Организация конкретного психологического исследования.




Билет №3: Понятие о методе. Методы психологии. Организация конкретного психологического исследования.

Понятие о методе.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методы психологии.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

I группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).

II группа – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение.

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью ко­торого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и науч­ным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.

Научное наблюдение является организованным, предполагает чет­кий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.

Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в де­ятельности, которую он изучает. В невключенном наблюдении этого не требуется.

Наблюдение необходимо проводить с соблюдением определенных правил, разработанных психологической наукой. Оно осуществляет­ся неоднократно, систематически и незаметно для наблюдаемого.

 

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкрет­ные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; или устным (беседа), когда вопро­сы ставятся устно; или в форме интервью, во время которого устанав­ливается личный контакт с испытуемым.

Опросники и анкеты, как правило, предназначаются для описания и оценки человеком самого себя. Беседа отличается от обычного обще­ния наличием плановости, цели, избирательности и проводится в инди­видуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присут­ствующих лиц.

 

Главным методом психологического исследования является эксперимент. Достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилуч­ших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть:

• лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;

• естественным, когда исследование осуществляется в естествен­ных условиях и с изучаемыми людьми не устанавливаются не­посредственные контакты;

• констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психоло­гические явления;

• формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает вы­явление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Он также может вклю­чать сбор и последующее обобщение устных или письменных характе­ристик различных лиц об изучаемых людях.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Раз­личают:

• тестирование проективное, исследующее разнообразные проявле­ния психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик);

• тестирование психокоррещионное (обычно предполагающее при­менение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт - и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

 

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изу­чения психологических явлений по практическим результатам и пред­метам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Обычно в этом случае исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависи­мости от определенных условий их деятельности. Все полученные дан­ные фиксируются, а затем и обобщаются.

Организация конкретного психологического исследования.

При организации психологического исследования выделяют пять основных этапов.
Первый этап — ориентировочный. Он включает в себя предварительное наблюдение за объектом исследования, изучение условий его проявления, формулирование догадки о возможной связи каких-либо фактов или событий между собой. Заканчивается этап формулированием предварительной (или рабочей) гипотезы исследования.
Второй этап начинается с разработки плана эксперимента, который включает в себя формулирование задач исследования на основе рабочей гипотезы; выделение факторов, которые будут выступать независимой переменной (изменяемой только по плану экспериментатора) и зависимой переменной (изменяющейся в результате изменения независимой переменной). Кроме того, обязательно проводится анализ всех обстоятельств экспериментальной ситуации для выявления дополнительных переменных, которые могут повлиять на результаты эксперимента. На этапе планирования выбираются методы и разрабатываются методики проведения эксперимента. Если эксперимент связан, предположим, исследованием мнений, установок, то может быть выбран метод опроса. Если это исследование поведения, то метод наблюдения и т.д. При этом, в зависимости от задач исследования выбираются существующие методики экспериментирования или разрабатываются новые. Термины “метод” и “методика” не следует смешивать. Метод - это способ или прием познания, тогда как методика - это приемы целесообразного проведения какой-либо работы. Например, можно говорить о методике использования метода наблюдения. Это означает, что расписывается последовательность и порядок применения процедур наблюдения для заданных целей. В то же время можно говорить о методике целостного исследования, когда описывается порядок применения совокупности методов для целей данного исследования. Таким образом, термин “методика” описывает технологию или последовательность применения процедур чего-либо (исследования, конкретного измерения и т.п.). Еще одно значение термина “методика” встречается в педагогике. Там методика — это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности и приемы обучения определенному учебному предмету (например, методика языка, методика математики и т.д.).
Обязательной составляющей этапа планирования является подготовка необходимых для эксперимента материалов, протоколов, журналов, аппаратуры и т.д.
Третий этап — собственно экспериментирование. Нередко оно включает пробное (пилотажное) исследование, задача которого - точнее сформулировать гипотезу, доработать методики, проверив их на надежность, и, кроме того, проверить, является ли намеченный план эксперимента удачным, т.е. близким к безупречному эксперименту. Чем ближе результаты практического эксперимента к идеальному, безупречному, тем выше его валидность (пригодность). После пилотажного идут серии базовых экспериментов, задача которых - сбор первичных данных. Так как исследователь при этом имеет дело с людьми, то он обязан придерживаться ряда принципов научной этики. Главные из них: принцип добровольности участия обследуемых в эксперименте, использование полученных сведений только в научных целях, обязательное изъятие из экспериментальных данных недостаточно качественной информации. Это связано с тем, что главное в любом исследовании - получить надежную и достоверную информацию, иначе все дальнейшее исследование теряет смысл.
Четвертый этап исследования - обработка экспериментальных данных. Он предполагает применение количественных и качественных методов обработки полученной информации. При этом активно используются методы математической статистики, приемы шкалирования, обработка данных на ЭВМ. Основная цель применения методов математической статистики - повысить обоснованность выводов психологического исследования за счет использования вероятностной логики и вероятностных моделей, т.е. подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
Пятый этап — анализ и интерпретация полученных результатов. Этот процесс является творческим, не подчиняющимся четкой алгоритмизации и нередко требующим привлечения данных других теоретических и эмпирических исследований. В психологии существует множество объяснительных моделей, которые располагаются между двумя основными полюсами в зависимости от того, направлены ли они на сведение сложного к более простому, или психологического к внепсихологическому (редукционистская модель объяснения), или на конструктивизм, когда интерпретация не выходит за пределы оперирования с “поведением”. Именно на этой стадии в наибольшей степени проявляются воображение и научная культура экспериментатора, который посредством применения ряда методических приемов превращает данные экспериментальных измерений в значимые результаты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: