Тема Вышивание. Вышивание петельными стежками




Тип урока: комбинированный.

Цели:

научить простейшим ручным швам для вышивания;

сформировать навыки выполнения простейших ручных швов для вышивания;

научить самоконтролю выполненной работы;

воспитывать аккуратность, художественный вкус, терпение, желание доводить любую работу до конца;

развивать эстетический вкус, логическое мышление;

развивать моторику рук.

Демонстрации и наглядные пособия: стенды с образцами вышивок, учебник, рабочая тетрадь, ткань для вышивания, набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки- мулине.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

После приветствия учитель проверяет организацию рабочих мест, готовность обучающихся к уроку, обратив внимание к записи на доске: «Что в порядке лежит, само в руки бежит» – пословица.

2. Актуализация знаний

Природа наградила человека

Искусством думать и искусством понимать

Еще таится в нем неведомая сила

Прекрасное творить и создавать

И так уж повелось с поры далекой,

Что вышивкой занялся человек,

Добился техники создания высокой,

Неся с собою мастерство из века в век.

Украсить ею можно вещь любую,

Создать свой стиль, изюминку такую

В отделке выбирая лишь свой путь.

К любому возрасту, она всегда подходит,

Любой в ней то, что ищет – то находит.

Искусство это подойдет и королям,

Одежду, украшая знатных дам.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Ответы учащихся.

3. Изучение нового материала

Скажите, пожалуйста, а как давно появилась вышивка?

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Найденные археологами фрагменты одежды с вышивкой датируются 9-10 вв. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

Первый шов, с которым мы с вами познакомимся – это «Тамбурный шов»

Учитель рассказывает и показывает правила выполнения шва, опираясь на образцы

Тамбурный шов (представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой). Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Начиная вышивать, иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка в виде петли остаётся под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывают в образованный предыдущим стежком кружок (петлю). Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани.

Тамбурным швом можно выполнять контуры мотивов растительного и геометрического характера, а также сплошь заполнять плоскости узоров.

Тамбурные швы широко используются в народных вышивках многих областей нашей страны, ею в старину украшали предметы убранства крестьянской избы – различные полотенца, подзоры, столешники (скатерти).

4. Практическая работа.

Перед началом работы заостряю ваше внимание на безопасное обращение с режущими и колющими предметами.

Ты с иголкой не шути

И в руках не тереби

А уж взяв ее за ушко

Уколи ее в подушку

С ножницами тоже не играй

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

Учащиеся выполняют тамбурный шов, пользуясь учебником, инструкционной картой, выполняют практическую работу на ткани.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, правила техники безопасности.

5. Физкультминутка

«Петельный шов»


Учитель рассказывает и показывает выполнения шва, опираясь на образец.

Петельный шов известен также как краевой, так как его используют и для обработки краёв изделий. Шов выполняют между двумя линиями продёрнутыми нитями. Ткань прокалывают иголкой сверху вниз, при этом петля рабочей нитки остаётся под иглой. Этот шов можно выполнять различным образом, например, укладывая стежки плотно или редко в ряд, меняя высоту стежка и т.д. на углах петельный стежок образуют, вкалывая иголку в одно и то же место несколько раз.

Этот шов применяют при обработке краёв аппликации, при заделке края сетки в цветной перевит, для украшения ткани и других случаях.

6. Практическая работа

Учащиеся, пользуясь учебником, инструкционной картой, выполняют практическую работу на ткани.

Перед началом работы повторяют правила техники безопасности.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует организацию рабочего места, правильную посадку при работе, соблюдение технологической последовательности, правильные приёмы выполнения работы и соблюдение техники безопасности.

Шов «Вперед иголку»

 

 


Шов «вперёд иголку» - двустороннее скорое шитьё. Выполняют шов справа налево. Игла прокалывает ткань, частично проникая сквозь неё, а потом снизу прокалывает материю и выходит наружу. Вытянув нитку, снова прокалывают иглу дальше влево. И так продолжают до конца рисунка. Шов должен представлять собой прерывистую линию стежков.

По технике выполнения швов «вперёд иголку» может быть счётным, когда для каждого стежка считают нитки ткани, и свободным – стежки укладывают по рисунку ровно, т.е. каждый новый стежок похож на предыдущий. Длина и частота стежков могут быть разными, но не очень длинными, чтобы стежки не цеплялись и не вытягивались при носке, если они нашиты на одежду, и при уходе за изделием.

В вышивании этот шов используют и как вспомогательный, и как самостоятельный.

Для вышивания по счёту лучше всего брать льняное полотно, а для вышивания рисунка свободного контура можно использовать любую ткань, которая имеет гладкую однотонную поверхность (парусина, холст, полотно, маркизет, батист, сукно, шелк, сатин и др.)

Шов «вперёд иголку» может быть не только горизонтальным, но и вертикальным. Выполняется он справа налево. Стежки укладываются вертикально.

В зависимости от расположения стежков, их длины, цвета и толщины ниток шов «вперёд иголку» имеет много вариантов. Например, если швом «вперёд иголку» заполнять участки ткани в вертикальном или горизонтальном направлении, образуются наборы, которые по фактуре напоминают узорное (браное) ткачество, при этом один стежок приходится на лицевую сторону, другой на изнаночную. При таком вышивании на лицевой и на изнаночной сторонах получается негативный узор.

7. Практическая работа.

Учащиеся, пользуясь учебником, инструкционной картой, выполняют практическую работу на ткани.

Перед началом работы повторяют правила техники безопасности.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует организацию рабочего места, правильную посадку при работе, соблюдение технологической последовательности, правильные приёмы выполнения работы и соблюдение техники безопасности.

Во время работы и в конце учащиеся проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой работы.

8 .Домашнее задание:

1.Выполнить в рабочей тетради практическую работу: «Закрепление деталей на основе петельного шва».

2.Выполнить образцы вышивки петельным швом.

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: