Раздел 3. Задачи по количественному измерению уровня влияния факторов с использованием экономико-логических методов




Контрольная работа

Вариант I


Раздел 1. Методологические основы АХД

 

1. Предмет, объект, цель, содержание и задачи АХД в современных условиях

АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием плана, управленческих решений, контроля за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработка рекомендаций по их использованию.

Предметом АХД является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объекты АХД – экономические результаты хозяйственной деятельности.

АХД занимает важное место в системе управления предприятием. При этом систему управления можно представить в виде следующей последовательности взаимосвязанных функций:

1. планирование;

2. учёт;

3. анализ;

4. принятие управленческих решений.

Содержание АХД вытекает из тех функций, которые он выполняет в системе экономических наук (задачи):

1. изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов;

2. научное обоснование текущих и перспективных планов;

3. контроль за выполнением планов управленческих решений, а также за экономным использованием ресурсов;

4. изучение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности;

5. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта, достижений науки;

6. оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов по достигнутому уровню развития и использованию имеющихся возможностей;

7. разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

 

Виды экономического анализа

 

Классификация АХД имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. АХД классифицируется по различным признакам:

· По отраслевому признаку:

1) отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики;

2) межотраслевой – является эффективной основой АХД и применяется во всех отраслях;

· По признаку времени:

1) предварительный: проводится до осуществления хозяйственных операций;

2) последующий: проводится после завершения хозяйственных операций;

3) итоговый: проводится за какой-либо отчётный период;

· По пространственному признаку:

1) внутрифирменный: изучается деятельность одного предприятия;

2) межфирменный: сравнивается деятельность двух или более предприятий;

· По функциональному признаку:

1) финансовый;

2) управленческий;

3) маркетинговый;

4) инвестиционный;

5) социально-экономический;

6) функционально-стоимостной и др.

· По методике изучения объекта:

1) количественный;

2) качественный;

3) экспресс;

4) экономико-математический;

· По субъектам анализа:

1) внутренний: осуществляется на предприятии для собственных нужд;

2) внешний: проводится на основании отчётности банками, инвесторами, акционерами и др. заинтересованными лицами;

· По степени охвата изучаемых объектов:

1) сплошной: выводы делают после изучения всех объектов;

2) выборочный: выводы делают по результатам обследования части объекта;

· По содержанию программы:

1) комплексный, при котором деятельность изучается полностью;

2) тематический, при котором изучается только отдельные стороны деятельности предприятий.


Раздел 2. Построение структурно-логических и математических моделей факторных систем

 

Задание: установить соподчиненность факторов (Х1, Х2, Х3 и т.д.), влияющих на анализируемый показатель (У), представить её в виде блок схемы и записать математическую модель построения факторной системы. (Не все приведённые в условии факторы обязательно включать в факторную систему). Дать краткую качественную характеристику каждого фактора.

Задача 1

Результативный показатель: У – прибыль отчётного периода;

Факторы: Х1 – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Х2 – операционные доходы;

Х3 – операционные расходы;

Х4 – внереализационные доходы;

Х5 – внереализационные расходы;

Х6 – объём выпущенной продукции.

Решение:

Прибыль отчетного периода (У) рассчитывается как сумма прибыли от реализации (Х1), прибыли от прочей реализации и прибыли по внереализационным операциям.

В свою очередь прибыль от прочей реализации рассчитывается как разница между операционными доходами (Х2) и операционными расходами (Х3), а прибыль по внереализационным операциям как разница между внереализационными доходами (Х5) и внереализационными расходами (Х6).

Таким образом, Прибыль отчётного периода = прибыль от реализации (Х1) + (операционные доходы (Х2) - операционные расходы (Х3)) + (внереализационные доходы (Х4) - внереализационные расходы (Х5)).

Математическая модель:


У = Х1 + (Х2 - Х3) + (Х4 - Х5)

 

На размер прибыли отчётного периода оказывают влияние следующие факторы:

1) прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

2) операционные доходы – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

3) операционные расходы – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

4) внереализационные доходы – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия;

5) внереализационные расходы – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия;

6) объём выпущенной продукции – данный фактор является экстенсивным, зависит от деятельности предприятия.

Задача 2

Результативный показатель: У – объём выпущенной продукции;

Факторы: Х1 – среднегодовая численность рабочих;

Х2 –среднегодовая выработка продукции одним рабочим;

Х3 – прибыль от реализации продукции;

Х4 – среднечасовая выработка продукции одним рабочим;

Х5 – количество часов отработанных одним рабочим за год;

Х6 – количество дней отработанных одним рабочим за год;

Х7 – продолжительность рабочего дня;

Х8 – удельный вес рабочих в общей численности работающих.

Решение:

Объём выпущенной продукции (У) равен произведению среднегодовой численности рабочих (Х1) и среднегодовой выработки на одного работающего (Х2). В свою очередь среднегодовая выработка на одного рабочего (Х2) рассчитывается как произведение количества дней отработанных одним рабочим за год (Х6), продолжительности рабочего дня (Х7) и среднечасовой выработки продукции одним рабочим (Х4).

Таким образом, объём выпущенной продукции (У) = среднегодовая численность рабочих (Х1) * (количество дней отработанных одним рабочим за год (Х6) * продолжительность рабочего дня (Х7) * среднечасовую выработку продукции одним рабочим (Х4)).

 

У = Х1 * Х2.

Х2 = Х6 * Х7 * Х4.

У = Х1 * Х6 * Х7 * Х4.

 

На объём выпущенной продукции оказывают влияние следующие факторы:

1) среднегодовая численность рабочих - данный фактор является экстенсивным, долгосрочным, зависит от деятельности предприятия, носит характер прямой зависимости;

2) среднегодовая выработка продукции одним рабочим – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, зависит от деятельности предприятия;

3) прибыль от реализации продукции – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

4) среднечасовая выработка продукции одним рабочим – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия;

5) количество часов отработанных одним рабочим за год - данный фактор является экстенсивным, краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия;

6) количество дней отработанных одним рабочим за год - данный фактор является экстенсивным, не зависит от деятельности предприятия;

7) продолжительность рабочего дня - данный фактор является экстенсивным, носит характер прямой зависимости, не зависит от деятельности предприятия;

8) удельный вес рабочих в общей численности работающих – данный фактор является интенсивным, зависит от деятельности предприятия.


Раздел 3. Задачи по количественному измерению уровня влияния факторов с использованием экономико-логических методов

 

Задача 1

Построить факторную модель прибыли и исчислить влияние факторов на изменение её суммы всеми возможными способами. Сделать выводы.

 

Показатели План Факт
Объём реализованной продукции, шт. (V)    
Цена изделия, млн. руб. (Ц)    
Себестоимость изделия, млн. руб. (С/С)    
Прибыль от реализации изделия, млн. руб. (П)    

 

Решение:

1) Произведём решение приёмом цепных подстановок:

Составим факторную модель: П = V * (Ц – С/С)

Определим отклонение от плана суммы прибыли от реализации изделия:

∆П = Прибыль от реализации изделия факт – Прибыль от реализации план = 1800 – 1500 = 300 млн. руб.

По сравнению с планом прибыль от реализации изделия увеличилась на 300 млн. руб. На это повлияло 3 фактора:

1. изменение объёма реализованной продукции;

2. изменение цены изделия;

3. изменение себестоимости изделия.

Определим условные показатели:

Пу1 = Объём реализованной продукции факт * (Цена изделия план – Себестоимость изделия план) = 450 * (10 -7) = 1350 млн. руб.

Пу2 = Объём реализованной продукции факт * (Цена изделия факт – Себестоимость изделия план) = 450 * (12 – 7) = 2250 млн. руб.

Определим влияние факторов:

1. за счёт изменения объёма реализованной продукции:

∆ПV = Условная прибыль1 (Пу1) – Прибыль план = 1350 – 1500 = - 150 млн. руб.

2. за счёт изменения цены изделия:

∆ПЦ = Условная прибыль2 (Пу2) – Условная прибыль1 (Пу1) = 2250 – 1350 = 900 млн. руб.

3. за счёт изменения себестоимости изделия:

∆П C/ С = Прибыль факт - Условная прибыль2 (Пу2) = 1800 – 2250 = - 450 млн. руб.

Проведём проверку балансовым методом:

∆П = ∆ПV + ∆ПЦ + ∆П C/ С = (-150) + 900 + (-450) = 300 млн. руб.

2)Произведём решение приёмом абсолютной разницы:

Составим факторную модель: П = V * (Ц – С/С)

Определим отклонение от плана суммы прибыли от реализации изделия:

∆П = Прибыль от реализации изделия факт – Прибыль от реализации план = 1800 – 1500 = 300 млн. руб.

По сравнению с планом прибыль от реализации изделия увеличилась на 300 млн. руб. На это повлияло 3 фактора:

1. изменение объёма реализованной продукции;

2. изменение цены изделия;

3. изменение себестоимости изделия.

Определим абсолютные отклонения каждого фактора:

∆V = Объём реализованной продукции факт - Объём реализованной продукции план = 450 – 500 =-50 шт.

∆ Ц = Цена изделия факт - Цена изделия план = 12 – 10 = 2 млн. руб.

∆ С/С = Себестоимость изделия факт – Себестоимость изделия план = 8 – 7 = 1 млн. руб.

Определим влияние факторов:

1. за счёт изменения объёма реализованной продукции:

∆ПV =Изменение объёма реализованной продукции (∆V) * (Цена изделия план - Себестоимость изделия план) = (- 50) * (10 – 7) = - 150 млн. руб.

2. за счёт изменения цены изделия:

∆ПЦ = Объём реализованной продукции факт * Изменение цены изделия (∆ Ц) = 450 * 2 = 900 млн. руб.

3. за счёт изменения себестоимости изделия:

∆П C/ С = Объём реализованной продукции факт * (-Изменение себестоимости изделия)) = 450 * (– 1) = -450 млн. руб.

∆П = ∆ПV + ∆ПЦ + ∆П C/ С = (-150) + 900 + (-450) = 300 млн. руб.

Решение приёмом относительной разницы, долевого участия, интегральным и логарифмирования при данной модели невозможно.

Вывод: таким образом, прибыль от реализации по сравнению с планом увеличилась на 300 млн. руб., а именно:

1. за счёт уменьшения реализованной продукции на 50 шт. прибыль от реализации уменьшилась на 150 млн. руб.;

2. за счёт увеличения цены изделия на 2 млн. руб. прибыль увеличилась на 900 млн. руб.; за счёт увеличения себестоимости изделия на 1 млн. руб. прибыль уменьшилась на 450 млн. руб.

Задача 2

Рассчитайте уровень влияния факторов изменения результативного показателя способом долевого участия. Сделать выводы.

 

Показатели Уровень показателей
Общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли, % + 2
Общая сумма изменения прибыли Всего: + 400
В том числе за счёт изменения: + 120
Объёма реализованной продукции
Себестоимости реализованной продукции + 200
Цен на реализованную продукцию + 80

Решение:

Произведём решение приёмом долевого участия:

Общий прирост результативного показателя (величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли ∆Р) составил 2 % = 0,02. На это повлияло изменение прибыли, а именно:

1) за счёт изменения объёма реализованной продукции;

2) за счёт изменения себестоимости реализованной продукции;

3) за счёт изменения цен на реализованную продукцию.

Рассчитаем влияние факторов:

1) за счёт объёма реализованной продукции:

∆Ррп = (Изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции / (изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (120 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,006

2) за счёт изменения себестоимости реализованной продукции:

∆РC/C = (Изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции / изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (200 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,01

3) за счёт изменения цен на реализованную продукцию:

∆РЦ = (Изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию / изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (80 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,004

Произведём проверку балансовым методом:

∆Р = ∆Ррп + ∆Р C/C + ∆РЦ = 0,006 + 0,01 + 0,004 = 0,02


Вывод

Общий прирост результативного показателя (величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли ∆Р) составил 2 % = 0,02. На это повлияло изменение прибыли, а именно:

1)за счёт изменения объёма реализованной продукции рентабельность продукции увеличилась на 0,006, что составляет 0,6%;

2)за счёт изменения себестоимости реализованной продукции рентабельность продукции увеличилась на 0,01, что составляет 1%;

3)за счёт изменения цен на реализованную продукцию рентабельность продукции увеличилась на 0,004, что составляет 0,4%.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: