Художественные промыслы России.




15.02.2022

География 9 класс

Художественные промыслы России.

В Центральном районе России получили развитие разнообразные народные промыслы. Для развития промыслов были благоприятные условия: благоприятное географическое положение в центре России, наличие транспортных водных путей, развитие торговли, где можно обменять продукцию на хлеб. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
В настоящее время народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой, расписными платками вышивкой, кружевоплетением,

Вя́тская свисту́нья, Свистопля́ска — так в 1882 году стали называть вятскую ярмарку. В 1882 году «Вятские губернские ведомости» для обозначения праздника использовали как само собой разумеющееся новое название «Свистунья». Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской». Резчики обрабатывают липовые чураки, заготовку сначала вырубают топором, а потом начинается обработка инструментами –стамесками и очень острыми ножами. Самыми традиционными куклами, сделанными в Бого­родском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Матрешка-кукла особенная. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки. Предполагается, что первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

«Жостово». Выписка из книги Андрея Исаева «промыслы московской губернии» 1876 год. Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Некто Коробов устроил в конце 18 века в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищенский район). Еще раньше подобное заведение устроил в Москве Филипп Вешняков. Сын его Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово и устроил здесь свое заведение около 1825 года. Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами здесь выделывались и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, они должны были, при столкновении на выставке в Митаве (1835г.) уступить им пальму первенства. Побежденные производители не упали духом и вместо того, чтобы наполнить рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов. Так появились железные подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Подносы изготовляли в селах и деревнях – Жостово, Троицком, Новосильциве и др. Орнаментальная роспись стала главной темой украшения подносов. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Композиция букета всякий раз исполняется импровизированно. Мастер – живописец по ходу работы связывает изображение цветов, плодов ветками и листьями. Чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. В росписи оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие цветы. По краю поля или на бортах подносов выполняют «золотой» орнамент, графический рисунок, который подчеркивает живописность росписи.

«Гжель». Промысел Гжель, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, является одним из ведущих и древнейших центров производства керамики в России. Так называемый «Гжельский куст» – это 27 деревень, которые природа одарила уникальными залежами глины.
Добыча разных сортов глины велась в этом районе уже в ХVII в. Вплоть до ХVIII в. в Гжели производилась обычная, для того времени, гончарная посуда, кирпич и примитивные игрушки, которые продавались в Москве. Но после обнаружения светлой серой глины в районе деревни Минино возникло новое производство – полуфаянс. Делались из него оригинальные кувшины, квасники и кумганы, а с конца ХІХ в. возник и оригинальный стиль росписи – синий орнамент по белому фону. Гжель – родина русской керамики. Гжельскую посуду отличает единство вещи и ее декора. Все, что рисует кисть художника, становится, синим и голубым, и цветы, и люди, и птицы, и трава. А какая нарядная и праздничная роспись! Гжельские мастера – большие фантазеры. Одни чашки – стройные и высокие, другие - похожи на маленький бочонок, а иные – фигурки фигурные, затейливые и ручки у всех разные. Бело – синие, сине – синие цвета всегда радуют взор человека.

«Хохлома». Этот старинный промысел возник под Нижним Новгородом примерно в ХVII в. и представляет собой эффектную декоративную роспись деревянной мебели, посуды. На золотом фоне изображаются красной и черной (изредка – зеленой или желтой) красками стилизованные ягоды земляники или рябины, ветки, цветы, фантастические птицы, звери и рыбы. Секрет «золота» хохломы-применение алюминиевого покрытия. Техника изготовления подобной росписи достаточно проста: в качестве основы на дерево наносится оловянный порошок серебристого цвета, затем он покрывается специальным составом и после обработки в печи становится медово-золотистым. И уже после наносится задуманным мастером рисунок, при этом сюжеты передаются так же, как и сама техника. Приписывают ее изобретение старообрядцам, укрывавшимся в нижегородских деревнях от гонений. На сегодняшний день промысел процветает; его центров два: г. Семенов и с. Сёмино, в которых размещены несколько фабрик и предприятие, объединяющее местных мастеров.
Городецкая роспись. Родившись в 30 км. от Хохломы, городецкая роспись выбрала свою дорогу. Если у хохломы главными были 4 цвета, то городецкие мастера использовали все цвета красок. Постепенно городецкая роспись перешла с прялок на чаши, солонки, разделочные доски, игрушки и даже мебель. В настоящее время существует фабрика «Городецкая роспись», которая выпускает сувениры.

Палех – центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов. Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся - это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растёртым в порошок и смешанным с клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка - настоящая драгоценность. Главные сюжеты палехской росписи - русские сказки и былины. Особенно любимы мастерами сказки Пушкина, ведь здесь есть где разгуляться фантазии художника.

Дымковская игрушка. Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.

Павло-Посадские платки. Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляют прекрасные платки и шали, которые пользуются спросом как у нас, так и за рубежом.

Вологодские кружева. Ещё одно народное искусство появилось в России в 17 веке. Это кружева. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре Первом ношение кружев было предписано как обязательное для дворянско-помещичьей верхушки. В наше время большей известностью и популярностью пользуются вологодские кружева. В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки. Вологодское объединение так и называется «Снежинка». В северных районах России вышивали узоры, на которых изображали животных, птиц, людей. Для средней полосы более характерны геометрические формы. А для южной России - обилие цветов.

Домашнее задание.

В рабочей тетради выполнить задания:

1.Заполнить в тетрадях таблицу (кратко):

Название промысла Географическое положение Художественные особенности  
       

2.Почему именно в Центральном районе получили распространение народные промыслы?

3. В чем секрет «золота» хохломы?

4.Что является символом России?

5.Какие два цвета присутствуют в гжельской росписи?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: