ТЕМА 7. ГЕОГРАФИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ




 

Зарубежная Европа является главным туристско-рекреационным регионом мира с отчетливо выраженным поступательным ростом прибытий туристов. Среди 10 стран с самым высоким доходом от международного туризма 7 находятся в Европе: Испания, Франция, Италия, Германия, Великобритания, Австрия, Греция. И в списке 10 стран-лидеров по туристским расходам также выделяются 6 европейских государств: Германия, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Австрия. В сфере туризма в зарубежной Европе заняты 40 млн человек.

 

Для региона характерна и самая высокая туристская активность. В прибытиях лидируют Южная и Западная Европа (более 60 прибытий на 100 человек). Для поездок за границу (убытия) – Северная и Западная Европа (более 70 человек).

 

Самая посещаемая страна не только Европы, но и мира – Франция (каждый пятый отдыхающий на старом континенте приезжает в эту страну). Большой популярностью среди туристов пользуются Испания, Италия. Больше других путешествуют, в том числе и по Европе, немцы (на их долю приходится каждая 10 поездка в мире), англичане, подданные Бельгии и Нидерландов. Растет активность стран Восточной и Центральной Европы, особенно Чехии. Развиваются рынки Польши, Венгрии, Румынии, Словении.

 

Туристский бумв зарубежной Европе можно объяснить влиянием следующих факторов:

1. Природные факторы:

богатые и разнообразные природно-рекреационные ресурсы (перемежаются низменные, холмистые и горные районы; природно-климатические условия благоприятны для отдыха, приморские страны отличаются обилием солнца и тепла);

– чрезвычайная изрезанность береговой линии и наличие большого числа бухт, заливов, внутренних морей, что способствовало созданию на побережьях многочисленных портов;

– тысячи километров морских пляжей;

– густая речная сеть;

– мозаичность ландшафтов и сочетание на соседних территориях прибрежных и горных пейзажей.

 

2. Культурно-исторические факторы:

богатство разнообразными историческими и архитектурными памятниками разных эпох – неолита, Древнего Мира, Эпохи Возрождения, Эпохи Великих географических открытий, Промышленных переворотов и революций;

– высокий уровень духовной и материальной культуры;

– мозаичность национального и религиозного состава населения;

– высокий уровень образования;

– давние традиции культурных и иных связей в пределах региона и с другими крупными регионами мира.

3. Социально-экономические и экономико-географические факторы:

– высокий уровень общеэкономического развития;

– растущие доходы населения, позволяющие реализовать потребность в отдыхе за пределами своих стран;

– высокая урбанизация;

– наличие необходимой транспортной и социальной инфраструктуры;

– тесное соседство большинства стран региона, а также относительная близость их к другим туристским регионам мира;

– высокий уровень индустрии туризма, большой опыт его организации.

 

4. Политические факторы:

длительный период мирного развития региона;

– упрощение или отмена пограничного паспортного режима (подписание Шенгенского соглашения, по которому в центре Европы создано единое туристское пространство: 12 стран (Франция, Германия, Италия, Австрия, Бельгия и др.) могут свободно пересекать по своему гражданскому паспорту границы государств Шенгенского соглашения);

– введение единой валюты стран Европейского сообщества – Евро.

 

В зарубежной Европе в большей мере, чем в любом другом туристском макрорегионе мира, выражен внутрирегиональный туризм: примерно 9/10 всех иностранных туристов – европейцы и лишь 1/10 – приезжие из других регионов мира.

 

Распределение прибытий иностранных граждан между отдельными странами зарубежной Европы показано на рисунке «Международный туризм в Европе».

 

Во въездном туризме лидирует «большая тройка» классических туристских стран в составе Франции, Испании и Италии, где количество прибывающих превышает 40 млн в год. На втором месте (от 10 млн до 30 млн в год) оказываются Великобритания, Германия, Австрия, Польша, Андорра, Греция, Португалия, Нидерланды. Остальные страны образуют «третий эшелон». В роли главных поставщиков иностранных туристов выступают страны Средней и Северной Европы, тогда как в странах Южной Европы приток туристов значительно превышает их отток. Именно в этих странах доходы от международного туризма особенно велики. Вот почему основные потоки туристов в регионе имеют направление Север – Юг.

 

Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет в пределах этого региона четыре крупных района – Южный, Западный, Центрально-Восточный и Северный; в таком порядке они следуют и по размерам привлечения туристов.

 

В основу туристско-рекреационного районирования зарубежной Европы может быть положен и иной подход – с выделением районов и центров приморского, горного, озерного и речного туризма.

 

В зарубежной Европе получили развитие почти все возможные виды туризма – лечебно-оздоровительный, познавательный, образовательный, рекреационный, научный, деловой, религиозный, экологический, круизный (морской, речной, озерный). То же можно сказать и об используемых в нем видах транспорта, хотя среди них заметно преобладает автомобильный.

Пляжный туризм. В пределах Европейского региона сформировались несколько рекреационных районов приморского отдыха. Главный из них – Средиземноморский. Для него характерно: преобладание линейной формы рекреационного освоения территории (вдоль морского побережья), большая роль островов, выраженная сезонность туристских потоков с перевесом летнего (купального) сезона, создание преимущественно крупных комплексов с сильной концентрацией туристов и отдыхающих. Из стран Средиземноморья по размаху туристской деятельности выделяются Испания, Италия, Франция, Греция. Главные районы международного туризма в Испании – побережье Средиземного моря, Канарские и Балеарские острова. Главный средиземноморский туристский район Франции – Лазурный берег (Французская Ривьера) с широко известными морскими курортами Ницца, Канн, Антиб. В Италии главный район средиземноморского туризма – Итальянская Ривьера, являющаяся продолжением французской, в Греции – острова Эгейского моря.

 

Долгое время в средиземноморском туризме конкурировали Франция и Италия. Главный средиземноморский туристско-рекреационный район Франции называют Французской Ривьерой или Лазурным Берегом. Это участок побережья, протягивающийся на 230 км от Тулона на западе до Ментоны у франко-итальянской границы. Здесь, на защищенном от северных ветров Приморскими Альпами Лазурном Берегу, количество погожих дней в году достигает 300. Среднегодовая температура воздуха +20 °C, и даже зимой она не опускается ниже +8 °C. Соответственно и купальный сезон здесь достаточно длительный. «Столица» Французской Ривьеры – курортный город Ницца, в котором туризм дает работу половине населения. Другие курортные города – Канн, знаменитый своими ежегодными кинофестивалями, Антиб, Ментона, несколько более мелких.

 

В Италии главный район средиземноморского туризма и рекреации – Итальянская Ривьера, являющаяся продолжением Французской. Среди ее курортных городов наиболее известны Сан-Ремо, Рапалло, Портофино. Но фактически специализацию на приморском туризме имеет вся приморская полоса не только Лигурийского, но и Тирренского моря с такими центрами, как Неаполь, Сорренто и многими меньшими в Калабрии и Сицилии. А на Адриатическом море это Венецианская Ривьера.

 

Третья страна «большой тройки» – Испания. Беспрецедентный туристский бум в Испании объясняется, прежде всего, наличием богатейших природно-рекреационных ресурсов и историко-архитектурных достопримечательностей, близостью западноевропейского туристского рынка, созданием первоклассной материально-технической базы туризма и относительной дешевизной туристских услуг. О значении и уровне развития туризма в Испании говорят следующие цифры: по абсолютным доходам от туризма Испания занимает одно из первых мест в мире; в сфере туризма занято 10 % всего активного населения; в стране около 10 тыс. гостиниц, рассчитанных почти на 900 тыс. мест. Популярным местом отдыха давно уже стали и Балеарские о-ва, расположенные в 100 км от восточного побережья Пиренейского п-ова.

 

В один из важнейших туристско-рекреационных районов Средиземноморья давно уже превратилось и адриатическое побережье Хорватии. Длина его по прямой линии составляет 700 км, но вместе с многочисленными островами (более 1,2 тыс.), полуостровами, заливами и проливами она возрастает до 6000 км. Это увеличивает туристско-рекреационную емкость территории района, который до начала 1990-х гг. одновременно принимал около 1 млн человек. Здесь находятся такие известные морские курорты, как Дубровник, Опатия, Сплит и др. Все более популярными становятся средиземноморские курорты Турции.

 

В Греции, на побережье Эгейского моря, также много морских курортов, в особенности на островах. А на западном побережье Черного моря фактически их продолжением служат популярные морские курорты Болгарии и Румынии. Здесь преобладают крупные курортные комплексы: в Румынии – Мамая, Эфория в окрестностях Констанцы, в Болгарии – Золотые пески, Дружба, Албена в окрестностях Варны, Солнечный берег, Несебыр в окрестностях Бургаса. Однако курортный сезон здесь продолжается только в течение четырех-пяти теплых месяцев. Курорты румынского и болгарского Причерноморья предлагают отдыхающим гармоничное сочетание теплого моря, богатой лесной растительности и благоприятного климата, а иногда и бальнеологических источников. Среди рекреантов здесь преобладают представители Германии, затем идут туристы из стран СНГ, из Скандинавских стран, Великобритании. Это преимущественно зона семейного туризма, предусматривающая размещение туристов в 2-3-звездочных гостиницах, кемпингах и мотелях.

 

Но приморский туризм в зарубежной Европе не ограничивается Средиземноморьем.

Он стал специализацией прибрежной зоны Атлантического океана, а также Северного и Балтийского морей. Здесь также успешно функционируют десятки морских курортов – таких, как Байонна в Испании, Сен-Мало во Франции, Остенде в Бельгии, Брайтон и Борнемут в Великобритании, Сопот в Польше. Особую популярность в последнее время приобрели принадлежащие Испании Канарские о-ва, расположенные в Атлантике на расстоянии 1150 км от материка.

 

Среди районов горного туризма первое место занимает Альпийский. Ежегодно его посещают от 80 до 150 млн человек. Туристское освоение Альп началось еще в первой половине XIX в. и с тех пор быстро расширялось. Сначала единственным туристским сезоном здесь был летний, но затем, по мере сооружения горно-спортивных комплексов и развития зимнего спорта, зимний сезон стал не менее, если не более, популярным. Ныне Альпы – типичный район круглогодичного туризма: на высотах до 500 м преобладает пеший туризм, от 1000 до 2000 м – горнолыжный, а от 2000 до 3000 м – горнолыжный спорт и альпинизм. Развитию в Альпах международного туризма способствует и их выгодное транспортно-географическое положение. Если условно считать порогом транспортной доступности мест массового туризма такое расстояние, которое можно преодолеть за 12 ч езды на автомобиле, то Альпы оказываются доступными для жителей большинства стран зарубежной Европы. Основными принимающими туристов странами в Альпийском районе были и остаются Австрия и Швейцария. Но к этой категории стран относятся также Франция, Италия, Германия, Лихтенштейн, Словения. В качестве примеров наиболее популярных горноклиматических и горно-спортивных центров можно назвать Шамони, Сен-Жерве во Франции, Давос в Швейцарии, Кортина-д'Ампеццо и Боромио в Италии, Гармиш-Партенкирхен в ФРГ, Инсбрук в Австрии.

В последнее время в Альпах начинает получать все большее распространение и так называемый сельский туризм. Материально-техническая база альпийского туризма в наши дни достигла очень высокого уровня. Общее число мест для размещения туристов превысило уже 3 млн. Действуют 12 тыс. подъемников и 40 тыс. лыжных трасс. Однако такой туристский бум привел и ко многим отрицательным последствиям. Это общее ухудшение экологической обстановки, перенаселение многих горных долин, трудности с транспортом в периоды особенно большого наплыва рекреантов, уменьшение сельскохозяйственных площадей и др. Поэтому альпийские страны подписали долгосрочное соглашение об охране окружающей среды на территории площадью почти 200 тыс. км2.

 

Второй крупный район горного туризма охватывает средневысотные горы Центральной Европы, Судеты, Карпаты и Родопы. Он известен горными курортами международного класса – такими, как Оберхоф и Обервизенталь в ФРГ, Закопане в Польше, Штрбске-Плесо в Словакии, Синая и Предял в Румынии, Боровец и Пампорово в Болгарии. Горы Восточной и Юго-Восточной Европы славятся также своими пещерами (Мацоха, Постойна, Аггтелек, Магура). Они широко используются для горнолыжного спорта и альпинизма. Наиболее посещаемый горный район – Высокие Татры, находящиеся на границе Польши и Словакии; здесь ежегодно бывает не менее 7-8 млн туристов.

 

Лечебно-оздоровительный туризм. Среди стран, в которых данное направление туризма получило развитие, лидирует Чехия. Бальнеологический курорт Карловы-Вары (бывший Карлсбад) ежегодно посещают около 50 тыс. чел. из 70 стран. Популярностью пользуются и другие чешские курорты: Теплице, Яхимов (первый в мире радоновый курорт), Марианске-Лазне, Франтишкови-Лазне, Лугацовице, Янске-Лазне. В Польше наиболее известны бальнеологические и бальнеогрязевые курорты Балтийского побережья: Свиноуйсцье, Камень-Поморски, Колобжег. Лечебно-оздоровительный туризм развивается в Болгарии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Курорты Западной Европы оказались имеют старые традиции. Курорты Виши (Франция), Баден-Баден и Висбаден (ФРГ), Бат (Великобритания), Спа (Бельгия), Багдастайн (Австрия), Давос и Санкт-Мориц (Швейцария) были популярны уже в ХIХ в. На юго-востоке Европейского туристского региона издавна лечат климатом, водами и грязями Мертвого моря, где природа создала уникальные условия для совмещения отдыха с лечением и оздоровлением организма. Сравнительно новый центр бальнеолечения расположен в Турции – Паммукале, где минеральные воды стекают по соляным террасам, создавая очень живописный блестящий белый ландшафт.

 

Главные районы озерного туризма в зарубежной Европе – Озерный край в средней Финляндии, Кашубское и Мазурское поозерья в Польше, Мекленбургское поозерье в ФРГ, озера Балатон в Венгрии и Лаго-Маджоре в Италии. В Альпах (Австрия, Швейцария, Италия) популярен отдых на горных озерах.

Речной круизный туризм получил наибольшее развитие на Дунае, на реках и каналах Франции, Рейне, Эльбе, Волге.

 

Религиозный туризм. Среди многочисленных мест, привлекающих паломников выделяются христианские святыни. Крупнейшими центрами христианского паломничества являются Рим с Ватиканом, Иерусалим. Ежегодно большой наплыв туристов испытывают и другие известные центры: Турин, Париж, Лурд (Франция), Брюгге (Бельгия), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания).

 

Деловой туризм. Большая часть деловых поездок мира приходится на Европу, которая лидирует по расходам на деловой туризм. Основной поставщик деловых туристов – Германия. Как центры делового туризма выделяются: ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия. Растет посещение с деловыми целями стран Восточной и Центральной Европы. Популярна Европа для проведения различных международных выставок, ярмарок, конгрессов. Международные выставки и конгрессы наиболее часто проводят в Лондоне, Париже, Страсбуре, Ганновере, Давосе, Барселоне и др.

 

Тестовые задания:

 

1. Регионы, относящиеся к Европейскому туристскому макрорегиону – это:


а) Западная Европа

б) Южная Америка

 

в) Восточная Азия

г) Восточное Средиземноморье


2. По числу туристских прибытий и по поступлениям от туризма первое место в Европейском макрорегионе занимает:


а) Западная Европа

б) Южная Европа

 

в) Северная Европа

г) Центрально-Восточная Европа


3. Самая посещаемая страна Европы – это:


а) Дания

б) Италия

 

в) Франция

г) Финляндия


4. Европейская страна, лидирующая по туристским прибытиям на санаторно-курортное лечение:


а) Чехия

б) Румыния

в) Болгария

г) Польша


 

5. Наиболее известные курорты Средиземного бассейна сосредоточены на побережье:


а) Лигурийское море

б) Адриатическое море

в) Тирренское море

г) Эгейское море


 

6. Страна, на территории которой находятся Франкфурт, Мюнхен, Нюрнберг, Гамбург:


а) ФРГ

б) Франция

в) Великобритания

г) Италия


 

7. Ведущим центром горнолыжного туризма является:


а) Австрия

б) Франция

в) Россия

г) Япония


8. Установите соответствие между курортами мирового значения и страной, в которой они находятся:

 


а) Баден-Баден и Висбаден

б) Бат

в) Спа

 

1) Германия

2) Великобритания

3) Бельгия

 


9. Установите соответствие между страной и видом туризма:

 


а) Лечебно-оздоровительный

б) Деловой

в) Спортивно-оздоровительный

 

1) Венгрия

2) Великобритания

3) Швейцария


10. Установите соответствие между страной и побережьем:

 


а) Франция

б) Италия

в) Греция

г) Испания

 

1) Лазурный берег

2) Итальянская Ривьера

3) О-ва Эгейского моря

4) Галисия, Балиары, Канары


11. Достопримечательности Франции:

 

а) Триумфальная арка

б) Елисейские поля

в) Букингемский дворец

г) Колонна Нельсона

 

Достопримечательности Германии:

 

а) Триумфальная арка

б) Брандербургские ворота

в) Трафальгарская площадь

г) Эйфелева башня

Достопримечательности Италии:

 

а) Колизей

б) Нотр-Дам де Пари

в) Кёльнский собор

г) Дом-музей Кука

 

Достопримечательности Испании:

 

а) Музей Эскориал

б) Колизей

в) Тадж-Махал

г) Лувр


 


Задание: в рамках семинара «Страны-лидеры мирового туризма в Европейском регионе» подготовить презентацию об одной из стран (на выбор):


 


· Дания

· Исландия

· Норвегия

· Финляндия

· Швеция

· Австрия

· Бельгия

· Великобритания

· Люксембург

· Монако

· Нидерланды

· Франция

· Германия

· Швейцария

· Болгария

· Венгрия

· Польша

· Румыния

· Хорватия

· Чехия

· Черногория

· Андорра

· Греция

· Испания

· Италия

· Мальта

· Португалия

· Турция

· Израиль

· Кипр



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: