Репин Илья Ефимович (1844-1930) выдающийся художник, профессор, руководитель мастерской. Уже в начале творческого пути стал одной из ключевых фигур русского реализма. Удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, охватить в творчестве все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность. Художественному языку была свойственна пластичность. Художником воспринимались различные художественные направления – от испанцев и голландцев 17 в. до Александра Иванова и французских импрессионистов. Расцвет творчества приходится на 1880-е годы - работал как исторический художник и мастер бытовых сцен. Стихией Репина была современность. Создавая картины на тему легендарного прошлого, оставался певцом настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями произведений. В.В.Стасов назвал творчество Репина «Энциклопедией пореформенной России». Последние 30 лет художник провел в Финляндии, продолжая работать (хотя и был назван «основателем соцреализма»). Репин - сын солдата, отец служил в Чугуевском уланском полку. Дед – служивый казак. Связь со Слобожанщиной, Украиной Илья Ефимович сохранял до конца жизни. В 11 лет отдали в школу топографов (съемочные и чертежные работы), через 2 года – устроился в иконописную мастерскую. В 16 лет стал известен, приглашали в иконописные артели, перемещавшиеся из города в город. Летом 1863г. работали в Воронежской губернии (молодой художник проявлял себя как живописец, позолотчик). В Острогожске узнал о судьбе Крамского и отправился в Петербург. С 1 раза не был зачислен (комиссия заявила, что он не умет класть штрихи и тени). Поступил в рисовальную школу, снял мансарду, упорно занимался, был зачислен на следующий год, при этом 25 рублей за обучение заплатил Федор Прянишников (руководитель почтового департамента). Наставником был И.Н.Крамской, Репин был своим человеком в созданной им художественной артели. В 1865г получает серебряную медаль за картину «Ангел смерти убивает всех перворожденных египтян». В 1869г. – малую золотую за работу «Иов и его друзья». В 1870 г. - работал во время каникул на Волге. Картина «Бурлаки на Волге» произвела сенсацию. Художник монументализировал жанровую сцену, низшую в академической классификации. Произведение напоминает «процессию проклятых » из «Божественной комедии» Данте. При этом каждый образ несет печать индивидуальности.
|
В 1871г. работает над «Воскрешением дочери Иаира» (во время работы переживал серьезные материальные трудности и написал картину о студенте, наблюдающем за девушкой в окно, появились деньги). Работая над «Воскрешением…», думал о смерти младшей сестры Усти…, Работа получила золотую медаль).
К художнику пришла известность, хозяин гостиницы «Славянский базар» заказал картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов» (за 15 тыс. рублей. Маковский просил дороже, но Репину эта сумма казалось целым состоянием). Помогал В.В. Стасов, предоставив материалы из библиотеки, лично позировали Рубинштейн, Римский-Корсаков, Балакирев, Направник.Завершил- в 1872г, работа имела успех. (Тургеневу не понравилась). В 1872г. женился на Вере Шевцовой (сестра однокурсника, дочь профессора архитектуры). Родилась дочь Вера. На крестинах много пел и играл Мусорский, пришел поздравлять Стасов. Женаты 15 лет, 4 детей. Сложно – Репин тяготел к открытому дому, Вере в тягость салонный образ жизни. В 1887г. – разрыв отношений, старшие дети – с Репиным, младшие – с женой. Тяжело переживал расставание, и после писал портреты жены и детей (задушевная лирика) – 1882- «Отдых», 1884г. - «Стрекоза» (12-летняя Верочка), 1889г.-«Осенний букет» (взрослая дочь). (Вера станет актрисой, переберется к отцу, умрет в Хельсинки, Надя – врач. После поездки в зону эпидемии в 1911г. – душевный недуг, умерла в 1931г. Таня – преподавала в школе, уехала во Францию, умерла в 1957г.Юра – художник. Внук Дима в 18 лет ушел через границу в СССР, В 1935г. был расстрелян). В 1873-76гг. – поездка за границу. Стал подражать французским импрессионистам. Под влиянием Мане написано «Парижское кафе». Но импрессионизм был не близок. Своеобразным отголоском этого отчуждения стала картина «Садко» (чувствует себя словно в подводном царстве), за которую в 1876г. присвоено звание академика. В 1874г. выполнял заказ Третьякова на портрет Тургенева (всем понравилось, кроме Полины Виардо).
|
В 1877г переезжает из Чугуева в Москву, в 1878г. вступает в общество передвижников, интересуется историей, много работает над источниками. В 1879 г. написана картина «Царевна Софья » (понравилось только Крамскому). После смерти композитора Александра Серова поддерживал вдову с 6-летним сыном. С 15 лет взял в семью Валентина Серова, подготовил к поступлению в Академию. В.В. Стасов познакомил Репина с Л.Н.Толстым. Знакомство переросло в дружеские отношения. За 12 лет было написано множество портретов писателя. Художник дружил с М.П.Мусоргским (последний портрет – в больничной палате, в глазах – внутренняя душевная работа).
|
В 1882г. - переехал в Петербург, с 1882-1900 продолжается т.н. второй петербургский период в творчестве Репина. Три года работал над картиной «Крестный ход в Курской губернии»» (1883)- многофигурная хоровая композиция, 70 фигур, напор, хаотичность. Целостная картина народной жизни. Все герои с индивидуальными характеристиками, обозначены социальные типажи. После этого произведения назван «первым художником России». В Петербург привез произведение «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».Эскиз «Запорожцев» появился еще в 1878г. Долгое время семья Репиных жила только запорожцами – читали, играли в Тараса Бульбу, лепили.
В 1880 – уехал в Украину. Пишет «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Иван Грозный и его сын 16 ноября 1581г». Последняя была завершена в 1885г. Александр III хотел запретить, но вмешались передовые деятели культуры. В картине «Не ждали» (1883-88)- первоначально была изображена девушка-курсистка, но заменил ее фигурой мужчины, глядящего на пожилую мать. В 1884г - пишет портрет Гаршина. В 1888г.- вернулся к теме «Запорожцев…». «Творческий запой», состояние одержимости. Пригласил историка Дмитрия Яворницкого, позировал музыковед Александр Рубец, художник Кузнецов, генерал Драгомиров.
В1894-95 гг. познакомился с Александром Бенуа, сблизился с объединением «Мир искусства», включился в выставочный проект Бенуа-Дягилева. 18 января 1899г. открылась первая Международная выставка «Мир искусства », были и работы Репина. Однако идеологическая платформа подразумевала критику – «ползучий эмпиризм» - в адрес академистов, в тенденциозности обвинял передвижников. Ушел, потому что защищал и тех, и других. Стасов был рад «воскрешению» Репина, но тоже сложные отношения.
В 1894г. художник стал профессором Академии. И.Грабарь говорил о Репине: «Плохой преподаватель, но хороший учитель». В 1898-99 Репин был ректором академии Художеств. В 1903г. по заказу царя пишет «Заседание Гос. совета» (благодаря этой картине имеем портреты Сазонова, Витте, Столыпина).
В 1905г. Серов и Поленов ушли из Академии (из-за расстрела 9 января). Считали, что не могут оставаться, поскольку во главе Академии лицо, устроившее расстрел. Репин утверждал, что великий князь не знал о событиях, но в итоге в 1907г. все же ушел в отставку.
Женские образы – портреты Т.Толстой, Марианны Веревкиной, Варвары Искуль фон Гильденбандт, Елизаветы Званцевой (1889- серьезное увлечение художника). Вторая супруга – Наталья Нордман ( Северова).Устраивали «Открытые среды», съезжались гости. Оригиналка - в доме принципиально не было прислуги, соорудила устройство для подачи блюд, была вегетарианкой. Заболела, отказалась от помощи, уехала. Умерла в Локарно в 1914г. Репин покупает дачу в Куоккале, пишет мемуары. После 1918г был отрезан от России. В 1920г. сблизился с финскими коллегами, подарил много картин музею в Гельсинфорсе. Уговаривали вернуться, послали делегацию, сына, но тот сам остался. Ухаживала за стариком дочь Таня.
И.Е Репин готов был повторять за Крамским – «Драгоценнейшее качество художника – это сердце». «Его кисть, - сказал Чуковский, - правдивее его самого». Творчество Репина – вершина передвижнического реализма.
Суриков Василий Иванович (1848-1910). Родился в Красноярске в семье канцелярского служащего. Семья принадлежала к старинному казацкому роду. Привык с детства воспринимать окружающий его сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75гг. учится в Петербургской академии у проф. Чистякова. Итогом учеб стала картина «Апостол Павел объясняет догматы веры» (1870).Уже в эти годы проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге»-1870).Важной школой было оформление храма Христа-Спасителя, создание композиций для росписей на тему 4-х вселенских соборов (эскизы 1876-77г.). С1877г. живет в Москве, активно участвуя в Товариществе передвижных художественных выставок, был членом Союза русских художников. В 1881г. завершена картина «Утро стрелецкой казни », она производит фурор, причем дело было не только в ассоциациях с тогдашними политическими волнениями. Противостояние народа и царя, средневековья и нового времени показано в виде монументальной трагедии, причем ни одна из сторон не остается победителем. Налицо неразрешимость конфликта. Стасов, сознавая нелинейный, полифонический характер исторического процесса, назвал исторические картины того времени «хоровыми картинами». Древность лишена чрезмерно благостной идеализации. В центре – стрелец на телеге - прощается, низко кланяясь. Чернобровый старик – в горьких и гневных размышлениях-в нем нет ни страха, ни смирения. Рыжебородый старик с ненавистью глядит на врага-царя, а тот отвечает ему яростным взглядом. Мы видим не саму казнь, а тожественность последних минут. Суриков пользуется языком символических уподоблений, «композиционной рифмовки». Контраст живописных форм Василия Блаженного и подчеркнутой линейности кремлевских стен, соответствующий противопоставлению стихийной толпы, окружающей стрельцов, и регулярного войска Петра, выстроенного вдоль стен. Мороз раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает эффект мучительного рождения нового дня, воспринимаемый как поэтическое обобщение смысла исторического процесса, рождения нового.
«Меньшиков в Березове» и «Боярыня Морозова» (1887) – вершина творчества Сурикова. Яркая, цветная – но темное одежд Боярыни – и диссонанс, ощущение драматизма новой исторической эпохи – России 18 века. Связи не порваны, а только рвутся. Это отзывается испугом, болью, целой гаммой противоречивых чувств в сердцах людей. Преследуемая боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, рано овдовев, вела подвижническую жизнь, раздала богатство неимущим, приняла монашество. За убеждения была заточена в тюрьму, подвергнута пыткам. Не отказавшись от своей веры, умерла в 1672г. в Боровском остроге. Точнее, Морозова. состоящая в переписке с Аввакумом,за личное противоборство с режимом была заживо погребена со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме. На картине – закованную в цепи везут в тюрьму. Московские улицы заполнены людьми. Боярыня высоко подняла руку, сложенную в двоеперстие, как бы призывая народ сохранить религиозные убеждения. Переломные этап истории порождают раскол в душе народа, но в этих страданиях сказываются глубинные черты характера – мужество, самоотверженность, сочувствие чужому горю. Воздействие взгляда Морозовой усиливает противопоставление двух профилей – вдохновенного - боярыни и грубого с глумливой улыбкой – возничего. Слева от саней – недруги, равнодушные, сочувствующие. Злобно смеется поп в лисьей шубе, потрясенные бояре, мальчик-подросток. Справа- единомышленники – юродивый, странник, меднолицый татарин, старуха-мамка, боярышня, сестра. В решении образов сочувствующих, особенно Урусовой, Суриков обращается к теме «оплакивания», характерного для древнерусской живописи (Ф.Грек, «Успение»). Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке – один из проникновенных образов в картине, воплотивший идеал красоты и женственности допетровского времени. Среди сочувствующих только юродивый отвечает двоеперстием. Символ горения веры. «Я его на снегу писал – на снегу все пропитано светом», -говорил художник. Жизненность начинается с характеров, завершается бытовыми деталями.
Художник, по словам Волошина, осознавал из форм, писал то, что видел. Потрясающая способность осознавать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Рассказывал, что «Стрельцы …» родились из впечатления от «горящей свечи на бледной рубахе», «Боярыня Морозова» - «из вороны на снегу». Идейность у Сурикова рождалась из чисто художественного впечатления, из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой грешили передвижники. «Меньшиков в Березове» (1884). Тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревянным столом – Меньшиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. Семейный портрет, но дети словно сироты, отец – о власти угрюмого одиночества. Повидимому, испытания не сломили, а закалили его. Волевой характер сказывается в гордой осанке, уверенной позе, властно сжатой руке. Но в угрюмом взгляде – скованность, унижение, безысходность. Участь Меньшикова – драматический узел замысла, его фигура огромна и величественна. Ярый сердцем, могучий духом - массивный подбородок, сурово сжатые брови. «Пленный орел» (Волошин).(Рисовал с Невенгловского – преподаватель гимназии в отставке). С виду – мирная семейная сцена, но каждый погружен в вои мысли, почти не замечая других. К князю прижалась старшая - Мария, бывшая невеста императора. Нежный образ Марии – продолжение разыгравшейся трагедии. Безвинная жертва. Умерла через полгода. Сложные переживания и чувства показаны через позы, жесты персонажей. Темные глубокие тона в одежде Марии, светлые золотистые с узорами – Александры. Это единственная, кто не погружен в горькие думы, она увлеченно читает книгу, ощущение уюта и спокойствия
С начала 1890-х Суриков от трагических сюжетов переходи к освещению героических эпизодов национальной истории. В «Покорении Сибири Ермаком» (1895) казачья дружина показана в противостоянии с войском хана Кучума. «Переход Суворова через Альпы» (1899) – сила характера торжествует над историческими обстоятельствами, дает возможность зрителю окунуться в гущу событий. Суворов неотделим от солдат. Заснеженные скалы. Торжествует отвага и смелость полководцев. Последнее полотно – «Степан Разин»- воплощение силы, мощи народа. Суриков постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму (1913),посетил Италию и Францию. Особое впечатление произвело испанское и итальянское Возрождение, прежде всего – Веласкес, венецианская школа (Веронезе). Летом 1915г. был в Крыму, поднимался в горы, это было тяжело для сердца. 6 марта 1916г. художник скончался..