Особенности регионального и местного управления.




Л-10

Основы конституционного права Французской Республики.

Конституция Франции. Ее характерные черты и особенности.

Основы правового положения личности.

Партийная система и основные политические партии Франции.

Статус президента и правительства во Франции.

Парламент Франции: структура и полномочия.

Система судебной власти Франции.

Особенности регионального и местного управления.

После второй мировой войны в 1946 году была принята конституция Франции, которая закрепляла четвертую республику парламентского типа правления. На всеобщем референдуме 28. Сентября 1958 года около 80% французов проголосовали за новый Основной закон страны. Действующая конституция заложила пятую республику. Учредила новую систему организации высших органов государственной власти, которая получила наименование президентской -парламентской формы правления.

Впервые в республиканской истории Франции конституционный текст не разрабатывался учредительным собранием. Его подготовка была делегирована генералу Шарлю де Голлю. Составление проекта он поручил группе членов Государственного совета во главе с министром юстиции.

В юридическом смысле действующая конституция включает в себя 4 акта: Конституцию 1958 года, Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., преамбулу конституции 1946 г., хартию об экологических правах 2004 года.

В действующей редакции Конституция Пятой республики состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей.

Франция провозглашается правовым светским социальным государством. Большинство норм основного закона регулируют систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей. Президент Франции наделяется широкими ключевыми полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Доминирующее положение отводится исполнительной ветви власти, одновременно закрепляется принцип парламентской ответственности правительства и независимости судебной власти. Законодательная деятельность парламента по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета- органа конституционного надзора.

Будучи жестким Основной Закон предусматривает две процедуры изменения: утверждение конституционного закона на референдуме и принятие поправок к конституции специально созываемым Конституционным конгрессом. Субъектами права внесения предложений по пересмотру фундаментальных положений является президент, действующий по предложению премьер- министра, и парламентарии.

Поправки к конституции на референдуме должны получить поддержку абсолютного большинства избирателей, участвующих в голосовании.

Конституция 1958 года содержит важное условие- о недопустимости пересмотра республиканской формы правления. Во Франции в классическом виде осуществляется предварительный конституционный контроль. Деятельность конституционного совета – квазесудебного органа, призванного контролировать соблюдение Конституции и осуществлять конституционный надзор, носит исключительно превентивный характер. Данный государственный орган осуществляет проверку на конституционность в отношении органических законов – до их промульгации, в отношении регламента палат парламента- до их введение в действие. Кроме того, объектом конституционного контроля могут выступать законодательные предложения или поправки, проходящие законодательную процедуру.

Квазесудебный характер деятельности Конституционного совета выражается в том, что процедура рассмотрения дел в нем не такая формализованная, как в судах,- преобладает письменное производство. В его состав входят 9 человек, назначаемых на 9 лет. По три члена назначают президент, председатели сената, Национального совбрания. В его состав пожизненно входят бывшие президенты Франции.

Помимо полномочий по осуществлению конституционного надзора конституционный совет наблюдает за ходом проведения президентских и парламентских выборов, общенациональных референдумов.

Второй орган конституционного контроля- Государственный совет, который формируется правительством в основном из квалифицированных юристов. Совет возглавляет систему административных судов. Он разрешает дела о несоответствии Конституции тех или иных актов исполнительной власти, права которых затронуты. При установлении государственным советом неконституционности акта, он аннулируется. Такой конституционный контроль называется последующим.

Отличительной особенностью Конституции Франции является отсутствие в ней традиционного перечня важнейших прав и свобод человека и гражданина. Декларацией прав человека и гражданина 1789 года и преамбулой Конституции 1946 года эти два исторических документа были признаны неотъемлемыми частями действующей конституции.

Декларация прав человека и гражданина 1789 года содержит 17 статей, закрепляющих естественные неотъемлемые права человека, а также обязанность обеспечения этих прав при помощи равного для всех закона. Преамбула Конституции 1946 года дополняет перечень прав и свобод, закрепляя равенство мужчины и женщины, право на убежище, достоинство личности.

Во французском праве сложилась двузвенная градация прав и свобод, которые делятся на основные (фундаментальные) и не основные (производные). К числу основных относится право на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, защиту имущества и безопасность. Большое внимание в преамбуле уделено закреплению трудовых прав, прежде всего профсоюзных. Другими социальными обязанностями государства в тексте преамбулы называются: организация общественного бесплатного и светского образования всех степеней, обеспечение государственных гарантий охраны здоровья, отдыха и досуга.

Конституционно закрепляются индивидуальные права: право на равенство, на сохранение личного статуса, свобода личности. К правам гражданина относятся: избирательное право, право объединяться в политические партии. Политические права и свободы сформулированы во всех трех актах, составляющих действующую Конституцию.

Правовое регулирование избирательных правы систематизировано в избирательном кодексе Франции. Французское законодательство предусматривает следующие цензы: ценз оседлости (6 мес.), возрастной ценз при осуществлении пассивного избирательного права (по выборам в Национальное собрание -23 года, в сенат- 35 лет, в региональные и генеральные советы –с 21 года), ценз несовместимости(не избираемость ряда должностных лиц исполнительной власти и военнослужащих), моральный ценз(в списки избирателей не включаются банкроты, а также лица, лишенные судом избирательных прав). Широко применяется избирательный залог.

Среди политических прав в настоящее время ключевое место занимает право на доступ к информации. Социально- экономическими правами является право собственности, право на забастовку, охрану здоровья, материнское обеспечение и тд.

Хартия об экологических правах 2004 года закрепляет права человека на здоровую окружающую среду.

Перечень прав и свобод, закрепленный французским конституционным законодательством, дополняется положениями о правах и принципах защиты прав человека и гражданина, содержащихся в международных договорах с участием Франции (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Маастрихтский договор 1992 г.

Существенную роль в обеспечении прав и свобод играет правозащитный механизм. Важным органом, защищающим права французов, является посредник или медиатор. Институт омбудсмена во Франции был учрежден специальным законом в 1973 году. Медиатор рассматривает жалобы граждан, поданные через членов парламента.

В послевоенный период в политической жизни страны конкурировали две основные политические доктрины- - голлистская и социалистическая. Продолжателем голлистских традиций стал созданный в 1958 году союз демократов в защиту республики.

Идеологическим и политическим наследником союза демократов в защиту республики считается объединение в поддержку республики.

Социалистическая партия является одной из старейших политических партий, она ведет свое происхождение от французской секции рабочего интернационала. Традиционно партия выступает с левых позиций за социалистическое и демократическое преобразование общества, выражая взгляды интеллигенции, университетских кругов.

В стране существуют несколько активных буржуазных партий, блоков и движений- «Центр социальных демократов», Республиканская партия, республиканская партия радикалов и радикал- социалистов, союз за французскую демократию.

Статус политических партий определен в самом общем виде в конституции. В стране отсутствует подробная законодательная регламентация партийной деятельности. Партии образуются свободно и не обязаны проходить государственную регистрацию, однако должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.

Конституция 1958 года установила республиканскую форму правления, которой характерны смешанные черты президентской и парламентской формы правления. Глава государства- президент избирается без участия парламента. Правительство назначается президентом и несет ответственность перед нижней палатой.

Франция сегодня - это республика с сильной бицефальной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство (совет министров). Вместе они и образуют центральную исполнительную власть. Президент с 2002 года избирается на 5 лет (ранее на 7и лет) всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства во втором туре. Полномочия президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а так же добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты парламента – сената.

Президент наделен так называемыми «собственными единоличными полномочиями «, которые может осуществлять самостоятельно. Он вправе распустить нижнюю палату парламента но только после консультации с премье- министром и председателями палат парламента. Президент является главой республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и целостности страны. Ему принадлежат широкие полномочия по управлению государством. Велика его роль в решении вопросов безопасности и и внешней политики. Президент издает важнейшие регламентарные акты- ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования.

Президент имеет широкие полномочия в сфере управления. Он назначает премьер –министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших должностных лиц. Однако в решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение.

Правительство является коллегиальным органом. К исполнительной власти относится государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, вооруженные силы. Структура правительство конституционными нормами жестко не определена., поэтому вопрос его организации решается всякий раз при формировании нового правительства. Решающая роль в формировании правительства принадлежит главе Французской Республики.

Правительство в полном составе именуется советом министров, его председателем является его президент. Правительство может собирать и премьер –министр, тогда заседание в отсутствии президента называется кабинетом министров.

Акты правительства являющиеся по природе подзаконными подлежат подписанию президентом.

Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный парламент. Нижняя палата- Национальное собрание- рассматривается как орган общенационального представительства. Оно включает 577 депутатов, избираемых сроком на 5 лет на основе всеобщего и прямого голосования. Верхняя палата- Сенат- представляет интересы территориальных коллективов. Члены сената избираются сроком на 9 лет путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями. Каждые три года сенат обновляется на одну треть. Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава государства обладает правомочиями по роспуску только нижней палаты. Сенат не может быть распущен. Председатель Национального собрания избирается на срок полномочий палаты. Председатель сената избирается после каждого обновления состава палаты.

Внутреннее устройство сената и Национального собрания, процедуры их деятельности устанавливаются самими палатами в собственных регламентах. Регламенты палат контролируются Конституционным советом, призванным осуществлять конституционный контроль.

В палатах парламента образуются парламентские фракции. Рабочими органами палат являются постоянные и временные специальные комиссии, а также комиссии по контролю и проведению расследований. В каждой комиссии образуются бюро.

Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению конституции), органические (по указанным в конституции вопросам), обычные.

Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты.

Принятые парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны президентом. Если он не согласится с каким – либо положением закона, то вправе потребовать его повторного обсуждения.

Парламентский контроль за правительством Франции ограничен, однако парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

Судебная власть представлена судами общей юрисдикции и административными судами. Кроме того, имеются квазисудебные органы- Конституционный совет, Государственный совет. Последний является высшим органом административной юстиции во Франции. Прокуратура в задачу которой входит поддержание государственного обвинения. Действует при судах..

Низшая ступень судов общей юрисдикции- трибуналы малой инстанции. Они рассматривают дела с незначительными по сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела по обвинению в преступлениях небольшой тяжести. Следующий уровень- трибуналы большой инстанции, рассматривающие по первой инстанции большую часть гражданских и уголовных дел. Уголовные дела, приговор по которым может предусматривать тюремное заключение сроком свыше 5 лет, рассматриваются судами ассизов (в составе 3 профессиональных судей и 9 присяжных). Присяжные составляют с профессиональными судьями одну коллегию и участвую в определении наказания и решении иных правовых вопросов. Такие суды называются исправительными судами. Возглавляет суды общей юрисдикции кассационный суд.

Наряду с судами общей юрисдикции существуют специализированные суды. В большинстве гражданских судов действуют не судьи – профессионалы, а судьи, избранные или назначенные из отраслей хозяйства и управления, в которых возникают споры, т.е. более глубоко понимающие вопросы.

Апелляционные суды рассматривают дела во второй инстанции как обычных, так и специализированных судов.

Административные суды разрешают административные споры и дают заключение относительно юридической стороны конфликтов. Высший орган административной юстиции – Государственный совет.

Особенностью судебной системы Франции является наличие такого органа, как Трибунал по конфликтам, призванного разрешать споры о компетенции между двумя ветвями судебной власти. В его состав входят представители Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Председателем номинально считается министр юстиции. В судебную систему не входит Конституционный совет, имеющий специальный статус как орган конституционного надзора.

Территориальными коллективами Французской республики являются коммуны, департаменты и заморские территории.

Среди территориальных образований следует различать местные территориальные коллективы, управление которыми осуществляется выборными органами, и административные единицы, которые служат структурной опорой для государственных служб.

Нижним звеном административно- территориального деления являются коммуны. Жители коммуны избирают сроком на 6 лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством голосов избирает представителя исполнительной власти – мэра.

Объединение нескольких коммун - это кантон, который введен для удобства управления государственными делами.

Следующим звеном управления выступает департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный совет, куда каждый кантон избирает одного своего представителя- генерального советника. Во главе генерального совета стоит префект, которого назначает президент.

Крупнейшим административно- территориальной структурой является регион, в его состав в метрополии входит от двух до 8 департаментов.

Французская модель местного самоуправления предполагает сильный и достаточно эффективный контроль государства посредством назначаемых президентом префектов, контролирующих избираемые населением коммунальные и региональные советы. Контроль за местными органами осуществляется Министерством внутренних дел. В законодательстве предусматриваются определенные санкции к местным органам в случае ненадлежащего выполнения ими своих функций. Серьезным рычагом воздействия на местное самоуправление являются финансовые меры: применение более жестких условий бюджетного кредитования., отказ в предоставлении финансовой помощи местному бюджету. Наиболее радикальной из возможных санкций является роспуск местных органов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: