Тип темперамента | «Безудержный» холерик |
Тип нервной системы | Имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. |
Краткая характеристика | Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Ребёнок не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении. Интересы и стремления относительно устойчивы, испытывает трудности переключения внимания. Не замечает очень слабые звуковые и световые раздражители: вспыльчив, нетерпелив, ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорству. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых. |
Особенность развития внимания | Устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания им необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, то есть ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться.Для повышения сосредоточенности и устойчивости внимания в младших и средних группах можно играть в игру “Что изменилось?”, распределяя большее количество цветных полосок по цвету, считать кружки разных цветов; в старшей группе – в игру “Что получилось?”, раскладывать геометрические фигуры по цвету и форме. Если задание им не интересно, /например монотонная работа/ они не будут его выполнять. Вообще холерикам свойственно равномерное распределение внимания: например, при раскладывании кружков разного цвета на группы большинство детей фиксируют внимание лишь на одном свойстве. С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличивается, а время необходимое на сосредоточение сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. |
Сильные стороны | Всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа. Легко приспосабливается к новой обстановке. Активен, энергичен, эмоционально выразителен. |
Слабые стороны | Несдержанный, резкий, склонный к постоянным «взрывам». Ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают чувство протеста. Трудности в принятии правил, конфликтен. |
Рекомендации | -при нарастании эмоционального напряжения ребенка можно применять отвлекающие приемы - чаще наблюдать за поведенческими проявлениями детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлиться -прибегать к добродушному юмору, создание дружелюбной атмосферы - когда ребенок разозлился, можно использовать прием «тайм-аут» (небольшая передышка). Ребенка уводят в спокойное место, где ему можно сделать легкий массаж, спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или даже просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя. - взрослым следует учиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуется остановиться, сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вдохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации. - говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров - целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.) - всё должно быть в меру - необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё что требует усидчивости - воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами). Где он будет подчиняться. - приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать - необходимо строго соблюдать режим дня. |
Игры, упражнения | Холерикам сложно заниматься видами игровой деятельности, требующими усидчивости – т. е. собиранием пазлов, конструктора, рисованием и т. д. Но именно эти занятия в детском саду должны активно поощряться. Для холериков подходят интеллектуальные игры в спокойном ритме: когда ребёнка просят перечислить названия каких-либо предметов, игры «в слова», «в города» и т.д. Обязательно чередуйте спокойную игровую деятельность с подвижной. Полезны игры с эмоционально-развивающим смыслом: участие в театрализованных постановках, игры с элементами актёрской игры, игры, требующие копирования или воспроизведения эмоций, т.к. холерики часто имеют проблемы с эмоциональной сферой. Игры с кеглями. Игра «Кенгуру» Цель: развитие способности действовать согласованно с другими детьми, эмпатии. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «кенгуру» - стоит, второй «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача - не расцепляя рук, пройти в таком положении до домика. Игра «Покажи нос». Цель: развитие внимания, саморегуляции. Все играющие стоят напротив педагога, который говорит им: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте, И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу, при этом покажу Далее воспитатель называет вслух какую-либо часть лица, тела: Уши-уши - все показывают уши. Глазки-глазки - все показывают глазки. Ручки-ручки - все показывают ручки. |
Тип темперамента | «Слабый» меланхолик |
Тип нервной системы | Слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный |
Краткая характеристика | Основные черты: робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Для таких детей характерен высокий уровень тревожности.Слабость нервных процессов не обозначает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. О нем котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен,предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Движения неуверенные, неточные, суетливые. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, детибыстро устают – от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика. Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в детском саду. |
Особенность развития внимания | Внимание неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенности в себе. Меланхоликам не просто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Многое в поведении меланхоликов зависит то отношения к ним педагога, здесь не допустимы резкость, иронии, повышенный тон. Необходимо отмечать положительные черты ребёнка-меланхолика, давая ему высказаться, поощрять за инициативу. |
Сильные стороны | Чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. Всё что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля. |
Слабые стороны | Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность С трудом формируются навыки, долго не складываются привычки. |
Рекомендации | - нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку - нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки - целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо - ребёнку полезно заниматься спортом - необходимо разнообразить жизнь ребёнка - надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми - важно развивать у него общительность необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость |
Игры, упражнения | – не перегружайте ребёнка новой информацией, - дайте ему время освоиться, адаптироваться и привыкнуть к новым играм - если сначала он не хочет участвовать, а хочет лишь смотреть, как играют другие, не принуждайте его насильно становиться участником игры. Пусть побудет в роли наблюдателя, пока у него не проснётся интерес. Рекомендуемые игры: · Игра с лентами под медленную спокойную музыку; · конструкторы; · настольные игры; · игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками. Игра"Незнайка"(с 4 лет) Цель: развитие эмоциональной выразительности при помощи жестов. Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д. Игра"Закончи предложение" (с 5 лет) Цель: развитие уверенности в себе, осознанности своих чувств, желаний. Предложите ребенку посочинять, закончив фразу (Я хочу... Я умею... Я смог). Любые сюжетные игры (с 6 лет) Игра «Сиамские близнецы» (от 6 лет) Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева - только левая. Вместе они и есть "сиамский близнец". И этому "сиамскому близнецу" надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться). Игра «Угадай ка» (от 4х лет) Цель: развитие воображения и навыков общения. Водящий загадывает предмет, а игроки должны отгадать, что это за предмет, задавая вопросы, на которые водящий отвечает да или нет. Выбирается ведущий с помощью считалки или жребия. Обговаривается тематика загадываемых предметов (например: животные, предметы в комнате, общие знакомые и т.п.). Ведущий загадывает предмет из данной темы. Игроки по очереди задают вопрос ведущему, на который тот отвечает да или нет. Если какой-то игрок догадался что это за предмет, то он поднимает руку и говорит что это. Если ответ верный, то игрок становится ведущим, иначе игра продолжается. |
Тип темперамента | «Спокойный» флегматик |
Тип нервной системы | Сильный, уравновешенный, инертный |
Краткая характеристика | Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов, мимика и движения бедные; Речь тоже особая – медленная, невыразительная, без жестов и мимики неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Обладает высокой работоспособностью. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда ему предстоит заниматься новым, незнакомым делом. Поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Всё новое, непривычное для ребёнка воспринимается не сразу. Неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми детьми. Предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников. В привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется с незнакомой работой, любое дело выполняют тщательно и аккуратно. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры. К дошкольному учреждению такие дети адаптируются очень долго. |
Особенность развития внимания | Внимание сосредотачивает медленно; с трудом переключается, но, сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит монотонная работа. Им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребёнок не слышал или не понял речь, обращённую к нему. Кроме того флегматики испытывают определённые трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. |
Сильные стороны | Стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, во всех проявлениях. Медленно запоминает, но схватывает целое. Хорошо развита долговременная память. |
Слабые стороны | Вялость, низкая активность, замедленный темп действий. |
Рекомендации | - нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка - не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий - следует чаще хвалить детей за их быстрые действия - необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера - следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег) - побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его - нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности привлекать ребёнка к деятельности в коллективе |
Игры, упражнения | Нельзя оставить флегматика сидеть за любимыми пазлами, конструктором или мозаикой – его нужно включать и в другие виды игр.
Избегайте игр, в которых ребёнок может проиграть – это может нанести серьёзный удар по самооценке. Н ельзя торопить и тормошить, даже если они всё делают медленно – оттого, что его будут постоянно подгонять, флегматик становится всё более медлительным. Поэтому игры на скорость – всегда проигрышный вариант для флегматика.
Если вы включаете флегматика в активные и спортивные игры, всегда будьте начеку. Если вы заметите, что его действия начинают раздражать других детей, и они готовы начать смеяться над флегматиком или проявляют по отношению к нему злобу, потребуется всё ваше педагогическое мастерство и такт для того, чтобы адаптировать флегматика в глазах других детей и в его собственных глазах. Поэтому включать детей с этим типом темперамента в командные игры достаточно сложно. Идеально подходят большие кубики (или иные подобные игры) – с одной стороны, это спокойная игра, с другой стороны она требует двигательной активности.
Рекомендуются сюжетно-ролевые игры и игры с эмоциональной составляющей. Флегматик часто выступает в роли ведомого, охотно подчиняется другим детям, поэтому ваша цель – давать ему самые главные роли, заставить его командовать другими.
Завести питомца: они учатся ответственности, умению сопереживать. Или, пусть проявляет ответственность и заботу по отношению к растениям или к игрушкам. Поэтому рекомендуется игра в куклы, в «дочки-матери» и т.д.
Рекомендуемые игры:
|
Тип темперамента | «Живой» сангвиник |
Тип нервной системы | Сильный, уравновешенный, подвижный |
Краткая характеристика | Ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Слабые звуковые и световые раздражители не замечает, энергичен, работоспособность высокая, Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера. Из-за того что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен переключаться с одного занятия на другое. У ребёнка разнообразные интересы, но постоянно расширяясь, они становятся поверхностными. Ребёнок берётся за любое дело, но стремится быстрее завершить его, чтобы взяться за другое, более интересное. Сангвиник быстро устаёт от однообразия, а оно присутствует в любой деятельности, ребёнок сразу же стремиться его завершить. Уровень тревожности – средний. Особенность адаптации ребенка-сангвиника к дошкольному учреждению – легкая и быстрая. |
Особенность развития внимания | Устойчивость и сосредоточенность внимания детей зависит от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними как можно чаще следует ставить новые, по возможности всё более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Включая детей сангвиников в какую-либо активную деятельность, необходимо предупредить их, что нас интересует его мнение об этой деятельности, которое он должен будет высказать. |
Сильные стороны | Легко и быстро усваивает новое, быстро приспосабливается к новым условиям. Общительность, жизнерадостность. Имеет, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. |
Слабые стороны | Ребёнок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за всё берётся, но ничего не доводит до конца. Основное свойство данного сангвиника – неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребёнка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро они разрушаются. |
Рекомендации | -важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки - обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки) - необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое) - целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий - важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности -учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения |
Игры, упражнения | Для сангвиников очень полезны игры с социальной составляющей: когда действовать нужно в команде или в паре. Ставьте сангвиников на роль ведущих, используйте те игры, где ребёнок должен проявить своё творчество и свою личную позицию – у сангвиников часто могут быть проблемы с формированием собственного мнения. Рекомендуемые игры:
|