II. Роль экономического прогнозирования в государственном регулировании.




1. Организация прогнозирования в России

Основы организации прогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Данный Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

В соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона, государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р утверждена Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. №38 – р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы). Данная программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

Законом определена разработка:

долгосрочных прогнозов на 10 лет, на основе которых составляется концепция социально-экономического развития Российской Федерации, корректируемая и продлеваемая каждые 5 лет;

среднесрочных прогнозов на 3–5 лет, корректируемых и продлеваемых ежегодно; на их основе правительством разрабатывается программа социально-экономического развития РФ на среднесрочный период;

краткосрочных прогнозов, составляемых ежегодно и служащих основой ц; и подготовки федерального финансового баланса, перечня федеральных про грамм и проектировок госсектора.

Аналогичные прогнозы должны разрабатываться по межотраслевым комплексам, важнейшим отраслям и по субъектам Российской Федерации.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» выполняется неудовлетворительно. Разрабатываемые Министерством экономического развития России и другими ведомствами прогнозы, как правило, не публикуются и в минимальной степени используются при принятии решений органа ми исполнительной власти. Не все предусмотренные законом прогнозы и стратегические документы разрабатываются.

Чтобы повысить уровень прогнозной работы в стране, необходимо дополнить указанный Закон положениями о представлении правительством в Федеральное Собрание проектов Концепции социально-экономического развития на долгосрочный период и Программы на среднесрочный период, годового плана, а также ежегодного доклада, в котором оценивается хс выполнения Концепции, Программы и плана за истекший год и предлагаются меры по реализации намеченной стратегии на очередной год. Следует включать и Концепцию, Программу и индикативный план ориентиры (сводные показатели) социокультурной, экономической, технологической и экологической динамики, значительно усилить прогнозно-плановую работу в субъектах Федерации и крупных экономических районах.

Целесообразно восстановить практику разработки раз в пятилетие комплексных прогнозов социально-экономического, научно-технического, экологического и территориального развития на 20 лет и определить исполнительные органы, ответственные за подготовку прогнозов.

Нужно расширить сеть научных организации, занимающихся прогнозированием, – и рамках Российской академии наук (Институт народнохозяйственного прогнозирования и другие институты), Российской академии естественных наук (Отделение исследования циклов и прогнозировании), Академии прогнозирования. Ассоциации «Прогнозы и циклы'', Международного фонда Н.Д. Кондратьева, международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева и других научных организации и общественных академий.

Предвидение будущего требует глубоких и многогранных знаний и практических навыков. Необходимо организовать подготовку профессиональных в нескольких ведущих вузах, в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и Академии народного хозяйства при Правительстве России.

Заключение

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.

Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Научной основой социально-экономического прогнозирования является теория предвидения будущего, разработанная выдающимся российским экономистом Н.Д. Кондратьевым. Предвидение будущего развития, согласно Н.Д. Кондратьеву, базируется на познании и практическом использовании закономерностей статики, цикличной динамики и социально-экономической генетики.

В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно - экстраполяционный подход. На основе статистического анализа выявляются тенденции и параметры развития системы в прошлом и переносятся на будущее. Такой подход дает более или менее надежные результаты в период инерционного развития системы, но он приводит к крупным ошибкам в периоды перелома тенденций, изменения факторов движения при переходе от одной фазы цикла к другой, особенно в периоды кризисов. Научно обоснованные, более надежные и достоверные прогнозы можно выстроить лишь с использованием теории циклов и кризисов, разработанной Н.Д. Кондратьевым и другими российскими и зарубежными учеными.

Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма – рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.

Можно выделить три основные функции, которые выполняет прогнозирование в системе экономического управления: предвидение тенденций развития и взаимосвязей прогнозируемого объекта; прогнозное обоснование принимаемых решений; прогнозное сопровождение выполнения решения.

Реализация функций социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется через систему прогнозов, которые можно классифицировать по четырем основаниям: объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления.

При обосновании прогнозов используют разнообразный набор инструментов – от простой экстраполяции на будущее сложившихся тенденций до построения сложных экономико-математических и имитационно-эвристических моделей.

Основы организации прогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Данный Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

 

 

Список используемой литературы:

1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ // Собрании законодательства Рос. Федерации. – 1995. – №30, ст. 2871. –

2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

3. Бабашкина А.М. Методы государственного регулирования экономики / А.М. Бабашкина, Е.В. Берездивина, А.В. Богомолова. – М.: Инфра-М, 2009.

4. Петров А.Н. Государственное регулирование экономики / А.Н. Петров, Л.Г. Демидова, С.М. Климов. – Спб.: Общество «Знание», 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: