Политико-территориальное устройство.




Тема: Основы конституционного права Итальянской республики.

Конституция Италии: общая характеристика.

Основы правового положения личности

Партийная система и основные политические партии Италии.

Парламент: полномочия и внутренняя организация.

Конституционный статус президента Италии.

Правовой статус правительства Италии.

Конституционный суд Италии.

Политико-территориальное устройство.

Демократическая конституция Италии была разработана и принята Учредительным собранием в 1947 году. 27 декабря 1947 года она была промульгирована и с 1 января 1948 года вступила в силу. Эта конституция сменила первый конституционный документ итальянского государства- Альбертинский статут 1848 года, действовавший до установления фашистской диктатуры в 20-е гг. 20 века.

Структурно конституция отличается отсутствием преамбулы, ее открывает вводный раздел «Основные принципы», в котором содержаться основы конституционного строя Итальянской Республики. Помимо вводного раздела она содержит две части, объединяющие 139 статей. В конце помещены «переходные и заключительные постановления».

Италия определяется как демократическая республика, основывающаяся на труде. Закрепляются принципы суверенитета народа, обширный круг прав и свобод граждан, в том числе и социально-экономические. Особенностью данного Основного Закона является то, что антифашизм признается в качестве официальной идеологии. В основных нормах закрепляется учреждение в Италии классической парламентской республики и унитарного политико-территориального устройства.

По способу изменения Конституция является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии. Первая стадия заключается в принятии закона об изменении Конституции и иных положений, который должен получить поддержку каждой из палат парламента. Вторая стадия состоит в ратификации закона об изменении Конституции. Между первым и вторым голосованием должно пройти не менее трех месяцев. Конституция Италии оказалась стабильной, за все время действия в нее было внесено всего 13 поправок. Изменения главным образом коснулись организации высших органов государственной власти- парламента, президента, Конституционного суда.

 

Действующая Конституция Италии относится к числу самых демократических. Закрепляя широкий перечень прав и свобод она провозглашает главную задачу Республики- устранять препятствия экономического и социального порядка, которые мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны.

К числу основных принципов Конституция относит принципы равноправия и свободы. Гарантиями равноправия выступают конституционные положения о равенстве всех граждан перед законом, равном пользовании личными и публичными правами, равных возможностях судебной защиты, одинаковые для всех граждан повинности имущественные обложения в пользу государства.

Италия – светское государство, и все религии равны перед законом. Однако по социально-историческим, культурологическим и психологическим причинам католическая церковь, приверженцами которой является большинство граждан Италии обладает некоторыми привилегиями. Они зафиксированы в специальном акте- конкордате (договоре), который был заключен в 1929 году между Итальянским государством и папским престолом. Одна из таких привилегий- признание независимого государства Ватикан, расположенный в самом центре Рима.

Более трети статей конституционного текста непосредственно касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Среди личных прав и свобод закреплены неприкосновенность личности и жилища. Выдача гражданина иному государству возможна только в случаях, предусмотренных международными соглашениями. Причем за политические преступления выдача не допускается.

Конституционные нормы фиксируют широкий спектр политических прав и свобод: свобода мысли и печати, избирательные права, которыми наделяются все граждане не зависимо от пола. Особое место среди них занимает свобода объединений.

Право петиции(коллективная просьба в письменной форме обращенная к властям) предусматривает возможность обращения в итальянский парламент с требованием принятия или отмены законодательных актов или с изложением социальных проблем.

При рассмотрении социально-экономических прав и свобод следует учитывать социальную ориентацию Конституции в целом: провозглашение Италии демократической республикой, особую роль труда и трудовой деятельности.

В качестве основных обязанностей граждан предусмотрены: защита отечества, обязанность участвовать в государственных расходах, соблюдать конституцию, дисциплинированно и достойно выполнять государственные функции применительно к тем, кому они доверены.

После второй мировой войны на Апеннинах утвердилась характерная для стран Запада многопартийная политическая система.

Право на объединения в политические организации рассматривается как одна из существенных основ итальянского общества. Для современного периода Италии характерным является множественность политических партий (активно действуют около 50), отсутствие мощной правой или правоцентристской организации., государственное финансирование партий, участвующих в выборах, запрет на пропаганду фашизма и деятельность фашистских организаций.

С 1996 г почти 5 лет у власти стояла левоцентристская политическая коалиция «Оливковое дерево». Она отвергла марксизм-ленинизм и проповедует социал-демократические ценности. Это влиятельная, самая многочисленная по членской массе партия. Союзниками партии левых демократов являются центристские движения «Итальянское обновление», экологисты- «Зеленые» и новая партия социал-демократической направленности «Союз демократов за Европу».

Начиная с 2008 г. по настоящее время происходит сложный процесс строительства новой крупной политической организации- Демократической партии. Социалистическая партия, некогда весьма влиятельная, ныне существенна ослаблена и не преодолела кризисные явления.

В первой половине 1990 гг. после длительного периода стагнации (неподвижность, состояние экономики) распалась крупная, ранее хорошо организованная и многочисленная Христианско-демократическая партия. Это была буржуазная по составу и пропагандируемой идеологии политическая организация, имевшая тесные связи с крупным капиталом, международными финансовыми и банковскими структурами, католической церковью. Крупной политической силой является появившаяся недавно движение «Вперед Италия».

С 2008 г. происходит реформирование правых и правоцентристских сил. На баз предвыборного блока создается одноименная крупная партия «Народ за свободу». Руководителем новой партии стал С. Берлускони.

Существует большое число мелкобуржуазных партий, действующих на общенациональном уровне или в конкретном регионе- Республиканская, Социал-демократическая, Либеральная, Южно- терольская народная, Сардинская, Лига севера. Особняком стоит праворадикальный Национальный альянс, широко использующий демагогические и националистические лозунги. Определенным влиянием пользуется Транснациональная радикальная партия, не имеющая четкой политической ориентации и допускающая двойное партийное членство.

 

 

Высший орган законодательной власти – бикамеральный парламент, состоящий из палаты депутатов и сената. Палаты избираются сроком на пять лет, и продление срока полномочий допускается только в случае войны. Легислатура (срок полномочий) парламентской деятельности ограничена тремя сроками, т.е. 15 годами.

В палату депутатов избрание с 2006 года происходит путем всеобщих прямых выборов по пропорциональной системе представительства. До этого в течении 15 лет применялась мажоритарно-пропорциональная система.

В сенат - верхнюю палату – избрание происходит по областям пропорционально их населению. Каждая область должна быть представлена не мене чем7 сенаторами, исключая области Молисе (2 сенатора) и Валле-д, Аоста (1 сенатор). Всего в Италии 20 областей.

Кроме того, следует отметить такое различие между выборами в палату депутатов и сенат, как установление возрастного ценза. Активное и пассивное избирательное право по выборам в нижнюю палату составляет 18 и 25 лет соответственно, а в сенат – 25 и 40 лет.

Каждый бывший президент Италии является сенатором по праву и пожизненно, если только не откажется от этой привилегии. Глава государства может назначить пожизненными сенаторами пять граждан, прославивших отечество выдающимися заслугами в сфере общественной деятельности, науки, искусства, литературы. По законодательству можно быть только членом палаты депутатов или сената.

Право палат собираться на совместные заседания ограничено несколькими случаями: избранием президента, принесением им присяги, приданием президента суду, формированием списка возможных членов суда над президентом, а также избранием третьей части членов Высшего совета магистратуры и судей Конституционного суда.

Каждая палата имеет свой собственный регламент, который должен соответствовать Конституции и законам.

Руководящим органом палат являются председатель и бюро конкретной палаты, на которых возложены обязанности по ее организации и надлежащему функционированию. В функцию председателей палат, в частности, входят две важнейшие прерогативы: право созыва палат на чрезвычайную сессию и консультации президента Республики в связи с его намерением распустить палаты.

Помимо бюро палаты имеют специальные депутатские или сенаторские комиссии, называемые джунтами, которые также занимаются вопросами регламента, выборов, парламентской неприкосновенности.

В соответствии с Конституцией законодательная деятельность возложена на парламентские комиссии. Комиссии обладают разнообразными функциями, в том числе контрольными и политическими.

Парламент и его палаты осуществляют ответственные законодательные, финансово-бюджетные и организационно-контрольные полномочия. Право на представление законопроекта прежде всего имеет правительство. Право законодательной инициативы обладают все члены парламента, а также парламентские группы и комиссии.

В Италии существует институт народной правотворческой инициативы. Законопроект может быть внесен в парламент «от имени не менее чем 50 тыс.избирателей».

Областные советы- представительные органы областей также имеют право законодательной инициативы, но только по вопросам, касающимся исключительно областей.

Законы промульгируются президентом в течении месяца со дня их утверждения. Особенностью итальянского законотворчества является возможность делегирования палатами своих законодательных функций правительству, которое в этих случаях принимает декрет.

Парламент широко использует такие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, как резолюция недоверия правительству, интерпелляция (особый вид официального запроса депутата парламента правительству).

Президент Италии- Серджо Маттарелла. Конституционный статус президента определяется парламентской формой правления Итальянской республики. Конституцией предусмотрен непрямой порядок избрание президента. Он избирается парламентом на совместном заседании палат с участием представителей областей, избираемых областными советами. Избрание проводится тайным голосованием, квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Президентом может быть избран любой гражданин, которому исполнилось 50 лет (по новым конституционным поправкам -40 лет) и который обладает гражданскими и политическими правами. Пост главы государства несовместим с какой-либо другой должностью. Срок его полномочий 7 лет. Допускается неоднократное переизбрание.

По конституции Италии президент является главой государства и представляет национальное единство. Он является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном совете обороны и Высшем сенате магистратуры. Как глава государства президент назначает народный референдум, выборы обеих палат парламента, ратифицирует международные договоры с предварительной санкции парламента, обладает правом помилования.

В законодательной области президент промульгирует (обнародует) принятые парламентом законы, издает одобренные правительством декреты, обладающие силой закона.

В отношении парламента у него две основные прерогативы- право роспуска одной или обеих палат парламента и право требовать повторного рассмотрения законопроектов. В области функционирования исполнительной власти президент назначает и освобождает от должности председателя Совета министров (председателя правительства), назначает по представлению последнего министров и государственных секретарей.

В сфере регулирования вопросов регионального развития президент наделен правом роспуска представительных органов областей..

В соответствии с Конституцией Италии президент не ответственен за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей. Президент несет ответственность только в случае госизмены или посягательства на Конституцию Республики.

Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Италии. Официальное его название- Совет Министров. В состав правительства входят председатель совета министров и министры.

Президент Италии назначает председателя Совета министров и, по его предложению, министров. Италия –парламентская республика и поэтому правительство должно получить доверие обеих палат парламента.

Не позднее 10 дней после сформирования Совета министров его правительственная программа представляется палатам для получения вотума доверия. Существенной особенностью Италии является то, что верхняя палата непосредственно участвует в формировании правительства.

Совет министров широко использует право законодательной инициативы в парламенте. Согласно конституции актами делегированного законодательства являются законодательные декреты. Конституцией установлены определенные рамки для передачи полномочий парламента. В0-первых, адресатом делегирования может быть только правительство, во-вторых, передача законодательных полномочий парламента ограничена во времени и кругом вопросов, в-третьих, парламент определяет руководящие критерии и принципы, которым должно следовать правительство в своей деятельности.

Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров, индивидуально- за деятельность своих ведомств. Полномочия председателя Совета министров весьма обширны. Он руководит работой правительства, координирует деятельность министерств.

 

В послевоенный период в Италии был создан Конституционный суд, который рассматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Основного Закона. Он выносит решения:

- по спорам о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей.

-спорам о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между областями.

- обвинениям, выдвинутыми в соответствии с конституционными нормами против президента Республики.

Кроме того, конституционный суд принимает решения о допустимости требований проведения референдумов, об отмене действующих законодательных актов.

Конституционный суд состоит из 15 судей, причем 1/3 судейского корпуса назначает президент, 1/3 – парламент на совместном заседании палат, 1/3 –магистратура. Срок судейских полномочий- 9 лет без права повторного переизбрания. Члены конституционного суда отбираются среди судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20 -летним стажем работы.

В стране действуют суды общей юрисдикции, включая Конституционный суд республики, специализированные суды, единоличных мировых судей. Административная юстиция представлена государственным советом, который является не только судебным, но и консультативным органом. Счетный суд осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства, участвует в контроле за финансовой деятельностью корпорации.

Италия –единое унитарное государство. Самыми крупными административно-территориальными единицами в Италии являются области они могут создаваться при наличии не менее 1 миллиона жителей. Особый статус имеют 5 областей специальной автономии- Сицилия, Сардиния, Валле д,Аоста, Фриули-Венеция-Джулия и Трентино-Альто Адидже. Они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов-уставов. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции и парламентских законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего это законодательные полномочия. Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы.

В соответствии с конституцией Италии области вправе на основе закона делегировать административные полномочия провинциям, коммунам либо использовать их соответствующие службы.

Провинции в соответствии с законодательством Италии являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Нижняя планка по численности населения провинции устанавливается в 200 тыс. жителей Предусматривается возможность создания в провинциях административных округов в целях более эффективного осуществления управленческих функций.

Коммуны - самые мелкие административно – территориальные единицы. При образовании коммун их население не может быть менее 10 тыс. жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обеспечения, благоустройства и использования территорий, ее экономического развития.

В качестве самостоятельных политико-административных единиц, обладающих специальным статусом следует назвать 8 крупных городов Италии: Бари, Болонья, Венеция, Генуя, Милан, Неаполь, Рим, Турин, Флоренция.

Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции исполняет правительственный комиссар, в провинциях они возложены на префекта, который входит в Министерство внутренних дел. В коммунах таким государственным чиновником является синдик.

Система органов управления области, состоящая из областного совета, джунты (правительства) и ее председателя, закрепляется на конституционном уровне. Областной совет осуществляет законодательные функции и административные полномочия в соответствии с Конституцией и статусом области.

Джунта является исполнительным органом областного совета. Члены джунты и его председатель избираются тайным голосованием на первом заседании областного совета из числа его членов. Во всех областях предусматривается периодическая отчетность джунты перед советом.

Подобная система органов управления действует и на коммунальном уровне: выборный коммунальный совет, джунта, глава джунты и выборный мэр в коммуне.

Провинции и коммуны обладают правом проводить консультативные референдумы по вопросам местного значения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: