Для того чтобы качественно и объективно оценить степень сформированности у детей навыков передачи художественного образа в пейзаже средствами акварели, мы в ходе своего исследования вывели ряд критериев:
1. Мотивационный. Данный критерий отражает стремление ребёнка к образной трактовке обыденных предметов и явлений; желание создавать в своих работах мощные по силе эмоционального и эстетического воздействия объекты. Так же данный критерий предполагает, что ребёнок работает самостоятельно, без дополнительного убеждения и принуждения со стороны педагога.
· Для высокого уровня мотивации характерно то, что ребёнок самостоятельно стремится наполнить образами, эмоционально насытить свои работы;
· Средний уровень мотивации характеризуется тем, что для успешной работы ребёнка необходимо убеждение и незначительный контроль со стороны педагога;
· Низкий уровень мотивации предполагает, что даже под присмотром педагога ребёнок не сможет создавать яркие, образные работы.
2. Когнитивный критерий предполагает интерес ребёнка к теме художественного образа, стремление углубить и расширить свои знания по этому вопросу, ознакомиться с работами известных художников, в которых особенно сильно выражается образная трактовка действительности. Сюда же относится стремление ребёнка углубить свои знания о пейзаже, о теоретических основах работы с акварелью, различными её техниками.
· Высокий уровень – характерно то, что ребёнок может дать определение понятий «художественный образ», «пейзаж»; может назвать художников-пейзажистов (в том числе, пейзажистов, работающих в акварельной технике); имеет представление о существующих приёмах работы с акварелью, может назвать их и объяснить, в чём они заключаются;
|
· Средний уровень – ребёнок с помощью учителя может определить понятия «художественный образ», «пейзаж», назвать художников-пейзажистов, а так же рассказать, в чём заключается тот или иной приём работы акварелью;
· Низкий уровень – ребёнок даже с участием педагога затрудняется дать определения понятиям «художественный образ» и «пейзаж», назвать художников-пейзажистов и описать приёмы работы с акварелью.
3. Операционально-технологический критерий характеризует сформированность умений и навыков передачи художественного образа средствами акварели (иными словами – владение техническими приёмами работы с акварелью).
· Высокий уровень – ребёнок самостоятельно осваивает приёмы работы акварелью, достигая при этом высокого результата;
· Средний уровень – ребёнок хорошо применяет различные приёмы работы акварелью, если ему оказывает помощь педагог;
· Низкий уровень – даже при вмешательстве педагога ребёнок не осваивает необходимые приёмы работы с материалом.
4. Личностный критерий – определяет наличие у ребёнка профессионально важных личностных качеств, необходимых для образного восприятия и отражения окружающего мира.
· Высокий уровень – ребёнок обладает большим творческим потенциалом, усидчивостью, силой воли, подвижным и гибким мышлением, высокими интеллектуальными способностями, критичным умом и широким кругозором, стремлением постоянно увеличивать свои познания;
· Средний уровень – ребёнок обладает средними творческими способностями, усидчив, обладает хорошими волевыми качествами, средними интеллектуальным уровнем, стремлением расширить свой кругозор;
|
· Низкий уровень – ребёнок не усидчив, с низким уровнем развития волевой сферы, средним или низким уровнем интеллектуального развития, обладает небольшим творческим потенциалом, ригидным мышлением.
1.5. Разработка содержания занятий, направленных на развития навыков передачи художественного образа в пейзаже средствами акварели.
Блок уроков по развитию навыков передачи художественного образа средствами акварели основан на программе по композиции для 6 класса МАОУ ДОД «ДХШ №1 им. А.П. Митинского», что прекрасно дополняет существующую программу, обобщая полученные в процессе обучения знания. Последовательность занятий выстроена так, что появляется возможность выявить начальный уровень развития данных навыков у учеников и создаются условия для дальнейшего их совершенствования.
Блок уроков состоит из 10 занятий, 2 из которых диагностические, они проводятся в начале и в конце блока. Занятие длится 1 учебный час. Некоторые занятия являются чисто теоретическими, остальные сориентированы на практическую работу самих учеников и носят характер мастер-класса (параллельная работа педагога и учеников, сопровождающаяся рассказом и комментариями педагога к выполняемым действиям).
Тематический план
Тема | Формы работы | Количество часов |
1.Диагностическое занятие на выявление базового уровня знаний учащихся по теме исследования. | Беседа. Дети письменно отвечают на вопросы. | |
| Урок-лекция. Детям даются определения понятий «художественный образ», «пейзаж», рассказывается о различных технических приёмах работы с акварелью, художниках-пейзажистах, работающих в этой технике; показываются работы выдающихся художников. | |
| В форме мастер-класса проводится знакомство детей с приёмом а-ля-рима. Создание абстрактной композиции в технике по-сырому. | |
| В форме мастер-класса проводится знакомство детей с солевой техникой. Создание абстрактной композиции с использованием соли. | |
5. Практическая работа. Приём отмывок по активному красочному слою. | В форме мастер-класса дети знакомятся с возможностью использования жёсткой кисти при работе с акварелью. Создание работы на тему «Птицы в небе». | |
6.Практическая работа. Приём лессировок. | Занятие – мастер-класс. Знакомство с письмом лессировками. Упражнение «Цветные ленты». | |
7. Практическая работа. Письмо по-сухому. | Занятие в форме мастер-класса. Дети знакомятся с техникой по-сухому. Выполнение абстрактной композиции в предложенной технике. | |
| На основе натурного материала (открыток, фотографий) дети создают эскизы для итоговой композиции. | |
| Дети переносят на итоговый формат (А-2) наиболее удачные эскизы и выполняют работу акварелью. | |
| Дети ещё раз отвечают на вопросы с целью итогового контроля знаний. По желанию проводится обсуждение итоговых творческих работ. | |
Итого часов |
|
2. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ