Тип. Мин-ва культуры СССР




ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО

ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТАНЦУЕМ РОК-Н-РОЛЛ

Алексей Голев

Москва 1988


Методические рекомендации "Танцуем рок-н-ролл" - М.

ВНМЦ НТ и КПР МК СССР. 1988. 47 с.

Рецензенты: Автор: А.Н.Шульгина, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор кафедры хореографии ГИТИСа им. Луначарского, художественный руководитель ансамбля бального танца Росконцерта.     А.Б.Голев, лауреат международного конкурса, танцовщик, хореограф, основатель первого клуба акробатического рок-н-ролла в СССР.

 

 


Министерство культуры CСCP

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО

ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТАНЦУЕМ РОК-Н-РОЛЛ

Методические рекомендации

Москва 1988

В хореографической самодеятельности коллективы спортивного, ритмического, современного танца занимают всё более значительное место. Особенной популярностью сегодня пользуются такие танцы, как рок-н-ролл и брейк, тяготеющие к спортивной акробатике, и к танцу.

Возрастающий интерес к рок-н-роллу обусловлен как возрождением его музыкального ритма, так и подвижностью, спортивностью самого танца, восполняющим пробелы гиподинамии.

Рок-н-ролл привлекает к себе новых поклонников зрелищностью своих конкурсных вариантов и, одновременно, доступностью основных элементов и соединений, дающих возможность овладения своеобразной пластикой.

Предлагаемые методические рекомендации по изучению рок-н-ролла предназначены для широкого круга людей. Их могут использовать методисты-хореографы, педагоги, тренеры, руководители хореографических коллективов, секций, клубов, а также начинающие танцоры-любители.

Автор - лауреат международного конкурса, хореограф, руководитель Московского рок-н-ролл клуба А.Б. Голев - опирался при их написании на существующие международные пособия, собственный богатый опыт исполнительской и педагогической деятельности. Учет специфических особенностей, возникающих в процессе обучения и исполнения танца, делает работу особенно полезной.

Т.В.Пуртова

© Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и

культурно-просветительной работы, 1988 г.


ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РОК-Н-РОЛЛА

Рок-н-ролл как музыкальная структура возник из трех больших музыкальных направлений: щуфле-ритм, который принес джаз, кантри-вестерн - западный стиль и ритм-блюз - музыкальный стиль южных штатов США. Поначалу рок-н-ролл являлся танцем-монологом, особенно у танцоров - выходцев из Африки и Азии. Впоследствии его стали танцевать в линию и в колонну друг за другом. Этот рок-н-ролл был похож на популярный в 60-х гг. танец - летку-еньку. В 40-х - 50-х г. стиль танца рок-н-ролл стал претерпевать существенные изменения, он становится танцем-диалогом, танцем-общением двух партнеров - мужчины и дамы; происходит формирование рок-н-ролла как парного танца. Конец 50-х и начало 60-х гг. принесли с собой мощную волну разнообразной поп-музыки, но в середине 60-х несколько европейских стран: Швейцария, ФРГ, Франция, Италия возродили в мире былой интерес к танцу рок-н-ролл. С этого времени и до сегодняшнего дня рок-н-ролл переживает свое второе рождение. Рок-н-ролл широко развит в европейских социалистических странах. Он становится массовый танцем и привлекает в свои ряды людей самого разного возраста.

Практика проведения в различных странах национальных и международных турниров показала, что рок-н-ролл собирает многочисленную и широкую по возрастному и социальному составу аудиторию.

Благодаря зрелищности и праздничности рок-н-ролла каждый его конкурс становится концертом, массовым мероприятием, играя значительную роль в организации досуга, в дальнейшем физическом и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Рок-н-ролл не требует специальных залов, для занятий им пригоден любой спортивный или актовый зал с полом, покрытым досками, паркетом, линолеумом.

В методических рекомендациях мы предлагаем материал хобби рок-н-ролла для начинающих и совершенствующих своё мастерство танцоров, а также базовые понятия конкурсного спортивного рок-н-ролла и советы педагогам.


 

ХОББИ РОК-Н-РОЛЛ

Основные понятия

Хобби рок-н-ролл - это название, которое подразумевает занятие рок-н-роллом как частью танца, которым занимаются ради удовольствия, как хобби. В конкурсном рок-н-ролле, наоборот, представлена чисто спортивная сторона.

Все танцевальные фигуры исполняются на любых, пригодных для этого площадках (танцплощадках, дискотеках).

При исполнении полу акробатических или акробатических фигур следует обратить внимание на два момента:

1. Пара должна быть станцована;

2.Фигура - выполняться только там, где для этого существует достаточно места.

Правильно и быстро рок-н-роллу можно научиться только под руководством педагога.

Изучение описываемых фигур рекомендуется проводить сначала без музыки, потом под музыку в медленном темпе и, наконец, в быстром темпе. Установленный педагогом порядок фигур должен строго соблюдаться. Только при абсолютном овладении основами базовой техники рок-н-ролла танцорам можно переходить к самостоятельной импровизации – индивидуальному составлению отдельных композиций из разученных и придуманных фигур.

Танцевальные позиции

1. Закрытая позиция. Партнеры стоят лицом друг к другу, на расстоянии 15-25 см, правая рука партнера лежит на середине талии дамы, левая рука дамы свободно лежит на правом плече партнера. Левая рука партнера и правая рука дамы соединены взамок на уровне плеча дамы. Замок находится на одинаковом расстоянии от корпусов партнеров. (Рис.1).

2. Позиция променада. Отличается от закрытой позиции (друг против друга) тем, что партнеры развернуты к соединенным рукам относительно предыдущей позиции на 45° (направление взгляда между плечом и замком). (Рис.2).

3. Открытая позиция с контактом в одной руке - партнеры стоят анфас по отношению друг к другу на расстоянии вытянутых соединенных рук, положение корпуса и бедер ровное, в ногах - три линии: первую образует левая нога партнера, вторую - правые ноги партнеров и третью - левая нога дамы (бросок левой ногой партнера идет мимо правой ноги дамы, бросок правой ногой партнера идет в направлении правой ноги дамы; у дамы - то же самое). (Рис.3).

4. Открытая позиция с контактом в двух руках, а также руки скрестно. Открытая позиция с контактом в двух руках отличается от предыдущей только контактом в двух руках. Позиция "руки скрестно" отличается от предыдущей тем, что в ней партнер левой рукой держит левую руку дамы, а правой - правую, тогда как в позиции с контактом в двух руках соединенные руки партнеров образуют две параллельные линии. /Рис.4 и 5/.

5. Теневая позиция /друг за другом/ - то же, что открытая позиция с контактом в одной руке, только дама стоит за спиной партнера. (Рис.6)

6. Позиция с опорой на бедро - партнеры стоят рядом в одном ракурсе, левой рукой на уровне талии дамы партнер снизу за кисть держит левую руку дамы, а правая рука партнера с правой кистью дамы "в замке" лежит у нее за спиной на ее правомбедре. Дама стоит чуть впереди. (Рис.7).

7. Позиция с опорой на плечо партнера - дама стоит чуть сзади партнера, положив левую руку на правое плечо партнера, левая рука партнера свободна, правой рукой он держит правую руку дамы за кисть на уровне ее талии.

Ведение в паре

Ведение в паре - задача партнера. Чтобы можно было хорошо руководить дамой, партнер ведет ее длинными мягкими, тянущими движениями. Руки партнеров все время находятся как бы в противодавлении, для того, чтобы движение руки как можно быстрее передавалось корпусу. В рок-н-ролле партнер - импровизатор всего танца, дама же импровизирует в определенных пределах, восновном она подчиняется партнеру.

Эмоциональный характер танца

Эмоциональный характер рок-н-ролла сродни характеру русских переплясов. Он отличается своей зажигательностью, куражом; техническая сложность танцевания как бы подстегивает эмоции спортсменов, привносит в их программы радость и удаль. Желание исполнить свой танец веселее, задорнее, технически сложнее соперника - характерная особенность исполнения рок-н-ролла. Танец - это радость, веселье, а трюк - шутка, пик удальства. Акробатика не является самоцелью в рок-н-ролле, она - его украшение, его кульминация.

Костюм

В хобби рок-н-ролле одежда не играет существенной роли, если в танце нет акробатики, если же она есть, то необходима спортивная одежда: для дамы - купальник (можно с короткой юбкой), для партнера - комбинезон или брюки с рубашкой. Обувь - гимнастические чешки или мягкие тренировочные спортивные тапочки.

Техника основного хода

Основной шаг-ход - ритмическая интерпретация музыки. При танке рок-н-ролл говорят о различной технике основного хода: о 4-х, 6-ти, 7-ми, или 8-частных основных ходах.

Первоначально танец рок-н-ролл состоял из 4-частного основного хода, называемого также сингл-тайм. Из него потом развился распространенный ныне 6-частный основной ход (дабл-тайм). В определенной форме- 6-частный основной ход также известен как буги.

8-частный основной ход (трипл-тайм) сегодня танцуют как джайв на всех турнирах бальных танцев, как пятый латиноамериканский танец.

7-частный основной ход - самая трудная форма танца рок-н-ролла. Он называется также прыжковым и требует очень много сил и выносливости.

При хобби рок-н-ролле мы ограничиваемся двумя распространенными 6-ти и 7-частными основными ходами.

Из опыта подготовки начинающих танцоров видно, что вначале с ними следует разучивать 6-частный основной ход, а на его основе разучивать все базовые фигуры и комбинации. После овладения 6-частным основным ходом, когда у исполнителей достаточно развито чувство ритма, следует переходить к изучению 7-частного основного хода. При таком порядке изучения материала легко перестраиваться с 6-частного на 7-частный основной ход, так как все танцевальные фигуры в нем исполняются в тот же промежуток времени, что и при 6-частном основном ходе.

В музыке рок-н-ролла -4-дольный такт, а для исполнения основного хода требуется полтора такта. При 6-частном (также называемом 6-дольном) основном ходе на каждый тактовый удар в танце делается один акцент, при 7-частном основном ходе второй тактовый акцент делится на две части (синкопа), и таким образом из 6-ти частей получается 7. Оба описанных основных хода сравниваются на основе счетного способа, так что можно увидеть, что танцор исполняет 6-ти и 7-частный основной ход. Возможны также другие комбинации основного хода (см. главы "Конкурсный рок-н-ролл", "Основная техника танцевания в конкурсном рок-н-ролле").

Шестичастный основной ход

(Дабл-тайм)

На этом ходе строятся все фигуры хобби рок-н-ролла. Этим 6-частным основным ходом следует овладеть каждому танцору рок-н-ролла.

Способ счета Ритм Партнер Дама
1. I (назад) 1/4 Левая нога вверх и шаг на полстопы назад Правая нога вверх и шаг на полстопы назад
2. 2 (на месте) 1/4 Подъем правой ноги и шаг на месте. Центр тяжести на правой ноге Подъем левой ноги и шаг на месте, центр тяжести на левой ноге
3. 3 (бросок) 1/4 Бросок левой ногой Бросок правой ногой
4. 4 (на месте) 1/4 Центр тяжести на левой ноге Центр тяжести на правой ноге
5. 5 (бросок) 1/4 Бросок правой ногой Бросок левой ногой
6. 6 (на месте) 1/4 Центр тяжести на правой ноге Центр тяжести на левой ноге

Дополнение

При 6-частном основном ходе на каждый акцент (1/4) исполняется один шаг или бросок. Шаг назад делается очень маленький, на полстопы позади опорной ноги. Перед каждым шагом или броском свободная нога на "и" поднимается вверх, вдоль опорной ноги (пятка свободной ноги поднимается не выше, чем до колена опорной ноги). При постановке ноги на пол стопа опускается на пальцы, как бы перекатывается до пятки. Подъем ноги происходит в обратном порядке - первой поднимается пятка и далее стопа перекатывается наверх через пальцы. Таким образом, при подъеме стопа как бы скользит вверх, вдоль опорной ноги. В момент броска нога опускается вперед и вниз (10-15 см от пола) иакцентировано возвращается в ту жe точку, из которой шел бросок. Акцент в броске делается на возврате, но в момент броска обе ноги выпрямляются полностью. Акцент на шаге делается не стопой в пол, а резким выпрямлением колена.

 

Семичастный основной ход -

конкурсный (прыжковый)

7-частный основной ход - собственно конкурсный ход. Техника броска в нем остается такой же, как и в хобби ходе. Основное отличие конкурсного хода от хобби хода заключается в том, что перед броском танцор поднимается на опорной ноге, в момент броска опускается на ней, и на возврате ноги поднимается на опорной вновь.

7-частным ход становится и потому, что в него добавляется еще одно движение - бросок, который вместе с первым шагом и образует синкопу. С этого броска и начинается основной ход. Идя удобства обучения мы начинаем его из-за такта на "пять", чтобы основные броски на "раз" и на "три" соответствовали первой и третьей музыкальным долям. Такой способ удобен при обучении.

Способ счета Ритм Партнер Дама
"и" 1/16 Подъем на ПН; ЛН наверх вдоль ПН Подъем на ЛН; ПН наверх вдоль ЛН
"пять" 3/16 ЛН кик и опускание на ПН; ЛН возврат и подъем на ПН ПН кик и опускание на ЛН; ПН возврат и подъем на ЛН
"и" 1/16 ЛН на полстопы назад и вниз (для постановки на пол): касание пола: ПС движется на пальцы ПН на полстопы назад и вниз (для постановки на пол): касание пола; ЛС движется на пальцы
  2/16 Перенос веса на ЛН, ПС переходит на пальцы и поднимается немного вверх Перенос веса на ПН, ЛС переходит на пальцы и поднимается немного вверх
"шесть" 1/16 ПН - активный стэп ЛН - активный стэп
"и" 1/16 Подъем на ПН; ЛН вдоль ПН вверх (подготовка к броску) Подъем на ЛК; ПН вдоль ЛН вверх (подготовка к броску)
"раз" 2/16 Опускание на ПН; ЛН кик вперед и вниз; ЛН к ПН возврат в положение перед броском Опускание на ЛН; ПН кик вперед и вниз; ПН и ЛН возврат в положение перед броском
  1/16 Акцент в этом положении Акцент в этом положении
"и" 1/16 Опускание на ПН, ЛН- вниз (для постановки на пол) Опускание на ЛН, ПН - вниз (для постановки на пол)
"два" 3/16 ЛН- стэп ПН - стэп
"и" 1/16 Подъем на ЛН, ПН вдоль ЛН вверх (подготовка к броску) Подъем на ПН, ЛН вдоль ПН вверх (подготовка к броску)
"три" 2/16 Опускание на ЛН; ПН кик вперед и вниз; ПН и ЛН возврат в положение перед броском Опускание на ПН, ЛН кик вперед и вниз; ЛН и ПН возврат в положение перед броском
Способ счета Ритм Партнер Дама
       
  1/16 Акцент в этом положении Акцент в этом положении
"и" 1/16 Опускание на ЛН, ПК - вниз (для постановки на пол) Опускание на ПН, ЛН - вниз (для постановки на пол)
"четыре" 3/16 ПН - стэп ЛН - стэп

Примечание: схема основного хода дана в движении на месте, без продвижения вперед или назад.

"Кик " - бросок;

"И" - начало движения из-за такта или из-за основной доли, при определенном способе счета употребляется как промежуточная доля;

"Стэп"- шаг ногой (с весом);

"ПН"- правая нога;

"ПС"- правая стопа;

"ЛН" - левая нога;

"ЛС" - левая стопа.

Части хода с 1по 5 ("и пять и шесть") образуют как комбинацию - "кик бол ченч".

"Бол ченч" - перенос веса с одной ноги на другую, похожий на откатывание мяча стопой назад в футболе.

Разделение по ритмическим акцентам делается произвольно, но только в этих пределах. Подъем на опорной ноге почти не отражается на общем подъеме корпуса.

ПРОСТЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИГУРЫ

Следующие описанные танцевальные фигуры считаются простыми, потому что они выполняются на протяжении одного основного хода (хобби или конкурсного). Внутри они ограничиваются 6 (7)-движениями. Кроме того, при хорошем ведении партнером эти фигуры можно танцевать с дамой без предварительного станцовывания. Эти элементарные фигуры встречаются в любой танцевальной последовательности. Они также используются для введения в обучение сложных танцевальных фигур.

Смена мест

"Смена мест" означает фигуры, при которых партнеры меняются местами с поворотом на 180°. Кроме нижеописанных четырех базовых фигур, существует большое количество производных вариантов смены мест.

1. Верхняя смена

Исходная позиция - открытая, с контактом в левой руке партнера и правой руке дамы. Партнеры меняются местами не разъединяя рук, при этом партнер делает полповорота вправо вокруг дамы, на ее место, а дама влево на место партнера, и их соединенные руки проносятся над головой дамы, в результате они оказываются в исходной позиции.

2. Нижняя смена

а) Исходная позиция - та же, что и при верхней смене. В этой фигуре партнеры также меняются местами, только партнер делает полповорота влево, ведя даму вокруг себя, а дама полповорота вправо. Левая рука партнера и правая рука дамы скользят по талии партнера. Партнер, выполнив полповорота, отпускает руку дамы и принимает ее в открытой позиции. Во время выполнения этой фигуры правая рука партнера проходит над сцепленными руками партнеров.

Конец фигуры - исходная позиция.

б) Вместе с вышеописанной нижней сменой существует ее более ранний архаичный вариант. В этом варианте фигура исполняется точно также, с той разницей, что при исполнении поворота партнер передает руку дамы из своей левой в правую у себя за спиной и, повернувшись, опять принимает ее левой рукой.

3. Ворота

Исходная позиция - открытая, с контактом в левой руке партнера и правой руке дамы. В этой смене мест выполняются те же движения, что и в первом варианте нижней смены, только партнер проносит соединенные руки над своей головой, как бы проходя с полповорота влево под аркой, образуемой руками партнеров.

Конец фигуры - исходная позиция. (Рис. 8, 9, 10).

4. Двойные ворота

Исходная позиция - та же, что и в предыдущей фигуре. Партнеры меняются местами не разъединяя рук, при этом дама проходит справа от партнера, выполняя полповорота влево под соединенными руками. После этого партнер проходит под этой же аркой, выполняя полповорота влево.

Конец фигуры - исходная позиция.

Сольные вращения на месте

Существует несколько вариантов вращений. И партнер, и дама могут вращаться на месте влево и вправо. Все вращения выполняются на протяжение одного основного хода с контактом или без контакта в соединенных руках.

Вращение вправо легко выполнять, если центр тяжести на правой ноге, а вращение влево, - если центр тяжести на левой ноге; при этом обычно дама выполняет вращение вправо на "и 2" (см. описание конкурсного хода), и влево на "и 6". Для партнера все наоборот.

1. Америкэн спин

Исходная позиция: открытая, с контактом в правой руке дамы и левой или правой руке партнера. Партнер танцует на месте основной ход, вращая даму. Дама выполняет вращение вправо на 360 градусов, при этом соединенные руки проходят у нее над головой.

Конец фигуры: исходная позиция. (Рис. 11, 12, 13).

2. Вращение дамы влево

Исходная позиция - та жe, что и при "америкэн спин".

Партнер танцует на месте основной ход, вращая даму. Она выполняет вращение на 360 градусов влево, при этом соединенные руки проходят у нее над головой.

Конец фигуры - исходная позиция.

3. Соло дамы

Исходная позиция открытая, с контактом в одноименных руках. Эта фигура отличается от "америкэн спин" или "вращения дамы влево" только тем, что партнер дает даме темп на вращение, а само вращение выполняется без контакта. На "3" или "4" (см. описание конкурсного хода) дама подает правую руку партнеру, которую он принимает левой рукой.

Конец фигуры - открытая позиция с контактом в левой руке партнера и правой - дамы.

4. Соло партнера

Исходная позиция открытая, с контактом в правой руке дамы и левой или правой руке партнера. Дама выполняет основной ход на месте. Партнер вращается влево дли вправо, оставляя руку дамы в момент начала вращения на 360 градусов на месте, и принимая ее левой рукой на "3" или "4" (см. описание конкурсного хода).

Конец фигуры - открытая позиция с контактом в левой руке партнера и правой руке - дамы.

5. Двойное соло (одновременное вращение партнера и дамы).

Исходная позиция открытая, с контактом в правой руке дамы и левой или правой руке партнера. Выполняя начало основного хода, партнер на "и 2" (см. описание основного хода) дает темп даме на вращение вправо, при этом он вращается влево. Вращения проходят без контакта. Соло дамы и партнера являются зеркально отраженными.

Конец фигуры - открытая позиция с контактом в левой руке партнера и правой руке дамы. (Рис. 14, 15, 16, 17).

Эта фигура может также выполняться и из других позиций, например, из "теневой". При этом партнер должен на "5 и 6" (см. описание конкурсного хода) сделать полповорота вправо к даме, и из этой позиции они могут выполнять двойное соло.

Все вышеописанные вращения, как сольные, так и двойные, с контактом и без, являются исполнением основного хода в процессе поворота на 360 градусов. При этом бросок свободной ногой, который должен последовать после начала поворота, может быть выполнен, а может быть заменен поджимом свободной ноги на тот же ритмический размер.

СЛОЖНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИГУРЫ

Эти фигуры называются сложными, потому что: их трудно разучивать; есть небольшие отклонения от 6-ти, 7-частного основного хода.

Чтобы танцевать эти фигуры, недостаточно просто хорошего руководства в паре, партнеры должны выучить свои шаги.

1. Флирт

Исходная позиция друг против друга, руки скрестно, партнер и дама танцуют полностью основной ход. Оба партнера на 1-мшаге сходятся, на 2-мрасходятся. Чтобы не мешать, партнер делает свой бросок немного в сторону, а она - между ногами партнера.

Конец фигуры - открытая позиция, двойной контакт в руках.

Ведение - соединенные руки через крест проносятся над головой партнера и опускаются за головой на плечи. Руки дамы скатываются по предплечьям партнера в кисти - двойной контакт в руках. (Рис. 18 - 22).

2. Брезель (крендель)

Эта фигура названа по похожему на крендель соединению рук. Исходная позиция - открытая позиция, двойной контакт в руках.

Ведение - соединенные руки при движении партнеров друг к другу (с поворотом каждого из них влево на 90°) проносятся над головой и опускаются за голову, далее партнёры расходятся в стороны, находясь в одной линии, но в прямо противоположных ракурсах, при этом правые руки партнеров, переплетаясь, скользят в положение рукопожатия.

Конец фигуры - позиция партнеров - в линию, правые руки соединены, ракурсы противоположные. (Рис.23 -27).


3. Уиндмил

При этой фигуре оба партнера в положении друг против друга и с двойным контактом в широко расставленных руках делают полповорота влево, находясь на расстоянии не более полуметра друг от друга. Также поворот может исполняться и вправо, и может быть полным (на 360°).

Исходное положение - друг против друга, двойной контакт в руках, широко расставленных, расстояние между партнерами не более полуметра (условное название такой позиции - "корзиночка").

Ведение - партнер активно поворачивает даму, при этом дама в течение всего поворота старается сохранить по отношению к партнеру исходное положение корпуса, только голова повернута в направлении движения.

Конец фигуры - положение то же, что и в исходной позиции.

4. Тоу-хил(пятка-носок)

Эта фигура так называется потому, что акцент делается то на носок, то на пятку в пол (на 1 и 3 - на носок, на 2 - на пятку).

Исходная позиция - "корзиночка" или простая открытая позиция с контактом в двух руках. Также может использоваться позиция в линию, при этом партнер и дама находятся в одном ракурсе. (Рис. 28-33).

5. Многоножка

При этой фигуре партнеры стоят друг за другом, подпрыгивают на одноименных ногах и броски выполняют также одноименными ногами.

Исходная позиция - партнер стоит позади дамы и держит ее за запястья скрешенных перед дамой рук (возможны иные позиции рук: партнер держит даму под локти рук, открытых во второй хореографической позиции, партнер держит руки на талии дамы).

Ведение: фигура исполняется на месте, без продвижения и изменения ракурсов. (Рис. 34 - 38).

6. Шибетюр (раздвижная дверь)

Это сложная фигура, которая составляется из четырех отдельных фигур.

I часть - партнер ведет даму в позицию с опорой на бедро справа от себя. (Рис. 39, 40).

II часть - партнер ведет даму со cвоей правой стороны на левую, причем остается контакт в двух руках. В конце второй части левые руки партнеров находятся у левого плеча дамы, а правые руки - на уровне талии партнера, ракурсы одинаковые. (Рис. 41, 42, 43).

III часть - партнер освобождает правую руку дамы и левой рукой вводит ее в полповорота влево на месте. Далее, не разнимая рук, партнер делает полповорота вправо под соединенными левыми руками. Таким образом партнеры оказываются в исходной позиции (с опорой на бедро), только в противоположных ракурсах (пройдя поворот на 180°). (Рис. 44 - 47).

IV часть - партнер выводит даму в открытую позицию (прямо или с поворотом влево или вправо на 90°).

Конец фигуры - открытая позиция друг против друга с любымположением соединенных рук (одной или двух). (Рис. 48. 49, 50).

Иногда фигура /без IV части/ исполняется два раза подряд.

Дополнение

Все сложные фигуры сначала рекомендуется изучить только в руках, без применения основного хода. Контакт в руках упругий, но мягкий, кисти не должны завязываться в узел (они скользят внутри друг друга).


ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Любая акробатика должна предусматривать профилактику травматизма. Перед началом занятий следует хорошенько размять и разогреть мышцы. Самым простым способом для этого является танцевание рок-н-ролла в течение 8-10 минут без акробатики. Разминка мышц достигается движением и расслаблением всех важнейших мышц тела. Разминку следует проводить сверху вниз. Перед началом занятий акробатикой в рок-н-ролле рекомендуется выполнить в паре несколько гимнастических упражнений. Это необходимо, чтобы привыкнуть к партнеру, свободно держать равновесие.

ПОЛУАКРОБАТИКА

Полуакробатические и акробатические фигуры возникают из танца и вновь вливаются в него. Поклонники рок-н-ролла часто делают ошибку, увлекаясь зрелищностью акробатики. Например, переворот, очень легко разучивается, но его сравнительно сложно вставить в танец.

Полуакробатика - это составная часть акробатики. Под ней понимают в основном простые фигуры с зависанием (поддержки). В начальной стадии танцоры должны заниматься этими фигурами. Все простые фигуры требуют такой же предельной концентрации внимания партнеров, как и сложные акробатические фигуры. Редкий в рок-н-ролле травматизм возникает именно вследствие невнимательности партнеров. Вместе с тем, в каждой акробатической фигуре есть технические моменты, гарантирующие безопасность ее исполнения.

Основной предпосылкой чисто исполненной акробатики является гармония в паре, синхронный вход в фигуру, уверенное руководство партнера (но без закрепощения), общее собранное состояние танцоров.

Основной принцип подготовки танцоров к исполнению программы - основательная разминка без перегрузки мышц.

Серьезное внимание следует уделять тренировке выносливости. Желающие исполнять сложные акробатические комбинации, должны следить не только за своим здоровьем, но и за здоровьем партнера или партнерши.

Для разучивания сложных акробатических фигур необходим страхующий.

ПОЛУАКРОБАТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

1. Лассо

Исходная позиция - позиция променада, но партнер держит даму правой рукой под левым плечом.

Ведение - дама делает прыжок вверх с поворотом влево, лицом к партнеру, поджав ноги, опираясь на него правой и левой рукой. Партнер поднимает даму на высоту вытянутой правой руки, используя темп движения дамы.

Конец фигуры - открытая позиция друг против друга, контакт в левой руке у партнера и правой у дамы.

2. По-лассо (хокке)

Исходная позиция - дама стоит слева от партнера, правая рука партнера и правая рука дамы соединены (крол),"замок" лежит на правом плече партнера. Левой рукой партнер держит даму под правое бедро.

Ведение - дама прыгает вверх с поворотом направо лицом к партнеру, стараясь перенести вес на правую руку, при этом поднимая бедра и подтягивая вверх колени (ноги соединены). Партнер поддерживает прыжок дамы левой рукой под правое бедро и, используя ее темп и инерцию, переносит даму направо от себя. Свою правую руку он прокосит над головой, когда дама находится в крайней верхней точке исполняемой фигуры.

Конец фигуры - открытая позиция друг против друга, правые руки партнеров соединены.

3. Сед на коленях

а) простой сед на коленях

Исходная позиция - дама справа от партнера в позиции променада (правая рука партнера на талии дамы справа).

Ведение - дама делает короткий прыжок, поджав под себя ноги, на правое колено партнера, партнер поддерживает прыток дамы и в течение двух долей фиксирует положение дамы у себя на колене, после чего ставит ее на пол в исходную позицию или в открытую позицию перед собой (контакт в одной руке);

б) двойной сед на коленях

Первая часть фигуры - как при простом седе на колене с выходом в открытую позицию (при этом правая рука партнера остается на талии дамы).

Вторая часть фигуры заключается в том, что партнерша повторяет предыдущий сед, только прыгает при этом на колено партнеру другим боком (сначала левым, потом правым). Между прыжками танцевание отсутствует. Приземление после первого прыжка одновременно является толчком для второго.

Конец фигуры - открытая позиция друг против друга, контакт в одной руке.

4.Проезд под ногами

Исходная позиция - контакт в двух руках, кисти соединены в запястьях.

Ведение - дама садится на корточки, партнер проносит правую ногу над головой партнерши, при этом делая поворот влево на 90°. После поворота партнер вытаскивает даму из-под ног. Дама слегка отклоняется назад и протаскивает себя между ног партнера стопами, ногами, бедрами и корпусом вперед. Положение корпуса собранное. В конце движения дама высоко выпрыгивает, делая полповорота к партнеру.

При выходе из-под ног партнера дама может скользить вперед как двумя, так и одной ногой (другая согнута под собой, являясь толчковой в прыжке).

5. Сед на бедрах

Исходная позиция - открытая позиция друг против друга, дама соединенными руками держит партнера за шею, партнер держит даму двумя руками за талию.

Ведение. I. Дама делает прыжок-сед на левое бедро партнера, ноги держит вместе вытянутыми по диагонали вверх, за корпус партнера.

II. Партнер переводит даму с левого бедра на правое. При переводе ноги дамы остаются вытянутыми.

III. Партнер приподнимает даму, она сгибает ноги в коленях и приземляется в позицию друг против друга.

Конец фигуры - открытая позиция друг против друга.

Возможен еще один вариант этой фигуры - сед на два бедра вразножку (грэче). Эта фигура исполняется как отдельно, там и присоединяется к предыдущей после ее второй части, становясь как бы ее кульминацией.

При переводе дамы с левого бедра на правое и вразножку дама должна переносить вес на плечи партнера, тем самым освобождая бедра. Тогда исполнение фигуры будет технически не сложным и зрелищным.

Иногда первая, вторая части и грэче исполняются как отдельные фигуры.

6. Тот е фрау (тотер мэн)

Эта фигура относится к простейшим и исполняется в нескольких вариантах. Следующее описание дается для "тоте фрау".

Исходная позиция - теневая (дама спиной к партнеру) у обоих ноги вместе. У дамы руки разведены в стороны. Партнер держит рука впереди, в направлении корпуса дамы.

Ведение. I. Партнер делает шаг назад, берет даму двумя руками под плечи, дама прямым корпусом падает назад, руки в стороны.

П. Партнер поднимает даму, ноги вместе; у дамы собранный корпус.

Конец фигуры - исходная позиция.

Вариант первой части: дама падает назад, сгибая одну ногу так, что ее стопа находится на уровне колена прямой ноги; дама падает назад, сгибаясь в талии с акцентом вниз, и, с этим же акцентом, делает батман ногой максимально близко к корпусу.

Варианты второй части: партнер вращает даму, которая дополнительно может выпрыгнуть вверх, делая полповорота вправо или влево в открытую позицию по отношению к партнеру. Таким же образом она делает полный поворот, чтобы повторить фигуру, разнообразя ее другим движением свободной ноги. При прыжковом варианте финала фигуры партнер держит даму в положении сидя так, что она может прыгнуть вверх с вращением или без него, на выходе из фигуры партнер поддерживает даму под плечи.

7. Тарелка

Тарелка представляет одну из эффектнейших полуакробатических фигур. Здесь варьируется только вход и выход из фигуры.

Исходная позиция как в тоте фрау.

I. Партнер: кисти образуют форму лопатки, партнер берет даму под плечи, отпуская ее вниз на прямые руки. Дама: руки разведены в стороны (напряжены), ноги подняты под прямым углом к корпусу.

II. Дама вращает ноги и бедра под ногами партнера параллельно полу. Партнер попеременно переносит вес с ноги на ногу, пронося свободную ногу над вращающимися ногами дамы.

III. В конце третьего вращения партнер приподнимает даму и ставит ее перед собой или слева от себя. Во время подъема дама поджимает ноги под себя и активно ставит их на пол.

Конец фигуры - теневая позиция или позиция рядом в линию (в одном ракурсе).

8. Уинтертур

Фигура может исполняться очень высоко. Как предпосылка для овладения этой фигурой является лассо хобби рок-н-ролла (см. главу "Полу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: