Структура и полномочия органов, осуществляющих социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей




РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Факультет военного обучения

Методическая разработка

Дисциплина: «Военно-социальная работа и профилактика

Правонарушений в воинской части (подразделении)»

ВУС№ 360200, 360203

Тема №24. Документация по организации военно-социальной работы в воинской части

 

Ростов-на-Дону

2011 г.

 

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Факультет военного обучения

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник факультета

военного обучения

полковник____________ А. Хрусталев

«__»____________2011г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема №24. Документация по организации военно-социальной работы в воинской части

 

 

Составил: В. Кабанов

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

«___»____________2011г.

Протокол № ___

 

 

г. Ростов-на-Дону

2011 г.

Тема №24. Документация по организации военно-социальной работы в воинской части

1. Время: 6 часов

2. Метод проведения: 2 ч. лекция + 4 ч. ПЗ.

 

3. Место проведения занятия: класс

4. Учебные цели занятия:

· Рассказать студентам общую организационную схему социальной работы в воинской части: целеполагание, планирование, распределение сил и средств, контроль и оценка эффективности осуществляемых мероприятий.

· Объяснить особенности социального статуса социального работника в военной системе.

· Раскрыть основы документации социального работника в воинской части: виды, назначение, содержание, порядок составления и хранения.

· Воспитывать у студентов ответственность за добросовестное изучение военного дела.

5. Воспитательные цели занятия:

 

· обратить внимание обучаемых на актуальность полученных знаний по данной теме при дальнейшей службе и со связью по гражданской специальности.

· Развивать чувство гордости за осваиваемую военную специальность.

6. Учебно-материальное обеспечение:

Литература:

Основная

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон РФ «Об обороне» от 31.05.96 г.

3. Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г.

4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.97 г.

5. Закон РФ «О железнодорожных войсках РФ» от 05.08.95 г.

8. Указ Президента РФ №466 «О создании ВС РФ» от 07.05.92 г.

9. Военная доктрина Российской Федерации.

10. Указ Президента РФ «О Федеральной службе ЖДВ РФ» от 07.09.95 г.

11. Боевой устав сухопутных войск.

Дополнительная

1. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие по ОГП для офицеров, прапорщиков, мичманов ВС РФ. «Издательство АЛМИКС», 2001.

2. «На службе Отечеству» книга для чтения по ОГП солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ. Автор: Азаров В.М., Авдеев В.А. Москва, 1999 г.

3. Терехова Л.В. Социальная реабилитация // Российская энциклопедия социальной работы. В: 2 т. М., 1997. Т.2. С.280—.

4. Реабилитация // Там же, С.220—.

5. Мартыненко А.В. Медико-социальная помощь // Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. С.299—.

6. Беккет Л., Кент Г. Профессиональная реабилитация // Энциклопедия социальной работы. В: 3 т. Т.2.: Пер. с англ. М., 1994. С.350—.

7. Дыскин А.А., Танюхина Э.И Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М.: Логос, 1996.

8. Мешин А. Социальное положение Российского солдата// Армейский сборник. 1997. № 1. С.75.

7. Учебные вопросы и примерное распределение времени

№№ вопросов Название вопроса Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  
  Особенности статуса социального работника в военной системе.  
  Документация социального работника в воинской части: виды, назначение, содержание, порядок составления и хранения.  
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  
ВСЕГО  

8. Методические указания по проведению занятия:

 

Учебный материал темы помогает студентам ознакомиться с основными направлениями практической работы по дисциплине «Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении)», помогает изучить вопросы современного военного строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2020 года.

При подготовке к занятию использовать новые материалы о военной подготовке из периодической и военной печати, требования последних руководящих документов Министра Обороны РФ, органов управления военной подготовкой, кино и видеоматериалы.

Во вступительной части лекции предпочтительно затронуть проблемы, связанные с укреплением обороноспособности страны, необходимостью каждому мужчине быть готовым к вооруженной защите Отечества, увязать их со славными героическими традициями русского народа, Вооруженных Сил.

При рассмотрении учебных вопросов необходимо акцентировать внимание слушателей на общей организационной схеме социальной работы в воинской части, особенностях социального статуса социального работника в военной системе. Рассмотреть функции, принципы, формы, методы документирования деятельности субъекта военно-социальной работы. Изучить документацию социального работника в воинской части: виды, назначение, содержание, порядок составления и хранения.

При этом продолжать знакомить студентов с основным содержанием проводимой в стране военной реформы

Эффективность военно-социальной работы во многом зависит от правильной ее организации.

Организация военно-социальной работы включает:

* изучение и анализ социального положения, социальных проблем, уровня социальной защищенности военнослужащих;

* прогнозирование работы по обеспечению социальной защиты военнослужащих, определение и постановку первоочередных и перспективных целей и задач воспитательного воздействия;

* определение, какие воздействия на объект военно-социальной работы могут привести к положительным, а какие к отрицательным результатам;

* планирование военно-социальной работы, как составной части общей системы морально-психологического обеспечения деятельности войск, определение приемов и способов, содержания этой работы и последовательности проведения мероприятий;

* непосредственная организация военно-социальной работы, представляющая собой подбор, расстановку и обучение исполнителей, доведение до них целей и задач военно-социальной работы, согласование и координация их воздействия на воинские коллективы и отдельных лиц;

* контроль и корректировка воздействий на военнослужащих и группы лиц в ходе осуществления мероприятий военно-социальной работы;

* анализ и обобщение хода и результатов военно-социальной работы, формирование и реализация предложений по ее совершенствованию, изучение и распространение передового опыта этой деятельности.

Структура и полномочия органов, осуществляющих социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Практика военно-социальной работы в Вооруженных Силах РФ показывает, что наряду с наличием необходимых нормативно-правовых актов и надежно функционирующего механизма их реализации, уровень социальной защищенности военнослужащих в немалой степени зависит от субъекта социальной защиты, т.е. органов и должностных лиц, предназначенных осуществлять эту деятельность. Следует признать, что субъект социальной защиты военнослужащих - это на сегодня самое слабое звено защитного механизма и в тоже время главный элемент, от которого зависит предупреждение нарушений и восстановление нарушенных прав, свобод и льгот этой категории граждан. Результаты проведенных исследований показывают, что те, кто призван, согласно требованиям закона, вершить социальную защиту и справедливость, часто сами являются нарушителями прав тех, кого они призваны защищать. Так, по мнению опрошенных военнослужащих, их права в той или иной мере нарушают или ущемляют: государственные органы власти – 37 процентов; органы местного самоуправления – 37 процентов; органы военного управления – 35 процентов; должностные лица, командиры и начальники – 62 процента; преступные элементы – 11 процентов; сослуживцы – 7 процентов. 49 процентов ответили, что их права вообще никто не защищает.

Существует достаточно большое число органов и должностных лиц, призванных осуществлять социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Круг этих должностных лиц и органов достаточно четко обозначен в ст. 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. В указанной статье говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)».

Всю совокупность органов и должностных лиц, занимающихся решением задач военно-социальной работы, можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся органы и должностные лица, действующие внутри Вооруженных Сил, ко второй – созданные и действующие вне военной организации государства.

Внутри Вооруженных Сил военно-социальную работу осуществляют: органы военного управления, командиры (начальники), органы воспитательной работы, органы военной юстиции (подразделения юридической службы Министерства обороны Российской Федерации, военная прокуратура, военные суды), общественные объединения.

В целом работа по обеспечению социальной защиты военнослужащих Вооруженных Сил РФ организуется Министерством обороны РФ. В соответствии с ст. 14 Федерального закона «Об обороне» Министерство обороны РФ заказывает и финансирует производство и закупку продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей.

Определяющую роль в организации и проведении военно-социальной работы непосредственно в частях и подразделениях играют командиры (начальники).

Командиры (начальники) организуют службу войск, правовую подготовку личного состава, обеспечивают сбережение и правильное использование финансовых и других материальных средств, их рачительное расходование в интересах социальной защиты военнослужащих. Всеми формами военно-управленческой деятельности (отдачей приказов и распоряжений, контролем и проверкой исполнения, воспитанием и обучением подчиненных) командиры и начальники, действуя в строгом соответствии с законодательными актами, осуществляют социальную защиту военнослужащих и их семей. Юридические права и обязанности командиров и начальников в области военно-социальной работы широки и многообразны. Являясь единоначальниками, они несут личную ответственность за все стороны жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Важное значение имеет четко налаженная деятельность командиров и начальников по осуществлению контроля и проверки исполнения законодательства о социальной защите. Путем инспектирования и проверок подчиненных войск детально изучаются все стороны социального, материально-бытового обеспечения военнослужащих, условия их жизни и быта, полнота реализации установленных законом прав и льгот. На основе полученных данных оценивается реальный уровень социальной защищенности военнослужащих и их семей, а также состояние законности в этой сфере. Таким путем вскрываются нарушения правовых норм, их причины и условия и принимаются конкретные меры по устранению выявленных недостатков.

В интересах решения социальных проблем Устав внутренней службы (ст. 80) вменяет в обязанность командиров своевременное истребование и организацию получения, хранения и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчиненным; обеспечение полноты доведения до личного состава положенных денежного и других видов довольствия; организацию экономного и целесообразного расходования материальных и денежных средств; постоянную заботу об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдение при этом принципов социальной справедливости и гласности; повышение своих правовых знаний; твердое знание законов, относящихся к своей служебной деятельности, и положений воинских уставов.

Главенствующая роль в организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит командиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, с помощью которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также срок выполнения поставленных задач и другие правила поведения подчиненных при выполнении решений командования. В соответствии с ст. 91 Устава внутренней службы командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава; рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи.

Особое место в ряду актов, издаваемых командиром полка, занимают ежедневные приказы по строевой части. Именно этими приказами реализуются многие права и льготы военнослужащих: предоставление отпусков, производство дополнительных денежных выплат, направление на учебу, лечение и т.д.

Обязанности по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на других должностных лиц. Так, начальник штаба полка, согласно уставным обязанностям, обязан составлять график отпусков военнослужащих полка и контролировать его выполнение; постоянно знать наличие людей, наличие и состояние материальных средств, повседневно руководить их учетом в полку; организовывать и не реже двух раз в год проводить проверку наличия материальных средств, а также их хранения непосредственно в подразделениях.

Согласно ст. 97 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ заместитель командира полка по воспитательной работе отвечает за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На указанное должностное лицо возлагается обязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав. В целях решения социальных проблем личного состава заместитель командира по воспитательной работе обязан поддерживать связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями.

Широкий круг обязанностей по реализации социально-экономических прав военнослужащих возлагается на заместителя командира полка по тылу. Данное должностное лицо отвечает за торгово-бытовое обеспечение личного состава, за состояние казарменно-жилищного фонда. Он обязан организовывать своевременное обеспечение материальными средствами и доброкачественное питание личного состава, контролировать доведение положенных норм материальных средств до каждого военнослужащего; организовывать правильную эксплуатацию и своевременный ремонт всех жилых и нежилых зданий; проявлять постоянную заботу о внешнем виде личного состава, организовывать своевременную выдачу обмундирования, его подгонку и ремонт; организовывать банно-прачечное обслуживание подразделений полка.

На командира роты возлагается обязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием, заботиться о быте своих подчиненных и вникать в их нужды, следить за соблюдением ими правил личной гигиены. Командир взвода, согласно уставу, обязан заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды.

За ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению предусмотрена юридическая ответственность. Так, в Уставе внутренней службы подчеркнуто, что командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут установленную законом ответственность.

Новые подходы к строительству Вооруженных Сил РФ объективно обусловливают необходимость совершенствования деятельности командных кадров в сфере военно-социальной работы. Первоочередными задачами при этом являются: изменение отношения командиров и начальников к жизнедеятельности военнослужащих и членов их семей в социальной сфере, усиление социальной направленности деятельности военных руководителей различного звена, осмысление сути социальной политики и специфических направлений ее реализации в Вооруженных Силах посредством военно-социальной работы и др.

Весомый вклад в решение задач военно-социальной работы в Вооруженных Силах призваны вносить органы воспитательной работы.

В соответствии с Положением об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. № 70 органы воспитательной работы в сфере социальной защиты военнослужащих решают следующие задачи:

· проводят в войсках государственную социальную политику, организуют военно-социальную работу в Вооруженных Силах, осуществляют изучение социальной обстановки в войсках, участвуют в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;

· непосредственно участвуют в решении социально-бытовых и жилищных проблем военнослужащих и членов их семей;

· осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности офицерских собраний, женских советов, советов и комиссий, действующих в воинских и трудовых коллективах;

· организуют работу по социальной адаптации, профессиональной переподготовке увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, разрабатывают и реализуют соответствующие программы, в том числе с участием зарубежных партнеров;

· осуществляют методическое руководство и контроль за организацией работы с обращениями граждан в Вооруженных Силах.

Выделение военно-социальной работы в качестве самостоятельной функции в деятельности органов воспитательной работы, введение штатных должностей военных социальных работников в Вооруженных Силах Российской Федерации, несомненно, послужили повышению эффективности социальной защиты военнослужащих.

Основными функциями Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ в области военно-социальной работы являются:

· анализ социальной обстановки в войсках (силах), подготовка предложений Министру обороны РФ по повышению социального статуса военнослужащих и престижа военной службы, обеспечению реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил; организация военно-социальной работы;

· обеспечение взаимодействия с Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил, иными объединениями профессиональных союзов, в которых состоит гражданский персонал Вооруженных Сил, федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органами юстиции, общественными, научными и творческими объединениями и средствами массовой информации интересах социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;

· рассмотрение предложений, заявлений, жалоб и писем военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, профсоюзных органов, принятие по ним необходимых мер, обобщение сведений по данному вопросу и подготовка предложений Министру обороны РФ и начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по улучшению данной работы;

· организация работы по социальной адаптации, профессиональной переподготовке на гражданские специальности увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, разработка и реализация соответствующих федеральных целевых, государственных и иных программ, в том числе с участием зарубежных партнеров;

· организация взаимодействия с общественными организациями и фондами, ориентированными на решение проблем социальной адаптации увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

· подготовка расчетных данных для формирования бюджетной заявки Министерства обороны на очередной финансовый год в части реализации законных прав увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в области социальной адаптации.

В 2003 году произошла очередная реорганизация структур, отвечающих за организацию военно-социальной работы. С 1 декабря 2003 г. при Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил РФ сформировано управление военно-социальной работы в составе 4-х отделов: организационно-плановый отдел, отдел социальной защиты военнослужащих и членов их семей, отдел проблем социальной адаптации военнослужащих и организационно-технический отдел Российского организационного комитета «Победа».

В решении задач военно-социальной работы в Вооруженных Силах активно участвует юридическая служба Министерства обороны РФ.

Ее деятельность регламентируется Положением о юридической службе, введенным в действие приказом Министра обороны РФ от 21 марта 1998 г. № 100, и Наставлением по правовой работе, введенным в действие приказом министра обороны РФ от 31 января 2001 г. № 10. Согласно этим документам, в функции юридической службы входит содействие нормотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности органов военного управления, осуществление правового информирования военнослужащих, решение других задач.

Деятельность юридической службы относится к предусмотренным правом средствам, направленным непосредственно на обеспечение законности в деятельности органов военного управления по осуществлению социальной защиты военнослужащих. Иными словами, юридическая служба является правовой гарантией законности в военно-социальной работе. В таком качестве юридическая служба принимает меры к выявлению правонарушений, их пресечению, а также недопущению их в будущем. При этом следует подчеркнуть, что у юридической службы больше возможности не допустить нарушений закона, чем устранять их впоследствии.

Таким образом, основным назначением юридической службы является обеспечение законности в деятельности органов военного управления, непосредственная работа по защите прав, укреплению воинской дисциплины и правопорядка, предупреждению правонарушений военнослужащих.

В работу по обеспечению социальной защиты военнослужащих большой вклад вносит деятельность органов военной прокуратуры. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов и других нормативных актов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, всеми военнослужащими, призванными на сборы военнообязанными, а также гражданским персоналом при исполнении ими служебных обязанностей. Выполняя социально-защитную функцию, органы военной прокуратуры способствуют успешному осуществлению в войсках военно-социальной работы, направленной на точное исполнение норм законодательства о социальной защите военнослужащих.

С изданием соответствующих нормативных правовых актов существенно возросла роль военных судов в защите законных прав и интересов военнослужащих.

Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» определяет подсудность дел военных судов различного уровня, закрепляет полномочия должностных лиц военных судов. Законом установлено, что военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

Немалый вклад в решение задач военно-социальной работы вносят общественные объединения, действующие в воинских частях. Создание общественных организаций в Вооруженных Силах – объективный процесс. Многолетний опыт функционирования в рамках демократического, либерально ориентированного общества имеют армии развитых стран, и все они обладают разветвленной сетью общественных организаций военнослужащих.

Сегодня в Вооруженных Силах РФ действует достаточно большое количество общественных объединений. Согласно федеральным законам «Об обороне», «О статусе военнослужащих», другим нормативно-правовым актам, в Вооруженных Силах РФ не допускается создание и деятельность общественных организаций, имеющих целью и методом своей деятельности свержение существующего общественного строя, насильственное нарушение территориальной целостности Российской Федерации, пропаганду войны, жестокости, насилия, разжигание социальной розни, национальной и классовой ненависти, подрыв боевой мощи Вооруженных Сил, а также организаций политических партий, преследующих политические цели.

Наряду с органами и должностными лицами, действующими внутри Вооруженных Си, значительный вклад в решение задач военно-социальной работы вносят органы, как государственные, так и негосударственные, действующие вне военной организации государства.

Согласно Регламенту, утвержденному постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД, Государственная Дума образует следующие комитеты, чья деятельность непосредственно связана с разработкой и принятием законодательных актов, регулирующих социальную политику государства в целом и военно-социальную политику в частности: Комитет по законодательству; Комитет по труду и социальной политике; Комитет по бюджету и налогам; Комитет по обороне; Комитет по безопасности; Комитет по охране здоровья и спорту; Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; Комитет по культуре и туризму; Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока; Комитет мы по делам ветеранов.

В Совете Федерации в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ, законотворческую деятельность в сфере военно-социальной политики осуществляют: Комитет по обороне и безопасности; Комитет по социальной политике; Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Комитет по делам Севера и малочисленных народов; Комитет по бюджету; Комиссия по делам молодежи и спорту.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ, которое, согласно ст. 15 Федерального закона «Об обороне», несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, организует обеспечение Вооруженных Сил материальными средствами и услугами по их запросам, руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.

Специалисты по социальной работе трудятся сегодня практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить практически еще в начале нашего века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половине ХХ века.

В Российской Федерации в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Госкомвуза квалификационная характеристика «Специалист по социальной работе» была введена в 1991 году, появилась новая специальность 03.12 «Социальная работа» для высших и средних специальных заведений.

На государственном уровне определяющая роль принадлежит военно-социальным структурам, функционирующим в составе Главного управления воспитательной работы.

В штате этого органа имеется управление социально-психологической работы и воинской дисциплины, а в нем — отдел социальной работы. Функции данного подразделения отражают весь сложный спектр военно-социальной работы в Вооруженных Силах РФ.

Отдел должен участвовать в разработке законодательных и иных правовых актов органов государственной власти и управления, приказов и директив министра обороны РФ по вопросам социальной защиты личного состава, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, гражданского персонала, обеспечивать взаимодействие с Правительственной комиссией по социальным вопросам, министерствами и ведомствами, общественными объединениями в интересах решения социальных проблем войск (сил). Он призван оказывать практическую помощь командованию, воспитательным органам в организации и проведении военно-социальной работы, осуществлять организационно-методическое обеспечение деятельности военно-социальных структур, изучать и прогнозировать социальные процессы в воинских и трудовых коллективах, разрабатывать предложения и рекомендации органам военного управления по проблемам военно-социальной работы, внедрять в войсковую и флотскую практику передовой опыт решения военно-социальных проблем, выполнять ряд других задач социального характера.

Для практической реализации этих задач в отделе имеются соответствующие группы, каждой из которых определено свое направление профессиональной деятельности.

Многие из вышеназванных вопросов работы данного отдела характерны и для нижестоящих военно-социальных структур с учетом их статуса.

Некоторые военно-социальные подразделения имеются в других управленческих органах Министерства обороны РФ. В их числе отдел, занимающийся вопросами организации и комплектования учебных центров по переподготовке военнослужащих, управление социального обеспечения. Деятельность этих военно-социальных структур осуществляется в русле задач и функций тех управленческих органов, в состав которых они входят.

На войсковом уровне функционируют профессиональные социальные структуры, находящиеся организационно в составе органов воспитательной работы.

В управлении воспитательной работы вида Вооруженных Сил, рода войск имеется отдел социально-психологической работы. В управлении воспитательной работы военного округа (флота) есть отдел социально-психологической работы и воинской дисциплины. В структуре отдела воспитательной работы объединения создана группа социально-психологической работы и воинской дисциплины. В отделении воспитательной работы соединения имеется помощник начальника отделения по социальной работе, а в полку — старший офицер по социальной работе и профилактике правонарушений.

Центральной фигурой в системе социальных структур армии и флота является военно-социальный работник.

Социальные работники для Вооруженных Сил РФ готовились на факультете военно-социальной работы Военного университета, который создан директивой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 1996 году. Факультет готовил специалистов по специальности «Социальный работник, офицер с высшим военно-специальным образованием».

Сейчас эти должности в ходе реформирования ВС РФ в войсках замещаются гражданскими специалистами.

Социальный работник сможет эффективно выполнять возложенные на него обязанности только в том случае, если он владеет широким кругом соответствующих знаний и умений. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования, утвержденном Госкомвузом России в 1994 году и обновленном в 1998 году.

Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин социальный работник должен:

* знать специфику работы в различной социальной среде;

* знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности;

* уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой - между различными общественными и государственными структурами;

* уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;

* уметь оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально значимой деятельности;

* уметь работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;

* знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных мотивов в поведении человека;

* уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;

* иметь научное представление о социологическом подходе в трактовке личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов;

* знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и институтов;

* владеть основами социологического анализа;

* знать основы общей педагогики и ее специальных разделов;

* знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

* владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

* знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;

* знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции в различных регионах и уметь использовать их в социальной работе;

* знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующего охрану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту;

* знать основы уголовного и гражданского права;

* знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;

* знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: