Инструктор (специалист) по работе с семьями




Для непосредственной организации социальной работы с семьями военнослужащих в штаты управлений (отделов) воспитательной работы от дивизии и выше введены должности инструкторов (специалистов) по работе с семьями, замещаемые лицами гражданского персонала Вооруженных Сил.

На инструктора (специалиста) по работе с семьями возлагается решение следующих задач:

* изучение настроений, запросов и нужд членов семей военнослужащих, оказание содействия в их разрешении;

* подготовка предложений командованию по оказанию помощи семьям военнослужащих;

* анализ и обобщение передового опыта работы с семьями военнослужащих;

* участие в проведении социологических исследований и опросов среди членов семей военнослужащих;

* организует работы по пропаганде житейского опыта, здоровых супружеских отношений, добросовестного выполнения родительских обязанностей;

* принимает участие в работе с письмами, жалобами членов семей военнослужащих, оказывает содействие в разрешении поднимаемых в них вопросов;

* оказывает помощь и поддержку в реализации права жен военнослужащих на труд в условиях рыночной экономики, в развитии предпринимательской и коммерческой деятельности, профессиональной подготовке и переподготовки, повышении квалификации;

* тесное взаимодействие в решении вопросов социальной защищенности и воспитания членов семей военнослужащих со структурными подразделениями по вопросам женщин, семьи и детей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

* взаимодействие с общественными объединениями и благотворительными организациями в интересах решения социальных проблем семей военнослужащих.

Для успешного выполнения возложенных на него задач, у инструктора по работе с семьями военнослужащих должны быть следующие документы:

1) Перспективный план работы на год.

2) Ежемесячные планы.

3) Списки льготных категорий граждан: многодетных, малоимущих семей, вдов военнослужащих, семей погибших при выполнении интернационального долга, имеющих детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями, участников боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике и других «горячих точках», ветеранов Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны.

4) Списочный состав женского актива.

5) Протоколы собраний, заседаний, материалы сборов и др.

6) Графики проведения отчетно-выборных собраний и итоги их проведения (план устранения замечаний, реализации жалоб и предложений), а также график встреч командования частей с женской общественностью.

Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:

1) Методическую работу с женским активом; разработку и. распространение методических указаний, проведение методических занятий и инструктажей, разъяснение требований руководящих документов.

2) Правовую просветительскую работу с гражданским персоналом частей, учреждений, женским активом и членами семей военнослужащих по разъяснению указов президента, решений правительства, приказов и директив Министра обороны РФ по улучшению социально-экономического положения, предоставляемых льготах военнослужащим, гражданскому персоналу и членам их семей.

3) Организацию работы с письмами, жалобами и предложениями военнослужащих и членов их семей, а также выполнение планов устранения критических замечаний по итогам встреч и сборов.

4) Культурно-массовую и спортивную работу (проведение вечеров отдыха, развлекательных шоу, спортивных праздников и пр., организация досуга).

5) Организацию военно-патриотической и шефской работы, направленную на поддержание веры в Российскую армию, привитие членам семей военнослужащих любви и уважения к профессии защитника Отечества.

6) Работу с военнослужащими и членами их семей, направленную на сохранение воинских традиций, преемственность, чувства долга, патриотизма; помощь молодым семьям в решении социально-бытовых вопросов и нужд.

7) Взаимодействие с родительскими комитетами и педагогическими коллективами школ и детских дошкольных учреждений, домами детского творчества, детскими и подростковыми клубами и другими учреждениями.

8) Создание банка данных для работы с льготными категориями граждан, многодетными, малоимущими семьями, вдовами военнослужащих, семьями погибших, имеющих инвалидов, детей с хроническими заболеваниями, участников боевых действий в Афганистане, Чечне и других «горячих точках», ветеранов Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны. Планирование мероприятий, направленных на улучшение их социального положения, психологической адаптации в условиях современной жизни.

9) Активизацию работы с военнослужащими, увольняющимися в запас, чествование ветеранов, оказание им правовой и иной необходимой помощи.

10) Организацию взаимодействия с представителями женской общественности города, района по месту дислокации, планирование совместных акций и мероприятий.

11) Работу с неблагополучными семьями, создание с этой целью кризисных центров, привлечение к этой работе психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов и отделов социальной защиты, активное участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних.

12) Тесное взаимодействие с центрами по трудоустройству населения.

13) Организацию субботников, работу по благоустройству городков, улиц, домов, участие в осуществлении общественного контроля за работой жилищных комиссий, состояния медицинского обеспечения, торговли, общественного питания, службы быта.

Сущность управления военно-социальной работой

Вопросы социального управления в настоящее время приобретают все более актуальное значение, как в обществе, так и в Вооруженных Силах. Под словом "социальное" подразумевается управление людьми. Это наиболее древний и сложный вид управленческой деятельности. Раньше под термином "управление" понимали умение владеть оружием, управлять колесницами. Этот термин в своих трудах использовал для обозначения искусства управления кораблем древнегреческий философ Платон. В настоящее время понятие "управление" охватывает широкую область человеческой деятельности, оно приобрело многоотраслевой характер. В современной отечественной литературе доминируют понятия "управление" и все чаще — "менеджмент".

В последние годы появилось немало публикаций, в которых обосновывается приоритетное значение социального управления в Вооруженных Силах. Это понятие наиболее точно отражает особенности управления людьми, дает представление о специфике управленческой деятельности в армейских условиях.

В социальной сфере воинских коллективов происходят разнообразные социальные процессы, которые выражают наиболее существенные изменения в социальной жизни Вооруженных Сил РФ. Эти изменения отчетливо проявляются в ходе реформирования ВС РФ.

В первичных воинских коллективах непрерывно происходят такие социальные процессы как социально-психологическая адаптация молодых воинов к условиям армейской жизни, интеграция воинских коллективов, удовлетворение духовных и материальных потребностей личного состава, мотивация социальной активности, гармонизация личных и коллективных интересов и т.д. Всеми процессами в воинских коллективах необходимо управлять. С учетом конкретных условий, объективных и субъективных факторов, оказывающих существенное влияние на социальные процессы в воинском коллективе, командир (начальник) принимает управленческое решение.

Для понимания основ управления военно-социальной работой в части коротко рассмотрим алгоритм деятельности руководителя по организации управления.

Основные этапы управленческого цикла:

1. Анализ социальной ситуации в части.

На основе анализа реальной социальной ситуации в воинских коллективах руководитель выделяет наиболее актуальные проблемы, требующие решения в первую очередь.

Результатом анализа являются выводы с прогнозом о возможном развитии социальных процессов и их влиянии на боевую готовность части.

2. Подготовка и принятие управленческого решения - организовать военно-социальную работу. На этом этапе осуществляется планирование основных мероприятий в социальной сфере, подбор и расстановка исполнителей, определяются сроки исполнения.

3. Организация выполнения принятого решения (плана военно-социальной работы в части).

Руководитель определяет рациональную последовательность выполнения решения, инструктирует подчиненных, ставит им конкретные задачи, рекомендует наиболее оптимальные методы и приемы выполнения поставленных задач.

4. Повышение мотивации воинской деятельности осуществляется через моральное и материальное стимулирование личного состава.

Мотивация воинской деятельности будет эффективным инструментом развития социальной активности личного состава лишь в том случае, если всесторонне учитывается динамика развития и формирования потребностей и интересов личности военнослужащего. Рациональное сочетание морального и материального стимулирования позволят руководителю повышать мотивацию деятельности личного состава.

5. Контроль и помощь в ходе реализации принятого решения является неотъемлемой частью управленческого цикла. От тщательного контроля за выполнением принятого решения, своевременной помощи в ее реализации зависит конечный результат всей управленческой деятельности руководителя воинского коллектива.

6. Корректировка деятельности по выполнению принятого решения. В процессе управленческой деятельности руководитель должен обеспечить себя всей полной необходимой информацией о протекании социальных процессов в воинских коллективах, о возможных противоречиях, конфликтных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе выполнения решения, о характере изменений, происходящих в объектах социального управления. Владение такого рода информацией позволит руководителю своевременно скорректировать действия по управлению военно-социальной работой в части.

Основные направления деятельности командиров, штабов, воспитательных органов по управлению социальной работой в части

Уровень управления социальной сферой в воинских коллективах во многом определяется степенью подготовленности офицеров-руководителей к управленческой деятельности. Знание ими сущности и механизма управления, закономерностей и принципов, форм и методов, умение планировать, совершенствовать стиль руководства, овладевать культурой организаторской деятельности — от далеко не полный перечень вопросов, лежащих в основе профессиональной подготовки офицеров-руководителей, в том числе и организаторов военно-социальной работы в части.

Одним из основных слагаемых успешной организации социальной работы в части является планирование. Детальная и заблаговременная разработка содержания и последовательности осуществления социальной работы —сложная и творческая деятельность командиров, штабов, воспитательных органов. Однако, в планировании, как и в других видах деятельности, творчество проявляется в умелом и всестороннем учете основополагающих требований, установок, то есть принципов.

Принципы планирования в обобщенной форме выражают собой содержание и организацию социальной работы в части, а также методику управления ею.

В современной литературе выделяются следующие основные принципы планирования: научность, комплексный подход, конкретность, объективность, органическая связь с задачами, жизнью части, дифференцированный подход и т.д.

Реализация принципа научности в планировании социальной работы находит свое отражение в учете выводов и рекомендаций человековедческих наук, теории управления социальными процессами в воинских коллективах и т.д.

Особо важное значение, при этом, приобретает обеспечение достоверной информации "снизу" о морально-психологическом состоянии личного состава воинских коллективов, духовных и материальных запросах и потребностях воинов, учет тенденций развития отдельных явлений и социальных процессов в части.

Комплексный подход в планировании социальной работы обязывает командование части обеспечить плановую четкую координацию усилий всех должностных лиц для решения вопросов социальной сферы в их органическом единстве.

Принцип конкретности, объективности и органической связи планирования с жизнью, задачами части выражается в квалифицированном творческом учете в планах всей совокупности задач, особенностей расквартирования и укомплектованности личным составом, наличия материальной базы, реальных возможностей для проведения социальной работы, уровня подготовки офицеров-воспитателей. Конкретность плана — в распределении мероприятий социальной работы по времени, а разделов и пунктов плана по срокам и исполнителям.

Принцип дифференцированного подхода требует учета в планировании социальной работы особенностей различных категорий военнослужащих, выбор наиболее эффективных и целесообразных форм и приемов работы с ними, определение сроков и исполнителей. Он предусматривает также учет особенностей воинских коллективов, преобладание настроений, мнений в них и т.д.

Естественно, что в использовании этих и других принципов в планировании нужны творчество, компетентность, глубокие научные представления о сущности и содержании социальной работы в части.

Анализ практики планирования показывает, что в настоящее время дальнейшее совершенствование управления социальной работой в части решается путем еще более тесной связи перспективного и текущего планирования. Это обусловлено тем, что в социальной работе есть цели, реализация которых невозможна в течении одного месяца. Да и сам процесс достижения этих целей должен быть непрерывным, последовательным, нарастающим по содержанию, формам и методам работы. Перспективное планирование позволяет видеть общую ситуацию в социальной сфере в части, текущее — реализовать общие цели по частям.

Текущее (месячное) планирование по своей сути должно быть формой осуществления, реализации перспективных и целевых планов. Основу месячного планирования составляют мероприятия, указанные для данного месяца в перспективном плане.

Как правило, мероприятия социальной работы отражаются в общем плане воспитательной работы в части отдельным разделом. Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений составляет перспективные, текущие (месячные) и целевые планы.

Деятельность по разработке перспективного плана социальной работы состоит из ряда этапов: подготовительный, уточнение результатов социальной работы за прошедший период, их оценка, сбор предложений для перспективного плана, выработка основных целей из задач социальной работы, составление перспективного плана, заключительный этап.

На первом (подготовительном) этапе изучаются руководящие документы и решения Президента РФ, правительства, приказы и директивы министра обороны РФ, начальника Главного управления воспитательной работы, указания вышестоящих командиров по вопросам социальной работы.

На втором этапе идет уточнение результатов социальной работы за прошедший период, их оценка, сбор и накопление предложений для перспективного плана, обобщение передового опыта организации социальной работы в подразделениях части.

На третьем этапе разрабатываются цели и задачи социальной работы на период обучения, определяются и обсуждаются с руководством части основные мероприятия плана, идет согласование перспективного плана работы с командирами основных мероприятий в части.

На заключительном этапе перспективный план социальной работы обсуждается с руководством части и утверждается командиром полка. После утверждения план изучается офицерским составом части и доводится до исполнителей. Организуется оказание помощи всеми должностными лицами части в разработке на основе перспективного плана социальной работы части основных мероприятий на учебный период.

Творчество, профессиональная компетентность составителей перспективного плана социальной работы части заключается в разработке конкретных мероприятий с использованием всех форм и методов воздействия на социальную сферу воинских коллективов, согласовании усилий различных категорий, должностных лиц, возможностей старших начальников для решения поставленных задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: