АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОО В СФЕРЕ ПРОЕКТНО-ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Власенко В.А., к.п.н., департамент образования

Администрации Владимирской области

Ганеев А.Р., к.т.н., руководитель

Центра экологических проектов и перспективных

Разработок в сфере образования НИТУ «МИСиС»

АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОО В СФЕРЕ ПРОЕКТНО-ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Необходимость решения актуальных задач российской экономики требует обеспечения высокого качества профессионального образования, высокой эффективности профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО), опережающего развития среднего профессионального образования. В настоящее время в субъектах Российской Федерации формируются новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, с учетом требований новых образовательных стандартов разработаны новые программы обучения, на основе модернизации материально-технической базы образовательных организаций получили развитие инновационные формы и технологии обучения.

Все это требует внедрения в практику работы руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования новых экономических механизмов и процедур управления образовательными организациями, а значит и новых компетенций, прежде всего в сфере проектного управления и закупочной деятельности. В 2016-2017 годах по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в ходе проекта «Разработка и апробация инструментария комплексной оценки сформированности профессиональных компетенций руководителей профессиональных образовательных организаций в сфере проектно-закупочной деятельности для повышения эффективности управления ресурсами образовательных организаций», реализованного в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы была проведена разработка и апробация комплексного инструментария для проведения анализа сформированности профессиональных компетенций руководителей профессиональных образовательных организаций в сфере проектно-закупочной деятельности (далее – инструментарий).

Разработанный инструментарий учитывает результаты анализа отечественных и зарубежных практик оценивания профессиональных компетенций руководителей профессиональных образовательных организаций и эффективности их деятельности. При разработке критериев и инструментария комплексной оценки руководителей ПОО были учтены такие направления, как владение основами разработки и реализации проектов по управлению образовательными организациями в целом и образовательными процессами, в частности, тактическое и стратегическое планирование деятельности ПОО, проведение закупочных процедур, владение современными информационно-коммуникационными технологиями для целей организации эффективных управленческого и образовательного процессов ПОО. Инструментарий включает в себя программное обеспечение, инструктивные и методические материалы, а также анкеты для пяти категорий респондентов:

1) руководители профессиональных образовательных организаций;

2) заместители руководителей профессиональных образовательных организаций;

3) педагоги, работающие в профессиональных образовательных организациях;

4) представителей региональных органов управления образованием;

5) представителей работодателей.

При разработке анкет были использованы подходы 3D – анкетирования, которое предполагает получение информации из различных источников. В частности, сведения о техническом оснащении образовательных организаций получаются на основе статистики, а также данных, получаемых на основе анкетирования руководителей и сотрудников образовательных организаций. В анкеты сотрудников ПОО были добавлены вопросы, направленные на оценку комфортности созданных в организации условий для участников образовательного процесса. Проведенное в рамках апробации анкетирование представителей работодателей также позволило выделить ряд проблем в организациях среднего профессионального образования, в том числе:

– отсутствие современной материально-технической базы;

– узкий спектр владения программным обеспечением;

– не достаточно высокий уровень практических навыков выпускников;

– недостаточные знания современного промышленного оборудования;

– недостаточная оснащенность современным промышленным оборудованием учебного процесса;

– неактуальное содержание образовательных программ;

– слабое применение современных интерактивных технологий в образовательном процессе;

– слабое владение навыками системного администрирования выпускниками по ИКТ-направлениям и пр.

Сам алгоритм оценивания компетенции руководителя организации формирует оценку не только на основе анкетирования самих руководителей, но и с учетом результатов анкетирования работников образовательных организаций и представителей работодателей. Это позволяет получить более объективную оценку компетентности руководителя ПОО наряду с другими диагностическими средствами, нацеленными на определение соответствия созданных в ПОО условий требованиям стандартов, социальным и профессиональным потребностям субъектов образовательного процесса. Суммарная оценка строится как сумма баллов по итогам тестирования и экспертной оценки информации, полученной из открытых источников.

Для проведения анализа конкретной ситуации в ПОО, поиска тех «зон роста», которые можно улучшить с учетом специфики образовательных организаций, особенностей профессионального опыта руководителей и имеющихся проблем был разработан инструментарий электронного анкетирования. В созданном инструментарии для проведения электронного анкетирования и анализа результатов исследования заложена возможность представления всех данных (первичных и аналитических показателей) в динамике, в привязке к учебному году. Такой подход обеспечил быструю обработку больших объемов данных и получения агрегированной оценки на выборке респондентов более 2 000 человек. В анкетировании приняли участие более 400 руководителей профессиональных образовательных организаций. Анкета включала в себя вопросы, направленные на исследование компетенций руководителей ПОО по девяти направлениям:

– общие компетенции в сфере закупочной деятельности;

– методологические основы разработки и реализации проектов по управлению образовательными организациями;

– тактическое и стратегическое планирование деятельности профессиональной образовательной организации;

– владение современными информационно-коммуникационными технологиями в целях решения управленческих задач ПОО;

– владение современными информационно-коммуникационными технологиями в целях организации образовательного процесса в ПОО;

– реализация национального режима в сфере государственных закупок;

– реализация национального режима в отношении закупки программного обеспечения;

– реализация национального режима в отношении закупки компьютерного оборудования.

В процессе проведения апробации участники показали средний уровень сформированности профессиональных компетенций руководителей ПОО в сфере проектно-закупочной деятельности, значение показателя составило 53,4% (рисунок 1). При этом наибольшие проблемы руководители испытывают в формировании компетенций по следующим направлениям:

– владение современными информационно-коммуникационными технологиями в целях решения управленческих задач (40 % респондентов);

– реализация национального режима в отношении закупки программного обеспечения (47%);

– реализация национального режима в отношении закупки компьютерного оборудования (25 %).

Рисунок 1. Общие результаты анкетирования руководителей ПОО

 

Результаты проведенной апробации инструментария комплексной оценки сформированности профессиональных компетенций руководителей профессиональных образовательных организаций в сфере проектно-закупочной деятельности показали, что для повышения эффективности управления ресурсами образовательных организаций среднего профессионального образования необходимо обеспечить корректировку программ повышения квалификации и переподготовки руководителей ПОО, уделив особое внимание вопросам использования ИКТ в управлении образовательной организацией, а также в образовательном процессе, организации информационной образовательной среды ПОО. Целесообразно также дополнить материалы курсов руководителей модулем «Реализация национального режима при планировании и проведении государственных закупок образовательными организациями».

Разработанный в рамках проекта специализированный инструментарий комплексной оценки сформированности профессиональных компетенций руководителей в сфере проектной и закупочной деятельности может быть использован профессиональными образовательными организациями субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющими управление в сфере образования, в целях повышения эффективности управления ресурсами образовательных организаций, подготовки руководителей ПОО к практической реализации проектов различной сложности и продолжительности, решению текущих и стратегических задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: