Семинар (4 часа). Освоение коммуникации в профессии.
Учебный курс «Основы теории коммуникации». Часть 2.
Семинар 4 ч.
Дата – 17 апреля
Цель занятия: более подробно раскрыть содержание феномена социальной коммуникации, а также предпосылок ее изучения, в том числе применительно к рекламе и связям с общественностью.
Учебные вопросы и задания.
Часть 1.
1. Многообразие проявлений коммуникации в современном обществе.
1.1 - приведите краткие и конкретные примеры (желательно с иллюстрациями, литературными или визуальными) многообразных проявлений феноменов коммуникации
1.2 - постройте логическую последовательность (от общего к частному) следующих понятий (это задание обязательно! варианты его решения могут готовить несколько человек, сравним на семинаре):
предметная коммуникация, пространство (мир)сообщительности, докоммуникация (или некоммуникация), протокоммуникация.
Обоснуйте логику последовательности
1.3 - является ли коммуникация только «человеческим» или «социбиологическим» феноменом? Обоснуйте свою точку зрения, приведите примеры (желательно с иллюстрациями).
2. В чем смысл тезиса «коммуникация - не только разговор»?
2.1 – а что в коммуникации может быть еще помимо разговора (письма)?
2.2 – что такое широкая и узкая трактовки коммуникации? Приведите примеры из учебной литературы (из лекции, из материалов интернета).
2.3 – как может быть использовано в рекламе и СО широкая трактовка коммуникации.
3. Почему существуют различные определения коммуникации? Общее исходное определение коммуникации (по презентации к лекции 2)
3.1 – приведите конкретные примеры (2-3) различных определений коммуникации, укажите источник, поясните основания различия этих определений (представителями каких областей знания предлагаются эти определения)
3.2 – Сформулируйте общее исходное определение коммуникации (по презентации к лекции 2)
Поясните, в чем состоит его специфика по сравнению с частными определениями. Почему это определение является исходным в изучении коммуникации?
4. Существенные признаки коммуникации как информационно-смыслового взаимодействия.
4.1 – перечислите и кратко охарактеризуйте (желательно с примерами) существенные признаки коммуникации как информационно-смыслового взаимодействия (по презентации к лекции 2);
4.2 - Являются ли существенные признаки коммуникации неизменными? Ответьте на вопрос, обоснуйте свою точку зрения.
5. Основные подходы к изучению коммуникации (обыденный, универсальный и культурно-исторический).
5.1 – поясните, в чем состоит смысл обыденного подхода к изучению коммуникации? Приведите примеры проявления этого подхода в жизни и профессиональной деятельности. Плюсы и минусы.
5.2 – поясните, в чем состоит смысл универсального подхода к изучению коммуникации? Приведите примеры проявления этого подхода в жизни и профессиональной деятельности. Плюсы и минусы.
5.3 – поясните, в чем состоит смысл культурно-исторического подхода к изучению коммуникации? Что такое парадигмальная динамика в трактовке коммуникации? Приведите примеры проявления этого подхода в жизни и в профессиональной деятельности.
Часть 2.
Учебные вопросы
1. Технико-технологическая база коммуникаций.
1.1 - почему важно изучать техническую базу социальных коммуникаций.
1.2 – основные этапы в развитии ТТБ коммуникаций. Могут ли быть предложены другие основания для классификации? Предложите варианты.
1.3 – назовите и кратко охарактеризуйте аналитические параметры рассмотрения этапов в развитии ТТБ коммуникации. Можно ли этот список изменить или дополнить?
2. Содержание технико-технологической базы развития коммуникации в различные эпохи и исторические периоды (по выбору студентов), всего получается четыре этапа (периода), соответственно, могут быть четыре выступления:
2.1 - необходимо составить и продемонстрировать таблицу содержания ТТБ того или иного этапа (периода). Примерная форма:
строка – название и хронологические рамки этапа (периода)
столбцы – параметры анализа содержания ТТБ (по презентации к лекции 3). Здесь указать (просто назвать ключевые примеры и по возможности ключевые исторические личности);
Примечание. Составление таких таблиц может быть также письменным заданием, если файл (текст) будет правильно оформлен.
2.2 – могут быть подготовлены сообщения (обязательно с иллюстрациями и визуальным рядом, опорой на материал интернета) об отдельных технических изобретениях, важных для становления и развития коммуникации. Например, телефон, радио, телевидение, железные дороги, авиатранспорт, сотовая связи и многое другое…
3. Что такое общие культурные предпосылки изучения коммуникации.
4. Кратко охарактеризуйте (название, основная идея, автор) научные концепции, которые стали социокультурными предпосылками становления коммуникации как социальной технологии.
5. В чем специфика коммуникативного отношения к реальности? Есть ли будущее у коммуникативной картины мира?
Форма проведения занятия: обсуждение подготовленных выступлений (презентаций) по учебным вопросам. Выступления в он-лайн режиме, на платформе Zoom. Устное выступление (3-5 мин). Желательно сопровождать выступление визуальной демонстрацией (фото, картинки, рисунки и схемы, видео).
Если нет устного выступления, то можно подготовить краткую письменную работу (2-3 стр. не более!). См. прилагаемый файл – правила оформления работы.
Тема работы: один из вопросов семинара (по выбору студентов).
Максимально возможная оценка только за письменную работу (без выступления) – не более 7 баллов (из 10).
Письменные задания оформляются в соответствие с образцом (см. файл).
Срок сдачи заданий – 22.04, среда. До 17.00.
Задания присылаются сначала на почту старосты учебной группы, а потом – староста группы отправляет файлы на почту преподавателя. Архивировать файлы не надо.
Формат имени файла задания – sem 2-Иванов (sem 2-Иванов -1, sem 2-Ивано -2, если несколько файлов).
Файлы должны быть в формате Word – *.doc, *.docx