Японская политическая система на современном этапе




 

Основы современной политической системы, которая коренным образом отличается от политической системы довоенной Японии, были заложены принятием конституции 1947 г. Ее важнейшими положениями стали признание суверенитета народа, основных прав человека, разделение властей и местного самоуправления. Япония получила юридическую базу для развития в качестве страны с парламентской демократией.

Политическую структуру японского общества образуют официальные (государственные и муниципальные) учреждения, а также политические партии и непартийные организации.

В системе официальных учреждений в Японии новое место занял институт императора, который ранее был главой государства с фактически неограниченными полномочиями.

Существуют разные взгляды на форму правления в Японии, что объясняется отсутствием в послевоенной конституции формулировку о форме правления. Наиболее распространенным является суждение, согласно которому современная Япония - парламентская монархия (по форме правления), поскольку в Японии имеется наследственный монах с титулом императора (тэнно), а создание и функционирование правительства обусловлено доверием палаты представителей (нижней палаты) парламента.

Конституцией на императора возложена ряд функций, в том числе созыв парламента, роспуск палаты представителей и объявление всеобщих парламентских выборов, назначение премьер-министра, подтверждение назначений и отставок министров а также полномочий дипломатических представителей Японии, назначение председателя Верховного суда, подтверждение амнистий, пожалования наград, прием иностранных дипломатических представителей. Однако эти функции носят формальный характер, поскольку инициатива императора в их осуществлении не предусмотрена (многие функции являются лишь церемониальными). Император не имеет полномочий, связанных с осуществлением государственной власти, и может прибегать к действиям, которые касаются дел государства лишь по совету и с согласия кабинета министров, который и несет ответственность за эти действия.

По конституции единственным законодательным органом является парламент, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Однако японские ученые, исходя из предоставленного конституцией муниципии права принимать обязательные постановления (дзьорей), считают, что муниципальное собрание также ("в порядке исключения") имеют законодательные полномочия, и называют это собрание "вторичной законодательной властью" (а их постановления - "автономным правом").

Большое значение для деятельности парламента должны комиссии, создаваемые в палатах. Одна из важнейших функций комиссий - предварительное рассмотрение законопроектов, в ходе которого они могут быть изменены и даже отклонены.

Высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров, который возглавляет премьер-министр.

Конституцией определен принцип гражданского кабинета, согласно которому члены кабинета должны быть гражданскими лицами. Термин "гражданское лицо" (буммин), впервые появляется в послевоенной конституции является буквальным переводом английского термина "civilian", он понимается в следующем контексте: а) это лицо, не находится на военной службе, б) которая не была в прошлом профессиональным военным, в) не является носителем милитаристской идеологии.

В кабинете министров (в отличие от довоенного состава) отсутствуют должности военного и военно-морского министров, а также министра внутренних дел.

Премьер-министр выдвигается парламентом из числа депутатов. На практике Либерально-демократическая партия в течение длительного времени удерживает за собой парламентское большинство (в последнее время - только в нижней палате) и таким образом сохраняет возможность выдвижения премьер-министра из своих рядов. Премьер-министр назначает и снимает министров (большинство из них должна быть выбрана им из числа депутатов парламента).

Кабинет министров имеет право законодательной инициативы.

Таким образом, можно отметить, что современная политическая система Японии в общем виде сформирована в русле западных демократических традиций. Учитывая сравнительно недавнее тоталитарное прошлое этой страны в политической системе Японии есть ряд предупредительных норм, которые не присущи странам западной демократии (в частности отстранение военных, даже отставных, от политического управления).

 

Выводы

 

Япония прошла долгий и нелегкий путь от тоталитаризма к демократии. Этот путь был успешным частности благодаря удачной политической конъюнктуре, сложившейся после Второй мировой войны. Идея подражания более передовой модели экономического и политического развития рассматривалась японскими политическими и деловыми кругами как наиболее эффективный путь для возрождения Японии. Такой моделью после Второй мировой войны они выбрали США - наиболее сильную в экономической и политической области мировую державу. США пошли на предоставление Японии, как своему союзнику на Дальнем Востоке новейшей техники и технологии, способствуя тем самым скорейшему укреплению и укреплению японской экономики. Важно подчеркнуть, что Япония импортировала не только лицензии и технологию, но и американские концепции управления, маркетинга, и в конце концов, основополагающие принципы демократии американского образца. Причем они не просто заимствовались, но приспосабливались к специфике японской традиционной культуры, характера взаимоотношений в обществе. Это во многом и обеспечило успех демократических преобразований в Японии.

Делая общий вывод можно отметить следующие основные признаки японской модели перехода от тоталитаризма к демократии:

1. Отказ от милитаризации экономики и от милитаристской идеологии.

2. Ориентация на передовой опыт западных стран в политической и экономической областях.

3. Сочетание передового зарубежного опыта с традиционными японскими моральными и культурными ценностями.

Последнее следует особо отметить. Именно такой подход помог Японии избежать той атмосферы всеобщего краха и отчаяния, которая была присуща другим посттоталитарным странам (Германии, Италии) после окончания Второй мировой войны и признаки которой в полной мере наблюдаются в новых независимых государствах на постсоветском пространстве. Итак, можно с уверенностью сказать, что опыт перехода Японии от тоталитаризма к демократии может пригодиться и нашему молодому государству, которое, хочется надеяться, имеет уже в ближайшем будущем не худшие экономические и политические перспективы чем Страна Восходящего Солнца.

 

Литература

 

1. Вербицкий С. И. Япония на пороге XXI века. - М., 1988.

 

2. Спандарьян В. Деловая Япония. - М., 1999.

 

3. Яно С. Японская экономика на пороге двадцать первого века. - М., 1972.

 

4. Япония / под ред. Г. Ф. Кима, К. А. Саркисова, А. И. Сенаторова. - М., 1992.

 

5. https://www.orientalica.com/lofiversion/index.php?t4672.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: