Проблемы обеспечения информационной безопасности в таможенных органах




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОУ ВПО ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учетно-финансовый факультет

Кафедра «Коммерция и таможенное дело»

РЕФЕРАТ

на тему:

«Базы данных таможенных органов»

 

Автор

Студент

Охрименко Михаил Михайлович

Донецк

 

Содержание

Введение. 2

1.Центральная база данных. 3

2.Проблемы обеспечения информационной безопасности в таможенных органах 5

3.Центральная база данных ФТС России. 9

3.1Основные элементы ЦБД ЕАИС. 11

3.2Информационное взаимодействие ЕАИС ФТС России с другими системами. 13

Заключение. 14

Список использованной литературы .. 15

 

Введение

В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития, растет роль информации и ускоряется темп принятия решений. Развитие техники приводит усложнению процессов производства, ускорению процесса принятия управленческих решений. Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями. В наиболее развитых странах, переходящих от индустриального к информационному обществу, стремительное развитие информационных технологий проявляется в усилении информационного обеспечения в экономике и управлении и постоянной диверсификации информационного сектора.

Таким образом, актуальность выбранной мной темы реферата связана с тем, что информация уменьшает степень неопределенности и неполноту знаний, позволяет принимать обоснованные управленческие решения.

Возможны несколько технологий организации взаимодействия пользователя с базами данных. Наиболее перспективные из них – архитектура клиент-сервер и интернет-технологии – реализуются во всех вновь разрабатываемых и внедряемых в практику работы таможенных органов информационных системах. Например, на основе этих технологий доступа в каждом таможенном управлении организовано взаимодействие в режиме online с региональной базой данных (РБД), что позволяет должностным лицам таможенных органов обращаться с запросами из своих ЛВС на удалённый сервер РБД. Создаваемая система электронного декларирования также ориентирована на использование интернет-технологий. Однако ряд АРМ, созданных до 1999 г. и до сих пор используемых в таможенных органах, функционирует в режимах, когда общая БД находится на сервере локальной сети, который работает в режиме файл-сервера.

 

Центральная база данных

Объём Центральной базы данных ФТС России сотни терабайтов: это архивы оформляемых таможенных деклараций (более 2,5 млн документов в год, по несколько десятков кб каждый)плюс специализированные базы данных документов контроля доставки товаров и транспортных средств, таможенных приходных ордеров, сертификатов и нормативно-справочной информации, а так же БД по участникам ВЭД.

В целях совершенствования порядка сбора, обработки, передачи электронных копий ТД, обеспечения формирования и ведения баз данных ТД таможенных органов всех уровней в рамках ЕАИС таможенных органов был издан Приказ от 23.12.08 г. «О порядке сбора, обработки, передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций и формирования баз данных всех уровней в рамках Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов» № 1648.

Этим приказом утверждены:

· Порядок сбора, обработки, передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций и формирования баз данных всех уровней в рамках ЕАИС таможенных органов;

· Сроки хранения электронных копий ТД, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов и в ГНИВЦ (главный научно- информационный вычислительный центр)

Порядок сбора, обработки, передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций и формирования баз данных всех уровней в рамках ЕАИС таможенных органов (далее- Порядок) определяет действия должностных лиц и работников таможенных органов, ГНИВЦ при сборе, обработке, передаче электронных копий ТД, а также формировании баз данных ТД на уровне таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления (РТУ), ГНИВЦ в рамках ЕАИС таможенных органов.

В рамках порядка проходит информационное взаимодействие структурных подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль, информационно- технических подразделений (ИТП) таможенных органов, подразделений таможенных органов и отделов ГНИВЦ, обеспечивающих сбор, хранение, обработку электронных копий ТД и бесперебойное функционирование системы сбора ТД (совокупность штатных программных средств ЕАИС таможенных органов, включённых в Фонд алгоритмов и программ ФТС России, технических и аппаратных средств, организационных мероприятий, должностных лиц и работников таможенных органов и ГНИВЦ, обеспечивающих сбор, обработку, проведение форматно-логического контроля и формирование соответствующих баз данных на уровне таможенного поста, таможни, РТУ и ГНИВЦ.)

Программно-аппаратные средства, входящие в систему сбора ТД, составляют единый комплекс средств, обеспечивающих проведение операции, выполняемой в целях проверки полноты и достоверности сведений, указанных в электронной копии ТД, проводимой комплексными автоматизированными системами «АИСТ-РТ21» и «АИСТ-М» при таможенном контроле и при загрузке электронной копии ТД в центральную базу данных ТД (операция форматно- логистического контроля)(далее ФЛК), формирование электронных копий ТД, их сбор, обработку, передачу, загрузку в соответствующие базы данных таможенных органов на всех уровнях системы сбора ТД.

Существуют четыре уровня системы сбора ТД: таможенный пост, таможня, РТУ, ГНИВЦ.

Контроль инсталляции, настройки и организации интерфейса взаимодействия программных средств системы сбора ТД в подразделениях таможенных органов осуществляет начальник ИТП таможни или РТУ, в обязанности которого в целях бесперебойного функционирования системы сбора ТД входит обеспечение контроля за своевременным переходом подчинённых таможенных органов на работу с новыми версиями программных средств ЕАИС таможенных органов, входящих в систему сбора ТД и рассылаемых ГНИВЦ.

В рамках ЕАИС таможенных органов осуществляется ведение следующих информационных ресурсов, содержащих электронные копии ТД:

На уровне таможенного поста:

А) базы данных ТД (только для таможенных органов, оснащённых АИС «АИСТ-М»), представляющей собой информационный ресурс таможенного органа, содержащей электронные копии ТД, хранимые и обрабатываемые с применением КПС «Сбор информации по ГТД», и используемый должностным лицом таможенного органа в аналитической работе(далее база данных ТД);

Б) операционной базы данных ТД, представляющей собой информационный ресурс таможенного органа, содержащий электронные копии ТД, хранимые и обрабатываемые с применением системы ТО и ТК, и используемый должностным лицом таможенного органа при таможенном оформлении и таможенном контроле

Проблемы обеспечения информационной безопасности в таможенных органах

Для таможенных органов России стратегической целью становится информационное обеспечение процессов электронной торговли путём создания системы электронной Таможни. В этой связи возрастает значение сотрудников, обеспечивающих функционирование и безопасность таможенных информационных систем.

В современных условиях важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и численности её подразделений. Исследование проблем формирования состава и организационно-штатной структуры подразделений информационной безопасности и технической защиты информации таможенных органов продиктовано объективной реальностью. По данной проблеме нами было проведено исследование, результаты которого предлагаются для ознакомления и обсуждения.

Процесс информатизации глубоко проник в таможенную сферу деятельности. Поэтому объективной необходимостью в свете высоких темпов научно-технического прогресса является и создание современных центров обработки данных, отвечающих передовым требованиям стремительно глобализирующейся мировой торговли, обладающие высокой степенью технической защиты.

Правовое регулирование и организационные меры, безусловно, также имеют существенное значение в обеспечении информационной безопасности в Российской Федерации. Однако данные аспекты анализируемой проблематики можно обозначить как менее наглядные. Так, говоря о правовом регулировании, что в классическом своем понятии представляет совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в сфере информационной безопасности таможенной деятельности Российской Федерации. Организационные аспекты информационной безопасности тесно связанны с правовыми, их сущность заключается в создание качественной организационно - штатной структуры подразделений обеспечения информационной безопасности, а также режима работы с информацией и информационными ресурсами.

Целесообразность внедрения инновационных технологий в процесс обеспечения информационной безопасности таможенного дела, на наш взгляд, обусловлена рядом взаимосвязанных факторов:

Во-первых, в развитии информационных технологий и их продвижении на мировой рынок важную роль призвана сыграть активизация инновационной деятельности, а повышение ее роли в современной экономике обусловлено тем, что в последние десятилетия произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие.

По экспертным оценкам экономистов возможности экономического роста на современном этапе на 60 - 90% определяются использованием научно-технических достижений, поэтому важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизма поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

В рамках инновационной политики Россия стоит перед необходимостью рационального вложения финансовых средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивающие функциональные потребности экономики страны на качественно новом уровне; развития научно-технического потенциала и повышения экономической эффективности инновационной деятельности.

Во-вторых, организация информационно-правового обеспечения защиты информации в таможенном деле, объективно предполагает внедрение в практику Таможенных органов современных информационных технологий - методов информатизации процессов и этапов управления, выполняющих функции обеспечения управленческой деятельности и, прежде всего, процесса выработки управленческих решений.

Именно информатизация управленческой деятельности способствует повышению научной обоснованности управленческих решений, приданию им таких качеств, как оперативность и своевременность их принятия, адресность, целенаправленность, наиболее полный охват позитивных и негативных факторов и т. п. «В таких условиях, - как пишет Г. В. Атаманчук, - получение новой информации, хранение и поиск уже созданной, адекватное понимание и актуальное использование информации становятся очень трудным делом, требующим времени, сил и средств, создания специальных структур (систем), применения новейшей техники и технологии»

Общее понятие «информационные технологии» по своему содержанию означает систему средств и методов работы с информацией для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, а применительно к заявленной теме - под информационными технологиями следует понимать автоматизированную систему средств использующих определенную совокупность методов сбора, обработки (анализа), оценки и защиты социально-правовой информации в процессе выработки проектов управленческих решений.

В-третьих, информационные технологии образуют структурный элемент и составляют органическую часть более общей категории - «технология управленческой деятельности».

Как научная дисциплина технология управления исследует принципы функционирования и развития технологических систем, основные методы проектирования и внедрения новой технологии.

Эффективность использования информационных технологий определяется четкой организацией следующих этапов сбора социально-правовой информации: разработка программы действий (исследования); подбор и подготовка исполнителей; создание организационно-правовых, материально-технических и т.п. условий и творческой обстановки для их работы.

В-четвертых, в обеспечении эффективной защиты информации первичным является правовой аспект, а именно необходимость четкого разграничения информационных объектов с тем, чтобы законодательно определить правовой режим каждого из них.

Правовой режим информации как объекта правового регулирования, в первую очередь, должен рассматриваться с позиций ее доступности. Соответственно можно выделить общедоступную информацию (открытую информацию), конфиденциальную информацию (информацию ограниченного доступа) и информацию, составляющую государственную тайну (закрытую информацию).

В своей практической деятельности сотрудникам таможенных органов приходится сталкиваться со всеми указанными видами информации, однако, здесь следует обратить особое внимание вопросам защиты конфиденциальной информации в таможенном деле, которые в современных условиях становятся весьма актуальными.

При этом информационная безопасность не отождествляется только с безопасностью информации, поскольку безопасность информации является лишь компонентой, определяющей технологическую составляющую информационной безопасности.

В-пятых, возрастание прикладного значения информационных технологий в таможенном деле обусловлено расширением практики их применения в деятельности таможенных органов по противодействию угрозам защиты информационных ресурсов, связанным с использованием компьютерной техники неограниченным кругом физических и юридических лиц.

Дальнейшее повышение прикладного значения информационных технологий в таможенном деле обусловлено, с одной стороны, ростом негативных последствий глобальной информатизации, создающих внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации, а, с другой, - тенденциями развития технических средств защиты информации.

В-шестых, эффективность управленческой деятельности таможенных органов зависит от многих факторов. Одним из главных является умение организовать работу с информационными ресурсами, обеспечить их надежную защиту от несанкционированного доступа.

В-седьмых, важным направлением дальнейшего развития системы таможенного администрирования, совершенствования механизмов таможенного оформления и контроля, повышения прозрачности таможенных процедур является автоматизация таможенных технологий и оперативного управления таможенной деятельностью, обеспечивающая решение следующих комплексных задач:

· информации о состоянии процессов таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной работы, других направлений деятельности таможенных органов;

· планирования деятельности таможенных органов и оценки результатов (эффективности) их работы;

· формирования и доведения сбора, обработки, хранения и анализа (мониторинга) оперативной в автоматизированном режиме до таможенных органов управляющей информации по всем направлениям их деятельности.

В-восьмых, автоматизация таможенных технологий должна сводить к минимуму негативное влияние «человеческого фактора» в принятии каждого конкретного решения путем применения информационно-технических средств, интегрированных в единую систему оперативного управления таможенной деятельностью.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что актуальность проблемы повышения прикладного значения информационных инновационных технологий в таможенном деле обусловлена возросшей диспропорцией между усилением государственно-правовых требований к защите служебной информации, с одной стороны, и ослаблением социально-правовых мер профилактики административных правонарушений, совершаемых в сфере информации, с другой.

Возрастание прикладного значения информационных инновационных технологий в таможенном деле обусловлено расширением практики их применения в деятельности таможенных органов по противодействию угрозам, связанным с использованием компьютерной техники неограниченным кругом лиц, посягающим на защищаемые информационные ресурсы.

Дальнейшее повышение прикладного значения информационных инновационных технологий в таможенном деле обусловлено, с одной стороны, ростом негативных последствий глобальной информатизации, создающих внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации, а, с другой стороны, тенденциями развития технических средств защиты информации.

Эффективность управленческой деятельности таможенных органов зависит от множества факторов. Одним из основных является умение организовать работу с информационными ресурсами, обеспечить их надёжную защиту от несанкционированного доступа.

Автоматизация таможенных технологий должна сводиться к минимальному влиянию «человеческого фактора» на принятие каждого конкретного решения путём применения информационно - технических средств, интегрированных в единую систему оперативного управления таможенной деятельностью. В этом свете возникает необходимость подготовки специалистов разносторонне подготовленных, которые будут одинаково профессиональны на техническом, правовом и организационном поле деятельности.

«Вес» угроз может определяться не только степенью их распространения, но и спецификой пространства, на котором они проявляются. В вопросе - «как респонденты оценивают состояние правового обеспечения информационной безопасности в таможенной сфере деятельности», анализировались угрозы связанные с возможностью заложения в нормативные правовые акты «брешей» в модели обеспечения информационной безопасности, с наличием пробелов права и закона, с противоречиями между различными правовыми регуляторами, которые влекут за собой нарушение режима безопасности информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: