элементы личности
Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.
Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет добиться.
Отличительные черты самовоспитания:
1. самостоятельная работа.
2. целеустремлённая работа.
3. систематическая работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков.
Структура:
1. Адекватная самооценка; 2. Потребность в самовоспитании;
3. Развитие мотивации (личностные, узко-социальные–семья,
широко-социальные –общество);
4. Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);
5. Составление программы и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию программы, программа - содержательная сторона работы над собой);
6. Принятие решений (волевой аспект);
7. Применение методов самовоздействия:
а)методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;
б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)
в) методы самостимулирования (с/одобрение, с/поощрение, с/наказание).
8. Мобилизация своей активности и воспитанности.
9. Итоговый самоконтроль.
10. Формирование новой адекватной самооценки.
Организация с/воспитания учащегося:
1. Побуждение школьников к с/воспитанию (необходимо убедить детей в возможностях с/воспитания, стимулировать, приводить примеры, оказание ребёнку помощи в самопознании и научить составлять план и программу.
|
2. Вооружение школьников методами самовоспитания.
3. Помощь в мобилизации эмоционально-волевой активности (поддержка, оптимизм).
Перевоспитание – это целенаправленное влияние на личность ребёнка с отклонениями в поведении, целью которого является актуализация положительного фонда и преодоление своих недостатков.
Основные идеи процесса перевоспитания
1. Любая личность автономна, нельзя переделать, перекопать, можно лишь помочь человеку осознать свои проблемы и захотеть их решить.
2. Мы стремимся не подавить отрицательные, а развить его положительные качества, которые уже есть у ребёнка.
3. перевоспитание предполагает обращение к внутренним силам и потенции самого ребёнка.
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», 2000.
3. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1980.
4. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. - М.
6. Подласый
7. Рабочая книга школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Проблемы становления личности. М., 1994.
8. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
10.