для студентов заочного отделения




Методические указания по выполнению

контрольной работы по дисциплине:

«Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками»

для студентов заочного отделения

 

 

Челябинск 2011

Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками»

 

 

Челябинск: ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧАТТ», 2011 г.

 

 

Составитель: Ю.В. Ивлев – преподаватель специальных дисциплин

 

 

Рецензент:

 

 

Одобрено Методическим советом ФГОУ СПО «ЧАТТ», протокол от _______ 20___г. №________

 

Контрольная работа выполняется как подготовительный этап к курсовому проекту по пассажирским перевозкам.

В курсовом проекте необходимо проанализировать ряд Т.Э.П. работы автобусов, самостоятельно провести расчеты, обоснование показателей построить расписание движения автобусов в графическом виде. Выполнив контрольную работу, студент получает навыки расчетов и построение расписания, необходимые для выполнения курсового проекта.

В контрольной работе предусматривается четыре задачи.

В трех необходимо провести расчеты Т.Э.П. работы автобусов и такси. В четвертой построить графическое расписание движения автобусов и подвести итоги работы автобусов за день.

При выполнение первой задачи необходимо помнить, что выполняя арифметические действия все величины должны быть приведены к единой системе измерения или часам или минутам.

Если необходимо перевести минуты в доли часа надо величину разделить на 60, если часы в минуты то умножить.

 

Пример: 0,25 часа перевести в минуты

0,25*60=15 минут

24 минуты = 24/60 = 0,4 часа

В контрольной работе необходимо соблюдать правила оформления пояснительных записок. Пишется название определяемого показателя, затем с новой строки расчетная формула с указанием единицы измерения, затем с новой строки расшифровка не встречавшихся ранее показателей. После этого с новой строки приводим расчеты с указанием величин.

 

Пример: 1.1 Время рейса, час

 

tp = lm/Vc + tKO

где, lm – длина маршрута, км

Vc – скорость сообщения, км/час

tKO – время отстоев на конечной остановке, час

tp = 25/20 + 0,05 = 1,25

Для решения первой задачи необходимо выучить условные обозначения и определение показателей работы автобусов, формулы их вычисления. Данные приведены в книге М.Д. Блатнов «Пассажирские автомобильные перевозки» Москва 1981 г. на стр. 62-65, 70, 85-91.

 

Задача №1

1.1 Время рейса

 

tp = lм/Vc + tKO, час

где:

lм – длина маршрута (рейса), км

Vc – скорость сообщения, км/час

tKO – время на конечную остановку, час

tp = 15/20 + 0,05 = 0,8

tp = 48 минут

 

1.2 Время оборотного рейса (оборота), час

tоб = 2tp, час

tоб = 2*0,8 = 1,6

tоб = 2*48 = 96 минут

 

1.3 Потребное количество автобусов, единиц

 

Аэ = * tоб/qобщ

где:

– максимальное наполнение на участке маршрута в час пик, за час

qобщ – общая вместимость автобуса, пас.

Общую вместимость можно взять из справочных данных или рассчитать.

Общая вместимость по данным заводов изготовителей – Лиаз667-90 пас., Икарус280-115, Икарус260-87, Лаз695-70, Лаз4202-90 пас.

Расчет вместимости общей

qпр = qc + S*5 пас

где:

qc – число мест для сиденья, пас

S – площадь пола, свободная от сидений, м2

5 – число пассажиров на метр квадратный площади пола в час пик.

Все данные для задач взяты из реальных условий, поэтому число автобусов в эксплуатации – целое двухзначное число.

 

2.1 Интервал движения

 

J = tоб э, мин

 

2.2 Частота движения

 

h = Аэ / tоб, час

 

2.3 Эксплуатационная скорость за рейс

 

V = lм / tp, км/час

 

3.1 Средняя продолжительность работы автобуса на линии (все рассчитать на 1 автобус).

При этом необходимо помнить, что время работы на линии – время в наряде.

 

Тн = Тмэ + Тнул, час

где:

Тм – время работы (часы) всех автобусов за день на маршруте из расписания

Тнул – время на нулевой пробег за день, час

 

Тнул = Lнул/Vт, час

где:

Lнул – нулевой пробег автобуса за день, км

Vт – техническая скорость движения автобусов, км/час

Условно принимается Vт = 20 км/час

Время в наряде автобуса не может быть более 24 часов.

 

3.2 Пробег с пассажирами на маршруте

 

Lм = lм* , км

где:

- число рейсов одного автобуса

 

= Zp/Aэ

где:

Zp – число рейсов по расписанию всех автобусов за день

 

3.3 Общий пробег автобуса за день

 

Lобщ = Lм + Lнул, км

 

3.4 Коэффициент использования пробега

 

= Lм/Lобщ

Коэффициент использования пробега не может быть более 1,0

 

4.1 Производительность автобуса за день:

в пассажиро километрах

 

Wад = qпр * * Тн * Vэ * пкм

где:

– коэффициент использования вместимости (наполнения)

в пассажирах

 

Uад = Wад/lcp, пас

где:

lcp – средняя дальность поездке пассажира, км

 

Задача № 2

Приведена карта хронометражных наблюдений времени рейса на автобусном маршруте в обоих направлениях.

Требуется определить:

  • время следования, простоя на промежуточных остановочных пунктах, движения, рейса, оборотного рейса;
  • скорости: среднетехническую, сообщения, эксплуатационную.

Данные расчетов оформить в таблицах.

 

ХРОНОКАРТА

28 января 2011 г. Автобус № 69-35 Маршрут № 30

Время отправления от Д/п пл. Горького в 7 час. 26 мин.

Состояние поверхности дороги: сухая

 

Таблица 1

Наименование остановочных пунктов Время Стоянки на промеж. остан. пунктах в сек. Задержки Наполнение автобуса Примечание
прибытия отправления по причинам улич. движ. в сек. случайные
Прямое направление
Д/п пл. Горького 7:23:00 7:26                             Длина маршрута = 11,3 км
Ул.Б.Покровская 7:28:00   0:00:12      
Автовокзал 7:30:00   0:00:17      
Университет 7:31:00   0:00:12      
Г-ца «Ока» 7:32:00   0:00:10 0:00:27    
Дворец спорта 7:34:00   0:00:18 0:00:23    
Зенитно-ракетное уч-ще 7:36:00   0:00:09 0:00:10    
Мединститут 7:37:00   0:00:11      
Ул. Сурикова 7:38:00   0:00:12 0:00:12    
К/т «Электрон» 7:40:00   0:00:13 0:00:20    
Ул. Батумская 7:42:00   0:00:10 0:00:32    
Райсовет 7:44:00   0:00:13 0:00:18    
Мыза 7:46:00   0:00:11      
З-д Ленина 7:47:00   0:00:15      
З-д Фрунзе 7:49:00   0:00:18      
Ул. Кемеровская 7:51:00   0:00:10      
Поликлиника 7:52:00   0:00:16      
Ул. Кащенко 7:54:00   0:00:26      
Мясокомбинат 7:57:00   0:00:28      
Склады 7:59:00   0:00:09      
Ул. Ботаническая 8:00:00   0:00:13      
З-д «Керамик» 8:02:00          
Обратное направление  
З-д «Керамик» 8:02:00 8:05                             Длина маршрута = 11,6 км
Ул. Ботаническая 8:07:00   0:00:09      
Склады 8:08:00   0:00:08      
Мясокомбинат 8:09:00   0:00:15      
Ул. Кащенко 8:12:00   0:00:12      
Поликлиника 8:14:00   0:00:15      
Ул. Кемеровская 8:15:00   0:00:09 0:00:18    
З-д Фрунзе 8:17:00   0:00:12      
З-д Ленина 8:18:00   0:00:12 0:00:10    
Мыза 8:19:00   0:00:10 0:00:15    
Райсовет 8:21:00   0:00:12      
Ул. Батумская 8:22:00   0:00:09      
К/т «Электрон» 8:23:00   0:00:11      
Ул. Сурикова 8:25:00   0:00:13      
Мединститут 8:26:00   0:00:10      
Зенитно-ракетное уч-ще 8:27:00   0:00:09 0:00:22    
Дворец спорта 8:29:00   0:00:18 0:00:44    
Г-ца «Ока» 8:32:00   0:00:11      
Университет 8:33:00   0:00:13 0:00:18      
Автовокзал 8:35:00   0:00:13      
Пл. Лядова 8:36:00   0:00:12      
Ул.Б.Покровская 8:38:00   0:00:16      
Пл. Горького 8:40:00   0:00:14      
Д/п пл. Горького 8:42:00            
                   

 

1. Время следования

1.1 Время следования в прямом направлении, мин.

 

=

где:

- время отправления с первой конечной остановки, час – мин.

- 8:02 – 7:26 = 0:36

- время прибытия на вторую конечную остановку, час –мин.

 

1.2 Время следования в обратном направлении, мин.

 

= 8:42 – 8:05 = 0:37

 

2. Время простоя на промежуточных остановочных пунктах

2.1 Время простоя на промежуточных остановочных пунктах в прямом направлении, мин.

 

=

= 0:07

 

2.2 Время простоя на промежуточных остановочных пунктах в обратном направлении, мин.

 

=

= 0:06

 

3. Время движения

3.1 Время движения в прямом направлении, мин.

 

= 0:36 – 0:07 = 0:28

 

3.2 Время движения в обратном направлении, мин.

 

=

= 0:37 – 0:06 = 0:30

 

4. Время рейса

4.1 Время рейса в прямом направлении, мин.

=

= 0:36 + 0:03 = 0:39

 

4.2 Время движения в обратном направлении, мин.

 

=

= 0:37 + 0:03 = 0:40

 

5 Время оборотного рейса, ч:мин

 

=

= 0:39 + 0:40 = 1:19

 

Таблица 2.1 – Время за рейс, оборот

Условное обозначение Время, мин.
  Прямое направление Обратное направление Оборот
tдв      
tпо      
tс      
tко      
tр      
         

 

Скорости за рейс, оборот

 

6.1 Техническая скорость (скорость движения автобуса по маршруту)

в прямом направлении:

 

Vт = , км/час

где: tдв – время в движении в долях часа

 

= * 60 = 24,2

 

6.2 Скорость сообщения (скорость доставки пассажиров)

 

Vс = , км/час

 

= * 60 = 18,8

 

6.3 Эксплуатационная скорость (скорость, с которой выполняются рейсы)

 

Vэр = , км/час

 

= * 60 = 17,3

Аналогично выполняются расчеты для обратного направления, за оборот.

 

7.1 Среднетехническая скорость, км/ч

 

=

где:

- длина маршрута в прямом направлении, км

- длина маршрута в обратном направлении, км

 

VТ =

 

7.2 Скорость сообщения, км/ч

 

 

Vс =

 

7.3 Эксплуатационная скорость, км/ч

 

Vэ =

 

Vэ =

 

Таблица 2.2 – Скорости движения

Условное обозначение Величина, км/час
Прямое Обратное Оборот
Vт      
     
Vэ      
         

 

При правильно выполненных расчетах соблюдается условие: Vт > Vс > Vэ

 

Задача № 3

Приведенная таблица используется для получения данных о средней дальности поездки пассажиров при обследовании пассажиропотоков счетно-табличным методом. Составляется отдельно для прямого и обратного направлений по результатам рабочих таблиц (вошло-сошло). Данные о длинах перегонов берутся из паспорта маршрута. Сумма длин перегонов – длина маршрута.

При заполнении таблицы необходимы проверки.

В итоговой строке число вошедших, должно быть равно числу сошедших, число сошедших пассажиров на конечной должно быть равно числу пассажиров (наполнению) на последнем перегоне. Если не совпадают, то необходимо найти арифметическую ошибку.

 

Пример решения

 

 

  Длина перегона, км Количество пассажиров Наполнение, пас. qф Фактический пассажирооборот от п-км (Рф) Возможная работа п-км (Рвоз) Коэффициент наполнения ()
Вошло Сошло
Вокзал             0,88
К-тр Аврора 0,7           1,0
Магазин 0,5       29,4   1,07
Уют 0,3       37,2   1,02
База 0,4       38,5   0,84
Торг 0,5       17,1   0,62
Стадион 0,3       31,2   0,59
Школа 0,6       33,6   0,45
Озеро 0,8            
Итого 4,1       287,4   0,77

 

Наполнение – количество пассажиров перевозимых на перегоне (между соседними остановками).

Наполнение определяют:

qф = qф-1 + в-с, пас

где:

qф-1 – наполнение на предыдущем перегоне

в – число вошедших пассажиров

с – число сошедших пассажиров

 

qф1-2 = 0 + 80 – 0 = 80

qф2-3 = 80 + 10 – 0 = 90

qф3-4 = 90 + 15 – 7 = 98 и т.д.

Фактический пассажирооборот

 

Рф = 1пер * qф п.км

где:

1пер – длина перегона, км

qф – пополнение на том же перегоне, пас.

 

Рф1 * 2 = 0,7 * 80 = 56

Рф 2 * 3 = 05 * 90 = 45 и т.д.

Возможный пассажирооборот, п-км

 

Рвоз = lпер * qпр, пас

Рвоз 1* 2 = 0,7 * 90 =63

Рвоз 2 * 3 = 0,5 * 90 = 45 и т.д.

Коэффициент наполнения определяется по каждому перегону и за рейс.

 

Iн = Рф/Роз

После заполнения таблицы определим показатели.

Средняя дальность поездки пассажира

 

lср = Рф/Qф, км

где:

Qф – количество перевезенных пассажиров

Qф равно числу вошедших (сошедших) пассажиров.

Коэффициент сменности:

 

= lм/lср

 

,lм – определяют до двух знаков после запятой.

Число перевезенных пассажиров за рейс

 

Qр = qобщ * * , пас.

 

Задача № 4

В задаче по приведенным данным необходимо привести графическое расписание движения автобусов. Дать итоги работы автобусов за сутки и водительское расписание первого выхода до обеда.

Итоги приводятся в режимной таблице.

Таблица 3

Номер выхода Число оборотов Время, час Пробег, км
Тнул Тм Тн Lнул Lм Lобщ
    0,7     14,0    
    0,7     14,0    
    0,7     14,0    
    0,7     14,0    
    0,7     14,0    
Всего   3,5          

 

По данным графического расписания заполняется число оборотов по каждому выходу, проставляется нулевой пробег.

Время на нулевой пробег в часах:

Тнул =

 

Тнул =

Время на маршруте

 

Тм = Zоб * tоб, час

 

Время в наряде

 

Тн = Тм + Тнул, час

 

Пробег на маршруте

 

Lм = Zоб * lоб, км

 

Длина оборота равна 2 * lм

 

Общий пробег Lобщ = Lм + Lнул

 

Водительское расписание

Таблица № 5

Атп. А Б А Б ………….
650 ………….

 

Указывается время выхода из Атп. и отстои на конечных.

Время движения от А до Б и от Б до А – время сообщения.

 

Алгоритм построения расписания

1 шаг. Проводится две горизонтальных линии на расстоянии 6 – 8 см означающих конечные пункты А и Б.

2 шаг. Наносится часовая сетка из вертикальных линий в масштабе 1 мм – 1 мин.

3 шаг. На начале движения изображается оборот первого автобуса и его время разбивается на пиковый интервал, проставляются точки выпуска автобусов. Проверяется равномерность разбития.

4 шаг. Изображаются обороты всех автобусов до окончания утреннего часа пик. (начало расстановки обедов).

5 шаг. Проставляются номера выходов всех автобусов.

6 шаг. На окончании часа пик выбирается автобус, который первым пойдет на обед. Изображается обед один час и после обеда один оборот, время которого разбивается на межпиковый интервал.

7 шаг. Через одного автобусы отправляются на обед и выпускаются в ближайшие интервальные точки, кому не досталось точки отправляются в АТП для отстоя.

8 шаг. Проверяется время обедов у каждого автобуса, если время у какого то автобуса будет меньше 45 минут, то график сдвигается вправо на величину 45 – Тоб min. Если наименьший обед больше 45 мин., то график сдвигается влево на величину Тоб min – 45 мин.

9 шаг. Изображаются все рейсы автобусов в межпиковый период, до начала вечернего пика.

10 шаг. Выбирается автобус, ближайший к часу пик и на пиковом периоде изображается оборот, время которого разбивается на пиковый интервал, проверяется равномерность разбития.

11 шаг. В первую интервальную точку выпускается автобус, работающий по разрывному графику. За счет увеличения времени на конечной выпускаются все автобусы, в новые интервальные точки. Желательно сохранить утреннюю очередность выходов.

12 шаг. Изображаются рейсы всех автобусов до окончания вечернего часа пик (начала расстановки обедов вечером).

13 шаг. Выбирается автобус, который первым будет уходить на обед вечером, из числа двухсменных. Устанавливается обед один час и после обеда изображается один оборот, время которого разбивается на межпиковый интервал.

14 шаг. Через одного двухсменные автобусы отправляют на обед.

15 шаг. Проверяется время обедов всех автобусов, если есть нарушения, то см. шаг 8.

16 шаг. изображаются все рейсы автобусов, до окончания движения.

17 шаг. Считается число рейсов по каждому автобусу и заносится в режимную таблицу. Проверяется соответствие требованиям «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей». У работающих по разрывному графику – не более 10 часов, у двухсменных 14 – 18 часов.

18 шаг. Если требование шага 17 нарушается, расписание корректируют за счет изменения числа рейсов.

 

Преподаватель (Ивлев Ю.В.)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: