Индивидуальная и общественная (рыночная) цена. Уровни ценообразования




Тема 1. Теоретические основы ценообразования 2 часа

Роль и значение цены в рыночной экономике

Функции цены

3. Экономическое содержание цены. Стоимость товара как объективная основа цены.

Индивидуальная и общественная (рыночная) цена. Уровни ценообразования.

Факторы и закономерности динамики цен.

Роль и значение цены в рыночной экономике

Цена – важнейший экономический рычаг управления хозяйственной деятельностью фирмы, элемент экономических связей между производством и потреблением, сбалансированности спроса и предложения.

Цена – элемент, присущий экономике любого типа, основанной на товарно -денежных отношениях, так как опосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по-разному. Так как цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике, то она тесным образом связана с типом хозяйствования – методология ценообразования,

свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления.

Цена означает сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования, движения и использования цен на товар или услугу. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления на рынке.

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены вы-

ступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства,

хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.

В рыночной системе хозяйствования каждое предприятие и его собственники самостоятельно принимают все производственные и экономические решения: что, где, когда и сколько производить, кому, по какой цене и на каких условиях продавать. Механизм регулирования деятельности предприятий базируется на использовании экономических методов, таких, как финансово-кредитная система, налоговая, таможенная, инвестиционная и бюджетная политика, В рыночной экономике цена играет главную структуроопределяющую роль, является основным звеном системы рыночного саморегулирования и характеризуется следующими моментами.

1) Формирование конечного уровня цены происходит в сфере реализации продукции, то есть на рынке, цена всегда является рыночной величиной

2) Цены на продукцию, товары, услуги определяются собственниками, субъектами хозяйствования, в результате этого нет отчуждения товаропроизводителей от результатов труда.

3) Цены выявляют диспропорции между предложением (производством) и спросом (потреблением) и мгновенно реагируют – включается механизм рыночного ценообразования, поэтому цена является равновесной величиной, балансирующей спрос и предложение.

4) Цена несет в себе свойство конкурентности, выступая инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, перелива капиталов

Функции цены

 

Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие основные функции цены:

-учетно-измерительная (соизмерительная);

-стимулирующая;

-балансирования спроса и предложения;

-распределительная (перераспределительная);

-как средства рационального размещения производства;

-информационная.

Учетно-измерительная функция вытекает из сущности цены как денежного выражения рыночной стоимости. Цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции, сколько затрачено труда, сырья, материалов на ее производство и какую прибыль получает предприниматель, т.о., цена фиксирует и выявляет не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли.

Цена переводит количество и качество товаров в материально-вещественной форме в показатели, измеренные в денежном выражении.

Кроме того, цена позволяет соизмерить ценность различных товаров, продукции, услуг – сравнивая цену, мы определяем более дешевый или дорогой товар.

Учетная функция состоит в том, что с помощью цены исчисляются экономические показатели как на уровне макроэкономики, так и на уровне предприятия, так как они имеют стоимостную основу.

Показателями, характеризующими состояние экономики страны, являются валовой национальный продукт, размер созданного национального дохода, объем платежеспособного спроса, покупательная способность рынка, их динамика и соотношение.

Предприятие на основе цены определяет количественные и качественные показатели своей работы: объем производства, товарооборота, доходов, прибыли, размер и уровень затрат, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и т.д.

Сущность стимулирующей функции заключается в том, что цена способна воздействовать и на производство, и на потребление либо поощряя, либо сдерживая его. На производителя цена оказывает стимулирующее влияние через величину заключенной в ней прибыли.

Цена стимулирует производителей к снижению затрат, что достигается путем внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования, рациональным и полным использованием ресурсов, выбором наиболее эффективных и экономичных методов организации производства и управления.

Предприятие оценивает доходность производства и реализации товаров, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемой продукции.

С помощью цен осуществляется сбалансирование спроса и потребления как в целом, так и в разрезе отдельных товарных групп.

Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, спросом и предложением. Цена мгновенно сигнализирует, если в экономике появились диспропорции между сферой производства и сферой обращения, нарушилось равновесие между предложением и спросом – она либо растет, либо падает. Поэтому при появлении этих симптомов цена начинает выполнять свою равновесную (уравновешивающую) функцию:

увеличивается или сокращается производство;

растет или снижается цена;

одновременно происходит и то, и другое.

Распределительная функция присуща цене в любой системе управления как планово-административной, так и рыночной, но механизм ее действия различен – в условиях свободного ценообразования перераспределение обусловлено ситуацией на рынке, а при социализме – указаниями органов государственного управления.

Государство с помощью цен регулирует накопления отдельных отраслей, влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между потребителями и изготовителями, между интересами предприятий и общества. Перераспределяя доходы между социальными группами населения, государство способствует повышению жизненного уровня.

Перераспределение доходов через цены осуществляется различными путями:

с помощью системы налогообложения – в цену входят косвенные налоги, изымаемые в бюджет и распределяемые в дальнейшем в соответствии с нуждами государства; установлением различных цен на одну и ту же продукцию

разным потребителям (например, стоимость энергоресурсов для промышленных предприятий и населения)

Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов и ресурсов в секторы экономики и виды производства с более высокой нормой прибыли.

Информационная функция состоит в том, что цена выступает как основной носитель информации и для производителей (продавцов), и для потребителей (покупателей). Данные о ценах, известия об их изменениях являются сигналом к действию или бездействию субъектов рыночной экономики – предприятий, населения.

Функции цены тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Стимулирующая функция усиливает функцию балансирования спроса и предложения, так как способствует производству товаров, пользующихся спросом. Распределительная функция взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя распределению ресурсов. Стимулирующая и перераспределительная функции взаимосвязаны, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. В конечном итоге все функции цены направлены на то, чтобы объединять интересы производителя и потребителя, обеспечивать им условия реализации их интересов.

3. Экономическое содержание цены. Стоимость товара как объективная основа цены

 

Цена является одной из самых сложных экономических категорий и имеет

исторический и общественный характер.

Во-первых, цена - это экономическая категория, обслуживающая товарно-

денежные отношения и возникшая на определенном этапе развития общества.

Во-вторых, цена, обслуживая товарно-денежные отношения той или иной

общественно-экономической формации, отражает содержание определенных

производственных отношений..

Экономическую природу цены определяют четыре основных фактора (цено-

образующие факторы):

1) стоимость товаров;

2) спрос и предложение;

3) стоимостное содержание денег;

4) экономическая политика государства.

Объективной основой цены является стоимость товаров, абстрактный труд

товаропроизводителей. Величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами труда (рабочего времени) на воспроизводство единицы товара в современных условиях.

Цена как мера стоимости подразумевает неразрывное единство двух сторон: меновой стоимости (затрат общественно необходимого труда) и потребительной стоимости (полезности, качества) товара.

При формировании стоимости важную роль играет ограниченность товаров,

ресурсов. Товары, произведенные в избыточном количестве, низкого качества могут иметь цену ниже стоимости и даже нулевую оценку И наоборот, ограниченные по количеству высококачественные товары могут иметь цену выше стоимости.

Объекты, не имеющие стоимости в классическом понимании (на

их воспроизводство не затрачен человеческий труд), такие, как земля, лес, могут иметь высокие цены, отражающие их ограниченность и спрос.

Вторым важнейшим ценообразующим фактором является соотношение спроса и предложения, изменение которого порождает конъюнктурные колебания цен, отклонения их от стоимости.

Так, стоимость товара за определенный период времени может быть постоянной величиной, цены могут колебаться: при превышении спроса над предложением они превысят стоимость и наоборот.

Под влиянием различных соотношений спроса и предложения, а также огра-

ниченности природных ресурсов стоимость и цены товаров могут регулироваться средними, худшими или лучшими условиями общественного производства.

Кроме конъюнктурных колебаний существуют и другие - устойчивые отклонения цен от стоимости, связанные с модификацией рыночных цен в цены

производства, монопольные цены.

Третий фактор, определяющий ценообразование, - это стоимостное содержание денег.

Исторически стоимостное содержание денег определялось стоимостью золо-

та, затем - количеством бумажных денег в обращении. В настоящее время оно определяется сложной совокупностью факторов: товарной массой, количеством денег в обращении, состоянием платежного баланса страны, курсом национальной валюты, престижем страны, состоянием экономики и золотого запаса и другими показателями. Цена и деньги тесно связаны между собой. Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Одним из важнейших факторов ценообразования является экономическая

Политика государства.

Так, при полном государственном регулировании цен функционировала централизованно-плановая система экономики, которая существовала в бывшем СССР. При полном свободном формировании цен (совершенная конкуренция) все цены определялись бы спросом и предложением. Но такого рынка не существует ни в одной стране мира. В странах с рыночной экономикой в той или иной степени осуществляется государственное регулирование цен.

Кроме того, государство осуществляет свою политику через налоги, таможенные тарифы и другие экономические рычаги.

Индивидуальная и общественная (рыночная) цена. Уровни ценообразования

 

Исходный пункт ценообразования - индивидуальная цена, выражающая за-

траты труда каждого конкретного товаропроизводителя. Индивидуальные затраты отдельных товаропроизводителей существенно отличаются друг от друга вследствие действия разных факторов:

- технический уровень производства;

- природные ресурсы и условия производства;

- квалификация работников и др.

Индивидуальная цена не может быть непосредственной основой цены. Она

должна превратиться в общественную, или рыночную, цену.

Общественная (рыночная) цена выражает общественно необходимые затраты труда товаропроизводителей, признанные рынком, потребителем, обществом

Она может формироваться на различных уровнях в зависимости от границ рынка, в рамках которого сопоставляются затраты индивидуальных товаропроизводителей:

а) в рамках местного рынка - локальная цена (например: цены на молоко,

овощи могут дифференцироваться по районам области, по районам города)

б) в рамках региона - региональные цены (например: цены на молочные про-

дукты в Липецкой и Орловской области);

в) в масштабах страны - национальные цены (например, цены на нефть в

России и Кувейте);

г) на мировом рынке - интернациональные, мировые цены (например, миро-

вые цены на нефть, рыбу и т.д.).

Деление цен носит условный характер. Те же мировые цены могут различаться по странам, регионам, т.е. единой мировой цены на какой-либо конкретный вид товара может и не существовать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: