Тема 4. Архитектура стран Двуречья и Месопотамии.
1. Исторические условия развития стран Двуречья и Месопотамии.
2. Архитектура Двуречья (4-2 тыс. до н. э.)
3. Архитектура Ассирии (1 тыс. до н.э.)
4. Архитектура Двуречья. Нововавилонское царство (VII – VI вв. до н.э.)
Исторические условия развития стран Двуречья и Месопотамии.
Месопотамией (т. е. Междуречьем) в широком смысле слова называют равнину в долине рек Тигра и Евфрата (Рис. 109; Рис. 110). К ней относится и Ассирия – область в средней части долины Тигра, расположенная по обеим сторонам реки.
Часто только северную часть долины называют Месопотамией, а южную часть равнины принято называть Двуречьем.
Почти одновременно с Древним Египтом в конце 4 тыс. до н. э. в этом районе возникли первые рабовладельческие государства. Здесь жили многочисленные племена и народы, которые вели бесконечные войны за земли и рабов. На протяжении трёх тысяч лет, сменяя друг друга, здесь создавались и гибли различные рабовладельческие деспотии: сначала древнейшие шумеро-аккадские государства, а затем Вавилон, Ассирия, Нововавилонское, или Халдейское, царство.
Как и во всякой земледельческой культуре в Месопотамии явления природы рассматривались как творение богов, живших на небе. В Месопотамии существовал астральный культ и небу уделяли особое внимание.
Люди поклонялись множеству богов, каждый город связывал себя с отдельным божеством. Боги изображались в виде людей, зверей и фантастических существ сверхъестественной силы: крылатых львов, быков и т. п.
Заупокойный культ не получил в Месопотамии такого значительного развития, как в Древнем Египте, но он существовал и был связан с человеческими жертвоприношениями.
|
В государствах Двуречья в 4 – 3 тыс. до н. э. возникла письменность, зародились основы математики (сложилась десятеричная система счета), основы астрономии (был создан лунный календарь, установилось деление циферблата на 12 частей), была широко распространена торговля, было развито строительство ирригационных систем.
Политическими единицами являлись города-государства. В дальнейшем экономические причины вызвали необходимость их объединения в более крупные государственные образования.
Земля принадлежала царю и жрецам, между которыми велась борьба за власть. Города-государства были сильно укреплены, в них были созданы войска, т. к. борьба за власть и существование между городами, а также крупные нашествия были постоянными явлениями в истории Месопотамии.
Нестабильность природных явлений, постоянные набеги соседних народов представляли постоянную угрозу жизни месопотамского человека. Для него мир состоял из борьбы между противоположными силами, смертельную битву, в которой побеждало зло или добро, постоянно нарушая равновесие. Даже боги выступали в двойственной природе – устрашающей и благодетельной.
Архитектура Двуречья (4-2 тыс. до н. э.)
В Двуречье в начале 3 тыс. до н. э. возникла наиболее древняя шумерская цивилизация. Раньше других на юге Двуречья возникли шумерские города-государства – Ур, Урук, Лагаш и др., которые в дальнейшем объединились в более крупные государственные образования. Около 2600 г. до н.э. царь Эаннатум основал I династию Ура.
Около 2400 г. до н.э. на севере Двуречья появился город Аккад и всё Двуречье было объединено под властью аккадского царя Саргона. Обе культуры (шумерская и аккадская) объединяются.
|
Государство Аккад погибло в 23 в. до н.э., а около 2100 г. до н.э. создается новое, более мощное государство того же типа – царство Шумера и Аккада под властью царей Ура. Была основана III династия Ура. К 2000 г. до н.э. произошло полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев.
Особенности архитектуры Двуречья в значительной мере объясняются природными условиями.
Отсутствие камня и древесины в долинах Тигра и Евфрата и изобилие глины привели к изобретению и применению кирпича-сырца, а затем и обожженного кирпича, который применялся только для облицовки зданий и то лишь в исключительных случаях.
Таким образом, здания строились из необожженных кирпичей, соединенных раствором. Через каждые 5 – 13 слоев кирпича во всю толщину стены укладывались тростник или тростниковая циновка, промазанные битумом, которые предохраняли стены от влаги и почвенных солей.
Стены были довольно толстые с вертикальными выступами и нишами. Так как материал стен был недолговечным, то жилища должны были постоянно перестраиваться. Часто новые сооружения возводили на развалинах старых зданий. Поэтому постройки настраивались одна на другую, что в настоящее время создает сложности при раскопках.
Дерево применялось ограниченно и очень ценилось. Чаще всего из дерева выполнялись перекрытия. Стволы были не очень длинные, а ширина комнат соответствовала длине ствола. Поэтому помещения получались узкие и длинные.
|
Отдельно стоящие опоры, хотя и встречались уже в 3 тыс. до н.э., но использовались редко.
Наверное, из-за недостатка леса, кирпичные стены начали перекрывать сводами, часто ложными. Свод и арка были внедрены именно шумерами, откуда они перешли в Рим, а затем в зодчество феодальной Европы.
Здания возводились на платформах, чтобы защитить их от сырой земли. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные лестницы и пандусы.
Зодчество Двуречья носило крепостной характер.
В ранних поселениях Двуречья прослеживается постепенный переход от однокомнатных, отдельно стоящих строений к сравнительно большим многокомнатным домам (Рис.111). Впоследствии утвердилось жилище с прямоугольным контуром плана, в центре которого находился двор (открытый в южных районах Двуречья, и крытый – в северных районах), вокруг которого располагались различные комнаты.
Часто двор был вымощен обожженным красным кирпичом и в центре располагался сток для отвода воды (в крупных поселениях уже имелась канализация).
Дома были с плоской крышей, без окон, с освещением через дверные проемы.
Дома зажиточных горожан начала 2 тыс. до н.э. могли быть двухэтажными, с деревянной галереей, огибавшей внутренний двор (Рис. 112).
К концу 4 – началу 3 тыс. до н.э. ко времени возникновения первичных мелких государственных образований складывается характерный для Передней Азии тип поселения. Центром каждого города-государства являлся храм, имевший большое усадебное хозяйство, в котором хранился весь урожай города. Жрецы распоряжались имуществом населения. Город окружался крепостной стеной.
Наиболее ранний южношумерский храм – храм в Эриду (Рис. 113). Отличительные черты храма станут характерны и для последующих храмов Южного Двуречья. Он стоит на платформе, на которую ведут лестницы (или пандусы), имеет внутренний открытый дворик, в котором находился стол для подношений и алтарь богов. Вокруг двора располагаются помещения и святилище.
Единственный элемент декора храма – узкие прямоугольные ниши с наружной и внутренней сторон стены.
Примером храма такого типа является Белый Храм в Уруке (Рис. 114). Он был сооружен на платформе, возвышающейся над постройками предшествующих времен. Вход на вершину пролегал по откосам и лестницам, которые связывали между собой террасы. Святилище имело побеленные стены.
В декоре храмов появляется мозаика и роспись.
К особой категории построек относится единственный дошедший до нас образец общественного сооружения в Уруке, по-видимому, помещение для народных собраний (конец 4 тыс. до н.э.), так называемое «Красное здание».
К стенам обширного замкнутого двора примыкали колонны и полуколонны, украшенные красно-бело-черной мозаикой из раскрашенных шляпок обожженных глиняных конусов, забитых в стены. Преобладал красный цвет, отсюда условное название «Красное здание» (Рис. 115).
К концу 3 тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появляется новый тип здания – зиккурат, который становится одним из характерных зданий архитектуры Двуречья.
Зиккурат – культовая постройка при храме. Представляет собой ступенчатую башню из нескольких убывающих кверху трапецевидных огромных платформ, сложенных из кирпича-сырца. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем – «жилищем бога».
Наклонные или отвесные стены платформ имели разные цвета: нижняя платформа – черный (обмазка битумом), средняя – красный (облицовка обожженным кирпичом), верхняя – белый (побелка); позже применялись и другие цвета. Стены святилища облицовывались, по-видимому, синими глазурованными керамическими плитками. Символическая расцветка от темного к светлому как бы связывала между собой земные и небесные сферы (людей с богами).
Лучше других сохранился зиккурат в Уре (22 – 21 вв. до н.э.) (Рис. 116).
Платформы соединялись лестницами или пандусами.Стены платформ членились прямоугольными нишами.
Происхождение зиккуратов до сих пор не выяснено. Зиккурат, по-видимому, представлялся местом обитания божества и местом хранения подношений божествам. Напоминает возвышающийся алтарь. Считается, что зиккураты предназначались также для наблюдения с верхней платформы за звездами, которые играли очень большую роль в религии народов Месопотамии.
Зиккурат служил центральной вертикальной осью в композиции всего города, а его монументальная лестница была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре.
Внизу рядом с зиккуратом стоял обычно большой храм для широких масс молящихся. Соединение зиккурата и храма типично для архитектуры Двуречья. Много позднее зиккурат отмирает, остается один только храм. Отличительная черта архитектуры зиккурата – монументальность, которая достигалась массивностью, простотой форм и объемов.
С середины 3 тыс. до н.э. начинается строительство дворцов.
Архитектура дворца восходит к архитектуре жилища с рядом внутренних дворов, вокруг которых располагались помещения.
Дворцы представляли собой крупные архитектурные комплексы, защищенные одной или несколькими стенами. Они имели многочисленные секции, сообщавшиеся между собой и расположенные вокруг центрального двора.
Вход осуществлялся через единственные входные ворота. Дворец делился на 2 части: парадную и жилую. Парадная часть имела многочисленные официальные залы, складские помещения, мастерские, служебные помещения, жилища для работников, которые размещались вокруг открытых дворов, через которые проникал свет.
В жилой части вокруг дворов располагались жилые помещения и подсобные.
Стены украшались красочными рельефами, мозаиками, росписями, эмалированными кирпичами (Рис. 117).
Общая композиция дворцов нерегулярна, но отдельные его части построены симметрично.
Застройка городов Двуречья проводилась стихийно. Между домами были кривые и узкие переулки и тупики (Рис. 118). Снаружи города обносились крепостной стеной. Примером является город Ур (3 тыс. до н.э. – 6 в. до н.э.) (Рис. 119).
Религиозно-административный центр города (священный участок) в свою очередь был обнесен крепостной стеной. Его отличала некоторая регулярность планировки, но здания располагались асимметрично.
Колоссальный зиккурат, примыкающие к нему святилище и двор отделены ещё одной двойной стеной.
Священный участок обычно несколько возвышался над окружающей застройкой. Он тесно связан с дворцовыми корпусами, расположенными внутри его ограды. Это говорит о том, что дворцы в восточных деспотиях были глубоко связаны с культом и культовыми зданиями.
Простые объемы, главным образом в виде кубов и параллелепипедов, и вертикальное членение плоскостей стен – основные черты шумерской и вавилонской архитектуры.
Кирпичное сырцовое строительство Двуречья со всеми выработанными для него строительными принципами оказало решающее влияние на архитектуру соседних стран – Ассирии, государств Малой Азии, где также преобладают постройки из кирпича, хотя эти области достаточно богаты и другими строительными материалами (лесом и камнем).