Поисково – исследовательский проект
«Радуга экспериментов»
для детей возраста 3-7 лет
Тип проекта:
Поисково – исследовательский проект:
Требует четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предметов исследования.
Продуманных методов обработки результатов исследования: альбом с зарисовками, коллаж, газета, модели, экскурсии и походы выходного дня, экспериментирование, постановка опытов, поделки использование ИКТ и т.д.
Актуальность:
По результатам бесед с детьми выяснилось, что детям интересно было бы побывать в роли исследователей-экспериментаторов, что для этого необходимо, где посмотреть и научиться проводить настоящие опыты, научиться делать выводы, объяснять, что происходит и почему?
ЦЕЛЬ:
Расширение кругозора детей, формирование интереса к исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ проекта:
Формирование навыков сбора и обработки информации, развитие умений и навыков при проведении экспериментаторской деятельности, закрепление и систематизация знаний о воде и её свойствах, о других жидкостях(молоко, масло, растворы кислот и щелочей(!)) и твердых веществах(крахмал) и материалах(бумага) уточнение представлений о зависимости явлений от различных условий, воспитание бережного отношения к своему здоровью, природным ресурсам.
Этапы проекта:
1 этап:
1.Организационный:
Выбор темы:
Волшебница – вода.
Удивительные вещества.
Загадочная лампа-лава.
Кислота или щелочь.
Опыты с молоком.
Что такое электричество?
Опыты с бумагой.
2. Постановка цели:
Дети предшкольной группы решили узнать много интересного обо всем на свете.
3. Согласие группы, выявление активной позиции детей (да, нет).
|
Решили провести эксперименты.
4. Определение сроков выполнения проекта:
С сентября по декабрь 2013 года.
2 этап:
Разделение на темы.
Дети выбрали темы экспериментов и начали подготовку к показу.
2. Включение дополнительных сил для осуществления проекта, выявление интересов и возможностей взрослых для решения поставленной задачи (работа с родителями): Было решено, что в осуществлении проекта будут помогать родители:
Для родителей был предоставлен выбор направлений работы:
- Информационно – просветительское направление.
- Поисково – творческое направление.
- Подготовка детей к самостоятельному проведению экспериментов для других детей группы.
Определение источников информации: Книги энциклопедического содержания, интернет-ресурсов.
Организация деятельности детей.
Планирование видов деятельности, выяснение приоритетных желаний детей.
План работы с детьми:
Неделя | Вид деятельности | Направления деятельности | ||||
Познавательная, Поисковая | Речевая, игровая | Исследовательская, Экспериментальная | Творческая, продуктивная | Развивающая среда | ||
Первая неделя | Понедельник | Эксперимент: «Исчезающие чернила» | Игра: «Путешествие за синей птицей» «Детективное агенство» | Эксперимент: «Свойства молока» «Взрыв цвета в молоке» | Дружественные послания Рисование: «На лугу пасутся КО…» | ИКТ – презентация Объекты для экспериментирования Книги о молоке Плакаты Подборки рисунков и фотографий Альбомы - самоделки |
Вторник | Эксперимент: «Что можно увидеть в хлебе» | Стихотворения и загадки о крахмале | Эксперименты: «Где ещё есть крахмал?», «Есть ли крахмал в колбасе?» | Штампы из картофеля, Рисование по замыслу | ||
Среда | Эксперимент: «Наше электричество», «Волшебница-вода» | Тренинговые игры: «Орех знаний» | «Можно ли шарик приклеить к потолку без клея?» | Аппликация «Воздушные шары» | ||
Четверг | Эксперимент: «Извержение вулкана» | Сочинение сказки о вулкане | Создание макета вулкана | |||
Вторая неделя | Понедельник | Эксперимент: «Электрические цепи» | «Собери и заведи» | «Что будет, если цепь разомкнуть?» | Раскраски «Автомобиль» | Атрибуты для игры Материалы для рисования Льдина с замерзшими растениями |
Вторник | Эксперимент: «Плавающее яйцо» | Если опустить в стаканы с соленой и пресной водой другие продукты? | Раскрашивание яиц акварелью | |||
Среда | Эксперимент: «Лампа – лава» | Соединение жидкостей разной плотности | Изготовление собственных ламп | |||
Четверг | Эксперимент: «Плавающий лимон» | «Лаборатория» | Проверить другие цитрусовые и виноград | Аппликация способом обрывания бумаги «Ваза с фруктами» | ||
Третья неделя | Понедельник | Эксперимент: «Жесткая переправа» | «Мы – туристы» | Какой вес выдержит бумага, сложенная в гармошку | Поделки «Птичка», «Ёжик» в технике оригами | ИКТ – презентация Книги Плакаты Иллюстрации |
Вторник | Эксперимент: «Виноград в минеральной воде» | «Праздник урожая» | Проверить поведение ягод винограда в сосудах других объемов, ягоды меньшего, большего размера | Лепка «Гроздь винограда» | ||
Среда | Эксперимент: «Удивительные индикаторы» | Проверить бумажкой pH мыла, сока, воды из-под крана | Изготовление мыла своими руками | |||
Четверг | Эксперимент: «Синий дождь» | «Мы – экологи» | Какими ещё свойствами обладает пена? (вес, устойчивость,мылкость на ощупь) | Развлечение «Мыльные пузыри» | ||
Четвертая неделя | Понедельник | Эксперимент: «Что можно сделать за одну минуту» | Минутки тишины. | «Кто нарисует больше кружков (букв, сделает приседаний) в минуту) | ИКТ – презентация Объекты для экспериментов Альбомы с зарисовками Материалы для экспериментирования в центре «Лаборатория» Черенки растений Схемы ухода | |
Вторник | Эксперимент: «Где дольше горит свеча?» | Сколько минут горела свеча под самой большой(маленькой, средней) банкой? | ||||
Среда | Эксперимент: «Как очистить воду» | «Мусороперерабатывающий завод» | Рисование пальчиками, ладонями. | |||
Четверг | Эксперимент: Какая температура может быть у горячей (холодной, теплой) воды? | Измерение температуры через определенные промежутки времени |
|
|
Работа с родителями:
Информирование родителей: информация на сайте, в группе соцсети «В контакте» подключение к выбору источников информации.
(Книги, плакаты, игровые атрибуты и т. д.)
Организация последовательности проводимых экспериментов.
Помощь в подготовке сообщений, выводов.
6. Деятельность детей: совместная, индивидуальная.
7. Направление деятельности в соответствии с типом проекта (игровая, творческая, продуктивная, поисковая, экспериментаторская и т.д.)
8. Выявление группы родителей для оформления докладов детей.
(работа на компьютере: сканер, печать фотографий).
9. Формирование развивающей среды в группе вместе с детьми.
3 этап:
Деятельность педагога:
Планируется работа с учетом направлений развития детей:
- Социально – личностное развитие:
Хочу всё знать!
- Познавательно – речевое развитие:
Свойства веществ.
Свойства материалов.
- Художественно – эстетическое развитие:
Вода – богатство и красота!
- Физическое развитие:
Вода и здоровье. Продукты вредные и полезные.
1. Выполнение запланированной деятельности детей, использование различных методик и технологий.
2. Формирование специфических знаний об объекте: (явлении, действии, продукте деятельности и т.д.)
3. Интегративная деятельность:
Включение в совместную деятельность дополнительных сил: сотрудники дошкольного учреждения, родители, профильные специалисты.
4. Использование ИКТ.
4 этап: