Третий этап: конец XIXI века – начало XX века (до 1916 г.)




 

Третий этап развития российского сберегательного дела (его временные границы - с 1896 г. по 1916 г.) можно определить как новый этап становления сберегательной системы, период реформирования сберегательного дела. Казенные сберкассы становятся основными аккумуляторами народных сбережений в Российской империи, обеспечивая доступ к сберегательным операциям самому широкому кругу населения.

Прежде всего, данный этап характеризуется принятием нового Устава сберегательных учреждений. Новый Устав сберегательных касс был одобрен Государственным советом и 1.06.1895 г. утвержден Николаем II. По Уставу в основе деятельности сберкасс была заложена несколько скорректированная «французская сберегательная модель». При этом за сберегательными кассами официально закреплялся статус «финансового подспорья» правительства.

При разработке нового Устава министром финансов С.Ю. Витте был всесторонне изучен опыт развития некоторых европейских сберегательных систем с целью нахождения наиболее благоприятного варианта для российской экономики и базы развития российского сберегательного дела. Приемлемыми оказались системы пяти стран: Великобритании, Франции, Австрии, Италии, Германии (в этих странах эволюция сберегательного дела шла, по пути усиления роли государства на всех отрезках организации сберегательного процесса).

Так, в Англии, Франции, Австрии и Италии существовало два самостоятельных типа сберегательных касс: частные (общественные) и государственные. В Англии к первому типу относились так называемые «доверительные» кассы, второй был представлен введенными в 1861 году государственными почтовыми кассами. К 1900 г. в Великобритании действовало 1625 почтовых касс с привлеченными ресурсами в сумме 135 млн. фунтов стерлингов и 230 частных касс с привлеченными ресурсами в сумме 56 млн. фунтов стерлингов.

Во Франции подобным образом действовали как частные, так и введенные в 1881 году по примеру Англии, государственные почтовые кассы. К 1914 году в государственных кассах было сосредоточено около 1,8 млрд. франков, в неправительственных – 4,0 млрд. франков. Кассы в законодательном порядке обязаны были помещать собранные средства в государственную ренту, государственные ценные бумаги.

В Германии практически все кассы сохранили общественный характер управления и инвестирования капиталов, обладая правом вести активные операции, в том числе предоставляя различные виды кредитов. К 1900 году в Германии насчитывалось 2685 сберегательных касс с 8,6 млрд. марок вкладов и 8,9 млрд. марок активов. Размещая сбережения в кредиты, германские кассы приобретали характер народных банков (около 2/3 их капиталов было инвестировано в ссуды под залог недвижимости и 1/4 в процентные государственные ценные бумаги). Государство, не отвечало по обязательствам касс, потому не вмешивалось в их деятельность, предоставляя свободу в распоряжении своими средствами.

Таким образом, опыт Франции был наиболее удачным на взгляд С.Ю. Витте, поэтому основные характеристики сберегательной системы Франции легли в основу работы сберегательных учреждений Российской империи.

По Уставу 1895 года, российские сберегательные кассы, являясь по существу правительственными, получали официальное название «государственных»; правительство гарантировало сохранность привлеченных сбережений вкладчиков, кассы обязывались хранить тайну вкладов, о состоянии которых имели право сообщать только самому вкладчику или его наследникам и т.п. В административном отношении общее руководство кассами возлагалось на специальное Управление во главе с управляющим, являющимся одновременно одним их директоров Государственного банка. В соответствии с новым Уставом в круг основных операций сберегательных касс вошли:

- прием вкладов с одновременной выдачей сберегательной книжки (вклады до востребования, условные взносы, взносы с особым назначением: на детей до их совершеннолетия, «на погребение» и т.п.);

- приобретение ценных бумаг по поручению клиентов касс;

- услуги по переводу вкладов в другие сберегательные учреждения;

- предоставление ссуд и другие операции.

Клиенты, имевшие вклады в кассах, делились на две группы: единоличные (граждане) и коллективные (юридические лица).

Число вкладчиков в рассматриваемый период увеличивалось весьма неравномерно. Так, если до 1903 года наблюдалось постоянное увеличение и приток числа клиентов, то в 1905 году из-за политической нестабильности в стране рост организованных сбережений был прерван. Уже на протяжении 1906-1909 гг. ситуация несколько изменилась, темп прироста денежных сбережений и количества сберегательных книжек был невелик. Так, прирост сберегательных книжек в 1909 г. составил 350 тыс., 677 тыс. в 1906 г. и 545 тыс. в 1907 г.

За первое десятилетие после принятия Устава 1895 г. вклады возросли на 119%, а по отдельным районам – от 113 до 192%: в Сибири – на 192%, в Средней Азии – на 162%, в Европейской России и на Кавказе – на 113%. Средняя сумма вкладов на одного жителя Российской империи возросла на 189%, а средняя сумма вклада на одну сберегательную книжку колебалась – наименьший размер вклада был в 1900 г. и составил 78 руб., а наибольший – в 1915 г. и составил 236 руб.

В составе вкладчиков по роду их занятий, на протяжении всего дореволюционного периода значительных изменений не произошло. Оценивая количественный и качественный состав действующих на данном этапе сберегательных учреждений, то, наряду со столичными кассами, кассами при учреждениях Государственного банка, при казначействах и др., в 1900-1902 гг. открылись кассы при станциях казенных и частных железных дорог. Их значение заключалось в том, что наряду с почтово-телеграфными, железнодорожные кассы дали возможность приблизить сберегательные операции к населению тех местностей, которые были значительно удалены от городских центров. В 1902 г. были введены сберкассы на судах военного флота и при казенных винных складах, но на практике таких касс действовало мало. В целях развития и популяризации сберегательной идеи с начала 1900-х гг. учреждались кассы при низших и средних школах, заведовали которыми представители учительского коллектива.

За семь последних лет перед I мировой войной произошел громадный сдвиг в развитии сети сберегательных учреждений и масштабе их операций. Сеть сберегательных учреждений к 1914 году состояла из 1026 центральных касс с 1286 отделениями (при учреждениях Госбанка, казначействах, управлениях железных дорог), 5964 почтово-телеграфных касс, 111 фабрично-заводских и 166 волостных касс. С конца 1916 г. было открыто около 2000 приходских сберкасс под руководством приходского духовенства.

Защита и сохранение сбережений населения, хранящихся в государственных сберегательных кассах - были приоритетом государственной сберегательной политики этого этапа. Так, 30 мая 1905 года был принят закон "Об учреждении государственного страхования жизни через посредство государственных сберегательных касс", в котором предусматривалось страхование доходов и капиталов сберегательными учреждениями по желанию клиентов. Сберкассы приступили к страховым операциям с февраля 1906 г. Операции по страхованию для сберегательных касс ограничивались следующими видами:

1. Страхование вкладов на случай внезапной смерти до 5 тыс. руб.

2. Страхование пенсий размером до 600 руб. в год.

Всего страхованием к 1.01.1916 г. занимались более 7,5 тыс. касс почти из 10 тыс. Процесс развития этого вида услуг шел достаточно медленно и до первой мировой войны не приобрел широкого распространения.

Сберкассы носили статус государственных учреждений. Регулирование создание сберегательных касс и их операционной деятельности является основным направлением сберегательной политики государства. Это связано, с тем, что "стекавшиеся" в фонды сберкасс денежные средства населения и предприятий, играли одну из ведущих ролей в организации и поддержании государственного кредитования.

В этот период происходит событие, которое явилось первым шагом по превращению сберегательных касс кредитные учреждения. В 1910 г. в законодательном порядке из сумм касс разрешалось отчислять до 20 млн. руб. ежегодно (с возрастанием этой суммы в зависимости от увеличения денежных вкладов) в ссуды учреждениям мелкого кредита на образование и увеличение их основных капиталов.

Развитие сберегательных касс на рубеже XIX - начала XX веков было отмечено опережающим темпом прироста операций по сравнению с численностью сберегательных учреждений, что является положительным моментом в развитии российской сберегательной системы. По некоторым оценкам темпы развития сберегательного дела в России в этот период опережали многие европейские страны.

В последствие период политической нестабильности (связанный с событиями русско-японской войны, первой российской революцией, началом первой мировой войны и пр.) отразился негативным образом на деятельности государственных сберегательных учреждений, что несколько притормозило и развитие сберегательной системы. В уровень развития сберегательного дела за анализируемый период можно оценить как удовлетворительный.

 

Четвертый этап: 1917-1988 гг

 

Четвертый этап в жизни российской сберегательной системы можно охарактеризовать как период временного распада системы - ее восстановление (уже в новой форме) - и вновь постепенное развитие и стабилизация.

Данный этап можно условно разделить на два "подэтапа": первый - это период с 1917 г. по 1921 г. (кризис сберегательного дела), второй - с 1922 г. по 1987-1988 гг. (выход из кризиса и дальнейшее развитие сберегательного дела). Период после прихода к власти большевиков и до окончания гражданской войны в стране (1917 - 1921 гг.) стал одним из самых драматичных в истории развития российской сберегательной системы и отечественного сберегательного дела. Уже в конце 1917 г. - начале 1918 г. под воздействием общенационального кризиса деятельность сберегательных касс практически замерла; они формально были сохранены, но операций практически не производили.

Запиской, принятой управлением Наркомата финансов в 1918 г. "О значении восстановления деятельности сберегательных касс в полном объеме для интересов трудового населения", была восстановлена операционная деятельность касс, находившаяся под ведением вновь воссозданного Управления сберегательных касс. Декретом ВЦИК "государственные" сберегательные кассы были переименованы в "народные" сберегательные кассы.

Декретом СНК РСФСР "Об организации страхового дела в Российской республике", принятого в ноябре 1918 г., было решено, что страхование жизни при государственных сберегательных кассах производится на прежних основаниях.

Что касается вкладчиков этого времени, то в связи с возникшим недоверием к сберкассам, вклады в кассах имели мизерный процент от всех сбережений населения. Все сбережения население хранило в натуральных формах: в продуктах (соль, спички), топливе и др.

Период полной дезорганизации финансово-денежного хозяйства страны за годы революции и гражданской войны, с осени 1918 г. привел к полному свертыванию операций сберкасс, а к концу гражданской войны - система сберегательных учреждений и сберегательное дело в России оказались полностью разрушено.

Следующим переломным моментом в развитии российской сберегательной системы стало время "новой экономической политики", когда законодательно был определен статус и функции сберегательных учреждений. Так, 26 декабря 1922 г. было принято постановление СНК РСФСР "Об учреждении государственных сберегательных касс", которые 27 декабря в Постановлении 10-го Съезда Советов получили название "трудовых сберкасс" и Совнарком утвердил Положение "О государственных трудовых сберегательных кассах". Согласно новому Положению, сберегательные кассы могли принимать вклады: до востребования, вклады на условные и текущие счета. При этом все образующиеся за счет превышения поступлений по вкладам над выдачами свободные средства - стабильный остаток вкладов и текущая прибыль - подлежало зачислению на текущий счет Госбанка. Первая подобная сберегательная касса была открыта 11 февраля 1923 г. на Красной Пресне в Москве.

В начале организация сберкасс была возложена на Валютное управление Наркомата финансов. Затем, в составе Наркомата было образовано Главное управление государственных трудовых сберегательных касс, которое возглавило работу системы сберкасс. Сберегательная политика государственных трудовых сберкасс этого периода имела принципиальные отличия от сберкасс царской России. Работая по принципу "общественности" - на основе проведения агитационной и пропагандистской деятельности с привлечением работников профсоюзов и партийных работников, через прессу и т.п. - они были призваны аккумулировать средства населения. Все привлеченные средства от населения направлялись, с учетом интересов государства, на развитие народного хозяйства.

Одновременно с трудовыми государственными сберкассами в 1923 году появляются посреднические кассы. Кассы этого типа могли открываться при каждом предприятии или учреждении по желанию рабочих и служащих и уже к 1.01.1926 г. сеть посреднических касс состояла из 2489 касс, а привлеченные ими вклады достигли величины 2 млн. руб.

Также этот период характеризуется "восстановлением" сберегательной системы. С проведением денежной реформы 1924 г. у населения формы натурального сбережения начали заменяться на денежные, которые по назначению можно разделить на три типа: сбережения производственно-целевого назначения; сбережения потребительско-целевого назначения; сбережения текущих остатков кассовой наличности.

Так, с 1925 г. наблюдалось достаточно быстрое развитие сберегательных операций в сберегательных учреждениях. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные: в 1925-1926 гг. остатки по вкладам достигли 53 млн. руб., в 1926-1927 гг. - около 82 млн. руб.; в течение 1924-1925 гг. число сберегательных касс возросло с 5284 до 9756, а количество вкладчиков с 573 тыс. до 817 тыс.

Таким образом, к концу 20-х годов XX века развитие сберегательного дела носило восстановительный "посткризисный" характер: появляются новые по своему экономическому содержанию сберегательные учреждения, чья операционная деятельность не сосредоточена на выполнении исключительно сберегательных функций, а в значительной степени расширена за счет выполнения ими различного рода активных банковских операций, в том числе и кредитно-инвестиционных. Основными операциями сберегательных касс относятся следующие: ссудо-залоговые операции; открытие и ведение текущих счетов; покупка золотой и серебряной монеты дореволюционной чеканки (с 1924 года); переводные и аккредитивные операции; выдача заработной платы рабочим и служащим (с 1926 года), а также персональных пенсий и пенсий народным учителям (с 1927 года); выпуск собственных денежных обязательств (сберегательных сертификатов) (разрешен с 1928 года); расчетные операции; комиссионные и инкассовые операции; проведение фондовых и других финансовых, и банковских операций.

Сберегательная политика государства представляла собой политику государственной монополии и централизации сберегательного дела, закрепленную принятыми нормативно-законодательными актами. Период конца 20-30-х гг. - время перехода страны к директивно-плановой экономике. Важнейшее значение для деятельности сберегательных касс имело принятие 16-й партийной конференцией в апреле 1929 г. нового Положения "О Государственных трудовых сберегательных кассах". Поставленные в плане задачи для сберкасс сводились к следующему: увеличение объемов операций по вкладам; развитие операций по обслуживанию населения (переводные, аккредитивные, прием налогов и других платежей, выплата пенсий и т.д.); проведение операций по размещению государственных займов и обслуживанию их держателей.

Основными клиентами-вкладчиками сберегательных касс этого периода являются, население, размер "единоличных" вкладов которых в первый 1928-1929 плановый год составил 117,3 млн. руб. и юридические лица, вклады которых достигли за этот год отметки 27,2 млн. руб.; а в 1931 году план привлечения средств вкладчиков был перевыполнен на 105%.

Так как формирование и развитие сберегательной системы на протяжении первой и второй пятилеток находилось под контролем государства. Сберегательная политика государства была определена: ее основным направлением стало удовлетворение общегосударственных потребностей (приобретение за счет средств вкладчиков государственных ценных бумаг, покупка государственных займов и т.п.).

Вторая мировая война вызвала огромное напряжение финансово-денежного хозяйства страны, что повлияло на развитие сберегательного дела.

Военные действия вызвали сокращение сети сберегательных касс, к 1942 г. она фактически уменьшилась вдвое. В это время прием вкладов от населения организовывал и проводил Государственный банк, вместе со специально организованными полевыми учреждениями в действующей армии. Государственный банк принимал вклады от граждан, устанавливая количественные ограничения на вклад (сумма вклада не ниже 3000 руб.).

Сберкассы были привлечены к новым операциям: операции по приему налоговых платежей от населения в городах и поселках; выплата пособий многодетным и одиноким матерям; проведение денежно-вещевых лотерей; выплата денежных средств по орденским книжкам; прием взносов в Фонд обороны и Красной Армии; начисление и хранение сумм компенсации за отмененные отпуска; выплаты по денежным аттестатам семьям генералов и офицеров Красной Армии и др. Основной операцией сберегательных касс по размещению сбережений, полученных от населения, оставались государственные займы.

Как и в довоенное время, в период военных действий основная часть вкладов поступала в сберегательные учреждения от городского населения, сбережения сельского населения поступали в незначительных объемах. Основными мотивами помещения сбережений населением в сберкассы сводились к обеспечению сохранности денег при отъезде на фронт и получению сбережений после войны.

Победоносное завершение войны и переход к мирному строительству отозвались резким усилением прилива вкладов в сберегательные кассы. К началу 1946 г. общая сумма вкладов превысила довоенный уровень и составила 11 млрд. руб.

Послевоенные годы характеризовались быстрым ростом операций сберегательных учреждений, так восстановление довоенного уровня произошло уже в 1946-1947 гг.

Для улучшения организационной работы сберегательных касс был принят новый Устав Государственных трудовых сберегательных касс, утвержденный постановлением Совета Министров СССР в 1948 г..

В соответствии с новым Уставом главной целью сберегательных учреждений являлось - предоставление населению возможности хранения свободных денежных средств и совершение денежных расчетов, содействие накоплению денежных сбережений и их использованию в интересах народного хозяйства СССР.

Таким образом, сберегательные кассы становились составной частью государственного аппарата, а выполняемые ими функции были призваны содействовать росту общественного богатства.

К концу 4-й пятилетки число счетов вкладчиков возросло по сравнению с 1946 г. в 2,8 раза, а сумма вкладов увеличилась более чем вдвое. Рост суммы вкладов наблюдался по всем группам вкладчиков: по городскому рабочему населению - на 116%, по сельскому населению - на 88%.

За годы пятой пятилетки количество выполняемых кассами операций увеличилось на 61%, сумма вкладов населения - на 245%, а число вкладчиков - на 187%. Основным видом операций сберегательных касс являлись операции по вкладам, число которых выросло почти в 2 раза; далее следовали операции по госзаймам (30-31%); число переводных операций снизилось (до 0,7%); наблюдался резкий рост аккредитивных операций (рост составил с 6,5 млн. руб. до 17,4 млн. руб.)

С 1 января 1963 г. Совет Министров возложил на Государственный банк организацию сберегательного дела и координирование развития сберегательной системы, и передал всю систему сберегательных касс из Министерства финансов в его ведение.

Основная цель данной передачи - обеспечение улучшения деятельности сберегательных касс и расширение их операционной деятельности. Сберегательная политика государства была направлена на то, чтобы вклады населения в рамках реализации государственной сберегательно-инвестиционной стратегии использовались как один из основных источников кредитных ресурсов государства.

Так, в 60-х годах за счет привлеченных средств сберкассами обеспечивалось около 1/3 потребностей народного хозяйства в краткосрочных кредитах, а к середине 70-х годов - более 1/2. За период 1966-1970 гг. произведенный национальный доход страны в целом увеличился с 193,5 млрд. руб. в 1965 г. до 275 млрд. руб. в 1970 г..

В связи с этим с 1968 г. в стране была повышена минимальная заработная плата (до 60 руб.), произошло улучшение в пенсионном обеспечении, введена гарантированная оплата труда в сельской местности, повышена заработная плата в районах Крайнего Севера и т.д. Все эти мероприятия повлекли за собой рост денежных доходов и сбережений населения.

С конца 60-70-х годов особое значение получают и сбережения юридических лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании в сберкассах и в Госбанке СССР. В практическую деятельность сберегательных касс внедряется прогрессивная форма обслуживания клиентов: юридических лиц с использованием механизмов безналичных расчетов; выплата заработной платы рабочим предприятий через сберкассы. Часть перечислений, поступающих в кассы в форме средств на выплату заработной платы, приобретали характер стабильных сбережений, которые не были востребованы в течение продолжительного времени и давали возможность Госбанку СССР, использовать эти сбережения как ресурс краткосрочного кредитования. В среднем из заработной платы в качестве сбережений оседало около 10% в год, которые использовались для кредитования народного хозяйства. В 1976 г. на выплату заработной платы через сберегательные кассы перешли 1300 предприятий, 1983 году - 19000.

В 1972 г. Совет Министров СССР принимает Постановление, предусматривающее меры по развитию сберегательной системы в стране и укреплению системы сберегательных касс как единого общесоюзного кредитного учреждения. В 1977 г. Совет Министров СССР утвердил новый Устав сберегательных касс, в котором отразились все происшедшие за 30 лет изменения в их деятельности.

Новым Уставом сберегательных касс закреплялось руководство деятельностью сберкасс Государственным банком СССР. По Уставу сберегательные кассы представляли собой единое общесоюзное государственное учреждение, в систему которого входили:

1.Правление сберегательными кассами. В состав Правления входили Председатель, три его заместителя и три члена Правления Госбанка. Управления представлены:

- Управлением сбережений и расчетно-кассового обслуживания;

- Управлением государственных займов и лотерей;

- Управлением бухгалтерского учета и контроля;

- Управлением автоматизации сберегательных касс.

2. Республиканские управления, образованные в союзных и автономных республиках.

3. Краевые, областные, окружные и городские управления.

4. Центральные сберегательные кассы.

5. Сберегательные кассы 1-го и 2-го разрядов и агентства, создаваемые при предприятиях, учреждениях.

Появляются новые виды вкладов - вклады до востребования, срочные и срочные с дополнительными взносами, молодежно-премиальные вклады, выигрышные, денежно-вещевые выигрышные, целевые, вклады. С расширением функционального назначения сберкасс в экономической жизни общества, за период 60-80-х годов укрупняется и сама сеть сберкасс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: