ЛИСТ XXXII. ДЕКАБРЯ 1 ДНЯ




Екатерина II (1762-1796)

Время правления Екатерины II часто называют «эпохой просвещенного абсолютизма».

Просвещённый абсолютизм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века. Сущность этой теории заключается в том, что во главе государства находится просвещенный монарх – «философ на троне», который стремится к достижению «общего блага» для своих подданных.

Среди философов эту идея разрабатывали французские просветители: Вольтер, Дидро, Монтескьё и др.

Екатерина II, знавшая европейские языки, состояла с ними в переписке и черпала у них многие идеи, которые пыталась затем воплотить в жизнь.

Одной из первых попыток приблизиться к «просвещенному абсолютизму» в России – попытка издания нового свода законов, который бы пришел на смену Соборному уложению 1649 года Алексея Михайловича.

Для выработки нового свода законов Екатерина II созвала Уложенную комиссию (1767-1768), в которую входили представители многих сословий (дворянства, горожан, государственных крестьян, казаков, нерусских народностей, не было представителей только от духовенства и крепостных крестьян), которые и должны были выработать текст нового свода законов. Екатерина написала свой «Наказ» для Уложенной комиссии. В «Наказе» она изложила свое видение того, какой должна была стать Российская империя:

Вот отрывки из ее «Наказа» для Уложенной комиссии

1. Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно.

3. А всякого согражданина особо видеть охраняемого законами, которые не утесняли бы его благосостояния, но защищали его ото всех сему правилу противных предприятий.

9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства.

10. Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое.

11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.

12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.

35. Сие равенство требует хорошего установления, которое воспрещало бы богатым удручать меньшее их стяжание имеющих и обращать себе в собственную пользу чины и звания, порученные им только как правительствующим особам государства.

36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно.

38. Надобно в уме себе точно и ясно представить, что есть вольность? Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют; и, если бы где какой гражданин мог делать законами запрещаемое, там бы уже больше вольности не было; ибо и другие имели бы равным образом сию власть.

41. Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу.

250. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим — которые повинуются.

251. И сие есть начало всякого рода покорности. Сия бывает больше или меньше облегчительна, смотря на состояние служащих.

253. Следовательно, и избегать случаев, чтоб не приводить людей в неволю, разве крайняя необходимость к учинению того привлечет, и то не для собственной корысти, но для пользы государственной; однако и та едва не весьма ли редко бывает.

Но Уложенная комиссия (1767-1768) не смогла выработать нового свода законов. Главной причиной неудач стали разные интересы сословий, которые не смогли прийти к общему мнению. В 1768 году началась война с Турцией, что стало удобным поводом для прекращения деятельности Уложенной комиссии.

 


 

Екатерина II много сделал для усиления централизации управления страной:

- упразднила гетманство на Украине и ликвидировала Запорожскую сечь.

- провела губернскую реформу (1775), увеличив число губерний (к концу правления их насчитывалось до 50).

В каждой губернии проживало (300-400 тыс. чел). Губернии делились на уезды (20-30 тыс. человек). Такое деление было введено для удобства управления территориями.

 

В социальной политике Екатерина II проводила продворянскую политику:

- запретила крепостным жаловаться на своих помещиков, а помещикам, наоборот, разрешила ссылать своих крепостных на каторжные работы.

- 1785 – «Жалованная грамота дворянству» - подтверждены все прежние привилегии: освобождение от уплаты подушной подати, освобождение от обязательной службы («Манифест о вольности дворянской» Петра III), исключительное право владения землей и крестьянами. Добавились и новые привилегии: запрет телесного наказания для дворян + только дворяне имели свои органы самоуправления – дворянские собрания.

Вместе с «Жалованной грамотой дворянству» была издана «Жалованная грамота городам» (1785). В этом документе даровались привилегии горожанам, в первую очередь купцам и предпринимателям, например, некоторые права самоуправления.

 

В отношении церкви Екатерина II проводила политику секуляризации, начатую еще Петром I. Секуляризация - изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности.

 

Далеко не все современники Екатерины II восхищались ею и ее преобразованиями. Два главных критика – А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») и Н.И. Новиков (журнал «Трутень»).

Отрывки ниже:

 

"Чудище обло, озорно, огромно,
стозевно и лаяй"

Любезнейшему другу

Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно -- и ты мой друг.

Я взглянул окрест меня -- душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою -- и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. "Отыми завесу с очей природного чувствования -- и блажен буду". Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и -- веселие неизреченное! -- я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных.

 

ЛИСТ XXXII. ДЕКАБРЯ 1 ДНЯ

РАЗГОВОР

Я: Трутень! пожалуй скажи, с каким намерением издаешь ты свой журнал?

Трутень: С тем, чтобы принести пользу и увеселение моим согражданам.

Я: Очень хорошо, намерение препохвальное. Но ты какой от того ожидаешь пользы?

Трутень: Польза будет велика, если только я заслужу внимание и похвалу разумных и беспристрастных читателей и благоволение знатных господ и покровительство.

Я: Первое отчасти исполняется; что ж надлежит до последнего, то не думаю, чтобы ты имел в том успех. Ведаешь ли, полно, ты, друг мой, кто и чем заслуживают благоволение знатных господ и покровительство?

Трутень: Конечно, ведаю: те, кои говорят им правду, показывают их слабости и нечаянные проступки и от оных их остерегают. Наконец, все те, которые приносят пользу отечеству, всегда заслуживают их покровительство и защищение.

Я: Худо же ты их знаешь. Напротив твоего мнения, покровительство некоторых господ заслуживают только те, кои им угождают каким бы то ни было средством, позволенным или непозволенным. Защищение те, которые льстят их слабостям; выхваляют бесстыдно во глаза тех, коих внутренно почитают скотами; те, кои прославляют их добродетели, милосердие, кротость или кто к чему пристрастен; удивляются стройности их тела, хвалят телодвижения: и словом, те, кои других бесстыднее, а говорящие им истину и показывающие их слабости всегда бывают ненавидимы и обыкновенно слывут невежами, грубиянами и злонравными людьми. Теперь рассуждай, что тебе надобно писать, когда хочешь заслужить их покровительство.

Трутень: Так, по твоему мнению, в знатных господах нет ни единого добродетельного человека.

Я: Есть, только мало таких, которые помнят истину, любят добродетель и не позабывают, что они такие же человеки, как и те, кои их беднее, и что они в знатные возводятся достоинства для того только, чтобы больше могли делать благодеяний человечеству, помогать бедным и защищать утесняемых; а таких и очень мало, кои могут остерегаться ядотворного языка льстецов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: