На правах рукописи
ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫРАЗРЕШЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СПОРОВ
Направление подготовки 40.04.01 (030900) Юриспруденция
магистерская программа 40.04.01.07 «Судебная власть, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат»
автореферат
магистерской диссертации на соискание
квалификации (степени) магистра
Тамбов 2018
Работа выполнена на кафедре «Гражданское право и процесс»
Тамбовского государственного технического университета
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент | Субочева Виолина Александровна | |
РЕЦЕНЗЕНТ: кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «ТГУ им. Г.Р. Державина» | Калинина Ирина Анатольевна | |
Защита диссертации состоится «01» февраля 2019 г. в 10.00 часов на заседании государственной экзаменационной комиссии Тамбовского государственного технического университета по адресу:
392020, Тамбов, ул. Мичуринская, д. 112Д, ауд. 312.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат подготовлен «16» июня 2015 г.
Секретарь государственной
экзаменационной комиссии Н.В. Рудакова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования обусловленатем, что в настоящее время в условиях относительной стабилизации российской экономики возрастает количество корпоративных конфликтов в сфере осуществления деятельности одного из основных субъектов современного предпринимательства — акционерных обществах.
Действительно осуществление акционерным обществом предпринимательской деятельности, успешное решение задач и достижение целей, поставленных перед акционерным обществом при его учреждении, возможны лишь при наличии в нем условий для предупреждения и урегулирования корпоративных конфликтов - конфликтов между органами общества и его акционерами, а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества.
|
Необходимо отметить, что предупреждение и урегулирование корпоративных конфликтов в обществе в равной мере позволяет обеспечить соблюдение и охрану прав акционеров и защитить имущественные интересы и деловую репутацию общества. Как предупреждению, так и урегулированию корпоративных конфликтов способствует точное и безусловное соблюдение обществом законодательства, а также его добросовестное и разумное поведение во взаимоотношениях с акционерами.
Кроме того, в настоящее время актуальной является проблема корпоративных конфликтов между российскими компаниями, а также споров с участием иностранных инвесторов. Судебный порядок разрешения таких конфликтов и споров за счет своей длительности и невысокой эффективности не способен привести конфликтующие стороны к сравнительно быстрому и взаимоприемлемому выходу из спорной ситуации. Длящиеся годамисудебные процессы приводят к увеличению расходов российских компаний, причиняют прямой и косвенный вред инвесторам и снижают инвестиционную привлекательность экономики России.
В этой связи необходимо оказать поддержку внесудебным формам разрешения корпоративных и иных конфликтов, стимулировать передачу споров в третейские суды, в том числе созданные саморегулируемыми организациями, и рассмотреть возможность применения нового для российской деловой практики способа поиска решений и выхода из критических ситуаций - медиации (посредничества). Поскольку законодательство не устанавливает требований об обязательном соблюдении каких-либо досудебных процедур в целях урегулирования корпоративных конфликтов, применение этих процедур в значительной степени зависит от воли самого общества, что может быть закреплено в учредительных или внутренних документах акционерного общества.
|
Мировой опыт показывает, что корпоративные конфликты являются неизбежными. Представляя собой определенный тип общественных отношений, корпоративный конфликт одновременно является и действием и контрдействием. В рамках одного и того же конфликта происходит реализация субъективных намерений и, вместе с тем, преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации.
Примечательно, что практика функционирования акционерных обществ в современной действительности связана с наличием специфических разновидностей корпоративных конфликтов. В частности, корпоративные конфликты могут быть обусловлены возникшим спором между миноритарными акционерами и менеджментом, предметом которого является недобросовестное корпоративное поведение последнего в сфере использования наиболее ликвидных активов компании в интересах, противоречащих акционерному обществу или акционерам, или возникновение теневых центров образования прибыли (трансфертное ценообразование).
|
Кроме того, для современной действительности характерно и сохранение высокого удельного веса мошеннических рейдерских схем, в частности, перехвата оперативного управления, имитации присоединения компании- цели, хищения акций, однако из зоны крупного предпринимательства эти технологии переносятся в средний бизнес, из столичных регионов - в нестоличные.
В то же время происходит усиление интеграции гринмейлерских и рейдерских проектов; формируются и совершенствуются различные диверсифицированные механизмы проникновения в регионы крупных компаний, специализирующихся на процессах активных и противозаконных слияниях и поглощениях; повышается спрос на услуги рейдерских и гринмейлерских фирм со стороны участников исключительно внутренних корпоративных конфликтов, возникающих между разными уровнями управления в акционерном обществе.
В связи с изложенными обстоятельствами, а также в условиях активизации процессов региональной антикризисной кооперации заинтересованных участников корпоративных отношений, радикального повышения спроса на проведение антирейдерского аудита выявляется необходимость внедрения механизмов противодействия некоторым видам корпоративных конфликтов за счет разработки системы мер, стимулирующих применение законных способов разрешения корпоративных конфликтов, а также наделения соответствующего уполномоченного государственного органа необходимыми полномочиями, связанными с организацией процессов по разрешению корпоративных конфликтов.
В подобных условиях возникает необходимость совершенствования действующего законодательства Российской Федерации в сфере правового регулирования корпоративного управления и корпоративных правоотношений, а также в сфере введения обязательного досудебного этапа при возникновении отдельных наиболее сложных категорий корпоративных споров в области эмиссии ценных бумаг, раздела активов, слияний и поглощений и иных случаях, существенным образом затрагивающих права и интересы акционеров, которые ведут к корпоративным конфликтам.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, а также некоторые правовые проблемы регулирования корпоративных правоотношений в акционерных обществах по законодательству Российской Федерации, в том числе в сфере возникновения и разрешения корпоративных конфликтов с участием различных субъектов, повышением роли и значения института противодействия развитию корпоративных конфликтов с участием противозаконных форм влияния на предпринимательскую деятельность акционерных обществ, необходимости соблюдения международных требований корпоративного управления, предопределили выбор темы и обусловили актуальность и значимость настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время комплексное исследование правового регулирования корпоративных конфликтов в акционерных обществах Российской Федерации на монографическом уровне отсутствует.
Вопросы правового регулирования деятельности акционерных обществ в Российской Федерации и их органов управления были предметом исследования большого количества авторов, среди которых следует выделить:
- дореволюционных: Ю.С. Гамбаров, H.JI. Дювернуа, Д.И. Мейер, К.П. Победоносцев, И.А. Покровский, В.И. Синайский, Г.Ф. Шершеневич, и др.
- советских: М.М. Агарков, A.B. Бенедиктов, С.Н. Братусь, Д.М. Генкин, В.П. Грибанов, И.С. Гуревич, В.А. Дозорцев, О.С. Иоффе, Е.С. Компанеец, O.A. Красавчиков, JT.A. Лунц, И.Б. Новицкий, Э.Г. Полонский, В.К. Райхер, B.А. Тархов, Е.А. Флейшиц, P.O. Халфина и др.
- современных: Т.Е. Абова, С.С. Алексеев, Е.Г. Афанасьева, А.Н. Борисов, М.И. Брагинский, Д.А. Вавулин, В.А. Вайпан, В.В. Витрянский, A.B. Габов, C.B. Гомцян, С.П. Гришаев, Е.Ф. Губин, Д.И. Дедов, В.И. Добровольский, В.В. Долинская, С.С. Занковский, М.Г. Ионцев, С.А. Карелина, A.A. Кирилловых, Г.А. Корнийчук, В.Г. Коряковцев, П.В. Крашенинников, Д.В. Ломакин, П.В. Матвеенко, Н.И. Михайлов, В.П. Мозолин, A.A. Молчанов, В.Ф. Попондопуло, О.Н. Садиков, Е.А. Суханов, М.В. Телюкина, Ю.А. Тихомиров, Ю.К. Толстой, Ю.Л. Фадеев, Ю.С. Цимерман, Г.С. Шапкина, А.Е. Шерстобитов, И.С. Шиткина, A.M. Эрделевский, и др.
Отдельным вопросам, связанным с правовыми аспектами корпоративного управления и правовыми проблемами взаимодействия органов управления акционерных обществ, в том числе при возникновении и разрешении корпоративных конфликтов, были посвящены работы следующих авторов: A.A. Бегаевой, И.В. Гетьман-Павловой, Т. А. Григорьевой, A.B. Каширина, В.А. Лаптева, И.Н. Левинской, С.Д. Могилевского, А.Е. Молотникова, О.В. Осипенко, Г.Л. Рубеко, A.A. Серебряковой, И.Н. Соловьева, Д.А. Степанова, П.Г. Сычева, А.Ю. Федорова, C.Ю. Филипповой, А.Н. Шмагина, и др.
Правовое регулирование корпоративного управления в Российской Федерации, а также корпоративных конфликтов с участием различных органов управления акционерных обществ, было объектом исследования диссертационных работ следующих авторов: A.A. Александровой, М.В. Гвоздаревой, A.A. Данельяна, А.Э. Козловской, А.П. Колесова, М.В. Лаврова, A.B. Полухина, A.A. Родина, С.А. Шувалова, и др.
Следует отметить, что, несмотря на большое количество работ по рассматриваемой тематике, вопросы о правовом регулировании корпоративных конфликтов, в том числе с участием различных субъектов корпоративных правоотношений, представляются недостаточно разработанными в современных условиях, что еще раз доказывает значимость и актуальность проводимого диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования возникновения и разрешения корпоративных конфликтов по законодательству Российской Федерации.
Предметом диссертационного исследования является нормативные правовые акты Российской Федерации и иные правовые нормы, регулирующие вопросы возникновения и разрешения корпоративных конфликтов в акционерных обществах.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе научно-практического анализа отдельных аспектов правового регулирования возникновения и разрешения корпоративных конфликтов в акционерных обществах по законодательству Российской Федерации, исследовать основные теоретические и практические проблемы правовых механизмов корпоративных конфликтов в акционерных обществах, а также предложить и обосновать пути совершенствования законодательства в этой сфере.
Для достижения указаннойцелипоставлены следующие задачи диссертационного исследования:
1. Выявить правовую сущность корпоративного конфликта и их классификацию.
2. Исследовать правовое регулирование корпоративных конфликтов в некоторых зарубежных странах.
3. Определить правовые особенности субъектного состава корпоративных конфликтов.
4. Рассмотреть правовые аспекты возникновения корпоративных конфликтов.
5. Выявить особенности корпоративных конфликтов с участием различных групп заинтересованных лиц.
6. Охарактеризовать различные способы предупреждения и разрешения корпоративных конфликтов.
7. Выявить правовые проблемы, предложить и обосновать пути совершенствования законодательства в сфере правового регулирования выявления и разрешения корпоративных конфликтов в акционерных обществах Российской Федерации.
Теоретическое значение магистерской диссертации заключается в комплексном анализе формирования механизма защиты прав на коммерческую тайну в период инновационного развития экономики исходя из доктринального понимания осуществления и защиты гражданских прав.
Результатом проведенного исследования стали следующие положения, выносимые на защиту:
1. Обосновывается вывод о том, что при формировании механизма защиты нарушенных прав на коммерческую тайну эффективным является системный подход, который позволяет хозяйствующим субъектам в соответствии с законом и по своему усмотрению определить объект коммерческой тайны с учетом экономических интересов; требования к субъектам права на коммерческую тайну и осуществление ими своих правомочий; содержание мер по установлению режима коммерческой тайны; выявить нарушения прав на коммерческую тайну и в зависимости от договорных или внедоговорных отношений применить соответствующие способы защиты и методики возмещения убытков от нарушения права в данной области.
2. Выявляются тенденции определения понятия «коммерческая тайна» и отмечается, что в настоящее время можно говорить о коммерческой тайне, объединяющей в себе секрет производства (ноу-хау) и коммерческую информацию, как «нетрадиционным объектам» интеллектуальной собственности, требующим законодательного регулирования. Обосновывается вывод, что объектом защиты коммерческой тайны является любая, охраняемая по усмотрению субъекта предпринимательской деятельности информация, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны, неправомерное нарушение которого приводит в действие механизм защиты прав на коммерческую тайну.
3. Определяются критерии классификации способов защиты прав на коммерческую тайну в зависимости от характера нарушения прав обладателя коммерческой тайны; от специфики причинения ущерба при нарушении прав на коммерческую тайну в договорных, корпоративных и трудовых правоотношениях, а также при взаимоотношении с государством; от результата, на который рассчитывает правообладатель, прибегая к соответствующим способам защиты.
4. Показывается, что оценка стоимости информации, составляющей коммерческую тайну, может быть проведена с применением количественного и экспертного методов, позволяющих учитывать специфику данного объекта. С учетом общих подходов, разработанных в гражданском и коммерческом праве для производства расчетов убытков, предлагается методика возмещения убытков, причиненных нарушением права на коммерческую тайну на основе учета критериев расчета рыночной стоимости информации, раскрывается содержание методов, позволяющих выявить ущерб от нарушения договорных обязательств в информационной сфере.
5. Обосновываются основные направления деятельности юридической службы в информационной сфере по возмещению убытков, причиненных нарушением права на коммерческую тайну, и показывается, что важным направлением работы в этой области является проверка наличия правовых оснований и обязательных условий для возмещения убытков.
Теоретическую основу исследования составляют научно- теоретические разработки ученых-правоведов в рассматриваемой сфере. Исследование поставленных задач осуществлялось на основе анализа литературы по вопросам правового обеспечения корпоративного управления в акционерных обществах по законодательству Российской Федерации, в том числе в сфере исследования возникновения и разрешения корпоративных конфликтов.
Положения диссертации соотносятся с мнениями и суждениями известных ученых, специалистов в области исследования правового обеспечения корпоративного управления и правового регулирования корпоративных конфликтов в акционерных обществах Российской Федерации, например, А.Н. Борисова, И.В. Гетьман-Павловой, Д.И. Дедова, В.И. Добровольского, В.В. Долинской, М.Г. Ионцева, Д.В. Ломакина, С.Д. Могилевского, А.Е. Молотникова, О.В. Осипенко, A.A. Серебряковой, Г.С. Шапкиной, И.С. Шиткиной, АЛО. Федорова, и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Федеральный закон «Об акционерных обществах», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты различных органов государственной власти, в том числе Центрального банка Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации, и иные акты, регулирующие объект диссертационного исследования.
Методологическая основа диссертационного исследования. С целью получения максимально объективных данных об исследуемом предмете автор базировал свое исследование на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез.
Кроме того, автором применялись сравнительно-правовой, историко- правовой, формально-логический, комплексный, диалектический, системного анализа, метод правового моделирования и другие методы.
Научная значимость исследования заключается в теоретическом гражданско-правовом подходе к изучению механизма защиты прав на коммерческую тайну, в котором доминирующее место занимает право на коммерческую тайну как объект защиты и механизм защиты нарушенных прав коммерческих организаций (способы защиты). Теоретические выводы диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе и включены в программы учебных курсов по гражданскому и коммерческому праву.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре гражданского права и процесса Тамбовского Государственного Технического Университета. Результаты магистерской диссертации были представлены в виде доклада на научной конференции: V Ежегодной заочной общероссийской научно-практической конференции «Источники частного и публичного права» (27.03.2015, г. Тамбов); в работе круглого стола «Актуальные проблемы реформирования гражданского законодательства» (20-летие Гражданского кодекса Российской Федерации) (11 декабря 2014, г. Тамбов).
Структура магистерской диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, включающих в себя десять параграфов, заключения и списка используемых источников.
СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены объект и предмет, цели и задачи исследования, изложены методологические основы диссертации, представлена теоретическая, нормативная основа исследования, раскрыто его теоретическое значение, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, обоснована научно-практическая значимость диссертационной работы, приведены сведения об апробации полученных результатов.
В первом разделе - « Теоретико-правовые аспекты института коммерческой тайны» раскрываются основные понятия, относящиеся к коммерческой тайне, правовая природа и виды сведений составляющих коммерческую тайну. Рассматривается развитие института коммерческой тайны в отечественном законодательстве, а также эволюция зарубежного законодательства о коммерческой тайне.
В диссертации установлено что предметом "коммерческой тайны" являются сведения, связанные с коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятия: производственная и технологическая информация, информация об управлении, финансах и другой деятельности. Это могут быть документы о коммерческих переговорах предприятия и методах ценообразовании, документы, связанные с маркетинговыми исследованиями рынка, сведения об организации труда и подборе работников, информация об условиях хранения документов, т.е. сведения обладающие коммерческой ценностью.
Отнесение тех или иных сведений к коммерческой тайне должно удовлетворять следующим требованиям:
- их открытое использование может причинить ущерб;
- организация может обеспечить сохранение их конфиденциальности;
- эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственной тайной и не защищены патентом;
- их сокрытие не наносит вред обществу.
До принятия Федерального закона «О коммерческой тайне» перечень сведений, которые не могли составлять коммерческую тайну, содержался в различных нормативно - правовых актах, в том числе в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» и Постановлении Правительства РФ от 05.12.1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
Сегодня перечень сведений, не относящихся к коммерческой тайне (в основной своей части), закрепленный в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне», составляют сведения:
1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Анализ содержания сведений, составляющих коммерческую тайну, представляет на сегодняшний день особый интерес, поскольку они существенным образом отличаются от всех прочих видов информации ограниченного доступа. Оригинальность их заключается в том, что, с одной стороны, эти сведения представляют собой самостоятельный вид конфиденциальной информации, правовой статус которой определен ч. 4 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера. С другой стороны, под своим вторым наименованием - секрет производства (ноу-хау) - они фигурируют в п. 12 ч. 1 ст. 1225 части четвертой Гражданского кодекса РФ как результат интеллектуальной деятельности.
Автор отмечает, что определение информации, составляющей коммерческую тайну (секрета производства), содержащееся в п. 2 ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне", и определение секрета производства (ноу-хау), фигурирующее в ст. 1465 ГК РФ, абсолютно идентичные. В обоих случаях это "сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны".
Васильев А.А. полагает, что между информацией, составляющей коммерческую тайну, и секретом производства (ноу-хау) кто-то упорно хочет поставить знак равенства, хотя делать этого не следует по той простой причине, что в этом случае можно столкнуться с коллизией норм информационного и гражданского законодательства. При такой постановке вопроса в качестве сведений, составляющих коммерческую тайну, мы получаем "конгломерат", образуемый конфиденциальной информацией, отражающей производственные, технические, экономические, организационные и другие элементы коммерческой деятельности (назовем ее конфиденциальной составляющей коммерческой тайны), и результатами интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (назовем их интеллектуальной составляющей коммерческой тайны). Причем регулировать правоотношения, связанные с защитой столь разноплановых сведений, одновременно с помощью информационного права и законодательства об интеллектуальной собственности нельзя, поскольку положения законодательства об интеллектуальной собственности не распространяются на отношения по правовой охране конфиденциальной составляющей коммерческой тайны, а положения информационного права - на отношения, связанные с правовой охраной ее интеллектуальной составляющей.
Чтобы избежать подобного правового тупика, указанные составляющие коммерческой тайны, по всей видимости, следует четко дифференцировать и рассматривать каждую из них в качестве самостоятельного объекта правовой защиты. Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну, может содержать в своем составе секреты производства (ноу-хау), но только в качестве одного из своих элементов - интеллектуального, причем наряду с другим элементом - конфиденциальным, сущность которого определена выше. Интеллектуальная составляющая (секрет производства, ноу-хау), по логике вещей, должна включать в себя не обнародованные в официальном порядке изобретения, полезные модели и промышленные образцы, оригинальные технологии, знания, умения, а также определенный набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дел в какой-либо области или профессии. Данная категория информации в соответствии с п. 6 Перечня сведений конфиденциального характера до сих пор рассматривается в качестве конфиденциальной.
С учетом подобного видения сущности информации, составляющей коммерческую тайну, все правовые коллизии исчезают. В этом случае мы будем иметь дело с комплексными сведениями, одна часть которых относится к конфиденциальной информации, а другая - к результатам интеллектуальной деятельности. Аналогичный дифференцированный подход, по мнению автора, должен применяться и в процессе правовой защиты различных категорий информации, относящихся к коммерческой тайне.
Помимо анализа действующего законодательства автор обращает внимание на историю развития института коммерческой тайны в России, что позволяет более глубоко понять сущность конфиденциальной информации и смоделировать возможность дальнейшего развития правового обеспечения коммерческой тайны. Рассматриваются первые попытки законодательно урегулировать тайну и установить ответственность за ее разглашение. Так в числе прочих секретов, подлежавших защите с развитием промышленности и торговли к началу XVIII в., появилась и коммерческая тайна - охраняемое законом сокрытие коммерческих операций и соответствующих сведений о них. Окончательно институт правового регулирования тайн Российской империи, предусматривавший ответственность за нарушение требований по их защите, сформировался к середине XIX в. В этот период наряду с гражданско-правовой защитой тайны частной жизни, профессиональной тайны врачей, адвокатов, чиновников и нотариусов появилась и правовая защита фабричной и торговой (коммерческой) тайны. К началу XX в. заметную роль в области защиты коммерческой тайны и недобросовестной конкуренции стало играть Министерство торговли и промышленности. Сложившийся в России хозяйственный строй привел к острой конкуренции между субъектами хозяйственной деятельности. В ходе борьбы с недобросовестной конкуренцией указанное Министерство вырабатывало определенные механизмы противодействия этому негативному явлению.
В советский период понятие коммерческой тайны вновь получило свое значение лишь в период распада СССР. Оно нашло свое отражение в Законе "О предприятиях в СССР", изданном в 1990 г.
В Диссертации рассматривается также эволюция зарубежного законодательства о коммерческой тайне, которое имеет более продолжительную историю, а значит, и ряд значительных преимуществ. В большинстве зарубежных стран в настоящее время отсутствует единый нормативный общегосударственный акт, определяющий понятие «коммерческая тайна» и раскрывающий соответствующий механизм правового регулирования. Исключение составляют, пожалуй, только США. Правовые нормы, касающиеся регулирования коммерческой тайны, содержатся в различных нормативных актах, например, в уголовном кодексе, законах о недобросовестной конкуренции, о свободе доступа к информации.
В США, Германии, КНР, Японии и других странах защита коммерческой тайны обеспечивается системой промышленной секретности, которая базируется на соответствующей правовой базе. При этом основную роль в обеспечении ее сохранности играют сами корпорации, а негосударственные органы.
Во втором разделе – «Особенности современного законодательства в сфере коммерческой тайны»определяется порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне, установлены субъекты права на коммерческую тайну, права обладателя коммерческой тайны и его правомочия.
В диссертации установлено, что при организации охраны коммерческой тайны, необходимо определить круг сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.
При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в «Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия», утверждаемом руководителем предприятия. Юридическая практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.
В диссертации обращено внимание на то, что предпринимательская практика всегда строится на получении и перераспределении информации, которую и вбирает в себя коммерческая тайна. Это положение связано с тем, что конкурентная борьба заключается в быстром и эффективном поиске необходимых сведений о процессе производства продуктов или предоставления услуг, а также выходе на потенциального покупателя. Смело можно утверждать, что это всегда информация.
Автор выделяет две категории информации, которая может быть под грифом «коммерческая тайна». Первая – это секреты производства, или ноу-хау. Так же в определенных научных работах их называют технологической и научно-технической информацией.
Вторая – это деловые сведения. К данному разделу следует отнести планы развития предприятия, перераспределение финансовых потоков, результаты маркетинговых исследований, формирование деловой репутации и способы продвижения товаров или услуг на внутреннем или внешнем рынке.
В диссертации сформулировано несколько иное определение коммерческой тайны – право лица на отказ в доступе к деловой и научно-технологической информации предприятия третьим лицам за исключением случаев, строго регламентированных законодательством.
А если есть право на отказ, значит, должно существовать право на защиту от незаконных посягательств на скрываемую информацию.
Автором дается характеристика права обладателя на коммерческую тайну через его правомочия.
Первое правомочие образует возможность правообладателя на собственные активные действия фактического характера, направленные на извлечение прибыли путем использования информации, и определения ее юридической судьбы.
Второе правомочие реализуется в возможности требовать от третьих лиц воздержания от действий, которые могут привести к разглашению сведений, составляющих коммерческую тайну, либо их использованию без согласия правообладателя.
Третье правомочие заключается в возможности управомоченного лица:
- защищать принадлежащее ему право собственными действиями фактического порядка (самозащита гражданских прав);
- применять непосредственно самим управомоченным лицом юридические меры оперативного воздействия на правонарушителя;
- обращаться к государственным органам с требованием понуждения обязанного лица к определенному поведению.
В диссертации поясняется что субъект, получивший информацию законным путем, имеет право установить в отношении этой информации режим коммерческой тайны, что означает его монопольное право на определение сферы использования сведений и недопущения к ним третьих лиц.
Деятельность по установлению режима коммерческой тайны следует рассматривать как комплексный процесс создания собственной системы охраны информации, элементами которой являются:
- разработка корпоративных документов, определяющих порядок установления режима коммерческой тайны;
- включение условия о конфиденциальности в трудовые и гражданско-правовые договоры;
- реализация мер организационно-правового характера по установлению режима коммерческой тайны.
Вопросы применения мер защиты решают по своему усмотрению обладатели этих прав, а не государственный орган.
Организационная форма и форма собственности не имеют значение для отнесения субъекта права к категории предпринимателей. Главное, чтобы деятельность, осуществляемая таким лицом, была направлена на получение прибыли, носила коммерческий характер, и это было зафиксировано в учредительных документах. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок работы с ними и их защиты определяется предприятием самостоятельно.