Роль и место декоративно-прикладного искусства в современной культуре




Региональное декоративно – прикладное искусство является огромной художественной ценностью, его значение в современном мире велико. Несмотря на многие сложности, декоративно-прикладное искусство достигло больших художественных высот. Не только в России, но и за рубежом авторитет русского декоративно-прикладного искусства исключителен.Связан он, главным образом, с крупными широко известными промыслами – Палехом, Хохломой, вятской игрушкой, вологодским кружевом. Но существуют и менее крупные промыслы, мало, а иногда даже совсем неизвестные широкой общественности, но играющие свою незаменимую роль в духовной культуре народа.

В декоративно-прикладном искусстве, в его художественных промыслах открывается настоящее, большое народное искусство России.

На сегодняшний день существуют такие художественные промыслы как, кружевоплетение, вышивка, ковроткачество, гончарное дело. В отличие от широко известных жостовских подносов или дымковской игрушки, утративших в значительной степени свое функциональное назначение и превратившихся в предметы чисто декоративного характера, изделия русских мастеров продолжают жить в повседневном быту, сохраняют свою функциональную роль. Народные умельцы работают главным образом на сельских и отчасти городских жителей. Ковроткачеством занимаются сельские мастерицы. Ткутся ковры с цветочным и геометрическим орнаментом отличающиеся высокими художественными достоинствами. Все виды ковров вырабатываются на вертикальном или горизонтальном станах из домашнего прядения шерсти. Окраску волны мастерицы производят сами. Широкое распространение имеют ковры, изготовляемые на вертикальном стане, у которых по черному фону расположен нарядный цветочный декор из роз, незабудок - преимущественно ярких, интенсивных тонов. Композиция таких ковров состоит из цветочного орнамента, повторяющегося по периметру и находящийся в центре букет. В старых коврах использовалось множество цветов и оттенков от ярких, насыщенных до более нежных, прозрачных, оставляя впечатление благородной, мерцающей гаммы красок. В декоре каждый лепесток цветка, каждый листик имели различные оттенки своей окраски, и это создавало впечатление объемности и подробного рисунка.

В современных коврах те же композиции решены иначе. Из цветового строя ковров ушло оттеночное богатство. Основные цвета стали более открытыми, как бы обнаженными по своему звучанию, что объясняется свойством анилиновых красителей, которые используют мастерицы. Не имея возможности добиваться прежнего разнообразия оттенков цвета, мастерицы невольно упрощают рисунок. Он становится стилизованнее и производит впечатление плоскостности.

Существенные изменения наблюдаются и в коврах с геометрическим орнаментом. Например, узор из цветных ромбов в старых коврах, осуществлялся без фона; в современных же образцах появился черный фон и на нем ромбы красного, зеленого, малинового, желтого, оранжевого, голубого, синего цветов. Раньше эти цвета, использованные в различных градациях своего звучания, плавно переходили один в другой; теперь в связи с упрощением узора и ограниченностью оттенков цвета ромбы расположены реже. От того, что у ковров появились черное поле и локальная окраска рисунка, декор их приобрел характер неровный, взрывчатый, отличающийся мозаичностью, контрастными сочетаниями цветов.

Орловские ковры обладают специфической трактовкой цвета, характерным подбором красок. Алые, красные, зеленые цвета в сочетании с глубокой малиновой или черной основой создают атмосферу, которая вызывает ассоциация с русской пляской или озорными орловскими частушками. Эти яркие, мажорные ковры украшают и расцвечивают быт орловской деревни.

Такая же яркость, мажорность, которая присуща коврам, характерна и для праздничных полотенец.

Искусство вышивки отличается большой жизненностью и свежестью. Мастера считают старинными вышивки 40-х, 50-х и 60-х годов ХХ века, дополненные техникой простого и болгарского креста, когда в них используются традиционные мотивы, например, дерева, известные под различными названиями, но чаще всего «дуб». Характерны изменения, которым в течение времени подвергся рисунок «дуб». Сначала исчезает каноническая жесткая определенность цветов (красное и черное), и листья «дуба» уже с конца ХIХ века вспыхивают желтым цветом, потом в вышивку все смелее вводятся синий, светло – зеленый, оранжевый и другие тона. В 20 – е годы разнообразное сочетание цветов получает в орловском шитье очень широкое распространение. Тона, дополняющие основной красный, окрашивают все более крупные элементы декора, отчего в вышивках постепенно нарастает впечатление мозаичности. Стремление к цветовой полифонии, к разнообразию сочетаний цветов происходит одновременно с упрощением рисунка «дуба», который теряет многие свои растительные формы, делаясь все строже, все геометричнее. Этот процесс продолжает развиваться до настоящего времени. Если в 60-е годы композиции с «дубом» отличались тенденции геометризации и яркому цветению растительных форм, то в 70-е значительно увеличивается размер композиции, изображение делается крупнофигурным и более мозаичным. Декоративно – прикладное искусство Орловщины при всей своей замкнутости, традиционности активно существует в современной жизни и взаимодействует с самыми разнообразными явлениями культуры. Народные мастера Орловщины вносят новые ритмы и новые цветовые сочетания.

Интерес к гончарному промыслу и его большая популярность никогда не ослабевали и не скудели. Изделия гончаров Ливенского, Урицкого, Малоархангельского районов пользуются большим спросом. Объясняется это не только тем, что глиняная посуда широко используется в деревенском быту, здесь сказывается и давняя орловская традиция с ее глубинными истоками народного творчества.

Из-под рук искусных мастеров выходят оригинальные квасницы, кринки для молока, напоминающие по форме обычную среднерусскую кринку. Но все-таки орловские, с более мягким, округлым абрисом и как бы немного приземистые, цветочные горшки, сделанные в форме чашечки цветка.

В старину гончарные изделия деревни Плешково Новосильского района Орловской области отличались очень тонким и крепким черепком. Теперь тонкостенность не свойственна плешковским изделиям, что, по- видимому, объясняется и отсутствием конкуренции. Но форма сосудов – емкая, удобная, совершенная – сохранилась. Они создаются из белой, очень высокого качества огнеупорной глины с блестками слюды и украшаются незамысловатым геометрическим рисунком и обязательно поливой.

Если ковроткачество, вышивание, гончарное дело — это занятия сельских мастеров, то орловское кружево, традиция кружевоплетения остается, по преимуществу, городским искусством и наблюдается в основном в районных городах. Средоточием всех кружевниц является город Мценск. Орловские кружева можно назвать родственными елецким. Однако они более тяготеют к геометрическим узорам, которые составляют, по-видимому, важную особенность всего народного творчества Орловщины, отвечая местным эстетическим представлениям, уходящим в далекую традицию.Излюбленный узор орловских кружев — «сухарики» — с двух сторон оформляется так называемыми «веерами» — мелкими ажурными фистонами. Пользуются популярностью и узоры «паучки», или «мушки», представляющие собой комбинацию из плотных нитяных переплетений в форме небольшого огурца с кружевной сеткой или плоским кружевным полотном (oно плетется так же, как тканое полотно). Иногда несколько «огурцов» собираются вместе в форме звездочек, что и носит название «паучка», иногда плоскостные ряды «огурцов» разбросаны по кружевной сетке в определенной ритмической последовательности.

Поставленное на широкую промышленную основу производство орловских кружев позволило бы удовлетворить спрос населения на так называемое бельевое кружево.

Декоративно-прикладное искусство художественно ценное, изменяющееся и развивающееся явление в современном обществе. Оно способно выдерживать высокую конкуренцию с промышленной продукцией, так как оно является живой частью современной народной культуры.

Рекомендуемая литература:

1. Абрамян Э. Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры. В кн.: Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, изд-во АН Арм. ССР: 1978, с. 91, с. 93.

2. Арутюнов С. А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. Москва: 1989, 160.

3. Баллер Э. А. Социальный вопрос и культурное наследие. М.: «Наука», 1987. С. 52.

4. Голубева О. Л. Строгановская школа композиции. к 180-летию МГХПУ им С. Г. Строганова / О. Л. Голубева, А. Н. Лаврентьев. М.: МГХПУ им С. Г. Строганова, 2005. 351 с., с. 196.

5. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции. / Советская Этнография, 1981, № 2, с. 87.

6. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: СПГУТД, 2009. 110 с., с. 17, с. 36.

7. Основные термины дизайна: краткий справочник - словарь / отв. ред. Л. А. Кузьмичев. М.: ВНИИТЭ, 1988. 88 с.

8. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для студентов вузов/ М. С. Соколова. М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2005. 303 с.,16 с. ил.: ил.

9. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн: [учеб. пособие для пед. вузов по спец. «Педагогика и методика нач. образования»] / Сокольникова Н. М. М.: Academia, 1999. 365 с., 8 л. цв. ил.: ил.

10. Хоруженко К. М., Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. С. 670.

11. Чистов К. В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования. // Советская этнография, 1981, № 2, с. 106.

12. Культурология XX век. Словарь / Под ред. С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. 480с.

ЗАДАНИЕ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: