труда учителей и других педагогических работников




ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 6

О практике распределения учебной

Нагрузки и других вопросах, связанных с

Регулированием труда учителей и других

Педагогических работников

Г. Махачкала

Июнь 2011 г.

 

Ответы

на вопросы, возникающие при распределении учебной

Нагрузки и других вопросах, связанных с регулированием

труда учителей и других педагогических работников

 

1. Вопрос: Что понимать под учебной нагрузкой учителей образовательных учреждений?

Ответ: Под учебной нагрузкой, учителей образовательных учителей образовательных учреждений понимается общее количество часов оплачиваемой преподавательской работы в неделю, которая выполняется ими в одном или нескольких образовательных учреждениях.

2. Вопрос: Установлен ли минимальный объем педагогической работы, при котором это время работы подлежит зачету в педстаж?

Ответ: Минимального объема педагогической работы, который подлежит зачету в педстаж по основному месту работы не установлен.

Для зачета в педстаж времени педагогической работы по совместительству необходимо, чтобы ее объем в учебном году составлял не менее 180 часов. При этом зачету в педагогический стаж подлежат только те месяцы, в которые эта работа выполняется.

 

3. Вопрос: Установлен ли верхний предел учебной нагрузки учителя в одной школе?

Ответ: Согласно п. 6 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» такой предел может устанавливаться Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Однако, Типовым положением об образовательном учреждении так называемого «верного предела учебной нагрузки» не установлено.

Согласно п. 66 указанного Типового положения объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану, программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Не установлено верхнего предела объема преподавательской (кружковой) работы также Типовым положением по учреждениям дополнительного образования, учреждениям начального образования.

В то же время, в учреждениях среднего профессионального образования (педучилищах, техникумах, колледжах) предельный объем учебной нагрузки согласно типовому положению об этом образовательном учреждении составляет 1440 часов в год при норме годовой учебной нагрузки 720 часов на одну ставку заработной платы.

 

4. Вопрос: Оговаривается ли объем учебной нагрузки педагогического работника в трудовом договоре при его заключении?

Ответ: Закон РФ «Об образовании» (п. 6 ст. 55) предусматривает, что объем учебной нагрузки оговаривается в трудовом договоре. Это означает, что работник при заключении трудового договора принимает на себя обязательства работать с такой учебной нагрузкой, а администрация (на все время трудового договора) обязана обеспечивать учителю предусмотренную в договоре объем учебной нагрузки. Однако, следует иметь в виду, что первоначально оговоренный в договоре объем учебной нагрузки в дальнейшем может быть изменен сторонами (с согласия работника и администрации), что должно найти отражение путем внесения соответствующих изменений в договор.

 

5. Вопрос: Из практики следует, что не всегда объем учебной нагрузки учителя оговаривается в трудовом договоре, заключенном на неопределенный срок. Как быть в такой ситуации?

Ответ: Если объем учебной нагрузки учителя не оговорен в трудовом договоре, то учитель считается принятым на тот объем учебной нагрузки, который ему был установлен приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу.

 

6. Вопрос: В каких случаях трудовой договор может быть заключен на условиях работы с неполной учебной нагрузкой?

Ответ: В соответствии со статьей 93 Трудового кодекса РФ по соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на работу, так и в последствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя.

Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи, в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

 

7. Вопрос: Как производится оплата труда при условиях неполного рабочего времени?

Ответ: При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от объема выполняемой работы (ст. 93 ТК РФ).

 

8. Вопрос: Влечет ли какие-либо ограничения работникам в продолжительности отпуска при работе на условиях неполного рабочего времени?

Ответ: Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

 

9. Вопрос: Допускается ли временное или постоянное изменение учебной нагрузки учителя администрацией школы в течение учебного года?

Ответ: По общему правилу, любое временное или постоянное изме­нение (увеличение или уменьшение) учебной нагрузки учителя по срав­нению с учетной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, а если таковая в нем не оговорена, то по сравнению с учебной нагрузкой, установленной приказом руководителя образовательного уч­реждения при приеме на работу, а также изменение ее характера возможно только по взаимному согласию сторон.

По инициативе администрации установленный в начале учебного го­да объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп) (п. 66 Типового положения об общеобразо­вательном учреждении).

В учреждениях дополнительного образования детей уменьшение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования допускается только в случае отсева обучающихся, явившегося причиной для закрытия кружка (группы, секции, объединения).

Уменьшение учебной нагрузки в таких случаях следует рассматри­вать как изменение в организации производства и труда, в связи с чем допускается изменение существенных условий труда при продолжении ра­боты по той же специальности, квалификации или должности. Об указан­ном изменении работник должен быть поставлен в известность не позднее, чем за два месяца.

Если прежняя учебная нагрузка не может быть сохранена, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается по п. 9 ст. 77 ТК РФ.

Для изменения учебной нагрузки по инициативе администрации согласия работника не требуется:

1. В случае временного перевода на другую работу в связи с производственной необходимостью. Например, для замещения отсутствующего учителя выполнение его учебной нагрузки (полностью или частично) может быть поручено другому учителю.

Продолжительность выполнения работником без его согласия увеличенной учебной нагрузки для замещения отсутствующего работника (временный перевод на другую работу) не может,.превышать одного месяца в течение календарного года.

2. В случае простоя, когда работники могут переводиться с уче­том их специальности и квалификации на другую работу в том же учреж­дении на все время простоя либо в другое учреждение, но в той же местности на срок до одного месяца.

3. При восстановлении на работе учителя, ранее выполнявшего эту учебную нагрузку.

4. При возвращении на работу женщины, прервавшей отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, или после окончания этого отпуска.

 

10. Вопрос: На практике ежегодно в школе происходит уточнение учебной нагрузки на новый учебный год. Когда и кто проводит такое уточнение?

Ответ: Предварительное распределение учебной нагрузки на новый учебный год производится директором общеобразовательного учреждения при участии соответствующей первичной профсоюзной организации в лице ее выборного органа (в дальнейшем - профком) до ухода работников в отпуск с тем, чтобы работники знали, в каких классах и с какой учеб­ной нагрузкой они будут работать в новом учебном году.

Такое предварительное распределение учебной нагрузки на новый учебный год проводится также с целью соблюдения сроков, за которые работник должен быть предупрежден о возможном изменении в объеме учебной нагрузки.

При проведении тарификации учителей на начало нового учебного года объем учебной нагрузки каждого учителя устанавливается приказом руководителя образовательного учреждения по согласованию с профкомом.

 

11. Вопрос: На основании каких нормативно-правовых актов и в какой форме профком в настоящее время вправе принимать участие в распределении учебной нагрузки?

Ответ: Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников предусмотрено статьей 11 Закона РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (вступил в силу с 20.01.96) ст. 135 ТК РФ.

Участие профкома в распределении учебной нагрузки на новый учебный год может осуществляться в различных формах: непосредствен­ное участие в процедуре распределения, обсуждение на профкоме предложенного директором проекта приказа и т.п. Однако во всех случаях необходимо, чтобы по данному вопросу профком как коллегиальный орган выразил свое мнение в виде решения, принятого на специальном заседа­нии с составлением соответствующего протокола.

 

12. Вопрос: Какие другие органы правомочны рассматривать вопросы распределения учебной нагрузки на новый учебный год?

Ответ: По сложившейся практике предварительно вопросы распределения учебной нагрузки на новый учебный год рассматриваются в ме­тодических объединениях учителей-предметников или на педсоветах, других объединениях, создаваемых в образовательных учреждениях.

 

13. Вопрос: По общему правилу у учителей при распределении учебной нагрузки на новый учебный год должна сохраняться преемственность классов и объем учебной нагрузки, установленный в предыдущем учебном году. В каких случаях такая преемственность может быть не сохранена?

Ответ: Преемственность классов не сохраняется по выпускным классам и при объединении (разделении) классов. В этих случаях учи­телю может быть предоставлена нагрузка в других классах, если работа в них соответствует его должности, квалификации и если иные условия не оговорены при заключении трудового договора (контракта).

Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки не может быть уменьшен по инициативе администрации на новый учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

Уменьшение учебной нагрузки при распределении ее на новый учеб­ный год, как и уменьшение ее в текущем учебном году, представляют собой те изменения в организации производства (учебного процесса), при которых (об этом было сказано выше) допускается существенное изменение условий труда учителя в установленном порядке.

 

14. Вопрос: В каком объеме устанавливается учебная нагрузка лицам окончившим учреждения высшего и среднего профессионального об­разования?

Ответ: Лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования, принятым на работу в качестве учителя, объем учебной нагрузки определяется на общих основаниях. Учебная нагрузка меньше или больше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника.

Выпускникам вузов и учреждений среднего профессионального образования, заключившим будучи студентами контракт со школой в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, должна быть предоставлена учебная нагрузка в соответствии с этим контрактом.

 

15. Вопрос: Как определяется учебная - нагрузка учителей-женщин, на­ходящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет?

Ответ: Указанным учителям учебная нагрузка определяется на об­щих основаниях. На период указанного отпуска их учебная нагрузка временно передается другим учителям.

 

16. Вопрос: Могут ли руководящие работники образовательных учреждений, лица из числа административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала выполнять дополнительную работу и в каком объеме? Считается ли данная работа совместительством и как она оплачивается? В каком порядке устанавливается их учебная нагрузка?

Ответ: Руководители учреждений и организаций образования, их заместители, другие работники помимо основной могут выполнять дополнительно оплачиваемую работу. В зависимости от того, какой характер носит эта работа, она может считаться или не считаться совместительством, может иметь или не иметь ограничения в объеме ее выполнения.

Если дополнительная работа выполняется в том же учреждении без занятия штатной должности, то она не является совместительством (см. п. 8 приложения к Положению об условиях работы по совместительству). Что это может быть за работа? В образовательных учреждениях такой работой является, например, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, осуществляемая помимо основной; за которую установлена дополнительная оплата в процентах или -в рублях(заведование кабинетами, проверка письменных работ, классное руководство). В ряде случаев это может быть и воспитатель­ская работа, которая выполняется по замене отсутствующих воспитателей, т.е. опять без занятия штатной должности.

Приказом Министерства образования России от_25.01.93 г. N 21 сняты ранее установленные ограничения по объему указанной работы (т. е.

той, которая в том же образовательном учреждении не считается совместительством как для руководителей, так и для других работников, выполняющих ее помимо основной.

Объем преподавательской работы руководителя образовательного учреждения, которая для него не является совместительством, опреде­ляется вышестоящим органом управления образованием с учетом обеспе­ченности данного учреждения кадрами, их квалификации и других усло­вий.

В зависимости от характера этой работы она может выполняться как в основное рабочее время, так и за его пределами (п. 12 приложения к Положению об условиях работы по совместительству).

Оплата труда руководителя за преподавательскую работу произво­дится в том же порядке, что и учителям, т.е. по тарификации. В кани­кулярное время, не совпадающее с отпуском, за указанными работниками сохраняется заработная плата, установленная при тарификации, т.е. с учетом оплаты за преподавательскую работу.

Если в том же учреждении образования осуществляется другая оп­лачиваемая работа на штатной должности (например, директор школы ра­ботает психологом или воспитателем), то эта работа уже считается совместительством. Выполняться она должна за пределами основного ра­бочего времени и в объеме не более половины месячной нормы рабочего времени, установленного по должности, работа по которой выполняется в порядке совместительства.

Что же касается работы в другом учреждении, предприятии или ор­ганизации (в том числе преподавательской работы), то она всегда рассматривается как совместительство и должна выполняться за преде­лами основного рабочего времени и в объеме не более половины месяч­ной нормы рабочего времени по занимаемой должности, за исключением видов работы, перечисленных в приложении к Положению об условиях работы по совместительству, в т.ч. 240 часов в год преподавательской работы на условиях почасовой оплаты.

Например, руководитель учебно-методического кабинета или мето­дист этого кабинета вправе вести преподавательскую работу в школе. учреждении по совместительству в объеме половины месячной нормы ра­бочего времени учителя (с почасовой оплатой труда) и сверх этого -240 часов в год преподавательской работы (6-7 часов в неделю) также на условиях почасовой оплаты. Работа в объеме 240 часов в год допус­кается в рабочее время с разрешения руководителя по месту основной работы (п.12 приложения к указанному Положению).

Все, о чем было сказано в настоящем ответе, касается норматив­ной основы для установления того или иного объема педагогической ра­боты тем работникам, которые выполняют ее помимо основной работы.

Привлекать же таких работников к преподавательской работе следует тогда, когда все учителя обеспечены полной учебной нагрузкой по данному предмету.

 

17. Вопрос: Какая работа в образовательных учреждениях не является совместительством?

Ответ: Перечень работ, которые не считаются совместительством, определен Постановлением министерства труда и социального развития Российской Федерации 30.06.2003 г. №41.

Для работников образовательных учреждений не считается совместительством:

1. Педагогическая работа с почасо­вой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год (применительно к общеобразовательным учреждениям, в которых учебная нагрузка опреде­ляется в недельных часах, 6 или 7 часов в неделю в зависимости от количества учебных недель в учебном году).

Например, преподавательская работа в этом объеме:

- руководителей и специалистов органов управления образовани­ем, учебно-методических и методических кабинетов (центров);

- учителей, воспитателей, других работников образовательного учреждения в другом образовательном учреждении.

2. Работа, перечисленная в п. 8 приложения, если она осуществлялась в том же образовательном учреждении помимо основной, но без занятия штатной должности в том же учреждении:

- выполнение учителями общеобразовательных учреждений и препо­давателями учреждений начального и среднего профессионального обра­зования по заведованию кабинетами, лабораториями, отделениями;

- педагогическая работа руководящих и других работников обра­зовательных учреждений (например, работа в качестве учителей, препо­давателей, педагогов дополнительного образования, замещение отсутствующих по болезни и другим причинам воспитателей, проверка письменных работ, классное руководство и другая работа, не требующая занятия штатной должности, или за которую предусмотрена доплата в рублях или процентах);

- руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой учащихся.

3. Работа учителей общеобразовательных учреждений и преподава­телей учреждений начального и среднего профессионального образования в том же образовательном учреждении сверх установленной нормы учеб­ной нагрузки (п. 8 приложения)7

4. Педагогическая работа и работа по руководству кружками в том же учебном заведении, дошкольном, внешкольном или другом детском учреждении (п. 8 приложения).

Например, работа учителей и преподавателей в качестве воспита­телей, педагогов дополнительного образования; работа воспитателей в качестве учителей, преподавателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; работа воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов более чем на одну ставку и т.д.

 

18. Вопрос: Допускается ли педагогическая работа учителей (препо­давателей) в нескольких школах или других образовательных учреждени­ях и в каком объеме?

Ответ: Да, допускается в соответствии с п. 11 Положения об условиях работы по совместительству.

Педагогическая (преподавательская) работа в другом образова­тельном учреждении является совместительством.

Как и всякая работа по совместительству, педагогическая рабо­та в другом (одном или нескольких) образовательных учреждениях не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установ­ленной для соответствующей должности.

При этом следует иметь в виду, что:

- объем преподавательской (педагогической) работы по основному месту работы значения не имеет;

- по сложившейся практике преподавательская работа школьного учителя в другой школе или преподавателем в другом образовательном учреждении (например, в музыкальной школе или ПТУ) на условиях совместительства (в объеме половины месячной нормы рабочего времени) подлежит оплате труда в том же порядке, что и по основному месту ра­боты (т.е. по тарификации).

- помимо работы по совместительству в другом образовательном учреждении учителя и преподаватели могут выполнять педагогическую работу с почасовой оплатой труда (240 часов в год или 6-7 часов в неделю), которая, как указано выше, не считается совместительством.

 

19. Вопрос: За какое количество часов рабочего времени выплачиваются должностные оклады преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности? В каком объеме входит в его обязанности непосредственное ведение преподавательской работы по учебному курсу "ОБЖ"? Могут ли указанные работники выполнять другую оплачиваемую работу?

Ответ: Приказом Министерства образования и науки РД от 8.09.2003 г. №58 установлено, что:

- проведение занятий по курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях возлагаются на преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности;

- должностные оклады указанным работникам выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения ими преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год);

- при объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее £ ча­сов в неделю (180 часов в год) оплата труда по этой должности произ­водится в размере 0,5 должностного оклада с продолжительностью рабо­чей недели 18 часов;

- за преподавательскую работу по курсу ОБЖ в образовательном учреждении сверх 9 часов в неделю (360 часов год), а за преподава­тельскую работу по другим предметам (при любом количестве учебных часов по курсу ОБЖ) производится дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей и преподавателей.

 

20. Вопрос: Какие органы рассматривают трудовые споры педработни-ков с администрацией по вопросам, связанным с учебной нагрузкой?

Ответ: Трудовые споры педагогических работников с администра­цией по вопросам учебной нагрузки рассматриваются в порядке, предусмотренном трудовым законодательством в комиссиях по трудовым спорам, создаваемых в образовательных учреждениях и (или) в судах.

 

21. Вопрос: Каков порядок установления учебной нагрузки учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?

Ответ: В соответствии со статьей 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Поскольку выполнение трудовой функции по должности учителя характеризуется наличием учебной нагрузки, то обеспечение сохранения их должности на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет возможно только путем установления им на общих основаниях объема учебной нагрузки на очередной учебный год, которая затем может быть передана для выполнения другим учителям на период нахождения работника в соответствующем отпуске.

 

22. Вопрос: В каких случаях допускается установление учебной нагрузки учителям на определенный срок?

Ответ: Учебная нагрузка на определенный срок, в т.ч. только на учебный год, может быть установлена в следующих случаях:

- для выполнения учебной нагрузки учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком;

- для выполнения учебной нагрузки учителей, отсутствующих в связи с болезнью или другим причинам;

- для выполнения временно преподавательской работы, которая ранее выполнялась постоянным учителем, с которым прекращены трудовые отно­шения, и на место которого работодатель намерен пригласить другого постоянного работника.

При этом необходимо учитывать, что увеличение учителю учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего работника в связи с из­менениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, фактически является временным переводом на необу­словленную трудовым договором работу у того же работодателя, в соот­ветствии с частью 1 статьи 72.2 ТК РФ требует согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.

Без согласия работника замещение временно отсутствующего работни­ка на срок до одного месяца допускается только в том случае, если это вы­звано чрезвычайными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых указан в части 2 статьи 72.2. ТК РФ.

 

23. Вопрос: Какие гарантии отдельным категориям учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в полном объеме, а также при ее уменьшении в течение учебного года?

Ответ: Для учителей в соответствии с постановлением Правительства РФ № 191 устанавливаются следующие гарантии.

1. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная на­грузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогиче­ской работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам:

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ве­дения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учре­ждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Например, если в 1-4 классах передача преподавания количества часов, предусмотренных учебным планом для проведения занятий по музыке, изо­бразительному искусству, физкультуре, привело к уменьшению учебной на­грузки учителей начальных классов, а оставшаяся учебная нагрузка состав­ляет менее 20 часов в неделю, то этим учителям заработная плата должна выплачиваться в размере не ниже месячной ставки заработной платы при условии их догрузки до установленной нормы часов иной педагогической работой.

Если в школе не создана необходимая материальная база для осуще­ствления преподавания указанных предметов учителями-специалистами или такие учителя-специалисты отсутствуют, а также в случаях, когда это нецелесообразно по другим причинам, учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в т.ч. с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 20 часов в неде­лю.

Передача преподавания в начальных классах других предметов (на­пример, уроков труда) без согласия учителей не допускается.

2. Учителям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагруз­ка выше установленной нормы за ставку;

заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже ус­тановленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педа­гогической работой;

заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Гарантии сохранения заработной платы за учителями в указанных случаях фактически означают, что с этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме остав­шейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

Об уменьшении учебной нагрузки работники должны быть уведомле­ны работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, в те­чение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем разме­ре (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).

 

24. Вопрос: Какой категории учителей назначается досрочная трудовая пенсия по старости за педагогическую деятельность, независимо от объема выполняемой учебной нагрузки?

Ответ: Независимо от объема выполняемой учебной нагрузки период работы в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости за педагогическую деятельность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: