Все задания должны быть выполнены в письменной форме в отдельной тетрадке и сданы преподавателю
Тема 1. Сущность государства
1. Признаки государства и определение его научного понятия.
2. Основные подходы к пониманию сущности и социального назначения государства.
Задания для самостоятельной и творческой работы
1. Определите признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений современного общества.
2. Власть необходимо отличать от влияния. На примере жизненной ситуации: один человек убедил другого бросить курить, определите, что это – власть или влияние?
3. Определите сущность государства Республики Беларусь.
4. Заполните следующую таблицу.
Законодательная власть | Исполнительно-распорядительная власть | Судебная власть | |
Цели власти | |||
Требования к власти | |||
Функции власти | |||
Структура власти | |||
Правовые акты | |||
Пути совершенствования |
Тема 2. Формы государства
1. Понятие и структурные элементы формы государства.
2. Форма правления.
3. Форма государственного устройства.
4. Политический режим.
Задания для самостоятельной и творческой работы
1.На основании изученного материала нарисуйте схему «Форма государства».
2.Заполните таблицу «Виды монархии и их признаки»
Вопросы для сравнения | Абсолютная монархия | Парламентская монархия | Дуалистическая монархия |
Принадлежность законодательной власти | |||
Осуществление исполнительной власти | |||
Назначение главы правительства | |||
Право роспуска парламента | |||
Право veto монарха на решения правительства | |||
Современные страны |
3.Заполните таблицу «Виды республик и их признаки »
Вопросы для сравнения | Президентская республика | Парламентская республика | Смешанная республика |
Порядок избрания президента | |||
Порядок образования правительства | |||
Ответственность правительства | |||
Право роспуска парламента у президента | |||
Наличие поста премьер-министра | |||
Объём полномочий президента | |||
Современные страны |
4. Заполните таблицу “Формы государственного устройства”
Вопросы для сравнения | Унитарное государство | Федеративное государство | Конфедерация | |
Территория | ||||
Статус административно-территориальных единиц | ||||
Государственный аппарат | ||||
Гражданство | ||||
Правовая система | ||||
Налоговая система | ||||
Судебная система | ||||
Современные государства | ||||
5. Определите форму правления государства
Государство Ватикан образовано в 1929 году на основе Лютеранского договора между Италией и главой Римской Католической церкви – Папой Пием XI. Глава государства Ватикан – Папа Римский (глава Католической церкви). Он избирается пожизненно коллегией кардиналов. Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Парламент в Ватикане отсутствует. Действуют только совещательные органы: Вселенский Собор Римской Католической церкви, собираемый раз в несколько десятилетий; коллегия кардиналов; епископский собор. Папа Римский назначает членов правительства (римской курии), которое непосредственно управляет делами церкви и государства. Римскую курию возглавляет государственный секретарь Ватикана, выполняющий одновременно функции премьер-министра и министра иностранных дел. Своеобразными министерствами являются конгрегации. Делами самого государства Ватикан ведает комиссия, назначаемая Папой и состоящая из трех кардиналов, губернатора и генерального советника.
Тема 3. Источники права.
1. Понятие источника (форм) права и их виды.
2. Нормативный правовой акт как источник права.
(Изучаем закон «О нормативных правовых актах»)
3. Понятие и признаки нормы права, ее структура.
4. Классификация норм права.
Задания для самостоятельной работы
1. Разместите структурные элементы нормативного акта от меньшего к большему: глава, статья, часть, раздел.
2. Выберите правильный вариант: закон от 10. 01. 2000 г.
означает дату:
официального опубликования;
вступления в силу;
принятия нижней палатой Парламента;
утверждения верхней палатой Парламента;
подписания Президентом.
Задания для самостоятельной и творческой работы
1.Подберите в нормативных правовых актах и выпишите
по одному примеру:
- обязывающих, управомочивающих и запрещающих норм;
- материальных и процессуальных норм;
- норм, относящихся к публичному и частному праву.
2. Подберите в нормативных правовых актах и выпишите
по два примера:
- норм императивного характера;
- норм диспозитивного характера.
3. В тексте нормативного акта выделите несколько правовых норм и охарактеризуйте их с точки зрения нормативности, формальной определенности, субъекта, ее принявшего, сферы общественных отношений и т.д.
4. Выявите реальную структуру конкретных правовых норм и доведите ее до логической структуры там, где это нужно (представьте в виде схемы):
- ст. 214 УК РБ "Неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения (угон) — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок";
- ст. 141 КоБС "Отмена усыновления не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными";
- ст. 224 ТК "Работник подлежит обязательному социальному страхованию нанимателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством";
- ст. 8.2. КоАП "Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
5. Выберите в нормативных правовых актах и выпишите
несколько статей, в каждой из которых изложены:
а) одна гипотеза и одна диспозиция правовой нормы;
б) две и более гипотез правовой нормы;
в) две и более диспозиций правовой нормы;
г) альтернативная гипотеза;
д) реальная структура нормы, соответствующая ее логической структуре;
е) содержатся две нормы.