Тема урока: «Жанры русской народной вокальной музыки».
Цель урока:
Изучить жанры русской народной песни.
Задачи урока:
- Изучить различные жанры русских народных песен.
- Развивать музыкальный и интонационный слух учащихся, воображение, память.
-Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализ.
Формы организации учебной деятельности: коллективная.
Методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися)
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
Ход урока.
Орг. Момент
Приветствие учителя.
Приветствие учеников.
Актуализация знаний.
Ребята, назовите мне русские народные песни, которые вы знаете. («Во поле береза стояла», «Калинка», «Ой, мороз, мороз...» и т.д.)
Молодцы. А все ли они одинаковы? (Нет)
Как вы думаете, можно ли разделить на группы? (Да)
Хорошо. О чем поют в русской песне? (О природе, о родине, о любви, праздничные)
Следовательно, мы действительно можем разделить русские песни на группы, а точнее на жанры.
Итак, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Жанры русской народной вокальной музыки.
Следовательно, какая цель урока?
Изучить жанры русской народной песни.
Правильно.
Давайте составим задачи на наш урок и их озвучим.
Будем
Изучать различные жанры русских народных песен
Вспомним, какое значение играет народное творчество в жизни русского народа
Мотивация урока.
Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните, с какой русской народной песней вы познакомились на уроках музыки.
Наряд ее мягкий, чудесен,
|
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)
Изучение нового материала.
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)
Представление песни “Во поле береза стояла”
(Вспомнить мелодию, слова песни, ритм, темп.)
О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)
Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)
Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)
Знакомство с русской народной песней «Пойду ль я, выйду ль я, да» (Раздается текст песни)
Слушанье песни
Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)
Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)
На какие именно слова
Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)
Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.
Вокально-хоровая работа.
Разучивание новой песни.
Что такое фольклор? (Устное народное творчество)
Кто являлся носителем народного творчества? (бродячие артисты)
Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.
А кто знает, что такое частушка? (От слова “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)
|
Историческая справка. О ком пойдет речь?
Загадки
1. Мы и петь смогем
И плясать смогем
И играть смогем
Не скупись рублем.
2. На базарах, на пирах
всюду выступаем
своей звонкою игрой
народ потешаем.
3. Мы веселые бродяги
и душой свободны
нам не надо славы, благ
хотим любви народной
Ну что узнали нас?
Кто они такие?
Правильно, это скоморохи.
На княжеских пирах, народных гуляниях скоморохи первые музыканты. На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. А знаете ли вы, на каких музыкальных народных инструментах играли? Чтобы это проверить нужно отгадать снова загадки.
Загадки:
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)
Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)
Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)
В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)
Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным. (Рожок)
Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
|
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (Свирель)
У Скоморохов не простая жизнь. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) издал указ, который запрещал им выступать, В указе 1648 года идет речь о борьбе с язычеством и суевериями, народным двоеверием. Бесовскими сосудами в этом указе царя Алексея Михайловича названы музыкальные инструменты скоморохов, которые использовались для публичных представлений, поэтому их ломали и сжигали.