальков рыб.
Птицы
Покровы тела – тело покрито перцями, на ногах – рогове щитки.
Органы зрения – глаза снабжены веками, в том числе третьим веком – мигательной перепон кой, птицы обладают исключительной зоркостью, хорошо различают цвета.
Органы слуха – юмеют внутреннее, среднее и наружное ухо, хорошо слышат.
Органы обоняния – носовая полость, обоняние развито слабо.
Органы вкуса – развиты слабо (чувствительные клетки во рту)
Боковая линия – отсутствует.
Особенности размножения – раздеьнополые. Оплодотворение внутреннее. Яйцекладущие. Яйца содержат желток и покрыты известковой скорлупой. Личиночной стадии нет.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Лисица обыкновенная – хищное животное, массой до 10 кг, широко распространённое на территории Европы, Азии, Северной Америки. (2) Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3) Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4) Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисы редко живут более семи лет, часто продолжительность их жизни не превышает трёх лет.
1.2. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ: _______________________________.
Вставьте пропущенные слова.
1. Практически у всех рыб__________ форма тела.2. Тело рыб покрыто________.3. Окраска рыб_____________и определяется __________ окружающей среды.4. Кожные железы вырабатывают ___________, которая уменьшает трение тела рыб при движении в воде.5. Орган дыхания рыб_______.
3.Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.
ПРИЗНАКИ | КЛАССЫ |
А) почки туловищные, Б) почки тазовые, В) грудная клетка не выражена, Г) развиты рёбра, у многих групп есть грудная клетка, плечевой пояс связан с осевым скелетом, Д) развитие прямое, есть зародышевые оболочки, Е) развитие с метаморфозом. | 1) Земноводные, 2) Рептилии. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
4.Выберите три правильных ответа из шести. Для земноводных, в отличие от пресмыкающихся, характерно
1) внутреннее оплодотворение
2) наружное оплодотворение
3) откладывание яиц в воду
4) размножение на суше
5) развитие с метаморфозом
6) развитие без превращения
5.Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде?
Выполненные задания передать в школу на проверку.