Примеры практических заданий




Психология социального равития

Человека

Составлен в соответствии с учебным планом КГУ и программой дисциплины для подготовки магистра 37.04.01 «Психология», направленность «Социокинетика детства.

Социальная психология организации школьников»

заочная форма обучения

 

 

Кострома

 

 


1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

1.1. Компетенции формируемые в процессе изучения дисциплины

В отношении компетенции: способность анализировать базовые механизмы психических процессов, cоcтояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо и онтогенезе (ПК-3);

 

Критерии Показатель Наименование оценочного средства Типовые контрольные задания
Знать ‑ владеть знаниями о я-концепции как результате социального развития личности; о критериях социально-психологической зрелости личности и вершинных достижениях «акме»; о нормативных кризисах развития личности; о психосоциальном содержание этапов среднего и позднего онтогенеза; об особенностях субъектности в старости. Устный опрос, контрольная работа, доклад, рецензирование, короткие сообщения, тест Примеры заданий для проверки знаний. Могут использоваться при проведении устного опроса, контрольной работы, для выполнения рецензирования, докладов, коротких сообщений Дайте определение социально-психологической зрелости личности (по А.Л. Журавлеву). Люди различаются своими «Я-концепциями». Одни принимают концепцию независимого «Я». Другие - взаимозависимого. Эти противоположные идеи способствуют культурным различиям в социальном поведении. В чем, на ваш вгляд, заключаются различия независимой и взаимозависимой «Я-концепций»? Перечислите методы изучения «Я-концепции» личности. Подготовьте сообщения по теме. Какие критерии положены в основу периодизации развития человека после детства? Дайте определение понятию «нормативный кризис развития взрослого человека». Чем нормативный кризис отличается от ненормативного? Каково содержание нормативного кризиса перехода к ранней взрослости? Каково содержание нормативного кризиса перехода к средней взрослости? Каково содержание нормативного кризиса перехода к зрелости? Каковы критерии успешности социальной адаптации в старости (на уровне общества, группы, личности)?
Уметь, владеть ‑ обладать умениями и опытом руководить коллективом в профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, возрастные, культурно-образовательные различия; выявлять специфику нормативных кризисов развития личности.   Практико-ориентированные задачи, практические задания и упражнения Примеры заданий для оценки сформированности умений. Провести диагностику по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на себе. Подготовьте сообщения по теме «Я-концепция». Подготовьте индивидуальные сообщенияпо отдельным главам из книги Л.И. Анцыферовой.

 

В отношении компетенции: способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-10);

 

Критерии Показатели Наименование оценочного средства Типовые контрольные задания
Знать ‑ владеть знаниями об отечественных и зарубежных концепциях социализации личности; о закономерностях социального развития личности ребенка, подростка и взрослого человека, об особенностях информационной социализации личности в условиях быстрых социальных изменений; о социализации как инкультурации, интернализации, адаптации и конструировании реальности (концепцию Е. П. Белинской);   Устный опрос, контрольная работа, доклад, тест, короткое сообщение, рецезирование научных статей, монографий. Примеры заданий для проверки знаний. Могут использоваться при проведении устного опроса, контрольной работы, для написания рецезий, докладов, коротких сообщений. В чем сущность социализации личности? Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно? Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние? Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в ХХI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.? Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека. Почему изучение проблем информационной социализации является сегодня актуальным научным направлением? Обоснуйте тезис о том, что «междисциплинарность» исследований информационной социализации продиктована не только научными изысканиями, но и самой жизнью? Какую роль играет межпоколенная трансмиссия в информационной социализации человека?
Уметь, владеть ‑ владеть умениямивыделять содержание социально-психологических проблем личности в реальных явлениях общественной жизни; анализировать особенности становления и саморазвития личности взрослого человека на разных этапах его жизненного пути; выделять общие направления возможных исследований этих явлений; навыками информационно-библиографического поиска соответствующей литературы по данному курсу.   Практико-ориентированные задачи, практические задания и упражнения Примеры заданий для оценки сформированности умений. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5-6 лет назад, по теме информационной социализации человека. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса. Подготовьте выступление по статье. В выступлении (микросообщение – не более 10 минут) нужно отразить: цель, задачи исследования; объект и предмет исследования; гипотезы и результаты исследования; сделать выводы.  

В отношении компетенции: способность и готовность к координации взаимодействия всех участников воспитательного процесса, к психолого-педагогической поддержке организованной социальной активности детей с разной возрастной, половой, гендерной и иной принадлежности (СК-3);

 

Критерии Показатели Наименование оценочного средства Типовые контрольные задания
Знать ‑ владетьо социализации как закономерной смене фаз адаптации, индивидуализации, интеграции. (концепцию А.В. Петровского, В.А. Петровского); о теории деятельностного опосредствования межличностных отношений; о трехфакторной модели «значимого другого М.Ю. Кондратьева;   Устный опрос, контрольная работа, доклад, рецензирование, тест Примеры заданий для проверки знаний. Могут использоваться при проведении устного опроса, контрольной работы, для выполнения заданий по рецензированию, подготовке докладов, коротких сообщений. Назовите методики, вошедшие в комплекс диагностико-исследовательских социально-психологических методик, активно используемых в научной психологической школе А.В. Петровского. Какие социально-психологические показатели характеризуют группу-кооперацию? Какие социально-психологические особенности присущи группе-ассоциации? Какие эмпирические данные, полученные в ходе социально-психологической диагностики, позволяют сделать вывод о высоком личном статусе члена малой группы высокого уровня социально-психологической зрелости? Какие эмпирические данные, полученные в ходе социально-психологической диагностики, позволяют сделать вывод о низком личном статусе конкретного сообщества? Например, малой группы корпоративного типа? Кто такой «значимый другой»? Кем и когда это понятие введено в психологическую науку? Назовите зарубежных и отечественных учёных, внесших вклад в изучение проблемы «значимый другой»? Чем различаются между собой понятия (словосочетания): «значимый другой», «отношения межличностной значимости», «значимый круг общения»? Какие три направления можно выделить в исследовании проблемы «значимого другого» (или «значимости»)? Какие критерии «значимости» составляют трехфакторную модель «значимого другого»?
Уметь, владеть ‑ владеть умениями подбора адекватных методов (методик) психодиагностики для изучения проблем психосоциального развития человека на всех этапах его жизненного пути; системой методов коррекции психологических свойств и состояний личности на различных стадиях онтогенеза; реализации коррекционно-развивающих и тренинговых программ и процедур личностного роста и развития во всех возрастах. Практико-ориентированные задачи, практические задания и упражнения Примеры заданий для оценки сформированности умений. Проведите диагностику по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на респонденте 50-ти лет и 60-ти лет. Проведите консультативную беседу. Письменно представьте схему консультативной беседы Создайте программу тренинга для пожилых «Моя благодарность учителям».  

В отношении компетенции: способность и готовность оказывать методическое, педагогическое и управленческое содействие организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации, в том числе развитию самоуправления обучающихся на основе социального партнерства (СК-4).

 

Критерии Показатели Наименование оценочного средства Типовые контрольные задания
Знать ‑ владетьо социализации как закономерной смене фаз адаптации, индивидуализации, интеграции. (концепцию А.В. Петровского, В.А. Петровского); о теории деятельностного опосредствования межличностных отношений; о трехфакторной модели «значимого другого М.Ю. Кондратьева;   Устный опрос, контрольная работа, доклад, рецензирование, тест Примеры заданий для проверки знаний. Могут использоваться при проведении устного опроса, контрольной работы, для выполнения заданий по рецензированию, подготовке докладов, коротких сообщений. Назовите методики, вошедшие в комплекс диагностико-исследовательских социально-психологических методик, активно используемых в научной психологической школе А.В. Петровского. Какие социально-психологические показатели характеризуют группу-кооперацию? Какие социально-психологические особенности присущи группе-ассоциации? Какие эмпирические данные, полученные в ходе социально-психологической диагностики, позволяют сделать вывод о высоком личном статусе члена малой группы высокого уровня социально-психологической зрелости? Какие эмпирические данные, полученные в ходе социально-психологической диагностики, позволяют сделать вывод о низком личном статусе конкретного сообщества? Например, малой группы корпоративного типа? Кто такой «значимый другой»? Кем и когда это понятие введено в психологическую науку? Назовите зарубежных и отечественных учёных, внесших вклад в изучение проблемы «значимый другой»? Чем различаются между собой понятия (словосочетания): «значимый другой», «отношения межличностной значимости», «значимый круг общения»? Какие три направления можно выделить в исследовании проблемы «значимого другого» (или «значимости»)? Какие критерии «значимости» составляют трехфакторную модель «значимого другого»?
Уметь, владеть ‑ владеть умениями подбора адекватных методов (методик) психодиагностики для изучения проблем психосоциального развития человека на всех этапах его жизненного пути; системой методов коррекции психологических свойств и состояний личности на различных стадиях онтогенеза; реализации коррекционно-развивающих и тренинговых программ и процедур личностного роста и развития во всех возрастах. Практико-ориентированные задачи, практические задания и упражнения Примеры заданий для оценки сформированности умений. Проведите диагностику по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на респонденте 50-ти лет и 60-ти лет. Проведите консультативную беседу. Письменно представьте схему консультативной беседы Создайте программу тренинга для пожилых «Моя благодарность учителям».  

Шкала оценивания

При проведении зачета

При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «Психология социального развития человека» при проведении зачетаиспользуется 4-балльная шкала.

Шкала соотносится с целями дисциплины и предполагаемыми результатами ее освоения, то есть оценивается тот уровень освоения компетенции, который заявлен в рамках обучения по данной дисциплине.

Зачет ставится автоматически без ответа на вопросы к зачету: если в течение всей сессии при заочной форме на всех занятиях магистрант демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям. Он оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности, а также выполнил все задания самостоятельной работы при заочной форме обучения к зачету.

Зачет ставится во время зачетного мероприятия (ответов на вопросы к зачету), если магистант демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

Зачет (условно) ставится, если магистрант демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям. В ходе контрольных мероприятий магистрант показывает владение менее 50% приведенных показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, магистрант испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.

Зачет не ставится, если магистрант демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенции по дисциплине «Психология социального развития человека» осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Текущий контроль организуется в формах:

‑ устного опроса (фронтальной беседы, индивидуального опроса, докладов);

‑ контрольных работ;

‑ проверки письменных заданий: решения практико-ориентированных задач, рефератов;

‑ тестирования;

‑ упражнений.

Промежуточный контроль осуществляется в форме зачета во втором семестре при заочной форме обучения.

Форма промежуточной аттестации включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения студентами знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

 

При проведении экзамена

При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «Психология социального развития человека» при проведении экзаменаиспользуется 5-балльная шкала.

Шкала соотносится с целями дисциплины и предполагаемыми результатами ее освоения, то есть оценивается тот уровень освоения компетенций, который заявлен в рамках обучения по данной дисциплине.

Оценка «отлично» ставится, если магистрант демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

Оценка «хорошо» ставится, если магистрант демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если магистрант демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий студент показывает владение менее 50% приведенных показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если магистрант демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Психология социального развития человека» осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Текущий контроль организуется в формах:

‑ устного опроса (фронтальной беседы, групповой дискуссии, индивидуального опроса, докладов);

‑ контрольных работ;

‑ проверки письменных заданий (решения практико-ориентированных задач, коротких сообщений);

‑ тестирования;

‑ упражнений;

‑ оценки результатов предметной деятельности студента (портфолио, проекта).

Промежуточный контроль осуществляется в форме итогового экзамена (4 семестр).

 

2. Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине (примерный)

Вопросы и практические задания к зачету (экзамену).

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

1. Понятие социализации. Соотношение понятий социализации, социального развития, воспитания. Теории социализации.

2. Социализация как инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование реальности (концепция Е. П. Белинской).

3. Механизмы и условия социализации личности. Стадии социализации личности.

4. Человек как жертва социализации в современном мире.

5. Институты и агенты социализации.

6. Культура как агент социального влияния на личность

7. Семья как институт социализации.

8. Образовательные институты и их влияние в ходе социализации личности.

9. Влияние средств массовой информации и новых информационных технологий на личность в процессе социализации. Понятие информационной социализации (Т.Д. Марцинковская).

10. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности.

11. Развитие психики человека и развитие его личности. Концепция персонализации.

12. Социализация как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации, интеграции.

13. Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений. Вхождение личности в стабильную социальную среду.

14. Структура группового сознания по А.В. Петровскому. Ценностно-ориентационное единство как феномен малой группы.

15. Типология групп в стратометрической теории коллектива А.В. Петровского.

16. Трехфакторная модель значимого другого (исследования М.Ю. Кондратьева).

 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие социализации. Соотношение понятий социализации, социального развития, воспитания.

2. Теории социализации.

3. Социализация как инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование социальной реальности (концепция Е.П. Белинской).

4. Механизмы и условия социализации личности. Стадии социализации личности. Институты и агенты социализации.

5. Влияние средств массовой информации и новых информационных технологий на личность в процессе социализации. Понятие информационной социализации (Т.Д. Марцинковская).

6. Социализация ребенка. Неоднозначность понимания социализации в отечественной психологии (Л.С Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.).

7. Развитие психики человека и развитие его личности. Концепция персонализации. Социализация как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации, интеграции. (А.В. Петровский, В.А. Петровский).

8. Стратометрическая теория коллектива. Типология групп в научной школе А.В. Петровского. Вхождение личности в стабильную социальную среду.

9. Трёхфакторная модель «значимого другого».

10. Методическое обеспечение трехфакторной модели значимого другого (социометрия, референтометрия, методика изучения интрагрупповой структуры власти).

11. Я-концепция как результат социального развития личности.

12. Теория психосоциального развития личности Э.Эриксона и ее применение в современных исследованиях российских психологов.

13. Социальная ситуация развития в юности. Особенности социализации личности в юности и при переходе к ранней взрослости.

14. Социальная ситуация развития в период взрослости. Нормативные кризисы развития взрослого человека (первая половина жизни).

15. Понятие акме. Акмеология как психологическая наука.

16. Социальная ситуация развития в период зрелости. Нормативные кризисы развития взрослого человека (вторая половина жизни).

17. Социальная ситуация развития в старости. Характеристика нормального, оптимального и патологического старения.

18. Мудрость и подведение итогов. Критерии успешности социальной адаптации в старости.

 

Примеры практических заданий

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1). В чем сущность социализации личности?

2). Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?

3). Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние?

4). Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в ХХI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.?

5). Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта?

6). В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека.

7). В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: