Затратные Параметрические Рыночные




Тема 3. Ценообразование на внутреннем рынке. Принципы и методология. 4 часа

Основы методологии и принципы ценообразования

Методы ценообразования

Затратные методы ценообразования.

Параметрические методы ценообразования

Рыночные методы ценообразования.

Скидки с цены. Понятие и виды

Основы методологии и принципы ценообразования

Методология ценообразования – это совокупность общих правил, принципов и методов:

- разработки концепции ценообразования;

- определения и обоснования цен;

- формирования системы цен;

- управления ценообразованием.

Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости, от того, кто их устанавливает, каков срок их действия. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, их стабильности и гибкости.

Следует различать методологию и методику ценообразования. На основе методологии разрабатывается его стратегия, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии. Поэтому методики – это элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен. Например, разрабатывается методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и другие методики, предназначенные для разных уровней управления, для различных видов цен и групп продукции.

Важным элементом методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами.

Принципы – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Важнейшими принципами ценообразования являются:

научность обоснования цен; их целевая направленность; непрерывность процесса ценообразования; единство этого процесса и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании законов развития рыночной экономики, и, прежде всего закона стоимости, закона спроса и предложения.

Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др. научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при их установлении. Она требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Целевая направленность цен состоит в необходимости четко определить приоритетные экономические и социальные проблемы, в решении которых должны использоваться цены. Примером может служить ориентация цен на освоение принципиально новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества. На эту продукцию непосредственно после ее выпуска и до расширения ее производства устанавливаются цены, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности определяется динамичностью процесса ценообразования. Это проявляется, например, в том, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит несколько этапов. Для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена. Кроме того, в цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием производства устаревших товаров и освоением новых.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Такой контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, электроэнергия и др.).

Контроль осуществляется и по тем товарам, на которые устанавливаются свободные цены. Цель такого контроля – проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятия и организации налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).

 

Методы ценообразования.

Затратные методы ценообразования.

Существуют различные ценовые методы, которые фирмы используют при формировании цен на товары и услуги. Такие методы можно представить в виде таблицы: Система методов формирования цен.

ЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ

Затратные Параметрические Рыночные

• Полных издержек • Удельной цены • с ориентацией на спрос

• Стандартных издержек • Балловый • следования за лидером

• Прямых издержек • Регрессивного анализа • с ориентацией на уровень

• Прямых стандартных • Агрегатный конкуренции

издержек • «запечатанного конвер

• Учёта рентабельности та» (тендерное

инвестиций ценообразование)

• безубыточности

Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учёте издержек производства и реализации продукции. Суть затратных методов сводится к тому, что изготовитель определяет цену исходя из стоимости её производства и необходимости получения определённой величины прибыли от её реализации. Оптовая и розничная торговля определяет цены на свои товары исходя из цен приобретения товаров, выступающих для них в качестве затрат (себестоимости), и наценок к ценам, устанавливаемым в процентах к оптовой (отпускной) цене предприятий и являющимся одновременно источниками прибыли. Затратные методы позволяют исчислить предел цены, ниже которого она может опуститься только при исключительных случаях и на определённый срок. Цена равна издержкам на одну единицу продукции плюс прибыль.

Ценовой метод полных издержек - метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия.

Обобщённо применение данного метода можно представить в виде:

Формирование цены методом полных издержек

Основные элементы цены: Затраты в руб.

-Прямые издержки - всего

в том числе:

-сырьё и материалы

-оплата труда основных производственных рабочих

-прочие прямые издержки

-Косвенные затраты

-Итого издержек

-Прибыль

-Рентабельность (% к затратам),

-Выручка от реализации (цена изделия)

Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.

Главное достоинство рассматриваемого метода - его простота. Основной определения цены являются реальные издержки производства на единицу продукции, к которым добавляется необходимая прибыль. Кроме того, он позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.

Однако метод полных издержек имеет и существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени – на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода как в учёте и анализе, так и в ценообразовании не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть факторы, влияющие на цену.

Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих

недостатков метода полных издержек. Позволяет формировать цены на основе расчёта затрат по нормам с учётом отклонений фактических затрат от нормативных.

Основные элементы цены: Стандарт (норма) Отклонение (+,-)

-Прямые издержки - всего

в том числе:

-сырьё и материалы

-оплата труда основных производственных рабочих

-прочие прямые издержки

-Косвенные затраты

-Итого издержек

-Прибыль

-Рентабельность (% к затратам),

-Выручка от реализации (цена изделия)

Этот метод даёт возможность осуществления пофакторного анализа затрат. Отклонения от норм (стандартов) обычно анализируют как минимум в результате изменения цен и количественных отклонений от норм. Так, если цены на сырьё и материалы, используемые при производстве изделия А, возросли на 5%, а их расход снизился относительно нормы – 250 руб. на 8,6%, то отклонение (+10 руб.) можно определить следующим образом.

В результате повышения цен затраты на сырьё и материалы составили:

250 х5

(250 + -------------) – 262,5 руб.

т.е. по данному изделию получен перерасход относительно стандарта:

(250-262,5)=-12,5 (руб.).

В результате экономии сырья и материалов затраты снизились:

262,5 х 8,6

(262,5 - -----------------) – 240 руб.

т.е. получена экономия (262,5-240)=+22,5 (руб.). Тогда отклонение +10 руб. Можно представить как сумму отклонений: -12,5 руб., полученного в результате изменения цен, и +22,5 руб., полученного в результате изменения норм.

Возможен и более детальный анализ отклонений. Например, дифференцировать

отклонения в зависимости от интенсивности, степени загрузки производственных мощностей и т.д.

Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносят с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Данный метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей.

Этот метод имеет большой потенциал и с точки зрения ценообразования. Цены,

определённые на базе прогрессивных или идеальных норм (стандартов), с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение затрат, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать, с другой стороны, конкурентоспособны на рынке, так как будут отражать не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.

Наиболее сложный элемент системы нормативных (стандартных) издержек – это определение норм затрат. Для формирования экономически обоснованных норм необходимо детально изучить методы производства, технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, требования, предъявляемые к ней на мировом рынке и т.п. Кроме того, нормы должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности

и масштабу производства.

Ценовой метод прямых издержек - метод формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты (т.е. те, что зависят от объёма выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные затраты относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращённым затратам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: