Расширяющее упражнение/Ссылка на другой предмет




Детям предлагают инсценировать сценку из собственной жизни, где они демонстрировали хорошие манеры.

Заканчивая урок: учитель может попросить детей встать в круг и сказать, обращаясь к своим соседям: «Я буду практиковать хорошие манеры и разговаривать со всеми вежливо, и не огорчу себя и других своей грубостью».

Альтернативно

УРОК ВЕЖЛИВОСТИ Самуил Маршак
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
-В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чванится.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу, И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь,
А старость уважай.
И бабушку-медведицу В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям - Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал Всей пяткою на лапу.
Совал, куда не надо нос, Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом На публику в метро
И старикам, старухам Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести
Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили!

 

ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК. И. Пивоварова.

Был ослик очень вежливый, воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся и «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг и говорил: тюлень-тюфяк,

А заяц-трус, а лев-дурак, а слон- обжора и толстяк…

Ни разу доброго словцо он не сказал ни про кого, -

И я прошу тебя, дружок, не будь похожим на него!

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

ЦЕННОСТЬ: НЕНАСИЛИЕ УРОК 1.22

Цель обучения: я могу заботиться о других

Контекст: жизнь диких зверей

Ключевые слова: жизнь диких зверей, пушистый, сова, стропило, перекладина, ежевика, деревенский дом

ЦИТАТА/ТЕМА НЕДЕЛИ

Люби всегда, не вреди никогда

Обсудите, что значит данное выражение? Хорошо бы было практиковать это?

 

СИДЕНИЕ В ТИШИНЕ

ШАГ 1: Сядьте комфортно на стуле, или, скрестив ноги, на пол. Спина прямо, голова поднята, глаза закрыты. Сделайте глубокий вдох, на выдохе расслабляйтесь. Следующий вдох... выдох с расслаблением…

ШАГ 5: звучит музыка

Представьте, что вы, гуляя, идете по лесной тропинке.

Земля под ногами мягкая…

Ветви деревьев аркой закрывают тропинку от жаркого солнца, давая прохладную тень…

Свет солнца проходит сквозь ветви, солнечные зайчики ложатся на тропинку…

Весело щебечут птицы…

Слушайте их радостные трели…

Смотрите, как птицы летают с дерева на дерево…

Смотрите, как по краю тропинки скачет малиновка…

Они радуются жизни…

Вы тоже чувствуете себя счастливыми…

ШАГ 6: Теперь верните внимание обратно в класс. Откройте глаза, потянитесь. Упражнение закончено. Улыбнитесь вашему соседу. Что вы чувствуете?

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ШАГ 1: Сядьте комфортно на стуле, или, скрестив ноги, на пол. Спина прямо, голова поднята, глаза закрыты. Сделайте глубокий вдох, на выдохе расслабляйтесь. Следующий вдох… выдох с расслаблением…

ШАГ 5: Думайте о том, что: «Наш мир так прекрасен… Я буду относиться к нему со вниманием и заботой. Я буду добр ко всем растениям и не буду их ломать. Я буду добр ко всем птицам и животным, не буду их тревожить и вредить им».

ШАГ 6: Теперь верните внимание обратно в класс. Откройте глаза, потянитесь. Упражнение закончено. Улыбнитесь вашему соседу. Что вы чувствуете?

 

ИСТОРИЯ Совы

(Синтия Бах)

Уже долгое время мама Сова высиживала трех птенцов. Сегодня она очень устала и чувствовала, что что-то должно произойти. Наступало ранее весеннее утро, и скоро должен прилететь с завтраком папа Сова. Да, вот и он, мягкими взмахами белых пушистых крыльев садится под крышу старого заброшенного деревенского дома. На крыше не хватает нескольких черепиц и сломана часть стропила, поэтому можно легко забраться под крышу, где мама Сова на перекладинах соорудила уютное гнездо из соломы и перьев. Быстро схватив принесенный завтрак, мама Сова вылетела из гнезда, чтоб размять крылья. Все еще чувствуя что-то неладное в воздухе, она не хотела слишком долго летать далеко от гнезда. Пару раз облетев поле, заглянув в лес на другой стороне поля, мама Сова решила возвращаться.

Папа Сова в это время согревал в гнезде три яйца, рассматривал их и прислушивался к звукам внутри. Когда мама вернулась, он перелетел на соседнее стропило и устроился спать.

Снаружи начинался прекрасный день. В полях и лесах просыпались дневные птицы. Они пели песни, строили гнезда, высиживали яйца.

Мама Сова задремала. Вдруг она встрепенулась - что это? Что происходит? Снаружи рядом с домом начался шум. Подъехали машины, люди начали работы в саду, слышались тревожные металлические звуки.

Суматоха разбудила и папу Сову, он открыл глаза, слушая грохот, и переместился поближе к гнезду, чтобы защитить его. Что происходит?

Две совы сидели, встревоженные, боясь шелохнуться, отчасти от страха, отчасти из-за того, что птенцы вот-вот начнут вылупляться из яиц. Изнутри уже было слышно, как птенец стучал в скорлупу – тюк, тюк, тюк. Нужно было внимательно следить за появлением птенца.

А снаружи продолжался шум. Совы прежде не слышали ничего подобного и не осмеливались выглянуть из-под крыши. Они не понимали, что происходит. Постепенно они убедились, что никто и ничто не угрожает гнезду, поэтому обратили свое полное внимание на появление птенцов.

Огромное волнение! Наконец, из разбитого яйца показался мокрый и усталый малыш. Из другого яйца послышался стук. Мама Сова, согревая, обняла птенчика, чтобы его пух высох и распушился, и продолжала наблюдать за другими яйцами. В это время шум снаружи прекратился. Все стихло. Наступали сумерки. Папа Сова выглянул сквозь дыру в крыше. Пришла пора лететь на охоту. Еда нужна была не только маме Сове, но и двум малышам, хотя они еще были маленькие, но очень голодные. Папа Сова полетел за ужином и вскоре вернулся с хорошей добычей, которую поделил на всех. Мама Сова, обнимая вылупившихся птенцов, ждала звуков из третьего яйца, которое тихо лежало рядом. Мама Сова подзабыла, что третье яйцо появилось позже первых двух. Его еще нужно было высиживать, потому что оно было еще не готово к появлению птенца. Папа Сова летал туда-сюда, каждый раз принося полный клюв еды для голодного семейства. Наконец, наступил рассвет. И, возвращаясь к гнезду, папа Сова увидел изменения, которые произошли рядом с их жилищем.

Переросшие кусты ежевики были подстрижены, заросли крапивы исчезли, кусты живой изгороди обрезаны, появилась дорожка, ведущая к входной двери дома. Появилось крыльцо, которое прежде было полностью закрыто зарослями. Мама Сова, оставив детей с отцом, отправилась полетать. Она тоже увидела изменения, но, поскольку вокруг было тихо и спокойно, она больше не боялась. Вернувшись в гнездо, мама Сова снова прислушалась к яйцу. Тишина. Совы задремали, когда теплое утреннее солнце окрасило небо в розовый свет.

Слабый шум разбудил сов. Совы не знали, что это был звук лестницы, которую приставили к стене дома чуть ниже гнезда!

«Это нужно починить прежде, чем мы переедем сюда», - послушался мужской голос.

Женский голос вторил: «Ремонт займет много времени? Успеть бы до начала учебного года».

«Мы можем подняться по лестнице? Мы еще не осматривали крышу», - раздался детский голос.

«Я не знаю. Это не опасно, Джон?» - женщина заботилась о безопасности детей.

«Можно подниматься по одному, я буду поддерживать сзади. Все будет хорошо», - послышался ответ мужчины.

Прижавшись друг другу, совы ожидали, что же произойдет. Они впервые слышали человеческие голоса и не знали, нужно ли бояться людей?

На лестнице послышались шаги, и вскоре из дыры в крыше показалось лицо. В тот же самый момент мама Сова услышала долгожданные звуки из последнего яйца. Все остальное стало для нее неважно. Она сосредоточилась на яйце, чтобы принять малыша под теплое крыло. Тесно прижавшись, двое других птенцов тихо сидели под маминым крылом. А папа Сова насторожился рядом, охраняя семью.

«Папа, здесь совы! Скорее сюда!» - девочка от возбуждения чуть не упала с лестницы.

«Я тоже хочу посмотреть!» - из сада послышался другой детский голос.

«Спокойно! Соблюдайте тишину и двигайтесь очень осторожно, чтобы не напугать птиц. Должно быть, у них гнездо здесь. Место долго пустовало без людей», - успокаивающе прозвучал мужской голос.

Тем временем мама Сова помогала своему младшему птенцу выбраться из скорлупы. Наконец, вся семья сов в сборе! А семья людей радовалась тому, что под крышей их дома живут совы.

«Смотрим быстро! Я иду за тобой», - мужской голос инструктировал детей. Вскоре в проеме крыше показалось любопытное лицо маленького мальчика. Он радостно наблюдал, как старшие пушистые птенцы принимали мокрого вылупившегося малыша.

«О, папа! В гнезде три птенца! Скорее посмотри!» - воскликнул мальчик.

«Спускайся!»- сказал отец. «Мы должны оставить их в покое. Им нужна тишина».

Мама тревожилась: «Что мы будем с ними делать? Сколько времени нужно птенцам, чтобы покинуть гнездо? Нужно перенести их отсюда».

«Не беспокойся. Пусть остаются здесь, пока не подрастут. Мы не потревожим их, мы будем жить в другой части дома. Здесь вполне тихо, и крыша в порядке. Совы поживут здесь некоторое время. У них такое же право на этот дом, как и у нас. Нам придется соблюдать тишину», - успокоил всех мужской голос.

«Мы еще увидим их?» - спросили дети, слегка разочарованные тем, что нельзя близко подходить к совам и наблюдать за ними.

«Конечно!» - ответил отец. «Вы сможете видеть сов вечерами, когда они покидают гнездо, чтобы охотиться. Совы охраняют поля и леса от грызунов. Это их владения. Так же, как и других диких птиц и зверей. Вот почему так интересно жить в деревне. И нам нужно поддерживать порядок в саду, чтобы мы могли наблюдать за всеми».

«Может, назвать наш дом как-нибудь по-совиному?» - предложила мама.

«Мы знаем как! Давайте назовем его «Две Совы», - одновременно предложили дети.

И люди так и сделали.

Совята подрастали в течение лета. Люди отремонтировали дом. Они починили крышу, но соорудили в ней небольшое отверстие, чтобы совы могли вернуться в свое гнездо на следующий год.

 

ВОПРОСЫ

1. Как вы себя чувствовали, слушая эту историю?

2. Напомнила ли вам эта история случай из собственной жизни?

3. Сколько яиц было в гнезде сов?

4. Какое время года описывалось в рассказе?

5. Какие чувства испытывали мама и папа Совы, слыша звуки машин и инструментов в саду?

6. Как вы считаете, люди, которые переехали в деревенский дом, были заботливые? Почему вы так думаете?

7. Что лучше всего следует сделать, если вы найдете гнездо?

 

ГРУППОВОЕ ПЕНИЕ (текст и музыкальный файл будут выложены позже)

 

ГРУППОВАЯ АКТИВНОСТЬ

  1. Игра «Музыкальные Пятнашки»

Дети встают в большой круг, в центре - водящий. Водящий называют одну из ОЧЦ, дети скачут вокруг него хороводом под музыку. Когда музыка прекращается, водящий пятнает того, кто не держится за руку с соседом.

Тот, кого коснулся ведущий, называет ценность, родственную той, которую сначала назвал ведущий, и объясняет, почему его ценность важна. Этот участник становится новым ведущим, он называет следующую ОЧЦ.

Так как игра требует определенное число игроков, учитель может присоединиться к кругу.

Когда дети сыграют по основным правилам, учитель может добавить новые, например, игроки меняются местами в круге и не могут держаться рядом с одними и те ми же соседями

  1. Раздайте детям копию рисунка с последней страницы.

А) попросите детей рассказать, какие хорошие качества есть у этих животных, чему люди могут научиться у них?

Б) приведите примеры других животных и их хороших качеств, которые могут стать примером для человека?

В) пусть дети раскрасят рисунки или сами нарисуют животных и покажут их хорошие свойства.

  1. Закрепляющее упражнение: «Сегодня я научился одной полезной вещи, а именно…»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: