Сравнительная характеристика исторической школы и институционализма




 

Пункт сравнения Историческая школа Германии Институционализм
1.Развитие экономической науки Немецкая политэкономия не приняла идеи единства экономической теории для различных стран и формировалась под влиянием английских и французских теорий. Вводится национальная политэкономия, основанная на воздействии не только базисных факторов (экономики и политики) на развитие народного хозяйства, но и других факторов, таких как географическая среда, особенности исторического развития, национальной психологии, культуры и религии. Институционалисты существенно расширили предмет экономической науки, предложив отказаться от анализа экономических отношений с позиции «экономического человека», поскольку важным считали не индивида, а все общество. Поэтому упор делали на изучение не индивидуальной, а общественной психологии, считая основой экономического развития – психологию коллектива, в связи в чем сосредоточились на анализе коллективных связей людей.
2. Экономика Экономику должны питать не только деньги (материальный капитал), но также разделение труда, его общенародное соединение, а также нравственный и интеллектуальный потенциал общества. Т. Веблен ставил экономические процессы в зависимость от психологии людей, развития техники, Дж. Коммонс – от психологии и права, У. Митчелл – от антропологии и культуры народа.
3.Политика государства Обосновали необходимость активной экономической политики государства. Выступили против тезиса о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Настаивали на необходимости усиления экономической роли государства и расширения государственных социальных программ.
4.Отношения «индивид-общество» Результат объединения деятельности людей, регулируемой государством – накопление богатства. Важен не только индивид, но и все общество. Основа экономического развития – психология коллектива.
5. Движущая сила развития общества Умелое использование и приумножение знаний, навыков, полученных на различных этапах становления общества, преемственность идей и традиций, природно-географические условия, численность населения. Институты, социальная психология народа, народный характер, темперамент, менталитет, инстинкты.
6.Ключевой момент науки Противники универсальности экономического поведения и нежелательности вмешательства государства в экономику, научных абстракций, математических исследований в области экономик. Включали в экономику историю, этику, право, психологию, этнографию. Эволюционный подход: состав действующих лиц в экономике меняется по законам естественного отбора. В длительном процессе эволюции наблюдаются такие явления, которые теория общего экономического равновесия объяснить не может. Основан на математике и математическом аппарате.

 

В. Леонтьев пишет, что выдающиеся представители американской экономической мысли, имея в виду Т. Веблена и У. К. Митчелла, «в своей критике количественных методов в экономической науке продолжили общую линию немецкой исторической школы. Частично это можно объяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков влияние немецкой школы в США было столь же велико, а возможно, более значительно, чем влияние английской».

Но историзм и учет факторов социальной среды для обоснования путей экономического роста хотя и символизируют схожесть методологических принципов институционализма и исторической школы Германии, но отнюдь не означают полной и безоговорочной преемственности традиций последней. Причин здесь несколько. Во-первых, находясь под теоретическим влиянием А. Смита, немецкие авторы второй половины 20 в. всецело поддерживали юнкерские круги Пруссии в их борьбе за утверждение в Германии свободы торговли и других принципов экономического либерализма, включая необходимость неограниченной свободной конкуренции предпринимателей. Во-вторых, историзм в исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении естественного характера рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматическом установлении равновесия в экономике на всем протяжении развития человеческого общества. И, в-третьих, в трудах авторов исторической школы Германии не допускались даже какие-либо намеки на возможность реформирования экономической жизни общества на принципах, ограничивающих «свободное предпринимательство».

Во многом похожее суждение высказывает М. Блауг, по мнению которого, «пытаясь определить суть «институционализма», мы обнаруживаем три черты, относящиеся к области методологии: 1)неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статическим характером ортодоксальной теории цен; 2) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или «вера в преимущества междисциплинарного подхода»; 3) недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям».


Заключение

 

В основу анализа институционалистами положен описательный метод. Формируя свое понимание общественной структуры, факторов общественного развития, институционалисты исходят в основном из внешнего относительно поверхностного подхода к этим явлениям, не проникают в сущность. Они игнорируют важную роль производства, не признают определяющей роли отношений собственности на средства производства, обусловленного ими классового состава общества. Отвергая идею о производственных отношениях как основы социально-экономической структуры, институционалисты сформировали свой специфический подход к изучению общественных явлений, экономического процесса.

Институционалисты продолжили учение исторической школы Германии, но их учение не стало преемником традиций исторической школы.

Таким образом, институционализм являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории, и, прежде всего, основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества).


Список используемой литературы

 

1. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2001.

2. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избр. Произведения. – М., 1990.

3. Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990.

5. История экономических учений: учебник для вузов / Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Капелюшников Р.И. Новая институциональная теория. – https:// polittech.ru/libertarium/10625.

7. Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. – 1997. - № 3. – с. 43.

8. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. – 1997. - № 3. – с. 6-17.

9. Нуреев Р.М. предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и гносеология // Вопросы экономики. – 1993. - № 4.

10. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень ССА. - Серия: переводы и рефераты. - Вып. I. - 1968. - № 6.

11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.

12. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: