П.И.Мельников-Печерский в Арзамасе




А.М.Горький в Арзамасе

 

5 мая 1902 г. в Арзамас под гласный надзор полиции прибыл великий русский писатель А.М. Горький, который поселился в доме на ул. Сальникова (ныне ул. К. Маркса, 17). Вскоре здесь оказались привлекавшиеся по тому же делу З. Свердлов, писатель С. Петров (Скиталец), В. Кольберг и др. Как ни пытались арзамасские власти изолировать Горького от общения с людьми, этого им сделать не удалось. Пребывание А.М. Горького в Арзамасе оставило глубокий след в культурной и общественной жизни города и уезда. С первого знакомства у Горького завязалась с отцом Федором дружба, которая продолжалась до последних дней жизни Владимирского (ум. в 1932 г.). В Арзамасе Горький близко познакомился и подружился с Петром Ивановичем Цыбышевым, которого в городе знали как искусного техника, образованного человека и большого книголюба. Большое влияние А.М. Горький оказывал на передовую часть арзамасского учительства. Паломничество к Горькому в то время приняло массовый характер: к нему шли и ехали из самых отдаленных уголков уезда. Связям учителей во многом способствовал инспектор народных училищ А.М. Храбров. Много воспоминаний о своих встречах с А. М. Горьким оставили М. В. Гоппиус и активная участница социал-демократического движения в Арзамасе и уезде Екатерина Григорьевна Кузьмина.

В Арзамасе у А.М. Горького побывало немало его друзей и знакомых. Гостили писатели Л.Н. Андреев, Е.Н. Чириков, Ж.Э. Гашер (жена П. Заломова), художники Г.А. Сорин, П.В. Несговоров и др. Приезжал к нему один из руководителей Московского Художественного театра В.И. Немирович-Данченко.

В Арзамасе А.М. Горький успешно продолжал свое литературное творчество. Здесь была завершена пьеса «На дне», в которой написаны замечательные слова: «Человек!...Это звучит гордо!» Здесь началась работа над пьесой «Дачники». Сделанные в Арзамасе наброски позднее были использованы в ряде произведений, в частности, в рассказе «Как сложили песню», в повести «Городок Окуров», в очерке «Городок» и др.

В августе 1902 г. «дело» Горького было прекращено за недостаточностью оснований для обвинения, и арзамасская ссылка закончилась. Алексей Максимович уехал, но навсегда остался в благодарной памяти арзамасцев. В Историко-художественном музее хранятся и книги, подписанные Максимом Горьким. В Арзамасе он заканчивал свою знаменитую пьесу «На дне», а также сформировал в Арзамасе первую публичную библиотеку. Свои впечатления от пребывания в городе Горький оставил во многих произведениях, в том числе «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Варвара» и других.

Дневник путешествий

Страница 2

В.Г.Короленко в Арзамасе.

 

Писатель, публицист и краевед Владимир Короленко жил в Арзамасе, изучая историю Ступинской школы и разинского восстания. Не раз бывавший в Арзамасе и внимательно знакомившийся с историей города, он обратил внимание на непокорный, бунтарский характер арзамасцев. Особенно его интересовала школа живописи А.В. Ступина, материалы о казни разинцев и пугачевцев на Ивановских буграх. Об этом он напишет в книге очерков «В голодный год», в очерке «Муза» и «Божий городок». Вот что он пишет об Арзамасе: «Часа в два следующего дня я в Арзамасе. Скучно. Ночь без сна, день - продолжение ночи. Те же холодные тучи, серое небо и "проносный" ветер. Вдобавок, трудно найти город скучнее и тоскливее Арзамаса. Видавший некогда лучшие дни, но оставленный вне железных дорог и пароходного сообщения,- город падает и пустеет. Вот почему Арзамас в лице своих представителей все брюзжит в губернских собраниях и жалуется на судьбу. Арзамас забыт, интересы Арзамаса приносятся в жертву... В последнее время мелькнула надежда: общественные работы... Почему бы не провести Арзамасскую линию? Увы, напрасно! Арзамасу нужна железная дорога, но... Арзамас едва ли нужен железной дороге {Теперь через Арзамас прошла уже железнодорожная линия.}…

Широкие улицы, громадная площадь и церкви, церкви - весь город уставлен огромными церквами. На улицах пусто, кое-где мелькнет редкая фигура прохожего, праздничные флаги треплются на ветру, делая это зрелище унылого города еще более тоскливым…

Две гостиницы. В одной,- как говорил мой спутник,- останавливается "разнословие", грязно и шумно. В другой пусто и скучно. Ужасный воздух, занавески с траурными каймами пыли во всякой складке; в вентиляторе, когда я попытался открыть его, оказалось еще прошлогоднее птичье гнездо. Зато в коридорах стены украшены старыми изодранными картинами: это работа Ступинской художественной школы, пользовавшейся широкой известностью в начале XIX столетия. В лучшие времена Арзамас был приютом муз... Все прошло, и изодранные картины в промозглом коридоре еще усугубляют ощущение дремотной арзамасской тоски…

 

 

Дневник путешествий

Страница 3

П.И.Мельников-Печерский в Арзамасе

Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) родился в Нижнем Новгороде. Когда вышел в отставку и всецело отдался литературе. Находясь в постоянных разъездах по приволжским губерниям, Мельников-Печерский побывал в Арзамасе, Алатыре, Темникове, Ардатове и других местах, населенных мордвой. Вот что он писал об Арзамасе: «Дорога к Арзамасу вообще скучна, хотя изредка и попадаются приятные для глаз сельские виды. Верст за восемь Арзамас весь открывается прекрасной панорамою. Довольно значительная возвышенность, полукругом огибающая Тёшу, покрыта красивыми каменными домами, из-за которых смотрят колокольни, одна другой выше, одна другой великолепнее; в средине величественный собор, с прекрасною колоннадою и огромным куполом, поражает всякого своею колоссальностью; левее видны церкви Алексеевской общины; еще далее роща и монастырь Святогорский. В России немного и губернских городов, которые бы при таком счастливом местоположении были так красивы, как Арзамас. Версты за четыре от города большая дорога превращается в прекрасную аллею из густых акаций, которые, переплетясь между собою, тянутся по сторонам зелеными стенами. По обе стороны от этих акаций находится сад гг. Салтыковых, прежде хорошо обработанный, а теперь совершенно заброшенный и заросший травою. Множество разбитых статуй и остатки огромного театра свидетельствуют о былом его великолепии> Этот арзамасский Карфаген принадлежит к селу Выездному, которое можно назвать предместьем Арзамаса. Выездное выстроено правильно; улицы в нем широки, и главная даже вымощена камнем. Множество каменных заводов и красилен свидетельствуют о богатстве жителей этого села. В нем две церкви, из которых одна очень великолепна… Поля, прилегающие к Арзамасу и Выездному, засеяны по большей части луком, который в большом количестве отправляют в Нижний и другие ближние города. Такая торговля была причиною того, что арзамасцев соседи их зовут луковниками. Близ Выездного есть слобода Пушкарки; предание говорит, что она населена была пушкарями, сосланными сюда после стрелецкого бунта…Первое, что обращает на себя внимание всякого приезжего в Арзамас, это собор, которому подобного я не видал ни в одном губернском городе, тем более в уездном. Он выстроен на главной площади здешним купечеством в воспоминание 1812 года. По двенадцати колонн поддерживают каждый из четырех фронтонов; пять куполов возвышаются над этими фронтонами; средний из них очень обширен. Стенная и иконостасная живопись очень хороша — это работа Ступинской школы живописи. На той же площади, на которой воздвигнут этот собор, находится Никольский женский монастырь. Он основан в 1606 году. Удивительная чистота в церквах, порядок службы ставят его на ряду с лучшими монастырями русскими… Сестры этой обители занимаются вышиванием золотом, и работа их, по чистоте своей, высоко ценится покупателями. Арзамас — старинный город, это заметно при первом на него взгляде. В новом городе вы не встретите такого множества церквей. В 1779 году он сделан провинциальным городом Нижегородского наместничества…

Дневник путешествий

Страница 4

А.С.Пушкин и Арзамас

Вопрос о том, был ли Александр Сергеевич Пушкин в Арзамасе поднимался многими исследователями, и никто из них так и не нашел однозначного ответа на этот вопрос. Тем не менее, в нашем городе имеется Пушкинская роща, посаженная в честь того, что этот великий писатель проезжал в свое родовое имение в Болдино через наш город. Документальных свидетельств пребывания Пушкина в Арзамасе нет. Однако и местные жители, и историки уверены, что по дороге в болдинское родовое гнездо писатель не мог миновать Арзамас. В качестве доказательств они приводят письма Пушкина к Наталье Гончаровой и другу Плетневу с местным почтовым штемпелем. Кроме того, еще в 1815 году сам поэт стал участником петербургского литературного общества «Арзамас» вместе с Жуковским, Вяземским, Батюшковым и другими. По словам директора историко-художественного музея Надежды Разиной, название кружку литераторов было дано неслучайно. «Его будущий участник Дмитрий Блудов однажды проездом останавливался в Арзамасе, и на одном постоялом дворе стал свидетелем того, как „безвестные“ молодые люди толковали о литературе. Этот факт послужил основой для названия общества», — добавляет она. Кроме того, в «Арзамасе» существовала традиция, связанная с главным символом города, — гусем. Во время посвящения новичку давали в руки мерзлого арзамасского гуся, которого тот должен был держать на протяжении длинной приветственной речи. На печати литературного кружка также помещалось изображение этой птицы. Родовое имение Пушкиных Большое Болдино находится к северо-востоку от Арзамаса. Пушкины появились в Нижегородском крае в 16 веке. Село построено на мордовских землях, известно с 16 века под названием Забортники (современное название происходит, вероятно, от личного мордовского имени Болдай), и уже тогда принадлежало Пушкиным. А. С. Пушкин трижды (1830, 1833, 1834 гг.) приезжал в село — «Болдинская осень» 1830 стала самым плодотворным периодом творчества поэта. Сохранились парк, любимая поэтом роща Лучинник. Пушкинские места заповедными объявили сами крестьяне в 1918 году. Здесь установлен памятник А. С. Пушкину. С 1949 года в селе Болдино существует, сейчас знаменитый и популярный среди туристов, музей-заповедник. Его центром является родовое имение Пушкина с барским домом. Этот дом перестраивался неоднократно, но все же сохранил архитектурный облик, характерный строениям начала 19 века. Планировка внутри дома сохранилась. Обстановка внутри помещений соответствует периоду, когда Александр Сергеевич пребывал в селе. А обстановка его личного кабинета воссоздана по его собственному рисунку. В последний свой визит поэт останавливался «вотчинной конторе», вероятно в то время она находилась за пределами имениями, а в настоящее время на ее территории. Она была отреставрирована в 1974 году и включена в музейный комплекс, где был создан мемориально-бытовой музей.

Дневник путешествий

Страница 5

М.С.Жукова и Арзамас

Мария Жукова родилась в Арзамасе в 1805 году. Отец писательницы, Семен Семенович Зевакин, происходил из мелкопоместных нижегородских дворян, и занимал в Арзамасе должность стряпчего; был, по свидетельству современников, человеком незаурядным, отличался от других умом и образованием.
Жена его, Александра Андреевна, была воплощенная доброта и в полном русском смысле хозяйка. Так что Маша получила превосходное домашнее образование, которое, в течение всей жизни не переставала развивать и совершенствовать.
В Арзамасе, а также в небольшой деревеньке отца (вблизи Саровской Пустыни) прошли детские и юношеские годы будущей писательницы. Мария проявила себя и как художественный талант. Посещая в юные годы знаменитую арзамасскую школу живописи академика Ступина, она научилась рисовать, владеть карандашами и кистью. Провинциальная жизнь была хорошо знакома Жуковой. Уроженка Арзамаса, в тридцатые годы она попала в Саратов, куда перевели на службу отца, прожила здесь, правда, выезжая в Петербург и за границу, до самой смерти - до 1855 года. Летом 1838 года в петербургских книжных лавках то и дело спрашивали «Вечера на Карповке» - сборник повестей, вышедших анонимно. Распродали его необычайно быстро. Находчивый издатель А.Смирдин не растерялся: еще не успела выйти в свет вторая часть, как он повторил издание первой. «Успех необыкновенный», - единодушно отметили журналисты. Отдельную статью посвятил «Вечерам» молодой Белинский. Читатели еще гадали, кто же автор сборника, а подписчики «Библиотеки для чтения», тем временем, получили «Моих курских знакомцев», «Падающую звезду», «Ошибку» - новые повести этого же автора. Постепенно узнали, что за псевдонимами «Д-и В-ской» и «А. Ж-вой» скрывается один и тот же человек - Мария Семеновна Жукова, регулярно помещавшая в «Библиотеке для чтения» свои новые произведения. Один критик восторженно писал: «В течение сорокового года вышло несколько романов и собраний повестей, но лучшие из них - «Герой нашего времени» г-на Лермонтова и повести г-жи Жуковой'.

Славу городу Арзамасу принесла писательница своим произведением «Вечера на Карповке». Героями ее повестей были милые, добрые и скромные провинциальные барышни, которые не расстаются с книжкой, много мечтают и размышляют о своем назначении в жизни. Постепенно они с горечью убеждаются, что все их попытки быть полезными обществу кончаются неудачей, потому что женщина унижена и бесправна. Первые, хотя и робкие слова, сказанные в защиту равноправия женщины, привлекли к писательнице внимание и любовь читателей, а особенно молодежи. Умерла М.С.Жукова в Саратове в апреле 1855 года.

 

 

Дневник путешествий

Страница 6

А.П.Гайдар в Арзамасе

Откуда возникло слово Гайдар, звонкое и раскатистое?

Аркадий Гайдар на такой вопрос не отвечал. Если приставали, отделывался шуткой.

Уже после его гибели стали возникать догадки. Автором версии, получившей широкое распространение, стал писатель Борис Емельянов. От него и пошло: "По-монгольски "гайдар" - всадник, скачущий впереди". Есть в ней, по-видимому, какая-то доля истины. Но чего бы вздумалось девятнадцатилетнему Аркадию Голикову брать иноплеменное, хотя и звучное имя? Думаю, не потому, что означает это слово - "всадник, скачущий впереди". Во-первых, в монгольском языке слова "гайдар" в подобном значении не существует. А во-вторых, не был Аркадий хвастлив и нескромен. Зато всегда, с детства, был большой выдумщик. В реальном училище пользовался шифром собственного изобретения.

Разгадать загадку, которую задал нам писатель, удалось его школьному товарищу А.М.Гольдину.

Вспомним сначала, что в детстве Аркадий учил французский язык. Всегда любил ввернуть при случае французское словечко. Напомним еще, что во французском языке приставка "д" указывает на принадлежность или происхождение, скажем, д'Артаньян - из Артаньяна.

Итак: 1923 год, Аркадий Голиков ранен, контужен, болен. Путь кадрового командира РККА, начатый так уверенно, заволокли тучи. Что делать дальше? Как жить? Созревает решение - литература. Тогда и придуман, найден литературный псевдоним: "Г" - первая буква фамилии Голиков; "АЙ" - первая и последняя буквы имени; "Д" - по-французски - "из"; "АР" - первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса. Кстати, поначалу он и подписывался - Гайдар, без имени и даже без инициала. Ведь имя уже входило частичкой в псевдоним. Лишь когда псевдоним стал фамилией, на книгах появилось: Аркадий Гайдар. А.П. Гайдар, хоть и родился во Льгове, но родиной своей считал городок Арзамас, куда семья Голиковых приехала из Н.Новгорода летом 1912 года. Сначала поселились на ул.Большой в доме № 28, но для большой семьи состоящей из семи человек; квартира оказалась тесноватой и не очень удобной. Поэтому Петр Исидорович и Наталья Аркадьевна подыскали отдельный деревянный дом на Новоплотинной улице, где и прожили более шести лет. 15 октября 1963 года было принято решение о создании комиссии по организации музея А.П.Гайдара. Активно стали изучать документы, хранящиеся в архивах, прежде всего в Арзамасе и Горьком; начали сбор экспонатов. С целью сбора экспонатов последовали командировки в Москву, где проживали родственники писателя Многие арзамасцы помогли в создании музея. По решению Министерства Культуры РСФСР ї784 от 27 октября 1969г. музей стал государственным.

 

Дневник путешествий

Страница 7

А.Н Радищев и Арзамас

А.Н Радищев родился 31 августа 1749 года в Москве.

В начале своей биографии Радищев жил в Немцове, после чего переехал в село Верхнее Аблязово. Еще с детства разговоры крепостных возродили в нем ненависть к помещикам, жалость к народу. Первое образование получил дома: воспитывался слугами, учился по псалтырю.

Затем переехал в Москву, где поселился у Армагакова, служащего директором Московского университета. Именно тогда в жизни Радищева были познаны основы философии просвещения. Александр выучился в гимназии, отправился в Петербургский пажеский корпус. После 4 лет обучения там направился в Лейпциг.

В 1771 году в биографии Александра Радищева произошел возврат в Петербург. Получив титул советника, он стал служить в сенате. В 1789 году было напечатано первое произведение Радищева. Заведя типографию, писатель издал «Путешествие из Петербурга в Москву». Для Радищева творчество того периода было способом осудить крепостную систему государства. Несомненно, это вызвало протест императрицы, так что вскоре писатель был арестован.

После приговор о смертной казни был заменен ссылкой в Сибирь на 10 лет. Даже там пишутся рассказы Радищева. Однако император Павел I вернул писателя из ссылки, а Александр I даровал ему полную свободу.

Затем в биографии Радищева была получена должность члена комиссии по составлению законов. В сентябре 1802 года покончил жизнь самоубийством.

Писатель выполнил несколько переводов книг. Ода Радищева «Вольность»» была написана в 1783, произведение «Житие Ф. В. Ушакова» — в 1788. Музей Радищева расположен в Саратове.

А.Н.Радищев трижды бывал проездом В Арзамасе. Первый раз Александр Радищев увидел старинный русский городок, в 1762 году, когда отправился на учебу в Москву, последний раз - в 1790году, по пути на каторгу в Сибирь.

 

 

 

Дневник путешествий

Страница 8

Л.Н.Толстой и Арзамас

В биографии писателя Л.Н.Толстого имеется страница, которая по праву именуется «нижегородской», но которая не до конца еще собрана и изучена. Владением предка великого писателя П.А. Толстого – ближайшего сподвижника Петра I – было нижегородское село Ключищи. Именно с нижегородской земли началось возвышение рода писателя. Л.Н. Толстой бывал в Нижнем Новгороде за свою долгую жизнь не менее 12 раз. К сожалению, подробности каждого из приездов в Нижний Новгород известны мало. И только один проезд через Нижний Новгород в Арзамас остался в деталях в памяти Льва Николаевича, превратившись позднее в неоконченную повесть «Записки сумасшедшего». Это был 1869 год. Прошло чуть более 8 лет после отмены крепостного права, и только–только завершена эпопея «Война и мир». От напряженного творческого труда духовное состояние часто перерастало в мрачное настроение, и Л.Н. Толстому необходимо было отвлечься от волновавших его мыслей. Именно в этот момент он увидел газетное объявление о продаже в Пензенской губернии имения Ильмино. Л.Н. Толстой решает ехать и уже 2 сентября прибывает в Нижний Новгород. Далее его путь лежал через Арзамас и Саранск. Железной дороги в ту сторону еще не было, и нужно было ехать на лошадях по неухоженным российским трактам. Лев Николаевич был погружен в дорожные размышления. Наступила ночь. Писатель вспоминал о том дне: «Я задремал, но вдруг проснулся. Мне стало что–то страшно… Зачем я еду? Куда я еду? Не то чтобы мне не нравилась мысль купить дешево имение, но вдруг представилось, что мне не нужно ни за что в эту даль ехать, что я умру тут в чужом месте. И мне стало жутко». Так всю дорогу он мучился беспокойством: «…вдруг на меня нашла тоска, страх, ужас – и такие, каких я никогда не испытывал…». Покинув Арзамас, писатель направился в сторону Саранска и Пензы. Покупка имения не состоялась. Видимо, повлияло пережитое в Арзамасе. Более того, Л.Н. Толстой решил возвращаться домой, в Ясную Поляну, другой дорогой – через Моршанск, минуя Арзамас, а заодно и Нижний Новгород. Внешне казалось, что жизнь писателя вошла в прежнюю колею, но духовно, изнутри обострялся его разрыв с господствующей средой. Он писал, но еще активнее переделывал роман «Анна Каренина». «Арзамасский страх», хотя и уходил на периферию, но вовсе не забывался. В апреле 1884 года 56–летний писатель отметил в дневнике, что ему не просто вспомнились страхи «арзамасской ночи», но что он «ох, живо их пережил». С той поры Толстой начинает трудиться над повестью, озаглавленной в одном случае «Записки сумасшедшего», в другом – «Записки несумасшедшего». Лев Толстой воспринимал теперь событие, произошедшее с ним в Арзамасе, как окончательное признание им нравственной правоты вчерашних крепостных крестьян, как момент его окончательного расставания с дворянскими привилегиями и традициями.

Дневник путешествий

Страница 9

Маяковский в Арзамасе

В.В.Маяковский любил путешествовать. Один из его маршрутов назван «волжская эпопея». Из Нижнего Новгорода Маяковский отправляется в Казань с ночной пересадкой в Арзамасе. Ехали в поезде 14 км в час.

За версты,

за сотни,

за тыщи,

за массу

за это время заедешь, мчась,

а мы

ползли и ползли к Арзамасу

со скоростью верст четырнадцать в час.

"По городам Союза"

«После утомительного переезда еще более тяжелым было одиннадцатичасовое ожидание в Арзамасе. Крохотный неуютный вокзал.

Маяковский пригласил попутчика-юриста в буфет, где не только негде было присесть, но и стоять негде было. Кому охота в такой мороз выбираться из буфета! Наконец буфетчица освободила столик. Заказали вино. Бутылка оказалась на редкость грязной. Буфетчица вроде оправдывалась: "Давно лежит, никто дорогих не требует".

-- Ага! Чем грязнее, тем дороже! -- пошутил Маяковский.

В разговоре, непринужденно, стараясь не "сразить наповал" собеседника, Маяковский наконец назвал себя. Юрист сперва растерялся, а затем не отходил от Маяковского весь вечер, глядел ему в глаза, как завороженный.

С его помощью мы еще до начала посадки устроились в "кукушке", отправляющейся на Арзамас-II. Вагон не топлен, нет света. Вскоре набилось полно народу. Просьба закрыть двери ни к чему не привела. Продрогли: зуб на зуб не попадает. Так просидели мы больше часа. "Кукушка" в эту ночь не пошла -- не могли разогреть паровоз. С трудом выбрались из вагона. Встретили юриста. Что делать? Как добраться до цели? Вблизи никаких признаков гужевого, а тем более автомобильного транспорта.

Наш милый попутчик не только раздобыл розвальни, но и взялся нас провожать, хотя дорога его лежала совсем в другую сторону. Семь километров на кляче, через пустыри и рощи, дались нелегко. Мы окоченели от мороза и ветра. Не помог кожух юриста, которым он накрыл наши ноги.

В Арзамасе-II Владимир Владимирович сердечно распрощался с юристом и, войдя в вагон, мгновенно заснул.»

(П. И. Лавут. Маяковский едет по союзу. –Волга зимой.- Воспоминания. Издание второе, дополненное. Изд-во "Советская России", Москва, 1969 OCR Ловецкая Т. Ю.)

 

 

Дневник путешествий

Страница 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: